Затерявшийся в просторах Тихого океана остров Пасхи окружен не только тысячами километров водного пространства, тайнами и загадками, но и множеством мифов, слухов и самых невероятных выдумок. Поэтому для того, чтобы разобраться в древней истории этого острова, нужно прежде всего отбросить всю ту информацию, которая не соответствует действительности, а опираться лишь на то, что подтверждается реальными фактами. Кроме того надо не сваливать все загадки и тайны в единую кучу, а анализировать каждую проблему по отдельности. И тогда прошлое этого далекого острова приобретает совсем иной вид, нежели это представлено в известных книгах и фильмах. Книга основывается на материалах съемочно-исследовательской экспедиции Фонда развития науки «III тысячелетие» на остров Пасхи в октябре 2013 года.

Странности в каменоломне Рано-Рараку

Спору нет – следов простейшего рубила на стенках в каменоломне Рано-Рараку осталось немало. Впрочем, мы и не отрицаем, что какую-то часть статуй изготовили островитяне.

Но что такое рубило?.. Это, по сути, обычный камень. Один замах – один удар и одна отметина на скале. Следующим ударом, из-за естественных колебаний руки, попасть точно рядом очень сложно. И уже совсем невозможно бить рубилом по скале так, чтобы в результате остались длинные цепочки следов, выстроившихся по единой линии. А такие линии на некоторых участках в каменоломне Рано-Рараку при внимательном осмотре прослеживаются вполне отчетливо.

Подобные цепочки следов легко получить при работе, скажем, обычным зубилом и молотком. При каждом ударе молотка зубило чуть смещается в сторону (за счет естественной отдачи и наклонного направления удара). Допустим, в качестве простейшего зубила вполне можно использовать обычный (чуть заостренный) камень. Однако у островитян не было никаких молотков!.. В ходе археологических работ найдены в изобилии каменные топоры, но ни одного молотка!..

С этим, в частности, перекликается и опыт Хейердала, описанный в предыдущей главе. Островитяне, которые считали себя потомками длинноухих и утверждали, что у них сохранились знания предков, в эксперименте использовали лишь рубила. И никто из них не попытался вместо одного инструмента (рубило) использовать сразу два (молоток и зубило).

Но следы, похожие на следы зубила, в каменоломне-то все-таки есть!.. Тогда откуда они взялись?..

Отметим тут еще такой момент. Для изготовления тонких деталей (например, черт лица) статуй простое рубило заведомо существенно менее эффективно, чем зубило и молоток. Для изготовления низкокачественных моаи его еще можно использовать – например, для коленопреклоненной статуи, которую нашла экспедиция Хейердала. А вот для создания статуй высокого качества его явно недостаточно. Рубилом не изобразишь тонкий разрез сжатых губ и фигурные завитки ноздрей статуй, стоящих на склоне вулкана Рано-Рараку…

Рис. 102. Лицо коленопреклоненной статуи (слева) и статуи на склоне Рано-Рараку (справа)
Рис. 102. Лицо коленопреклоненной статуи (слева) и статуи на склоне Рано-Рараку (справа)

Туристический маршрут в каменоломнях Рано-Рараку проложен так, что есть возможность подойти почти вплотную к двум недоделанным статуям-полуфабрикатам, одна из которых располагается в нише, а другая прямо перед ней. Из этих двух статуй наиболее удивляет та, что находится непосредственно в нише.

Во-первых, непонятно, как мастера смогли углубиться в эту нишу на такое расстояние. В районе туловища это еще можно было сделать, а вот в районе лица статуи и ее «макушки» зазоры между статуей и скальным массивом совсем небольшие. Как в этих условиях каменотес мог размахнуться так, чтобы нанести эффективный удар? Как ему удавалось дотянуться до места удара в столь стесненных условиях? И как должен был располагаться он сам?.. Лежа на боку непосредственно на статуе?.. Это до крайности усложняет работу.

