Тиауанако

Пума-Пунку

Версия, что это был порт, когда сюда доходило озеро Титикака, абсолютно не выдерживает критики и не согласуется с реальными фактами. Это - все что угодно, но только не порт. И если бы сюда дошла вода, то объект представлял бы собой просто небольшой островок, окруженный этой водой со всех сторон...

Центральное место образуют мощные блоки (вес самого крупного из них оценивается в 400 тонн), уложенные в качестве фундамента какой-то древней конструкции. Примерно в середине этого фундамента зияет брешь: один из блоков, несмотря на свой вес, то ли разрушен, то ли ушел почти весь под землю - видна лишь его небольшая часть, расположенная под значительным углом к горизонтали. С учетом характера расположения деталей (а можно сказать и обломков) конструкции, некогда располагавшейся на этом фундаменте, можно предположить сильный взрыв в этом месте. Версии землетрясения и Потопа (см. далее) тут явно не проходят.

               

Блоки фундамента явно ранее были скреплены в единую конструкцию стяжками. Причем не только известной и разрекламированной Т-образной формы.

               

Следы стяжек попадаются в Пума-Пунку в изобилии. И самой разнообразной формы.

                   

Ворота, ранее стоявшие на этой платформе, также дополнительно закреплялись - видны отверстия в их основании.

Детали конструкции, расположенные ныне вокруг платформы, поражают своим разнообразием форм и высочайшим качеством исполнения в камне самых твердых пород. Даже на тех блоках, которые подверглись сильной эрозии.

                       

                   

Многие блоки производят впечатление гигантского детского конструктора - так и хочется попытаться их вставить друг в друга. Впечатление усиливается тем, что "разрезы" уходят вглубь не под прямым углом, а с небольшим расширением, а небольшие ниши в этих разрезах как будто специально предназначены для окончательной фиксации вставляемого туда элемента.

                       

Макросъемка дает возможность убедиться не только в высочайшем качестве исполнения плоскостей, внутренних и внешних углов, но и в том, что это - не застывший бетон, а результат механической обработки природных материалов. 

               

Есть следы довольно небрежного сверления.

Но есть и более качественные. Вертикальная "бороздка" - практически бесспорно, след от фрезы или пилы.

   

С учетом характера "бороздок" на следующем блоке (лежит в отдалении), это - след именно от дисковой фрезы. А расположение углублений, просверленные во всех трех направлениях вызывают ассоциации с дрелью, входящей в пенопласт или дерево, но никак не в гранит. Цель создания этих углублений абсолютно не понятна. Мы условно назвали их отверстиями для крепления анти-москитной сетки (первая подвернувшаяся под руку ассоциация).

       

Тут же - еще несколько разных блоков, которые археологи достали из соседнего раскопа. Сам раскоп дает неплохое представление о том, в каком хаотическом порядке располагались эти блоки. Объект был разрушен основательно и бесповоротно.

       

Что-то явно попытались использовать инки. но в отличие от современных археологов, они не очень заботились об определении исходной формы конструкции. В результате: перекрытие ворот оказалось в обычной кладке...

   

Холм Пума-Пунку окаймляет каменная кладка, придающая ему форму объемной буквы Т. Любопытная деталь: два верхних уровня кладки образованы монолитами, которым зачем-то придана форма двух ступенек, а затем на нижнюю из этих двух ступенек уложены дополнительные блоки. Цель такой дополнительной работы абсолютно не ясна.

       

На одной из сторон холма блоки конструкции, ранее располагавшейся наверху, оставлены археологами "in-situ", т.е. в том положении, в каком они были найдены. Если предположить, что в других местах археологи были столь же пунктуальны, то разрушение верхней конструкции имело ярко выраженное направление с юга на север.

С учетом того, что между сохранившейся кладкой окаймления и блоками верхней конструкции располагает значительный слой земли, сюда вполне подошла бы версия разрушения мощным потоком (скажем, во время потопных событий). Но она (см. ранее) не согласуется с характером разрушения центральной платформы.

Если же рассматривать взрывной характер разрушений, то расположение блоков на северной стороне холма указывает на неоднократность взрывов: сначала кладку окаймления накрывает слоем земли (например, первая ракета не попала в цель), а лишь затем последующим взрывом была разрушена верхняя конструкция.

P.S. За несколько часов нашего пребывания в Пума-Пунку на объект не заглянул ни один турист, хотя за это время прибыло несколько автобусов из Ла-Паса. Все устремлялись только на основную часть комплекса Тиауанако...

 

Основная часть комплекса Тиауанако (Зона 1)

Пирамида Акапана

Тут ударными темпами идут "реставрационные" работы. Все причесывают и приглаживают. Сама же "пирамида" представляет из себя холм, во многом аналогичный Пума-Пунку.

   

Наверху разнообразные громадные блоки с высочайшим качеством обработки. Блоки довольно хаотично разбросаны вокруг того, что археологи считают "бассейном" или "озером" на вершине Акапаны, а на деле представляет из себя громадную воронку.

           

Окаймляющая кладка имеет поразительную особенность: нижние слои подверглись гораздо более сильной эрозии, чем слои верхнего яруса. Это указывает на строительство в несколько этапов и весьма значительный период между ними. Однако не исключен (и гораздо более вероятен, если судить по ряду вторичных признаков) вариант, что второй этап - древняя и/или современная реставрация.

               

Кантаталита

Этот объект настолько сильно разрушен, что археологи даже не берутся за реконструкцию, оставив блоки в том положении, в каком они и были.

                   

Полуподземный храм

       

Каласасайя

Как и Полуподземный Храм, так и Каласасайя - результат сразу двух реставраций, древней и современной. Блоки кладки между большими вертикальными столбами уложены явно без соблюдения своего первоначального функционального назначения (углубления под крепления, пропилы и т.п. не соответствует тому, что находится на соседних блоках). Между тем на весьма солидный возраст исходной конструкции указывает сильнейшая эрозия как вертикальных столбов, так и лестницы у центральных ворот. Верхние две ступеньки лестницы - единый монолит, длиной только в проеме около 7 метров (а концы блока уходят внутрь кладки стен).

                   

Ворота Солнца и Луны

       

Зону между воротами Солнца и Луны и вокруг можно было назвать "садом камней на руинах". Качество обработки отдельных блоков немыслимо для индейцев даже периода самого что ни на есть расцвета известной историкам теотиуаканской цивилизации.

               

               

               

 

Еще несколько блоков, уложенных рядом с одним из местных музеев.

   

Старые фото комплекса Тиауанако (фото находятся в музее в Ла-Пасе). К сожалению, снимки со снимков, да еще и через стекло...

       

           

 

Rambler's Top100