Эксперимент Хейердала по изготовлению статуи
Историки из числа представителей академической науки, конечно же, даже не рассматривают версию создания некоторой части статуй острова Пасхи представителями высоко развитой древней цивилизации, поскольку в их картине мира такой цивилизации вообще не было, да и быть не могло. По их мнению, все статуи на острове изготовлены местными обитателями. При этом историков абсолютно не смущает то, что островитяне так и оставались в каменном веке вплоть до прибытия сюда европейцев, и в их распоряжении были лишь самые примитивные инструменты и технологии.
Историкам (в подавляющем своем большинстве никогда не работавшим с реальным камнем – тем более лишь примитивными инструментами) почему-то представляется, что, стуча по скале простым камнем, методом «тюк-тюк» можно было легко и просто изготовить почти тысячу статуй. И обычная их отговорка сводится к тому, что у древних людей, дескать, было достаточно времени, чтобы это сделать.
Что касается острова Пасхи, то тут вообще задача казалась легко осуществимой из-за того, что внешний слой статуй (по крайней мере тех, что стоят на побережье), вследствие воздействия внешних факторов достаточно рыхлый. Дело в том, что в отличие от платформ они сделаны вовсе не из черного лавового туфа, а совсем из другого материала – не из магматической, а осадочной породы, слагающей склоны вулкана Рано-Рараку.
Более того – материал, из которого сделаны статуи, промокнув под обычным дождем, легко соскабливается даже просто пальцем. В этом мы смогли убедиться (в тот самый единственный дождливый день экспедиции) на обломке статуи, валявшемся возле аху Ханга-Тетенга. Темный материал на поверхности под воздействием пальца крошился и осыпался, открывая под собой более светлый слой.
Однако одно дело – поверхность камня, а совсем другое – массив каменной породы. И на эту разницу, послужившей основой для ошибочных расчетов и оценок трудозатрат на изготовление статуи, обратил внимание еще Тур Хейердал во время своей экспедиции.
«…больше всего нас занимало, сколько времени нужно, чтобы вытесать статую. По расчетам Раутледж, хватило бы и пятнадцати дней. Метро тоже считал, что камень мягкий и обрабатывать его куда легче, чем думает большинство людей; правда, пятнадцати дней ему казалось маловато. Очевидно, оба они допускали ту же ошибку, что мы и многие другие, судя о твердости породы по поверхности изваяний.
Чувство благоговения не позволило нам последовать примеру первых испанцев, которые прибыли на Пасхи. Они решили, что истуканы глиняные, и ударили по одному из них киркой так, что искры посыпались. Дело в том, что под выветренной коркой камень очень твердый. То же можно сказать о породе на защищенных от дождя участках горы» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).
Впрочем, Хейердал также придерживался версии, что все статуи на острове сделаны островитянами. Однако опыт практика-экспериментатора заставлял его сомневаться в сугубо теоретических оценках. Он был из тех исследователей, которому надо было все попробовать, как говорится, собственными руками. Тем более, что для этого, казалось, имелись все условия и исходная базовая информация – в каменоломнях вулкана Рано-Рараку, где изготавливались статуи, было найдено много камней твердой породы, которые археологи сочли рубилами, то есть инструментами, которыми работали местные каменотесы.
«…взяв рубило, я изо всех сил стукнул им по скале. Этот опыт я проделывал и раньше и убедился, что рубило отскакивает, оставив лишь светлое пятнышко на породе. Наш капитан, который однажды приходил со мной сюда, решил испытать крепость камня молотком и зубилом. Полчаса ушло у него на то, чтобы отбить кусок величиной с кулак. И тогда же мы определили, что только в видимых нам нишах было вырублено больше двадцати тысяч кубометров камня, причем археологи считали, что это число надо удвоить. Непостижимо! Что-то фантастическое было во всей этой затее длинноухих…
И давняя мысль с новой силой овладела мной. Почему бы не провести опыт? Рубила лежат там, где их бросили ваятели, а в деревне до сих пор живут потомки последнего из длинноухих. Ничто не мешает хоть завтра возобновить работы в каменоломне» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).
Задумано – сделано. Хейердал договорился с шестью рабочими, которые согласились попробовать высечь статую. Руководил всеми работами местный бургомистр Педро Атан, который сам вел свою родословную от длинноухих. Он нанес рубилом на скалу метки в соответствии со знакомыми ему по деревянным фигуркам пропорциям, островитяне произвели какой-то свой ритуал, и работа началась.