Во-вторых, совершенно непонятно, зачем каменотесы пошли по пути создания именно ниши, двигаясь параллельно горизонту, а не изготавливали ее сверху вниз. При этом они проигнорировали целый пласт каменной породы, располагающийся над статуей, хотя его толщины вполне бы хватило для изготовления точно такой же статуи. Никаких видимых причин игнорирования этой возможности на самой скале совершенно не просматривается.

Самым простым логическим решением было бы постепенное снятие породы сверху вниз. Сделали сверху одну статую, сняли ее – можно приступать к следующей, высекая ее из нижележащего слоя каменного массива. При такой последовательности действий ничего не мешает работе. Но вместо этого древние мастера решили делать нишу, что в дальнейшем, между прочим, потребовало бы ее выемки в сторону в весьма стесненных условиях, что серьезно затруднило бы и этот этап работы.

Возникает ощущение, что древние мастера игнорировали элементарную логику и вместо этого целенаправленно пошли по пути максимального усложнения задачи и затруднения своей собственной работы. Прямо какой-то безудержный и изощренный мазохизм…

Рис. 103. Статуя в нише
Рис. 103. Статуя в нише

Единственное разумное объяснение столь странному выбору мастеров может быть лишь в том случае, если в их распоряжении имелись отнюдь не только каменные рубила, но и более совершенные инструменты. Инструменты, которые значительно облегчать их работу и снижать трудозатраты. Можно ли в таком случае ограничиться тем же зубилом с молотком – не знаю. Думаю, вряд ли. Но это – субъективное мнение, хотя оно подкрепляется и другими соображениями.

Дело в том, что объем вынутой породы, а следовательно, и объем трудозатрат в каменоломне просто огромен (что отмечает и Хейердал). И это при том, что на склонах Рано-Рараку сохранились признаки совершенно нерациональных (для примитивных ручных технологий) трудозатрат. Например, проходы между заготовками статуй и скальным массивом порой излишне широки для работы обычного человека. Так, некоторые исследователи упоминают проходы, достигающих в ширину более полутора метров.

Подобная нерациональная «расточительность» просто немыслима при примитивной ручной работе. Она естественна лишь для тех случаев, когда выемка породы, по большому счету, не представляет для мастеров большого труда. Но это возможно только при существенно более развитых технологиях и инструментах, нежели имелись в распоряжении людей каменного века.

Мы, к сожалению, столь широких проходов не видели, поскольку общедоступная зона ограничивается лишь самым краем каменоломни. Доступ же непосредственно к статуям и внутрь каменоломни закрыт.

Но нам удалось уговорить нашего гида Джорджа на посещение одной из закрытых зон (об этом чуть далее), где мы смогли вплотную увидеть некоторые блоки-заготовки и проходы между ними. Расстояния от заготовки до скального массива тут было небольшое – пожалуй, даже меньше, чем нужно для комфортной работы человека. Однако поразило то, что «стенка» со стороны скального массива в проходах была как будто специально выровнена. При выборке материала обычным рубилом такого быть не должно, но данный результат был налицо!..

Рис. 104. Выровненная стенка прохода
Рис. 104. Выровненная стенка прохода

Выравнивание при ручной выемке материала требует дополнительной работы. И весьма немалой. Между тем выровнены не только те проходы, которые мы видели в закрытой зоне, но и огромные участки скального массива в основных каменоломнях Рано-Рараку. Они настолько велики, что весь их размер можно оценить только издали. Нельзя сказать, что они выровнены идеально и каким-то сложным инструментом, но выравнивание как таковое бросается в глаза.

Но зачем понадобилось выравнивать оставшуюся скалу?.. Это было бы целесообразно, если бы в каменоломне изготавливались прямоугольные блоки или плоские плиты. Тогда выровненная скала могла бы уже служить боковой поверхностью следующего изготавливаемого блока (или плиты). Однако блоки и плиты на острове Пасхи изготавливались из черного или красного базальтового туфа, но никак не из того материала, который находится в каменоломнях Рано-Рараку – здесь изготавливались только статуи. А статуи имеют не ровные, а криволинейные поверхности. Так что выравнивать для них остающуюся скалу – пустые излишние трудозатраты. И здесь мы снова упираемся в то, что такие излишние трудозатраты немыслимы для примитивных методов и доступны лишь для более развитых технологий, когда такое выравнивание не доставляет особых хлопот…

Рис. 105. Искусственно выровненные скалы в каменоломне Рано-Рараку
Рис. 105. Искусственно выровненные скалы в каменоломне Рано-Рараку

Возможность вплотную приблизиться к заготовкам статуй и «проходам» нам подвернулась благодаря тому, что в некоторых книгах упоминается о наличии в каменоломнях неких круглых ям. В этих ямах, по версии историков, крепились толстые стволы деревьев, которые служили опорой для такелажных приспособлений, с помощью которых статуи будто бы спускались со склонов вулкана вниз. К сожалению, в доступных источниках не было сколь-нибудь внятных фотографий этих ям, и понять, что они собой представляют, можно было только на месте. А на месте, увы, выяснилось, что ямы располагаются в закрытой для туристов зоне.

Однако я продолжал упорно твердить – «хочу!», и наш гид постепенно сдался. Сначала с его помощью мы попытались получить официальное разрешение на посещение места, где располагаются эти ямы. Но бюрократы во всем мире одинаковы, и нашу просьбу просто равнодушно проигнорировали. После этого Джордж все-таки решился и согласился провести часть нашего состава на место с ямами в обход существующих запретов.

Для этого трое из нас – я, как слишком желавший туда попасть, видеооператор Максим Ляменков и Екатерина Манжосова в роли фотографа – вместе с гидом отправились в каменоломни рано утром, чтобы успеть до наплыва туристов, который неизбежно сопровождается появлением смотрителей. Чтобы укрыться от взглядов этих самых смотрителей, нам пришлось добираться до места не самым простым путем, который шел по гребню кратера, а подниматься по склону внутри него.

Если бы мы знали, что предстоит забраться на самый верх, мы, возможно, отказались бы. Подниматься пришлось по очень крутому склону. Вдобавок, склон был местами покрыт зарослями какого-то весьма коварного растения – с виду очень плотного, но в реальности очень пышного. Опускаешь на него ногу и ожидаешь вскорости встретить твердую опору, а нога вместо этого уходит глубоко вниз. Когда это происходит на склоне градусов под шестьдесят и более, ощущения возникают не из приятных. Но вверх все-таки подниматься легче, нежели спускаться. И неведение нам помогло – мы все-таки достигли цели!.. А достигнув, поняли, почему эта зона закрыта для посещения: загреметь отсюда вниз и свернуть при этом шею – проще простого.

Зато дополнительным «призовым фондом» нам были прекрасные виды на сам вулкан и весь остров Пасхи (см. Рис. 16-ц).

Добраться же обратно оказалось значительно легче, поскольку мы спустились просто по гребню. Дело было сделано, и смотрители нам уже не могли чем-то помешать.

Рис. 106. Яма в каменоломне
Рис. 106. Яма в каменоломне

По пути наверх нам попалось несколько заготовок под небольшие статуи, да и на самом верху были такие же заготовки с проходами. Здесь и удалось осмотреть их в непосредственной близости. А ямы нас совершенно не впечатлили. Они чуть более полуметра диаметром и уходят в скалу примерно на такую же глубину. Для крепления в них опор такелажных приспособлений для спуска тяжелых статуй они совершенно не годятся – при такой хрупкости породы любая сколь-нибудь серьезная боковая нагрузка приведет к тому, что бревно, помещенное в такую яму, просто будет вывернуто с корнем…

Никаких признаков того, что при создании ям были использованы какие-то сложные технологии мы не нашли. Однако непонятно и то, как можно было бы их сделать простым рубилом, то есть обычным камнем. Слишком они для этого глубокие, и имеют при этом довольно четко выдержанную вертикаль стенок, которые сами по себе слишком ровные для того, чтобы быть результатом выемки материала столь примитивным инструментом…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: