Экспедиция Хейердала на остров Пасхи
Хотя Хейердал мечтал об острове Пасхи еще во время своего плавания на «Кон-Тики» в 1947 году, попасть сюда он смог попасть только через восемь лет – в 1955. В это время здесь еще не было аэропорта. И всего один раз в год на Пасхи приходил военный корабль из Чили, под чьей юрисдикцией остров находится с 1888 года. Поэтому Хейердалу пришлось зафрахтовать для своей экспедиции траулер в Норвегии, который добирался до острова Пасхи целых шесть недель. И это – вполне конкретный и показательный пример тех трудностей, с которыми приходилось сталкиваться исследователям этого острова в еще недавнем прошлом.
Фрахт целого судна – дело не из дешевых. Однако после плавания на «Кон-Тики», получившего широкий резонансный отклик по всему миру, Хейердал имел не только весьма неплохую финансовую базу, но и широкую известность, что позволило ему также пригласить в состав экспедиции профессиональных археологов. В научный состав экспедиции вошли американцы – доктора наук, профессоры археологии Карлайл Смит и Уильям Мюллой (в своей книге об экспедиции на остров Пасхи Хейердал его называет Биллом), сотрудник музея Нью-Мексико Эдвин Фердон и директор музея в Эльверуме Арне Шельсвольд, а также студент-археолог университета в Сантьяго Гонсало Фигероа, который в экспедиции официально представлял Чили.
Кроме затрат на провиант, оборудование, топливо и фрахт судна Хейердал обязался платить участникам экспедиции по таким же ставкам, как на их обычной работе. Но думаю, вовсе не деньги привлекали археологов – им представился шанс окунуться в исследование далекого и таинственного острова, на котором для специалистов их профиля был непочатый край работы и огромные перспективы. И эти надежды себя полностью оправдали. Так, например, Уильям Мюллой после экспедиции Хейердала в 1955-1956 годах буквально с головой окунулся в исследование острова Пасхи, совершив в итоге более двадцати поездок на этот остров, куда он ездил вплоть до своей внезапной кончины в 1978 году. В частности, в ходе своих поездок уже после экспедиции Хейердала Мюллой проводил раскопки и реставрацию платформ (аху) в секторе Тахаи.
Остров Пасхи имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого образует восточный берег острова (см. Рис. 2-ц). Стороны этого «треугольника» имеют длину 16, 18 и 24 километра. По углам острова возвышаются потухшие вулканы – вулкан Рано-Као (высота 324 метра) рядом с поселением Ханга-Роа и современным аэропортом; вулкан Пуа-Катики (высота 377 метров) в зоне Поики и вулкан Теревака, образующий высшую точку острова (539 метров).
Наличие большой научной команды при поддержке со стороны не только руководства острова, но и его жителей, позволило экспедиции разделить силы и разбиться на несколько бригад, каждая из которых занялась исследованиями на своем направлении. Сам Хейердал, далекий от практической археологии, помимо общего руководства работами сконцентрировался на сборе местных артефактов и информации о культурных традициях островитян, а также местных легенд и преданий.
Уильям Мюллой занялся раскопками на аху Винапу в южной части восточного побережья, где под его руководством на протяжении четырех месяцев трудились два десятка местных рабочих. Эдвин Фердон возглавил раскопки в селении Оронго на вершине вулкана Рано-Као, располагающегося в южном углу того треугольника, который образует остров. Арне Шельсвольд работал на другом вулкане – Рано-Рараку, который находится в северной части острова неподалеку от восточного побережья. Здесь располагаются каменоломни, в которых в древние времена изготавливались статуи-моаи. А Карлайл Смит исследовал древний ров у подножия возвышенности в зоне Поике, расположенной в северо-восточном углу острова, а также провел раскопки аху Те Пито Кура на северном побережье.
Практически каждая новая находка археологов становилась сенсацией, поскольку им удалось обнаружить целый ряд ранее неизвестных статуй, которые приводили в изумление даже местных жителей. Пожалуй, одной из самых знаменитых находок стала обнаруженная на склоне вулкана Рано-Рараку коленопреклоненная статуя с устремленным вверх взглядом и острой бородкой, из-за которой статуя в профиль чем-то напоминает «вождя мирового пролетариата».
«Археологи и пасхальцы были одинаково удивлены; снова пригласили патера Себастьяна и губернатора. У этого идола тоже были ноги, его изваяли сидящим на собственных пятках, руки лежали на коленях. Если другие фигуры изображались нагими, на этой был короткий плащ пончо с квадратным вырезом для шеи. Голова круглая, с острой бородкой и выпученными глазами. Странное лицо, такого еще не видели на острове Пасхи» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).
Помимо этого археологи обнаружили несколько захоронений и собрали образцы, которые в дальнейшем были датированы радиоуглеродным методом, что позволило заложить основы хронологической шкалы истории острова Пасхи. Из кратера Рано-Рараку также были взяты на анализ образцы ила, которые послужили материалом для единственного на текущий момент палеоботанического исследования.
Хейердалу удалось также организовать и провести три эксперимента – по изготовлению, транспортировке и установке статуй.
По результатам экспедиции было опубликовано два больших тома научных отчетов – «Отчеты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана». Позднее Хейердал дополнил их третьим томом под названием «Искусство острова Пасхи». Он также написал книгу «Аку-Аку», которая стала очередным международным бестселлером. Только в Норвегии в 1957 году эта книга вышла тиражом 60 тысяч экземпляров. После года продаж цифра возросла вдвое. А американское издание вышло первым тиражом сразу в 100 тысяч.
Экспедиция Хейердала 1955-1956 годов не только заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове до сих пор, но и во многом определила современные представления историков о прошлом острова Пасхи.
Ключевые моменты истории острова
Современное представление об истории острова Пасхи (до момента открытия его европейцами), излагаемое в книгах и фильмах, сформировано на основе как археологических и этнографических исследований, так и местных преданий и легенд. В нем достаточно отчетливо выделяются несколько ключевых моментов – заселение острова; освоение острова переселенцами и рост численности рапануйцев; глобальный конфликт между двумя кланами («короткоухих» и «длинноухих»); экологическая катастрофа, приведшая к резкому сокращению численности населения острова (иногда связывается с упомянутым конфликтом кланов); изменение религиозно-культовых представлений островитян и установление культа человеко-птицы, который застали европейцы. Все эти ключевые моменты, по представлениям большинства историков и исследователей, теснейшим образом связаны с возведением островитянами знаменитых платформ-аху и статуй-моаи.
Такое представление о прошлом острова базируется на выводах Хейердала, который по результатам археологических раскопок, проведенных его экспедицией, заключил, что историю острова Пасхи (как раз прежде всего по возведению статуй и платформ) можно разделить на три периода: ранний – 400-1100 гг., средний – 1100-1680 гг. и поздний – 1680-1868 гг. нашей эры.
На первом этапе, по его мнению, прибывшие на остров переселенцы и их потомки изготавливали самые большие статуи и устанавливали их на самые большие и качественные платформы. Второй этап в этой трехступенчатой схеме характеризуется резким снижением качества и размера статуй и платформ. Начало третьего этапа знаменуется низвержением ранее установленных статуй (в ходе упомянутого выше военного конфликта между кланами), после чего статуи перестали изготавливать вообще.
Историки взяли у Хейердала это деление на три периода, однако… поменяли очередность первых двух периодов. Поскольку представителям академической науки гораздо привычней эволюция в сторону развития, а не деградация чего-либо по непонятным причинам, им больше по сердцу пришлось утверждение, что древние мастера постепенно совершенствовали свое искусство в изготовлении статуй, а посему и самые большие статуи создавались лишь на втором этапе.
Насколько обоснованным и правомерным было такое решение историков, мы рассмотрим позднее, а пока отметим лишь то, что по вопросу о назначении самих статуй у них с Хейердалом разногласий нет. Все они полагают, что статуи отражают царивший некогда на острове «культ предков» и возводились рапануйцами в честь наиболее почитаемых вождей кланов и семей. Считается, что остатки таких вождей островитяне хоронили непосредственно в платформах, на которые устанавливались статуи, служившие в дальнейшем объектом почитания и поклонения. Как метко выразился один из участников нашей экспедиции Алексей Павлов, по сути, это было нечто типа «Доски Почета»…
Не спорят историки с Хейердалом и в том, что в некий момент на острове Пасхи разразилась война между кланами, которая сопровождалась сбрасыванием статуй со своих мест на платформах. При этом статуи будто бы сбрасывались специально лицом вниз, чтобы их глаза – глаза великих вождей прошлого – больше никогда не могли смотреть на островитян-потомков.
Чаще всего этот конфликт, сопровождавшийся, как гласит местная легенда, чуть ли не полным истреблением «длинноухих», связывают не просто с борьбой между кланами за наиболее плодородные участки острова, а с последствиями некоей экологической катастрофы, которая была якобы вызвана самими островитянами. Согласно этой версии, для транспортировки статуй от каменоломен на склонах вулкана Рано-Рараку до платформ на побережье острова рапануйцы использовали бревна, которых для этого требовалось много. В пылу культово-религиозного экстаза, массово возводя эти статуи (которые порой достигали веса в десятки тонн), островитяне будто бы истребили все деревья, которые ранее росли на острове.
Исчезновение лесного покрова привело к сильной эрозии почвы, в результате снизились урожаи. Пострадало и рыболовство, так как не осталось древесины для строительства каноэ. Борьба за выживание в этих условиях и стала причиной конфликта, резко сократившего численность населения и сопровождавшегося сбрасыванием статуй со своих мест.
Эти события имели для острова Пасхи необратимые последствия. Деревьев на острове не осталось. Посреди огромного океана взяться им было неоткуда, и прибывшие сюда в XVIII веке европейцы застали практически голую землю, лишь местами покрытую редким кустарником.
В ходе приспособления к новым условиям рапануйцы (как полагают историки) вынуждены были отказаться от своих древних культово-религиозных представлений, заменив их культом человеко-птицы, центром которого стала деревня Оронго на возвышенности близ кратера вулкана Рано-Као.
В рамках культа человеко-птицы на острове ежегодно проводились соревнования между представителями всех кланов. Участники соревнования должны были доплыть до небольшого островка Моту-Нуи, расположенного рядом с островом Пасхи, взобраться по его крутым скалам и найти первыми яйцо, отложенное черной крачкой. Эти смельчаки подвергались немалой опасности, так как в водах близ острова Пасхи нередко появлялись акулы. Победивший пловец становился «птице-человеком года» и наделялся сроком на год правом контроля над раздачей ресурсов между кланами (по другой версии, это право получал вождь того клана, к которому принадлежал «птице-человек года»). Эта традиция продолжала существовать вплоть до 1867 года.
Как полагают историки, именно такое мирное соревнование с ежегодной сменой человека, выполнявшего одну из важнейших социальных функций (распределение продуктов питания), позволило рапануйцам избегать новых кровопролитных конфликтов…
Тема упомянутой экологической катастрофы, вызванной человеком, весьма популярна и довольно широко раскручена. Ее сторонники, как правило, любят смаковать детали этой катастрофы и представлять ее в виде некоего «показательного примера острова Пасхи», который служит «предупреждением всему человечеству» об опасности бездумного потребления природных ресурсов, способного привести к глобальной экологической катастрофе планетарного масштаба.
Вот так в целом представляется история острова Пасхи в подавляющем большинстве современных фильмов и книг. Однако с данной версией согласны далеко не все исследователи. Да и сами рапануйцы утверждают, что историки во многом ошибаются…
Добавить комментарий