Затерявшийся в просторах Тихого океана остров Пасхи окружен не только тысячами километров водного пространства, тайнами и загадками, но и множеством мифов, слухов и самых невероятных выдумок. Поэтому для того, чтобы разобраться в древней истории этого острова, нужно прежде всего отбросить всю ту информацию, которая не соответствует действительности, а опираться лишь на то, что подтверждается реальными фактами. Кроме того надо не сваливать все загадки и тайны в единую кучу, а анализировать каждую проблему по отдельности. И тогда прошлое этого далекого острова приобретает совсем иной вид, нежели это представлено в известных книгах и фильмах. Книга основывается на материалах съемочно-исследовательской экспедиции Фонда развития науки «III тысячелетие» на остров Пасхи в октябре 2013 года.

Остров Пасхи в сфере интересов Хейердала

Во время плавания по Тихому океану у экипажа «Кон-Тики» оставалось довольно много свободного времени, поскольку основную работу по передвижению плота к намеченной цели выполняли течение и ветер. Естественно, что, находясь в условиях весьма ограниченного пространства и столь же ограниченных возможностей, значительную часть досуга путешественники проводили за обсуждением самых различных вопросов, из которых Хейердал в своей книге особо выделяет одну тему – про остров Пасхи.

«Один лишь остров Пасхи давал нам множество тем для бесед, когда мы сидели на палубе под звездным небом и чувствовали себя участниками доисторических приключений. Нам казалось, будто мы только тем и занимались еще со времен Тики, что плавали по морям под солнцем и звездами и искали землю» (Т.Хейердал, «Путешествие на «Кон-Тики»»).

На момент плавания никто из членов экипажа еще не был на острове Пасхи. Не суждено было им увидеть его и сейчас – маршрут «Кон-Тики» пролегал значительно севернее этого острова, затерявшегося в бескрайних просторах океана. Но загадки и тайны острова Пасхи уже манили Хейердала…

Рис. 6. Положение острова Пасхи
Рис. 6. Положение острова Пасхи

Для европейцев остров Пасхи был открыт в 1722 году голландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье, отчего и получил известное нам название (хотя местные жители предпочитают другое название для своего острова – Рапа-Нуи, именуя самих себя рапануйцами, а не пасхальцами).

Остров Пасхи имеет географические координаты 27 градусов 7 минут южной широты и 109 градусов 21 минуту западной долготы. Он располагается в южной части Тихого океана примерно в 3700 километрах к западу от побережья Южной Америки и является одним из самых удаленных от континента островов в мире. На тысячи километров вокруг – только океан. До ближайшего населенного места – острова Питкэрн – отсюда более 1800 километров. Каково же было удивление открывших Пасхи голландцев, когда они обнаружили, что остров… заселен людьми.

Очевидно, что «зародиться сами» на небольшом – чуть более полутора сотен квадратных километров площадью – острове люди не могли. Но тогда откуда они здесь взялись?.. Если приплыли, то откуда?.. И как они это смогли сделать?.. Кто был предками островитян?.. Эти вопросы неизбежно вставали перед исследователями, начиная практически с момента открытия острова Пасхи.

Рис. 7. Татуировка рапануйца (зарисовка 1899 года)
Рис. 7. Татуировка рапануйца (зарисовка 1899 года)

Не могли не заинтересовать эти вопросы и Хейердала, ведь именно проблема происхождения жителей островов Тихого океана привела его с товарищами на «Кон-Тики». Уникальное же изолированное положение острова Пасхи обостряло вопрос происхождения рапануйцев (то есть жителей Рапа-Нуи, острова Пасхи), выводя его на уровень загадочной тайны, а таинственность и загадочность всегда значительно усиливает интерес исследователей и их стремление разгадать эту тайну. Но все, что мог сделать Хейердал на борту «Кон-Тики», проплывая далеко к северу от острова Пасхи, это лишь сформулировать основные тезисы своего собственного подхода к разрешению проблемы происхождения рапануйцев, да обсудить с другими членами экипажа роившиеся в голове идеи (эти идеи он позднее изложил в книге «Путешествие на «Кон-Тики»»).

