Интервью с Великим Коэном (первосвященником) самаритян

Аароном Бен Аб-Чисда Бен Якобом

Перевод: Андрей Черемской и Ольга Черемская.

Примечание:

На вопросы отвечал в основном Директор Музея самаритян - Хасней Коэн. Великий Коэн лишь отслеживал процесс и изредка его корректировал…

 

Вопрос:

Кто жил на территории современного Израиля до прихода сюда иудеев?

Ответ:

В то время не было деления на самаритян и иудеев, мы были Народ Израиля. Когда Народ Израиля пришел на ханаанскую землю, здесь, конечно же, были уже другие народы. И тогда не было распрей, которые доходили до военных столкновений. Вначале Народ Израиля вошел в Иерихон. В Иерихоне были небольшие столкновения. Но когда пришли сюда в Самарию (ивр. «Шомрон»), то взаимоотношения стали лучше. Народ Израиля жил, не мешая местному населению.

Но со временем, начались конфликты между Народом Израиля и местными... Кто такие самаритяне (ивр. «шомроним»)? По прошествии 455 лет после  прихода Народа Израиля в Святую Землю возник конфликт в самом Народе Израиля между южанами и северянами. Южане – люди Иудеи, а северяне люди Израиля. После этого людей Израиля стали называть самаритяне. В общем, это те конфликты, более или менее, которые тогда возникали.

 

Вопрос:

Тут были ханаанцы? Какой это был тип людей? Какие храмы у них были?

Ответ:

Как написано в Торе (Пятикнижие Моисеево), ханаанцы состояли из семи народов: гаргеши, фарези, иевусеи и др. Конечно же, возникали конфликты между этими народами и Народом Израиля.

Да, было много конфликтов. Вначале, было много войн и столкновений. Но в конце концов, когда Народ Израиля был уже здесь, было более-менее спокойно.

Согласно тому, что написано в Торе, когда Народ Израиля пришел сюда, ему нужно было жить в согласии с местными, но если они были настроены враждебно, то и израильтяне могли отвечать военными действиями.

 

Вопрос:

Были ли ханаанцы  великанами или гигантами?

Ответ:

Да, кончно. Они были сильными.

 

Вопрос:

Каков был их рост?

Ответ:

Например, в Хевроне были гиганты. В поколение хевронцев  все были великанами. Амаликитяне и остальные народы были великанами и  были сильными. В нашей истории написано, что в то время, когда жил Голиаф, во времена филистимлянского царства, в Газе были столкновения с Народом Израиля. Именно поэтому, Голиаф (филистимлянский воин) сражался с царем Давидом. Филистимляне были великанами. Я читал в истории, что Давид, скрываясь от Шауля, который хотел убить его, убежал к филистимлянскому царю в Газу. И тот  помог ему и тем самым спас его.

Поэтому мы за мир. Если мы вспомним историю, как Давид получил помощь у филистимлянскского царя, то и сейчас это может означать, что может быть мир между двумя народами: израильтянами и палестинцами. Если три тысячи лет назад был мир и взаимопомощь, то и сейчас это возможно.

 

Вопрос:

Что было в Иерусалиме до царя Давида?

Ответ:

Ничего. Ничего. Я хочу показать это на карте. Я могу довольно точно описать тебе исторические события…

Вот эта иллюстрация, вторая…

 

Вопрос:

Я не имею ввиду Народ Израиля, а спрашиваю жили ли в Иерусалиме другие народы?

Ответ:

Нет, и я хочу сказать тебе почему...

Примечание:

Тут он отвлекся на события в стороне и сбился с вопроса

Скажи ему, что ни один народ не признавал  Иерусалим до Давида и Соломона... Если мы хотим спросить, почему Давид выбрал Иерусалим... Почему?

Бог написал в Торе: «Я благославил  гору Гризим[1]». ...Поэтому, у Иосифа, одного из сыновей Иакова, здесь в Сихем (ивр. «Шхем») было владение. Поэтому все время были столкновения между иудеями и Иосифом. Значит так: с Елеазара (ивр. Эльазар-бен-Аарон), который был самым первым первосвященником, с Елеазара и до Давида власть была в руках Иосифа и его окружения.

