Сюрприз аху Ура-Уранга-Те-Махина
В подобных экспедициях нам не раз приходилось сталкиваться с тем, что, несмотря на предварительную проработку материала и тщательную подготовку к поездке, при осмотре каких-то мест порой обнаруживаются такие находки, которые мы совершенно даже не ожидали увидеть и которые нигде в доступных источниках не упоминаются. Не упоминаются они по самым разным причинам – где-то они просто оказались незамеченными для предыдущих исследователей, где-то исследователи недооценили значимость каких-то важных деталей и поэтому не отразили их в отчете, а где-то наличие как отдельных особенностей артефактов, так и само существование таких артефактов преднамеренно замалчивается, поскольку совершенно не вписывается в ту картинку древней истории, которую составили академические ученые.
Чаще всего такие артефакты мы обнаруживали в тех регионах, которые связаны с мощными древними цивилизациями, и больше всего – в местах мегалитических сооружений. Поскольку же на острове Пасхи были «всего лишь» платформы и статуи, мы на какие-то сенсационные находки абсолютно не рассчитывали. Тем большим сюрпризом оказалось то, что мы увидели на платформе с длинным названием – аху Ура-Уранга-Те-Махина.
Аху Ура-Уранга-Те-Махина мы сначала даже проехали мимо, причем проехали преднамеренно – хотели пропустить и не осматривать. «Рабочий день» уже был близок к завершению. Мы успели осмотреть немало платформ, расположенных на восточном побережье. Основная их часть имела явное отношение к древней высоко развитой цивилизации (в том числе и аху Винапу – местный шедевр каменного строительства), так что центральная задача экспедиционного дня была уже выполнена. В этих условиях аху Ура-Уранга-Те-Махина, совсем не производившая впечатления со стороны острова, при взгляде с дороги показалась нам лишь скучным «статистом», поэтому мы решили проехать дальше – на соседнюю платформу Акаханга.
По счастью для нас Аху Акаханга расположилась в основании небольшого мыса, выдающегося в океан на некоторое расстояние от основной линии берега. Обойдя платформу и выйдя на этот мыс, мы увидели, что как раз со стороны океана аху Ура-Уранга-Те-Махина уже не кажется столь тривиальной – там явно просматривалась стена из довольно больших блоков. Такое пропустить было нельзя, и мы приняли решение все-таки вернуться, о чем затем совершено не пожалели…
Внешняя стенка платформы Ура-Уранга-Те-Махина поразила сначала нас своей конструкцией. Плиты высотой в человеческий рост были установлены вертикально на слой горизонтально уложенных плоских камней, исполнявших роль фундамента стенки. Морской прибой за длительное время существования платформы значительно подмыл берег вплоть до самой аху, и горизонтально уложенные в роли фундамента камни местами уже образовывали нечто вроде карниза, нависающего над обрывом высотой метра в полтора. Как в таких условиях устояла стенка из вертикальных плит – совершенно непонятно, ведь со стороны океана эти плиты ничто не подпирало, а со стороны острова на них давила огромная масса всей платформы. По всем соображениям, стенка давно уже должна была развалиться, но она все-таки стояла!.. Одно только это указывало на использование строителями таких технических приемов, которые связаны с весьма развитым знанием принципов прочности строительных конструкций. И это опять-таки никак не перекликалось с примитивным обществом каменного века островитян, а гораздо больше соответствовало развитой цивилизации.
Однако еще сильней нас поразили несколько плит из этой стенки. На их внешней поверхности сохранились весьма странные следы – как будто кто-то водил пальцами не по твердому камню, а по мягкому пластилину!..
Поскольку фактура камней с этими следами близка к природным песчаникам, самым первым вариантом простейшего объяснения обнаруженных следов была попытка трактовать их в качестве пустот от каких-то веток деревьев и кустарников, которые некогда в далеком прошлом были засыпаны песком – в дальнейшем песок затвердел до состояния твердого песчаника, а деревья и кустарники просто сгнили без остатка, оставив после себя эти самые пустоты. Однако этой версии совершенно не соответствовал характер наблюдаемых углублений в поверхности камней.