Из теории о южноамериканском происхождении полинезийцев, которую пытался доказать плаванием на «Кон-Тики» Хейердал, автоматически следовало, что и для жителей острова Пасхи нужно было предполагать их происхождение от каких-то предков из Южной Америки. Но пока проверить это следствие не было возможности – находясь на плоту посреди Тихого океана, Хейердал мог опираться лишь на данные других исследователей, которые на тот момент времени, увы, были весьма скудны.

Так голландцы, открывшие остров Пасхи, провели на нем всего один день. Участники испанской экспедиции под руководством капитана Филиппа Гонсалес?и?Хаэдо, побывавшие следующими на острове в 1770 году, не опубликовали о своем посещении острова ни строчки – об этом визите остались лишь довольно короткие записи в их судовом журнале.

Через четыре года на острове оказался знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук во время своего второго кругосветного путешествия, которое он намеревался совершить по максимально возможной южной широте в надежде найти еще неизвестный континент – Антарктиду. Посещение острова Пасхи в его начальные планы даже не входило (хотя он уже слышал об этом острове), но внесла коррективы цинга, которая разразилась среди команды, ослабленной длительным плаванием в холодных антарктических водах. Кук вынужден был круто повернуть на север в надежде достичь какого-нибудь острова, где его люди смогли бы восстановить силы. И 1 марта 1774 года экспедиция Кука достигла острова Пасхи, на котором англичане провели четыре дня.

В 1786 году остров Пасхи посетила экспедиция другого известного – уже французского – мореплавателя Лаперуза. Но визит его оказался весьма скоротечным – французы были на острове всего лишь два часа…

Рис. 8. Команда Лаперуза на острове Пасхи в 1786 году
Рис. 8. Команда Лаперуза на острове Пасхи в 1786 году

В XIX веке появляются сообщения об острове Пасхи и в записях русских путешественников. Так к острову подходила первая русская кругосветная экспедиция под руководством Юрия Федоровича Лисянского, описанная позднее в его книге «Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803-1806 годах». Однако «Нева» лишь бросила якорь близ острова. Члены команды и сам Лисянский на берег не сходили и только общались с теми островитянами, которые сами подплывали к их кораблю.

В 1816 году к острову Пасхи подошел корабль «Рюрик» под командованием Отто Евстафьевича Коцебу, руководившего вторым русским кругосветным путешествием. Однако из-за враждебности островитян никому из команды сойти на берег также не удалось.

Остров Пасхи упоминается также в описании путешествия Миклухо-Маклая на корвете «Витязь» (ноябрь 1870 – сентябрь 1871 года). Однако Миклухо-Маклай лишь ссылается на данные из двух других источников – на сведения Пальмера, врача английского судна «Топаз», который был на острове Пасхи в пятидесятых годах XIX века; и на сведения Гана, командира чилийского корвета «О’Гигинс», посетившего остров в 1869 году…

Все описания этих путешественников содержали в лучшем случае лишь самые обрывочные данные об островитянах. И только в 1914 году на остров Пасхи отправилась на паруснике британский археолог Кэтрин Раутледж, которая провела тут более года, пытаясь разобраться в прошлом как самого острова, так и его обитателей. Раутледж углубилась в культуру и историю рапануйцев больше, чем кто-либо другой до нее, но и ей не удалось до конца разгадать тайны острова. После экспедиции она написала книгу «Загадка острова Пасхи», которая сразу же стала бестселлером.

Рис. 9. Кэтрин Раутледж

Первый миф о статуях острова Пасхи

Возможно, что описания первых путешественников, посетивших остров Пасхи, содержали бы больше сведений о рапануйцах, если бы их внимание не отвлекала, пожалуй, самая примечательная загадка острова – большие каменные статуи, которые невозможно было не заметить. На местном языке их называют «моаи». Статуи либо стояли на платформах (аху), либо лежали рядом с ними. На голове некоторых статуй располагались блоки цилиндрической формы (пукао), которые изображали то ли прическу, то ли шапки или какие-то другие головные уборы.

Еще голландцы удивлялись существованию этих статуй и тому, как их могли воздвигнуть островитяне.

