Еще один эксперимент Хейердала
Бургомистр Педро Атан, руководивший работой в эксперименте по высеканию статуи, уверял Хейердала в том, что получил от своих предков знания по установке статуй на платформу. Хейердал не склонен был ему верить и пообещал сто долларов «в тот день, когда самая большая статуя в Анакене встанет на свое место». Неожиданно Педро Атан вызов принял, несмотря на то, что вес этой статуи, по оценкам Хейердала, составлял примерно двадцать пять – тридцать тонн. (Если судить по фотографии, приводимой Хейердалом в своей книге, он несколько преувеличил вес статуи – см. Рис. 107).
Когда было получено разрешение от губернатора на этот эксперимент, Педро Атан собрал одиннадцать помощников, проинструктировал их и они приступили к работе.
«Единственным орудием пасхальцев были три бревна (потом бургомистр от одного отказался, ограничившись двумя) и множество камней, которые члены бригады собирали около лагеря… Хотя статуя зарылась носом глубоко в землю, бригаде удалось подсунуть под нее концы бревен. А с другой стороны, раскачивая бревна, повисло по три-четыре человека. Сам бургомистр, лежа на животе, подкладывал мелкие камни под голову статуи» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).
Вот так, орудуя всего лишь парой бревен в качестве рычагов, приподнимавших статую, и постоянно фиксируя подкладываемыми камнями новое положение статуи, островитяне оторвали моаи от земли и подтащили ее к платформе. На это у них ушло десять дней. Затем началась установка статуи в вертикальное положение посредством все той же процедуры – рычаги и камни.
«Бургомистр все время был начеку, придирчиво проверяя положение каждого камня. Под весом древнего исполина некоторые камни крошились, словно рафинад. Положи хоть один камень не так, и может случиться беда. Но все было тщательно продумано, каждый ход точно рассчитан и взвешен. Затаив дыхание, мы смотрели, как пасхальцы с громадными каменюгами карабкаются на башню, цепляясь за неровности пальцами босых ног. Но люди были предельно собраны, и бургомистр ни на миг не ослаблял внимания, все видел и направлял, не тратя лишних слов» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).
«Наступил восемнадцатый день работ. Несколько человек ухватились за веревку со стороны пляжа и начали тянуть, другие притормаживали веревкой, которая была обмотана вокруг кола посредине лагерной площадки, третьи тихонько подваживали бревном. Вдруг великан качнулся, и прогремела команда: – Держать! Крепче держать!
Выпрямившись во весь свой могучий рост, истукан начал переваливаться с ребра на плоскость основания, и освобожденная от нагрузки башня стала разваливаться, здоровенные каменюги с грохотом покатились вниз в облаках пыли. А исполин твердо ступил на плиту и замер – плечистый, прямой…
Впервые после столетнего перерыва один из великанов острова Пасхи снова занял свое место на аху. Приехали на джипе губернатор с семьей, патер и монахини, около лагеря стучали копыта: все, кто только мог, спешили в Анакену посмотреть на работу своих односельчан. Гордые «длинноухие» разобрали башню, и бургомистр с достоинством грелся в лучах собственной славы. Он доказал, что знает ответ на одну из старейших загадок острова Пасхи» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).
Итак, двенадцать человек за восемнадцать дней с помощью лишь пары бревен и подкладываемых камней смогли поднять статую, лежавшую рядом с аху, и установить ее на платформу. Рычаг – все-таки великая вещь…
И если ориентироваться на достигнутый результат, а также на детали описания того, как все происходило, то нет никаких сомнений в том, что бургомистр Педро Атан действительно заранее знал технологию подъема статуи и установки ее на аху. Судя по всему, он получил эти знания, как сам утверждал, от своих предков.
Но, на мой взгляд, в этом нет ничего особо удивительного. В действенности и эффективности такого инструмента как рычаг мне удалось удостоверить самому еще лет десять назад в Карелии, когда по схожей технологии – с помощью полугнилого бревна и подкладываемых камней – нам вдвоем всего за пять минут удалось поставить так называемый сейд (большой камень на трех маленьких «ножках») весом эдак с полтонны.
А переселенцы-полинезийцы, застав, например, рядом с аху какие-то упавшие статуи, вполне могли отработать технологию их подъема и установки. Времени у них на это было достаточно. А если учитывать неустойчивость статуй, которые непрерывно должны были падать при землетрясениях, то и практики по отработке этой технологии у них тоже было немало.
Гораздо показательней, по-моему, то, что успешно установив статую в Анакене, бургомистр Педро Атан категорически отказался провести эксперимент по транспортировке статуй из каменоломни Рано-Рараку на побережье, сославшись на то, что «моаи шли сами»…
Транспортировка статуй
Вопрос о транспортировке громадных статуй от каменоломен до платформ на побережье не обошел вниманием, пожалуй, ни один исследователь. Этот вопрос считается одной из главных загадок острова Пасхи.
Каких только решений этой загадки не предлагалось. Наверное, перебраны уже все возможные способы – перекатывание просто на круглых бревнах и перетаскивание на салазках, качающиеся крепления и специальные такелажные приспособления, раскачивание с боку на бок в вертикальном положении и т.д. и т.п.
Проведено и несколько практических экспериментов. Так, скажем, Хейердал все-таки провел свой эксперимент по транспортировке (от которого отказался бургомистр Педро Атан). В этом случае статую зафиксировали на бревнах и просто тащили все это волоком. Американец Чарльз Лав перемещал вертикально зафиксированную на небольшой платформе статую по катящимся круглым бревнам. А Уильям Мюллой использовал специальное такелажное приспособление. Использованные этими экспериментаторами способы представлены на стендах местного музея, и по картинкам можно заметить, что работники музея относятся к данным версиям с большой долей иронии.