Во-первых, линии углублений в поверхности камней нередко пересекаются в одной или почти одной плоскости. Упавшие стволы и ветки деревьев или кустарников никоим образом не могут упасть так, чтобы одна ветка физически пересекла другую.
Во-вторых, в очень многих местах на краях этих линий заметно такое смещение материала камня, которое в точности соответствует смещению именно пластического материала за пальцем или инструментом.
В-третьих, по характеру особенностей следов можно даже восстановить порядок их нанесения – в местах пересечения двух линий зачастую можно видеть смещение материала на краю более ранней линии в направлении нанесения более поздней линии.
В-четвертых, в некоторых местах после нанесения линий на их края было оказано «вдавливающее» воздействие, перпендикулярное поверхности камня, которое привело к тому, что края линий в итоге сомкнулись (или почти сомкнулись).
И в-пятых, помимо углублений в виде линий, идущих параллельно поверхности камня, на блоках имелись вмятины, оставшиеся от воздействия перпендикулярно поверхности – как будто кто-то тыкал пальцами в пластилин.
Абсолютно все особенности следов на таких «пластилиновых» камнях аху Ура-Уранга-Те-Махина в точности соответствуют нанесению их на материал, находящийся в пластическом состоянии!..
Если сравнивать с известными нам технологиями, то в качестве иного варианта можно было бы предположить, что данные блоки имеют не естественное, а искусственное происхождение. То есть, что «камни» – это застывший бетон, следы на который нанесли еще до того, как он затвердел. Однако против этой версии имеется сразу три серьезных возражения.
Во-первых, островитяне никогда никакого понятия не имели о бетоне и соответствующих технологиях до появления тут европейцев. А аху Ура-Уранга-Те-Махина построена явно раньше.
Во-вторых, внешний вид блоков, если исключить странные следы, полностью соотносится с внешним видом естественного камня.
И в-третьих, если бы следы наносились в тот момент, когда бетон не застыл, то и сами блоки должны были еще оставаться в пластическом (или хотя бы «полупластическом») состоянии, что неизбежно привело бы к оседанию материала вниз под действием гравитации, и блоки приобрели бы грушевидную форму. В реальности же у них никакой «грушевидности» абсолютно не наблюдается.
Так что «бетонная версия» оказывается и тут несостоятельной.
Как ни крути, остается единственный возможный вариант – природный камень (или хотя бы его внешний слой) неким образом довели до пластического состояния, после этого нанесли на него линии и углубления, а затем камень вернулся (или вернули) в твердое состояние.
Причем есть одна деталь, которая косвенно свидетельствует в пользу того, что размягчался не весь массив камня, а лишь поверхностный его слой на некоторую глубину. Дело в том, что поверхность с «пластилиновыми» следами имеет нечто типа металлического блеска, который особенно заметен при определенных ракурсах осмотра. Между тем на торцах таких камней – сверху и сбоку, где это видно – никакого блеска не наблюдается.
Можно высказать два варианта происхождения этого металлического блеска. Первый вариант – он может быть побочным результатом воздействия, при котором происходило размягчение поверхностного слоя камня. Второй вариант – блеск является результатом какого-то воздействия, в ходе которого осуществлялось последующее отвердевание поверхности камня, ранее доведенного до пластического состояния.
Как бы то ни было, доведение камня до пластического состояния не имеет абсолютно ничего общего с примитивными технологиями и указывает на весьма развитую цивилизацию, так как подобной технологии нет до сих пор даже у нас. И таким образом, аху Ура-Уранга-Те-Махина поставила жирную точку в доказательстве того, что платформы на острове Пасхи (по крайней мере наиболее качественная часть из этих платформ) – дело рук древней цивилизации «богов», а вовсе не переселенцев из Полинезии или индейцев из Южной Америки.
Зачем наносились следы на «пластилиновых» камнях – абсолютно не ясно. Никакой осмысленности или закономерности в линиях и вмятинах совершенно не просматривается. Они абсолютно хаотичны и, вдобавок, имеют разную глубину и ширину.
Я могу сравнить эти следы разве что с детскими «каляками-маляками». Как будто пока «боги»-взрослые были поглощены возведением платформы, им надо было чем-то занять своих детей, для которых они и размягчили поверхность нескольких камней. А те уж развлекались рисованием как хотели и умели…
Добавить комментарий