«Что касается религии этих людей, мы не могли разобраться в ней из-за краткости нашего пребывания; мы заметили, что они жгут костры перед довольно высокими каменными идолами… Мы были поражены, увидев эти каменные изваяния, так как не могли понять, каким образом этим людям удалось воздвигнуть подобные фигуры без помощи каких-либо машин, ведь они не располагали пиломатериалами для их создания. Некоторые из этих фигур были 30 футов в высоту и с пропорциональной толщиной…» (Я.Роггевен, «Испытанный южанин»).

«Туземцы, по всей видимости, не имели никакого оружия и, как я думаю, они во всем полагались на своих богов и идолов, которые стояли в большом количестве на берегу и перед которыми они падали ниц и молились. Эти идолы были высечены из камня в виде людей с длинными ушами и короной на голове, но сделаны они были весьма искусно, чему мы весьма дивились» (Я.Роггевен, «Испытанный южанин»).

Испанский капитан Филипп Гонсалес?и?Хаэдо также поражался каменным статуям и тому, как их могли воздвигнуть островитяне. Он записал в свой журнал: «Этот вопрос стоит хорошенько изучить».

Чуть позднее пришел черед удивиться Куку и членам его команды: «Мы не могли понять, как эти островитяне, не располагая никакой механической силой, могли поднять такие колоссальные фигуры, а затем поместить большие цилиндрические камни им на головы».

Рис. 10. Статуи острова Пасхи (рисунок Дюмон-Дюрвилля, 1839 г.)
Рис. 10. Статуи острова Пасхи (рисунок Дюмон-Дюрвилля, 1839 г.)

Однако Кук со своими товарищами сообщает, что многие статуи уже повалены наземь и частично разбиты, а население по их подсчетам, сократилось до 600-700 человек. Все это создавало впечатление, что остров пережил какой-то катаклизм, от которого не смог оправиться.

Это сообщение породило один из самых первых мифов об острове Пасхи – появилась версия, что в период между открытием острова голландцами в 1722 году и визитом Кука в 1774 году действительно произошло что-то, имевшее прямо-таки катастрофические последствия.

Естественно, что подобное сообщение Кука не могло не заинтриговать исследователей еще больше. И последующие путешественники так или иначе обращаются к этому вопросу. Исходя из их сообщений, можно заключить, что Кук, мягко говоря, погорячился со своими выводами.

Так Лисянский пишет:

«Обойдя южную оконечность острова, я продрейфовал к западу до полудня, а потом подошел к западному берегу мили на три. В этом положении мне открылось якорное место, по берегам которого был виден большой бурун. Тут мы приметили несколько деревьев и четыре черных истукана, из которых три были высокие, а четвертый как будто бы до половины изломан. Они стоят у самого моря и представляют собою памятники, описание которых находится в путешествии Лаперуза…

Между северным и восточным мысами нами замечены четыре памятника, из которых первый находился посредине и состоял из одной статуи, второй и третий – из двух статуй каждый, а последний – из трех. Подходя к ним, мы увидели, что жители развели в разных местах огонь, продолжавшийся до самого вечера. Может быть, это означало приглашение, чтобы мы подошли к берегу. Однако же, не находя нигде удобного места, чтобы пристать, я продолжал свой путь к западу» (Ю.Лисянский, «Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803-1806 годах»).

Рис. 11. Статуи на западном побережье (зона Тахаи)
Рис. 11. Статуи на западном побережье (зона Тахаи)

И далее:

«По берегам находится множество статуй, верные изображения которых можно, видеть в описании путешествия Лаперуза. Они высечены из камня с весьма грубым изображением человеческой головы и покрышкой цилиндрического вида. Кроме того, нами замечено много куч камней с небольшими черноватыми и белыми пятнами наверху. Кажется, и они служат вместо каких-то памятников…

Ялик стоял столь близко от берега, что можно было явственно рассмотреть несколько жилищ и камень, из которого составлены ближние монументы или статуи. По указанию Повалишина, они высотою около 13 футов [примерно 4 метра]. Четвертую часть их составлял цилиндр, поставленный на головах статуй» (Ю.Лисянский, «Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803-1806 годах»).

Расходятся наблюдения Лисянского с заключениями Кука и по количеству островитян.

«С Куком мы не согласны в отношении числа жителей острова. Хотя сам я и не был на берегу, но если иметь в виду пятьсот человек, которые, приметив наш корабль, немедленно сбежались из ближних мест, то что же надлежит заключить о прочих, находящихся на острове селениях. Сверх того, обходя остров, насчитали мы 23 дома, стоящих недалеко от берегов. Положив, что это число составляло только половину всех жилищ и что во всяком из них живет по 40 человек, выйдет всего 1840 человек. Итак, по моему мнению, на острове Св. Пасхи должно быть всех жителей, по крайней мере, полторы тысячи» (Ю.Лисянский, «Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803-1806 годах»).

Рис. 12. Лисянский Юрий Федорович

Однако слухи о том, что все статуи на острове якобы повалены, продолжали циркулировать в обществе. На это определенно указывает то, что пишет Миклухо-Маклай спустя весьма значительное время после Лисянского.

«Чилийская экспедиция подтвердила в главных чертах уже сообщенные г-ном Пальмером известия, что не все каменные идолы уничтожены {Бичи привез известие, что все колоссальные статуи на Рапа-Нуи разрушены, но уже бывший после него Дю-Пти-Туар опроверг это сообщение. Подтверждение рассказа Пальмера г-ном Гана оттого имеет вес, потому что некоторые писатели, как например, г. Герланд, сомневались в верности подробностей, сообщенных г. Пальмером.}, что еще многие стоят, другие опрокинуты, но еще целы, что главное место их выделки находится у края описанного г-ном Пальмером вулкана Утуити и что в некоторых местах можно было еще видеть, как они в прежнее время стояли, именно на высоких платформах или алтарях» (Н.Миклухо-Маклай, «Плавание на корвете «Витязь» (ноябрь 1870 – сентябрь 1871 г.)»).

На мой взгляд, ошибочные выводы Кука, приведшие к мифу о катаклизме, в результате которого упали все статуи, являются лишь следствием того, что статуй на острове много – около тысячи штук. Какие-то из них повалены, а какие-то стоят до сих пор в вертикальном положении (даже если не учитывать те, которые отреставрированы в позднейшее время). И все зависит от того, с какой стороны и с какой точки смотреть на остров. В одном месте можно увидеть лишь поваленные моаи, а в другом – стоящие в вертикальном положении.

Несмотря на столь простое соображение, утверждения о некоем катаклизме, постигшем остров в XVIII веке можно встретить в книгах и ныне. Уж таковы особенности человеческой психики – слухи о катастрофах и воспринимаются быстрее, и развеиваются труднее. И запустить самый невероятный миф тут очень просто. Например, в начале ХХ века по миру довольно долго ходили слухи (которые даже печатали в газетах), что вообще сам остров Пасхи со всеми его жителями в результате сильного землетрясения опустился в морскую пучину и поглощен водами Тихого океана навсегда…

Рис. 13. Все зависит от того, откуда и на что смотреть
Рис. 13. Все зависит от того, откуда и на что смотреть

Конечно же, загадка каменных статуй острова Пасхи не могла не привлечь внимания Хейердала. И значительная часть его размышлений об этом острове, которые он обсуждал со своими товарищами на плоту «Кон-Тики», была посвящена именно статуям-моаи.

Хейердал пытался проводить параллели между моаи острова Пасхи и статуями в южноамериканском Тиауанако (который он считал столицей бога Кон-Тики). Эти параллели, согласно его точке зрения, должны были свидетельствовать о том, что статуи острова Пасхи созданы выходцами из Южной Америки и их потомками. А выходцами этими были, как гласит южноамериканское предание, белые люди с рыжими волосами – соплеменники легендарного бога Кон-Тики.

Впрочем, и тут Хейердал не был первым. В 1870 году на возможную связь между островом Пасхи и Южной Америкой обратил внимание сэр Клементс Маркхэм – влиятельнейший британский исследователь, который с 1863 по 1888 годы занимал пост секретаря Королевского географического общества, а впоследствии был его президентом еще на протяжении двенадцати лет. На лекции Дж.Л.Палмера, которая была прочитана на одном из заседаний этого общества, Маркхэм провел аналогии между платформами и статуями острова Пасхи с подобными находками в Тиауанако (территория современной Боливии). А в 1930 году группа немецких ученых опубликовала работу, в которой истоки культуры острова Пасхи они усмотрели в доисторическом Перу.