Однако в местных преданиях утверждается, что статуи «шли сами». Встречается несколько вариантов легенд по этому поводу, но во всех них утверждается, что для перемещения статуй была задействована некая духовная сила – ману. И это никак не согласуется со способами, использованными в перечисленных выше экспериментах.
Утверждение, что статуи «шли сами», долго озадачивало исследователей. Наконец, решение, казалось, было найдено чешским исследователем по имени Павел Павел. Это решение было проверено энтузиастами и экспериментально. Статую обвязали веревками, за которые держалось три группы экспериментаторов – две группы располагались по бокам, а третья позади статуи. Боковые группы поочередно тянули за веревку, за счет чего статуя раскачивалась из стороны в сторон, а третья группа страховала статую, не давая ей упасть. Раскачиваясь из стороны в сторону, статуя за счет небольшого наклона вперед и переваливания с одного края основания на другой, передвигалась со скоростью ста метров в час. При этом со стороны казалось, что статуя действительно как будто шла сама.
Мне же, честно говоря, до поездки на остров «загадка» транспортировки статуй представлялась совершенно неинтересной и бесперспективной, с точки зрения исследований.
Во-первых, все эти эксперименты проводились с перемещением статуй по ровной поверхности и на небольшие расстояния. Между тем остров отнюдь не плоский, а расстояния от каменоломен Рано-Рараку до удаленных платформ доходят до десятка километров. Так что, с этой точки зрения, эксперименты уже были не совсем корректны.
Во-вторых, эксперименты показывают лишь то, как можно было бы вообще перемещать статуи. Однако они не дают ответа на вопрос, как именно перемещались статуи в действительности.
И в-третьих, имеется очень серьезное противоречие, которое заключается в следующем. Способы транспортировки, использованные в экспериментах, довольно просты. Соответственно просто их было бы и запомнить островитянам. Как просто было бы затем передать подобное знание потомкам. Между тем бургомистр Педро Атан, который получил знания от предков по подъему статуй и успешно его продемонстрировал, категорически отказался провести эксперимент по транспортировке – причем отказался в такой форме, которая указывает явно на то, что по каким-то странным причинам конкретных знаний по этому вопросу у него просто не было!..
В таких условиях любой предлагаемый вариант решения данной «загадки» оказывается чистым теоретизированием (даже при проведении соответствующего эксперимента), и проверить его адекватность реальной технологии, использованной в древности, просто невозможно – нет исходных данных для такой проверки.
Однако когда на острове мы неожиданно столкнулись с тем фактом, что статуи изготавливались не из прочного базальтового туфа, а из очень хрупкого материала, вопрос транспортировки статуи стал весьма актуальным.
Дело в том, что, если судить по имеющимся фотографиям и видеосъемкам проводившихся экспериментов, все они осуществлялись не с реальными статуями, а с некими их современными моделями, изготовленными из совсем иных материалов. А что было бы, если бы попытались транспортировать реальную статую?..
Достаточно очевидно, что во всех случаях, когда используются какие-то бревна и веревки, на столь хрупком материале, из которого сделаны моаи острова Пасхи, на самой статуе неизбежно должны оставаться соответствующие следы от этих бревен и веревок – даже малейшие колебания веревок и бревен при транспортировке будут крошить материал статуи. Мы очень тщательно осматривали все статуи – абсолютно никаких подобных следов на них нет!.. Следовательно, все соответствующие эксперименты (с бревнами и веревками) совершенно не соответствуют реальности. Они изначально поставлены некорректно!..
Более того. На острове имеются статуи, которые так и остались брошенными по дороге из каменоломен на побережье. И если бы их перетаскивали, допустим, на бревнах или салазках, то, по всей логике, какие-то остатки от этих бревен или салазок должны были так под статуей и остаться. И даже если бы древесина сгнила, то хоть какие-то следы от нее должны были сохраниться. Между тем совершенно никаких признаков бревен или салазок под такими брошенными статуями мы не обнаружили.
Хрупкость материала ставит крест и на эксперименте с «шагающим» моаи. При таком способе передвижения – особенно по твердому базальтовому туфу, которым как указывалось ранее, покрыты огромные пространства на острове – реальные статуи неизбежно стачивались бы в своей нижней части. Покачивание статуи из стороны в сторону при каждом таком движении сопровождается резким уменьшением площади опоры, что, согласно законам физики, приводит к значительному увеличению давления в месте соприкосновения статуи и грунта. В этих условиях хрупкость материала неизбежно дала бы о себе знать, и у передвигаемых таким образом статуй должна была сильно закруглиться нижняя поверхность, чего на реальных моаи абсолютно не наблюдается.
Более того. Материал настолько хрупок, что у «шагающего» моаи значительно раскрошилась бы вообще нижняя часть, так что до побережья «дошагал» бы очень сильно укороченный вариант статуи. Между тем в пропорциях тела между статуями, оставшимися лежать в каменоломне, и статуями на побережье нет никакой существенной разницы. Да и у перемещенных статуй никаких признаков подобного стачивания не видно.
Так что из двух слов «шли сами» главным оказывается не «шли», а слово «сами». А это, если вдуматься, означает, что островитяне не имели отношения к перемещению статуй. По крайней мере к массовому их перемещению…
Добавить комментарий