«Держа рубила, словно кинжал, они по знаку бургомистра запели… песнь каменотесов и принялись в лад песне стучать рубилами по скале. Удивительное зрелище, удивительный спектакль… Это было так увлекательно, что мы стояли будто загипнотизированные. Постепенно певцы оживились; весело улыбаясь, они пели и рубили, рубили и пели. Особенно горячо работал пожилой долговязый пасхалец, замыкавший шеренгу, он даже приплясывал, стуча и напевая. Тук-тук, тук, тук-тук-тук, гора твердая, камень о камень, маленький камень в руке тверже, гора поддается, тук-тук-тук – наверное, стук разносился далеко над равниной… Впервые за сотни лет на Рано-Рараку снова стучали рубила. Песня смолкла, но не прекращался перестук рубил в руках шестерки длинноухих, которые возродили ремесло и приемы работы своих предков. След от каждого удара был не ахти какой – пятнышко серой пыли, и все, но тут же следовал еще удар, еще и еще, глядишь, и пошло дело. Время от времени каменотесы сбрызгивали скалу водой из тыквы. Так прошел первый день…
На другой день работа продолжалась. Обливаясь потом, пасхальцы рубили камень. На третий день на скале вырисовались контуры истукана. Длинноухие сначала высекали параллельные борозды, потом принимались скалывать выступ между ними. Все стучали и стучали, сбрызгивая камень водой. И без конца меняли рубила, потому что острие быстро становилось круглым и тупым.
Прежде исследователи считали, что затупившиеся рубила просто выкидывали, потому-де в каменоломне валяется такое множество рубил. Оказалось, что они ошибаются. Бургомистр собирал затупившиеся рубила и бил, словно дубинкой, одним по другому, так что осколки летели. Смотришь, рубило уже опять острое, и было это на вид так же просто, как чертежнику заточить карандаш.
И мы поняли, что большинство целых рубил, лежавших в каменоломне, были в деле одновременно. У каждого ваятеля был целый набор. Вдоль средней по величине пятиметровой статуи вроде нашей могло разместиться шесть человек. Поэтому сразу можно было делать много истуканов. Сотни-другой каменотесов было достаточно, чтобы развернуть обширные работы» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).
Однако энтузиазма (подогреваемого, естественно, деньгами, которые Хейердал платил рабочим) у островитян хватило совсем ненадолго.
«После третьего дня работа пошла медленнее. Длинноухие показали мне свои скрюченные, в кровавых мозолях пальцы и объяснили, что, хотя они привыкли день-деньской орудовать топором и долотом, у них нет навыка, которым обладали древние ваятели, вытесывавшие моаи. Поэтому они не могут, как их предки, много недель подряд поддерживать высокий темп работы» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).
Итак, все, что удалось добиться рабочим, – это лишь наметить контур статуи…
«Мы уселись поудобнее на траве и занялись расчетами. У бургомистра получилось, что две бригады, работая посменно весь день, управятся со статуей средней величины за двенадцать месяцев. Долговязый старик подсчитал, что нужно пятнадцать месяцев. Билл, проверив твердость породы, получил такой же ответ, как бургомистр. Год уйдет на то, чтобы вытесать идола, потом его еще надо перенести» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).
Итак, вовсе не пару недель, а целый год… Тысяча статуй – тысяча лет…
Конечно, если использовать существенно больше каменотесов, то можно и быстрее. По крайней мере по количеству статуй (качество не будем сейчас учитывать). Но параллельное изготовление нескольких статуй в корне противоречит общепринятой у историков версии, что статуи изготавливались в честь умерших вождей. Вожди же не умирают сразу «целыми пачками».
Впрочем, этой версии противоречит и то количество статуй, которое так и осталось лежать в каменоломне в виде своеобразных «полуфабрикатов». Их тут так много, и оставлены они в таком состоянии, что каменоломня вообще производит впечатление не мастерской по изготовлению памятников умершим почитаемым вождям, а конвейера, остановленного на полном ходу. Статуи-полуфабрикаты местами лежат бок о бок стройными рядами. Не успели вынуть еще одну, а рядом высекается уже несколько следующих.
Что же доказал эксперимент Хейердала?..
Он доказал, что с использованием простейших каменных инструментов из материала на склоне вулкана Рано-Рараку действительно можно изготовить статую методом «тюк-тюк». Можно, хотя и не так уж просто, как это считают историки.
Но доказывает ли этот эксперимент то, что абсолютно все (!) статуи на острове Пасхи изготовлены именно островитянами и именно таким образом?.. Вовсе нет. Данный эксперимент не опровергает (да и не может опровергнуть в принципе) возможности того, что часть статуй была сделана высоко развитой цивилизацией «богов» с использованием куда более совершенных технологий, нежели метод «тюк-тюк».
Тем более, что целый ряд особенностей каменоломен указывает на то, что здесь отметилось не только простейшее рубило…
Добавить комментарий