В то время, когда Давид получил царство в свои руки, он не мог основать столицу здесь, и предпочел перенести ее в Иерусалим, который был во владении колена Вениамина и по соседству с городом Хевроном, который был во владении колена Иуды. Эти колена поддерживали Давида. И после этого, после 455 года от исхода из Египта Соломон построил храм в Иерусалиме.

В то время был конфликт между севером и югом. Между северянами, которые состояли из десяти колен, и южанами, состоявшими только из двух колен – Иуды и Вениамина. До этой поры, Иерусалим не считался святым городом, а после его освятили. Но освятили его, честно говоря, с политической, а не с религиозной точки зрения. Почему? Потому, что в Торе написано: у нас (самаритян) «...на горе Гаризим (ивр. «Гризим»)...», а у иудеев «...на том только месте, которое изберет Господь[2]...», то есть, «изберет», значит до сих пор еще не выбрал. Вот, пожалуйста, разногласия между двумя версиями: Тора самаритян на древнем иврите, а Тора иудеев на ассирийском иврите[3].

 

Вопрос:

Коэны (ивр. священники в храме) были единственными, у кого был доступ к Kовчегу Завета. Они были единственными, кто мог «пользоваться» Ковчегом. Осталось ли  в самаритянских преданиях  что-нибудь об этом?

Ответ:

Что касается, Скинии Моисея, то по прошествии 260 лет со времени прихода в Израиль был конфликт между первосвященниками Илией и Оззи.

Илия, который пошел в Силом (ивр. город «Шило»), построил там храм. А Оззи после этого конфликта спрятал Скинию в пещере. С тех пор у нас нет Скинии.

Она откроется после того как придет мессия. Он снова  найдет ее .

Мы не верим в другую Скинию. Сначала иудеи построили храм в Шило (ивр.), а после царь Соломон перенес его в Иерусалим. С тех пор  Иерусалим стал святым городом. Но до этого, он им не считался. И после этого начались споры, где был первый храм.

 

Вопрос:

Что вы можете сказать по поводу Ковчега Завета?

Ответ:

У нас нет никаких сведений, ничего, что связано с Ковчегом Завета или со Скинией Моисея. Ничего не осталось, так как все спрятано. Поэтому мы не верим разным слухам, связанным с ними.

 

Вопрос:

Существует мнение, что существовало несколько ковчегов? Есть ли такая возможность?

Ответ:

Да, я думаю в Иерусалиме было несколько ковчегов. А здесь, мы ковчеги не строили. И у нас ничего нет.

 

Вопрос:

В Иерусалиме построили несколько ковчегов? Сколько ковчегов построили в Иерусалиме?

Ответ:

Соломон (ивр. «Шломо») построил первый Храм, а Зоровавель (ивр. «Зеруббавель») построил второй Храм.

 

Вопрос:

Я имею ввиду не храм, а Ковчег Завета. Где были ковчеги?

Ответ:

Ковчег Завета? Ковчег – это неотделимая часть от Скинии. Ковчег – он часть Скинии. По нашей вере, Ковчег Моисея исчез: его спрятали в пещере. Что касается других ковчегов, их каждый раз строили иудеи, когда строили храм. Так как ковчег – он неотделимая часть от храма.

Без здания Храма никто не может приблизиться к Ковчегу Завета. Это потому, что нужна специальная одежда; нужны  коэны, которые проведут службу; нужна Менора (светильник) для освещения; также существуют обряды очищения и другие  процедуры, перед тем как подойти к ковчегу. Никто не может подойти к Ковчегу Завета.

Поэтому, господа, нет и не может быть настоящего Ковчега Завета, точно такого, который существовал во времена Моисея, или такого, который построил Моисей. И который спрятал коэн Оззи во время ссоры с Илией.

 

Вопрос:

Как и кем построен первый Ковчег Завета Моисея?  Кто и как мог бы построить еще один такой же ковчег без разрешения?