Хейердалу казалось, что ему также удалось найти сходство статуй на острове и в Тиауанако. В своей книге «Путешествие на «Кон-Тики»» он пишет об этом вполне определенно. Однако книга эта была им написана еще до того, как он сам побывал на острове Пасхи.

А что можно получить, опираясь лишь на чужие описания?.. Тут ошибиться в выводах – легче легкого.

В действительности же общее между статуями острова Пасхи и в Тиауанако только то, что это – статуи. О каких-либо иных сходствах между ними можно говорить, лишь сильно искажая реальность. И позднее Хейердал вынужден был отказаться от этого своего тезиса, признав, что классические моаи «не имеют никакого сходства со статуями… на континенте, расположенном к востоку от острова».

Рис. 14. Статуи на острове Пасхи (слева) и в Тиауанако (справа)
Рис. 14. Статуи на острове Пасхи (слева) и в Тиауанако (справа)

Конечно, в распоряжении Хейердала имелись не только описания путешественников. К моменту его плавания на «Кон-Тики» уже было проведено несколько археологических и этнографических исследований на острове Пасхи.

«Самые ранние археологические раскопки были проведены на острове Пасхи моряками с немецкой канонерки «Гиена», которой командовал капитан Вильгельм Гейзелер, в сентябре 1882 года пробывшей на острове четыре дня. Основной целью экспедиции был сбор этнографического материала для Берлинского императорского музея. Исследователи сделали первое детализированное этнографическое описание острова, а также раскопали пол одного из домов в Оронго и несколько hare moa (каменных «курятников»)» (Н.Непомнящий, «Остров Пасхи»).

Гораздо более внушительная работа была проделана командой американского корабля «Могиканин» в 1886 году. И хотя на это у них ушло всего одиннадцать дней, американцам удалось составить описание 555 статуй, 113 платформ, культовой деревни Оронго, некоторых пещер, могил и наскальных изображений, а также провести небольшие раскопки в кратере Рано-Рараку. Вдобавок, им удалось получить некоторую информацию о легендах и языке рапануйцев и собрать коллекцию местных предметов, среди которых было две дощечки с надписями на языке ронго-ронго, над расшифровкой которого исследователи бьются до сих пор.

«В 1934–1935 годах в составе франко?бельгийской экспедиции на остров Пасхи прибыли археолог Генри Лавачери и этнограф Альфред Метро. Они жили здесь пять месяцев. Первый обратил особое внимание на наскальную живопись, тогда как второй выполнил серьезное исследование обычаев местного населения» (Н.Непомнящий, «Остров Пасхи»).

По результатам своих исследований Метро отверг предположение об американских истоках культуры острова Пасхи. Он считал, что эта культура основана предками островитян, приплывшими с островов Полинезии. Эти выводы поддержал и выдающийся исследователь Океании новозеландец Те Ранги Хироа.

Рис. 15. Петроглифы в деревне Оронго
Рис. 15. Петроглифы в деревне Оронго

Буквально через год после путешествия «Кон-Тики» вышла в свет книга по исследованию острова Пасхи под названием «Земля Хоту Матуа», которую написал пастор Себастьян Энглерт. В ней содержались сведения по истории, археологии, этнологии острова, а также по языку островитян.

Этот немецкий исследователь в 1922 году по собственному желанию отправился в качестве католического миссионера в индейское племя аураканов на юге Чили, а затем с 1935 года до самой своей смерти в 1969 году был миссионером-священником на острове Пасхи.

Помимо основной миссионерской деятельности Энглерт посвятил значительную часть своей жизни изучению культуры и языка острова Пасхи. Он исходил остров буквально вдоль и поперек и даже пронумеровал более шестисот статуй – те, которые ему удалось обнаружить.

Ныне общее число статуй оценивается в 887 штук. Именно такое их количество указано на стенде в местном музее, который располагается в секторе Тахаи в полутора километрах к северу от единственного на острове города Ханга Роа – на месте, где и проживал Себастьян Энглерт.

Во время своей поездки на остров Пасхи Тур Хейердал встречался и довольно тесно общался с Энглертом, который предоставил Хейердалу немало полезной информации по истории острова и местным традициям…

Рис. 16. Себастьян Энглерт

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: