А.Лапин "РА"

Глава 13. Толтеки.

По современным археологическим данным племена толтеков, или, как их еще называют толтеков-чичимеков (чичимек - слово, которое можно перевести с языка индейцев языковой группы нахуа как варвар), появились в долине Мехико приблизительно в IX в. н.э. Как предполагается, они пришли с севера в результате миграционных процессов потрясавших территорию Мезоамерики на всем протяжении ее существования. Сама возможность их появления в долине Мехико была обусловлена тем, что ко времени их прихода великая цивилизация Теотихуакана находилась на последней стадии упадка. Таким образом, подчинив местные племена воинственные "северные варвары" американского континента смогли создать вторую после теотихуаканской цивилизацию Центральной Мексики, став ее естественными преемниками.

Постепенно толтеки, которые первоначально были охотниками и собирателями, превращались в оседлых земледельцев- общинников. Они выращивали кукурузу, хлопок, бобы, перец и другие, известные в долине Мехико, растения. Основу сельского хозяйства толтеков составляли ирригационная система земледелия и плавучие огороды-чинампы, что позволяло им получать высокие урожаи. Значительное место в толтекской экономике занимали ремесленные производства и торговля. Толтеки были искусными строителями - они строили свои дворцы и храмы-пирамиды из камня, скрепленного известковым раствором. Высокого уровня достигли производство керамики и изготовление тканей из хлопка. На рубеже I и II-ого тыс. н.э. в Мезоамерике начинает развиваться металлургия меди и бронзы. Первыми металлургами Мексики были толтекские ремесленники. Они знали секреты изготовления металлических предметов из самородной меди и золота. Основную часть изделий древних мексиканских металлургов составляли украшения, предметы утилитарного назначения, оружие и орудия для обработки земли из металла почти не применялись. Основным фактором повышения производительности труда в сельском хозяйстве толтеков было выведение все более урожайных сортов растений, а не совершенствование орудий труда. Такое ограничение сферы применения изделий из металла значительно замедлило развитие новой отрасли хозяйства.

Об истории, общественном строе и политической структуре толтекского общества известно очень мало. Вероятно, на вершине власти находился военный и политический вождь - правитель столицы толтеков Тулы (Толлана). История сохранила имена девяти верховных правителей толтеков - Чалчиутланецин, Иштлилкуэчаауак, Уэцин, Тотенеу, Накошок, Митл-Тлакомиуа, царица Шиуикеницин, Истаккалцин, Топильцин. Второе по значимости место в толтекском обществе занимали жрецы. В хронике Иштлилшочитла упоминается жрец-астролог Уэмак, который был предводителем толтеков при основании Толлана и оставил им книгу пророчеств. Толтекские правители вели активную экспансионистскую политику, постоянно расширяя подвластную им территорию. В конце X в. н.э. они вторглись на территории юкатанских майя, и быстро сломив плохо организованное сопротивление разрозненных майяских городов-государств, установили над ними свое господство, которое продолжалось несколько веков. Согласно хронике Иштлилшочитла особенно активный период толтекских завоеваний приходился на время правления шестого (Митл-Тлакомиу), и восьмого (Истаккалцин) правителей. Одновременно с ростом военной экспансии толтеков происходило усиление культа кровавого бога войны Уицилопочтли.

Рис.1.13.1. «Пирамида Утренней звезды».

Рис.1.13.2. «Атланты».

Археологические поиски легендарной столицы толтеков - Тулы (Толлана) начались в конце XIX в. Но только в 1940 г. при выборе одного из множества вариантов дальнейших поисков толтекской столицы взор археологов обратился на провинциальный городок, расположенный в штате Идальго - Тулу-де-Альенде. В течение всего лишь одного сезона раскопок археологами были обнаружены обширные руины древнего города - в нескольких сотнях метров от центра нынешней Тулы. Количество археологического материала было так велико, что место, где велись раскопки, стали называть "Серо-дель-Тесоро" - "Город кладов". В центре города находится т.н. "Пирамида Утренней звезды" (рис.1.13.1.). "Утренней звездой" древние обитатели долины Мехико называли Венеру. Пирамида имеет квадратное основание со сторонами 40 х 40 м. и пять ступеней. Торцы квадратных ступеней-платформ украшены каменными рельефами - изображениями орлов и ягуаров, поедающих человеческие сердца. Как считают археологи, орел и ягуар были символами неких таинственных "рыцарских орденов" воинственных племен центральной Мексики. На вершине пирамиды находятся восемь гигантских каменных изваяний - "атлантов" (рис.1.13.2.) , названных так потому, что они, вероятно, поддерживали свод святилища. "Атланты" имеют высоту 4,6 м. и изображают толтекских воинов. Еще одной любопытной находкой стала каменная статуя, вытесанная из темного базальта - т.н. статуя Чак-Мооля (рис.1.13.3.). Чак-Мооль лежит на спине с согнутыми коленями и обращенной вверх головой, в левом плече имеется отверстие специфической формы. Вероятно, в древности эта статуя служила алтарем для жертвоприношений, в том числе и человеческих. Тула, безусловно, была величественным городом, по своим размерам и планировке сравнимым с ранним Теотихуаканом. Собственно, только с расцветом этого города и связано появление народа толтеков. Характерной чертой города является наличие большого числа мастерских по обработке обсидиана, месторождения которого контролировались государством толтеков. Вот что сообщает о толтеках испанский миссионер Саагун со слов местных индейцев:" И были столь любознательными эти толтеки, что знали все механические приспособления, и не было им равных во всем - живописи, скульптуре, работе с деревом, каменной кладке, ткачестве, вышивке, изготовлении перьевых уборов. Благодаря собственному уму они научились находить и добывать драгоценные камни, распознавать их качества. Они находили золото, серебро, медь и свинец и олово и изготовляли украшения из этих металлов. Толтеки были большими знатоками астрологии. Они знали счет из дней и ночей, складывали периоды года. У них был месяц из двадцати дней, которые обозначались различными знаками. И они знали, какие дни были плохими, а какие - хорошими. Они изобрели искусство объяснения сновидений и были столь мудры, что разбирались в звездах на небесах, обозначали их своими названиями, знали об их влиянии и ведали движения звездного неба". Приблизительно в 980 г. н.э. к власти в Туле пришел император Топильцин, попытавшийся утвердить новую религиозно-идеологическую концепцию. В противовес старому племенному богу Тескатлипоке ("Дымящемуся зеркалу") - покровителю воинов, требовавшему человеческих жертв, Топильцин пытался утвердить культ Кетцалькоатля, исключающий человеческие жертвоприношения и прочие жестокости. В Х в. н.э. столица толтеков Тула объединила под своей властью достаточно большие территории центральной Мексики. Вероятно, новая держава стремилась к восстановлению былой славы Теотихуакана, т.к. именно толтеки в позднейшие времена воспринимались как носители высокой древней культуры.

Рис. 1.13.3. Статуи Чак-Мооля.

Развитие цивилизации толтеков было прервано очередной волной воинственных варварских племен, пришедших в долину Мехико с севера. В конце XII в. н.э. государство и цивилизация толтеков прекратили свое существование. После этого Долина Мехико на долгие годы превращается в ворота, через которые на территорию Мезоамерики хлынула волна варварских племен с севера. Уцелевшие в результате этой экспансии земледельцы с древними культурными традициями постепенно смешивались с полудикими охотниками-чичимеками. В результате этого смешения культурных традиций и этнических групп территория долины Мехико стала благодатной почвой для возникновения могущественной империи ацтеков.

С безвозвратно канувшей в лету цивилизацией толтеков связана одна из самых загадочных историй новейшего времени. Речь идет о работах известного американского писателя мистического направления Карлоса Кастанеды. До настоящего времени книги, написанные этим человеком, как и обстоятельства его личной истории, остаются загадкой для исследователей и широкой публики. По сведениям, которым нельзя полностью доверять, он родился в 1935 г. в одной из стран Южной Америки (наиболее вероятно - в Аргентине, хотя некоторые источники называют Перу или Бразилию), в семье крупных землевладельцев. Вероятно, в 1950 г. семья по невыясненным причинам была вынуждена иммигрировать в США. Наиболее вероятное место проживания на территории США - г. Лос-Анджелес, Калифорния. После окончания обучения на факультете антропологии местного университета (UCLA), амбициозный молодой человек решает сделать научную карьеру. Он решает что для начала карьеры ученого-антрополога было бы неплохо написать небольшую книгу-исследование об использовании лекарственных растений индейцами Юго-Запада США. С целью проведения полевых исследовательских работ он отправляется в район компактного проживания индейцев яки (г. Ногалес) на границе с мексиканским штатом Сонора. Во время сбора материала для будущей книги Кастанеда знакомится со старым индейцем, который соглашается стать его информатором в области применения местными индейцами лекарственных растений, и в частности использования ими галлюциногенного кактуса пейотль (Lophophora williamsii). Как выясняется в процессе сотрудничества, старый индеец (" Дон Хуан Матус, к вашим услугам") является брухо (так местные индейцы называют людей, занимающихся изготовлением лечебных снадобий, целительством, колдовством и т.п.). Постепенно между Кастанедой и его новым сотрудником устанавливаются весьма доверительные отношения. В результате дон Хуан решает сделать К.К. своим учеником и передать ему знания, имеющие очень древнее происхождение - невероятное искушение для ученого-антрополога. На вопрос К.К. - почему был выбран именно он - дон Хуан отвечает, что так решил Дух - абстрактная разумная энергия Вселенной. Драматические обстоятельства своего ученичества К.К. описывает в книгах, которые после выхода в свет немедленно становятся бестселлерами. По мнению некоторых исследователей, эти работы являются основным фактором, оказывающим влияние на развитие философской эзотерической мысли на планете в течение последних сорока лет. В настоящее время известно двенадцать работ К.К.:

  1. "Учение дона Хуана, путь познания индейцев яки" (The Teachings of Don Juan, A Yaqi Way of Knoledge), 1968 г.

  2. "Отдельная реальность" (A Separate Reality), 1971 г.

  3. "Путешествие в Икстлан" (Journey to Ixtlan), 1972 г.

  4. "Сказки о силе" (Tales of Power), 1974 г.

  5. "Второе кольцо силы" (The Second Ring of Power), 1977 г.

  6. "Дар Орла" (The Eagles Gift), 1981 г.

  7. "Огонь изнутри" (The Fire from Within), 1984 г.

  8. "Сила безмолвия" (The Power of Silence), 1987 г.

  9. "Искусство сновидения" (The Art of Dreaming), 1993 г.

  10. "Активная сторона Бесконечности" (The Active Side of Infinity), 1997 г.

  11. "Колесо Времени" (The Wheel of Time), 1998 г.

  12. "Магические пассы - практическая мудрость шаманов древней Мексики" (Magical Passes of the Sorcerers of Ancient Mexico), 1998 г.

Кроме вышеперечисленных книг К.К. имеется большое количество сопутствующей публицистической литературы - статьи в журналах, интервью, лекции и т.п., а также огромный пласт критических публикаций авторов-разоблачителей. Согласно сведениям, изложенным в книгах, дон Хуан был носителем древних знаний, передававшихся в течение тысячелетий методом прямого обучения (т.с. по живой цепочке), а также последним звеном в цепи и руководителем группы из двенадцати человек, одной из задач которой была передача этих знаний последующим поколениям.

По внутренней структуре и мировоззренческой базе система знаний дона Хуана не похожа ни на одну из известных философских, эзотерических или религиозных систем, хотя и пересекается практически со всеми на очень тонком т.с. "верхнем" плане. Некоторые аспекты учения имеют много общего с такими философскими системами Востока, как даосизм и Буддизм, однако в целом система знаний дона Хуана самобытна и не похожа ни на что. Возможно, такое положение вещей можно объяснить тем, что эти знания изначально принадлежали закрытому сообществу, не заинтересованному в привлечении широких масс "верующих" и толп последователей.

Согласно учению дона Хуана Вселенная представляет собой конгломерат энергетических полей, обладающих различными характеристиками однородности и внутренней связи, эманирующих из единого центра. Главным игроком и одновременно главной поддерживающей силой Энергетической Вселенной является безличная сознающая сила, для обозначения которой используются несколько названий - Дух, Абстрактное, Намерение. Человек, как и другие сознающие существа являющиеся порождениями Энергетической Вселенной представляют собой конгломераты энергетических полей со специфической характеристикой - способностью к осознанию и восприятию. Главной задачей осознающих существ является развитие сознания до максимально возможного уровня. Подобная эволюция сознания делает возможным непосредственное восприятие энергии так, как она течет во Вселенной, это, в свою очередь, приводит к появлению специфических возможностей, и даже к продлению времени существования сознания на неопределенно огромное время (достижение состояния "абсолютной свободы"). Хотя сам дон Хуан называл себя и членов своего отряда магами, но он постоянно подчеркивал, что это слово не отвечает истинному положению вещей из-за присущего ему оттенка средневековой темноты и ограниченности. В разговорах между собой члены отряда предпочитали использовать такие термины, как воины, толтеки, или видящие. Кроме философских концепций, описания различных магических практик и т.п. дон Хуан сообщал К.К. различные сведения антропологического характера, связанные с существованием цепи передачи знания. Так, он утверждал, что возникновение традиции произошло приблизительно в 7000 г. до н.э. Благодаря своим знаниям древние видящие были интегрированы в индейское общество так, как в современное западное общество интегрированы представители интеллигенции. Они были сгруппированы в своеобразные ордена, которые занимались философской интерпретацией действительности, целительством, созданием мифов и т.п. Наивысший расцвет деятельности древних магов приходился на период с пятого по первое тыс. до н.э. В это время появились многочисленные практики, которые вместо достижения состояния "абсолютной свободы", преследовали цель достижения невероятного могущества. Не вдаваясь в подробности, дон Хуан отметил, что эти практики представляли собой тошнотворные образчики затмения разума. Таким образом, приблизительно в первом тыс. до н.э. произошло крупное социальное потрясение, в результате которого большинство магов древности было уничтожено. Вероятно, начиная с этого времени магические линии передачи знаний продолжают свое существование в виде закрытых сообществ. Новую опасность для уцелевших видящих представляла экспансия народов Старого Света на Американский континент. Чтобы избежать полного уничтожения во времена Конкисты, несколькими руководителями групп (нагвалями) было принято решение полностью самоизолироваться. Линия дона Хуана, например, состояла из 15 нагвалей со своими отрядами, которые не только смогли пронести через время древнее знание, но и внести в него изменения сообразно с внешними воздействиями и влиянием времени. Шестнадцатым нагвалем должен был стать Карлос Кастанеда, однако по определенным причинам его миссия оказалась не выполнимой. Таким образом учение дона Хуана стало достоянием широкой общественности ( сам дон Хуан называл К.К. "золотым ключом", который закроет его линию). Книги К.К. переведены на 17 языков и в настоящее время издаются миллионными тиражами по всему миру.

Несмотря на то, что первые три книги К.К. были благоприятно встречены в научной среде (в 1973г. - степень доктора антропологии), последующие работы вызвали откровенное неприятие и крайне негативную реакцию. Дело в том, что появление первых книг, в которых описываются галлюциногенные опыты автора в результате приема пейотля, и других "растений силы", совпали по времени с т.н. "психоделической революцией" в США конца 60-х гг. ХХ века. В это время в американском обществе, особенно в молодежной среде, достигли апогея протестные настроения против войны во Вьетнаме, что выразилось, в частности, в различных способах ухода от действительности - от приема наркотиков, до участия в различных сектах религиозно-мистического направления. Однако, последующие книги, содержащие элементы философии, абсолютно противоречащие западному способу мышления, были подвергнуты единодушной обструкции со стороны представителей мира академической науки. Кроме этого сведения антропологического характера, приведенные в книгах К.К., абсолютно не подтверждаются данными археологии. Например, временные рамки существования цивилизации толтеков (с которыми идентифицируют себя члены отряда дона Хуана) не подходят не только для цивилизации толтеков-чичимеков, но и для более древней цивилизации Теотихуакана.

Далее

 

Rambler's Top100