Ответ:

Вот именно! Поэтому мы и не верим. Поэтому Моисей не мог построить ковчег или дать указание на его строительство, пока не увидел его на горе Синай. Бог показал ему Скинию, и Моисей построил подобную Скинию. До сегодняшнего дня никто в мире не знает, каково точное устройство Ковчега Завета, каково устройство Меноры (светильника), каково устройство других вещей. Почему? Потому, что это дело рук божьих. Поэтому мы не можем дойти до такого уровня. Со всем уважением к существующему мнению, настоящий ковчег спрятан в пещере и не будет найден, пока мессия не найдет его снова.

Существуют слухи, что ковчег найден, мы -  самаритяне этому не верим.

 

Вопрос:

Те ковчеги, что построили иудеи,  они построили по своему усмотрению?

Ответ:

Конечно, построили по пониманию царя Соломона, а не по  указаниям Моисея. Потому, что это тайное знание, и никто не может сделать подобного. Ведь Моисей выбрал специалистов-ремесленников из колена Дана, колена Иуды и других колен, выбрал лучших из лучших, и показал им как сделать. Благодаря тому, что он - был человек божий. Он видел Скинию. И он мог сделать Ковчег Завета. Но другие не могут, пока не придет мессия.

Кто такой мессия? Он будет подобен Моисею. У него есть (доказательства богоизбранности) как у Моисея. Когда он придет? Один Бог знает.

 

Вопрос:

У иудеев на данный момент нет коэнов, как у самаритян. А у самаритян есть первосвященник. Вопрос. Если придет мессия, то единственные, кто смогут подойти к ковчегу, когда он будет найден, будут самаритяне, точнее первосвященник, верно?

Ответ:

Верно. Потому, что кроме самаритянского, нет больше в мире  первосвященника. У иудеев нет первосвященника  Наш первосвященник потомок Леви, это во-первых. Во-вторых, по нашей вере Ковчег Завета или Скиния будет найден только на горе Гризим. Почему? Так написано у самаритян в самой древней книге, которую написал, Леви Аарон. Эта книга открывает нам все секреты. В ней написано, что это должно произойти только на горе Гризим. И что только мессия такой, как Моисей, может это сделать. Только истинный мессия. А в другие версии мы не верим.

Так что у нас есть единственный в мире первосвященник. Почему так произошло? Если ты посмотришь на нашу историю, иудеи покинули Израиль на 2000 лет. Но самаритяне остались, «прикипели» к Земле Обетованной и не сдвинулись с места. Они сохранили самую древнюю книгу, самый древний язык, самые древние традиции, самую древнюю историю, а также песнопения самаритян.

Поэтому самаритянские песнопения и в России, и в Америке, и в Европе часто занимают вторые и третьи места среди десятка других групп. Все потому, что у самаритян и в Песах и в Суккот (праздник Кущей) есть паломничество... У самаритян все по-настоящему. Поэтому у нас истинный первосвященник, который будет служить в Скинии, если она будет найдена.

 

Вопрос:

Он задал деликатный вопрос, простите нас если что. Можешь ли ты сказать нам на древнем иврите, что вы скажете, первое предложение, когда будет найден Ковчег Завета? И когда придет мессия? Каким будет первое предложение, с которым первосвященник обратится к мессии? Есть что-нибудь подобное?

Ответ:

Послушай. Еще не время. И пока еще, не мы, не первосвященник, не коэны не готовы. Но как только ковчег Завета будет найден, конечно же, и первосвященник и коэны будут готовы. Потому что в такой час весь мир должен будет поверить в Ковчег Завета потому, что он раскроет все секреты.

Послушай. Ты знаешь, что такое вообще Ковчег Завета? Это же просто захватывающе! Поэтому понятно, что Бог дал первосвященнику быть мостом между  богом и народом. Поэтому первосвященник является таким мостом.

И Бог дал первосвященнику право благословить священнослужителей (благословление коэнов).

(он произносит благословение[4])

 

Это текст молитвы на иврите (то что он произносит)

ו,כב וידבר יהוה, אל-משה לאמור: ו,כג דבר אל-אהרון ואל-בניו לאמור, כה תברכו את-בני ישראל:  אמור, להם:

ו,כד יברכך יהוה, וישמרך:

ו,כה יאר יהוה פניו אליך, ויחונך:

ו,כו יישא יהוה פניו אליך, וישם לך שלום:

ו,כז ושמו את-שמי, על-בני ישראל; ואני, אברכם:

На русском:

22 И сказал Господь Моисею, говоря:
23 скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:
24 да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
25 да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
26 да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
27 Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их.

 

Что написано в конце этой молитвы? (он произнес слово – «ואני, אברכם»[ва ани аварехем] - «то Я благословлю их»)

В чем значение этого слова? В том, что первосвященник благословляет народ, а Бог благословляет первосвященника. Самое важное в Торе – это благословление ковчега. А также, «Шма Исраэль» (название молитвы, прим. пер)

(произносит молитву «Шма Исраэль[5]»)

Это текст молитвы на иврите (то что он произносит)

ד שמע, ישראל:  יהוה אלוהינו, יהוה אחד: ה ואהבת, את יהוה אלוהיך, בכל-לבבך ובכל-נפשך, ובכל-מאודך: ו והיו הדברים האלה, אשר אנוכי מצווך היום--על-לבבך: ז ושיננתם לבניך, ודיברת בם, בשבתך בביתך ובלכתך בדרך, ובשוכבך ובקומך: ח וקשרתם לאות, על-ידך; והיו לטוטפות, בין עיניך: ט וכתבתם על-מזוזות ביתך, ובשעריך:

На русском:

4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей];
7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

 

Эти две молитвы: благословение Аарона, а также «Шма Исраэль», «обращенные» к ковчегу... Это самое важное.

В дополнение к этому, десять заповедей. Тут коэны во главе с первосвященником, который «принимает» Ковчег Завета.

 

Вопрос:

До того как Моисей получил Ковчег Завета и скрижали, у него был «чудесный» посох, с помощью которого он выбил воду из скалы. Есть ли у вас какое-нибудь предположение, что произошло с посохом Моисея?

Ответ:

Мы знаем, откуда Моисей получил посох. Откуда Моисей получил посох. (повторяется дав раза, прим. пер.). Во время исхода из Египта, Моисей шел в пустыне Синай. В пустыне он встретил Ципору (рус. Сепфора), дочь Итро (рус. Иофор). Значит так, Итро получил посох в подарок от Авраама. А Итро подарил этот посох Моисею.

Это известно.

От Авраама.

 

Вопрос:

От Авраама к Итро?

Ответ:

От бога к Адаму. От Ноя Аврааму. Авраам передал Итро, а Итро передал его Моисею. Это известно. И он совершил все чудеса с помощью посоха. Почему? Потому что на посохе написаны десять заповедей.

Этот посох оставался у Моисея все время пока он не достиг горы Нево и там умер.

Понятно, что посох должен быть у колена Леви. Поэтому, я думаю, он, конечно, передал его Елеазару (ивр. Эльазар-бен-Аарон).

Он не мог передать его предводителю Иисусу Навину (ивр. Иешуа-бен-Нун).

По моему мнению, он дал его Елеазару. И если он не предал его Елеазару, то посох исчез вместе с Моисеем. Почему?

Чудеса, совершенные Моисеем, закончились... Аарон использовал (бы) посох... Но секрет исчез с Моисеем... И неизвестно куда...

Другое возможное соображение – это то, что когда Народ Израиля вошел в Иерихон они не использовали посох, а использовали...(подсказка) трубы?

Да, трубы. Поэтому если бы был с ними посох, они бы использовали его, и он бы им помог. Но я думаю, что посох исчез с Моисеем.

 

Вопрос:

Последний вопрос (честно). Гора Гризим - это святое место. И с ней связано много чудес. Может быть, вы расскажете немного об этом месте?

Ответ:

Я не преувеличу, если скажу тебе, что есть доказательства святости горы Гризим. Не менее 120 доказательств. Но нет ни одного доказательства святости Иерусалима.

В чем значение горы Гризим?

(произнес слово - [леагзáрем]). То есть, жертвоприношения должны происходить на горе Гризим.

Самое главное – это название.

В чем значение названия «Шхем»? «Плечо» горы Гризим.

Это - город коэнов. Скиния была построена тут. Авраам пришел сюда, на гору Гризим, принести в жертву Ицхака.

Почему? В Торе написано, что он шел три дня из Бэер-Шевы (библ. Вирсавия), где он жил, и шел три дня пока не пришел к одному из городов.

Значит, из Бэер-Шевы до Иерусалима он мог пройти за полтора-два дня, максимум. Но путь от Бэер-Шевы до горы Гризим занимает три дня.

Поэтому где Авраам хотел принести в жертву Ицхака? На горе Гризим. Это ясно, это известно.

Итак, в то время как Авраам пришел из Харрана[6]... Пришел в Шхем.

Что написано в иудейской и нашей Торе? Написано до Шхема, Алон Море[7].

Поэтому, Шхем и Алон Море вместе. Поэтому иудеи назвали это место «Алон Море», (36: 48) Мория, вся эта гора – Мория (храмовая гора). И где Алон Море? Здесь. На горе Гризим. Где город коэнов, в котором похоронены  семьдесят коэнов. В «Аварте»[8] (арабская деревня возле города Шхем). Здесь на горе Гризим.

Иерусалим освящен в 455 году после исхода из Египта, но где до этого было священное место? На горе Гризим.

Бог благословил: «…тогда произнеси благословение на горе Гаризим[9]…». После этой фразы двадцать два раза следует фраза «…на том только месте, которое избрал Господь[Бог твой]...», но у иудеев «на том только месте, которое изберет Господь [Бог твой][10]…».

Если он «избрал», причем тут «изберет»?

Он выбрал гору Гризим!

У нас есть множество, то есть, 120 доказательств святости горы Гризим. Сейчас мы можем показать вам. Каждый год во время жертвоприношения на Песах, во главе с главным коэном и всеми священнослужителями и всеми самаритянами ...

В то время когда мы приносим жертву на Песах происходит чудо на небесах.

Каждый год оно обязано происходить тут. Какое чудо?

Все гости, в этом году было 8000 иудеев и СМИ со всего мира приехали посмотреть как самаритяне приносят жертву.

И смотрят в небо. Почему? Есть чудо в небе. Каждый год. Мне кажется, первосвященник приглашает вас приехать во время пасхального  жертвоприношения и увидеть самим. Поэтому, господа, это – чудо.

До сих пор мы это чувствуем. Кроме того, когда совершают паломничество три раза в год на гору Гризим, вы знаете, все СМИ начинают снимать.

Каждый раз они удивляются, что восходит солнце. Все самаритяне молятся. Свиток Торы  над их головами. Что я скажу. Я спросил у журналистов, какую самую лучшую видеосъемку вы делали? И они ответили: паломничество самаритян.

Они молятся. Вздымают в небо свиток Торы, все одеты в белые одежды. Все обращаются к Богу. До сих пор, есть что-то такое, что можно увидеть своими глазами. Это - святость горы Гризим. Есть много доказательств.

Из всех гор, Бог благословил только гору Гризим. «...тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал[11]...». Поэтому с древности  и до наших дней, самаритяне выполняют завет жертвоприношения. Что вы еще хотите? Есть много доказательств.

Есть еще кое-что интересное. Гора Гризим находится в центре. От Мертвого моря до Средиземного моря, гора Гризим находится в центре.

От реки Дан до города Бэер-Шэвы, гора Гризим в центре.

Поэтому она центр Израиля, не только Израиля, но и мира.

К тому же, с горы Гризим можно увидеть весь Израиль. С горы Гризим можно своими глазами увидеть гору Хермон, Иерусалим и Амман (столицу Иордании).

К тому же, как напомнил первосвященник, если вы посмотрите на гробницу Елеазара, она обращена в сторону горы Гризим, если посмотреть на гробницу Иосифа, то она обращена также на гору Гризим.

Это тоже доказательство.

 

Rambler's Top100