Хоту Матуа и семь разведчиков
Одна из наиболее известных легенд острова Пасхи гласит, что Хоту Матуа, первый правитель на острове, приплыл с запада, держа курс на восходящее солнце. Хоту Матуа вынужден был покинуть родной дом на острове Хива, которому по неким причинам грозило поглощение водами океана. О том, что именно это был за остров, историки спорят до сих пор, но наиболее популярна среди них версия, что это был район Маркизских островов, где встречаются аналогичные названия – Нуку Хива, Фату Хива, Хива Оа.
Однако Хоту Матуа не первым ступил на остров Пасхи. До него это сделали семь разведчиков, которых он отправил для обследования острова.
Вот как эту легенду представляет Франсис Мазьер – этнограф и археолог, который в 1962 году возглавлял экспедицию на остров Пасхи, организованную при непосредственном участии Международной научной федерации и Королевского Музея естественных наук Бельгии.
«Семеро посвященных сыновей вождя отправились первыми, чтобы обследовать остров и встретить Хоту Матуа. Этих семерых звали Ира, Рапаренга, Куукуу а Хуатава, Рингиринги а Хуатава, Нонома а Хуатава, Ууре а Хуатава, Макои Рингиринги а Хуатава. Вышли они из Хивы на одной лодке и, следуя указаниям Хаумаки, прошли мимо трех островков и высадились в Винапу. Затем они взобрались на вулкан и воскликнули: «Вот та самая Черная яма Хаумака!»
Потом они посадили ямс, который привезли с собой. Сажал его Куукуу. После этого разведчики отправились к восточному берегу острова и встретили по пути ростки кохе, сломанные Духом Хаумаки. Обойдя скалу Поике, они прошли вдоль северного берега в поисках песчаной бухты, куда могли бы зайти лодки вождя. Но все бухты оказались непригодными для высадки. Тогда они отправились ловить рыбу в Анакену. Придя туда, они сказали: «Здесь и высадится Хоту Матуа». Не найдя поблизости огня, двое из них отправились за ним в лодку. Они принесли дерево макои [кокосовая пальма], развели костер, нагрели камни и зажарили рыбу…
Из бухты Ханга-Роа они поднялись на вулкан Рано-Као и пошли в Оронго посмотреть, как растет ямс. Там выросли сорняки. Они вырвали их и сказали: «Это плохая земля!»…» (Ф.Мазьер, «Загадочный остров Пасхи»).
Затем часть разведчиков вернулась к Хоту Матуа, чтобы рассказать об увиденном.
Ныне, как считается, семь статуй-моаи на аху Акиви изображают именно этих легендарных семерых разведчиков. Это единственная платформа, расположенная не на побережье, а в глубине острова Пасхи.
И вот тут и появляется момент, вызывающий сомнения у скептиков. Дело в том, что часто можно встретить такую трактовку, что разведчики вернулись непосредственно на остров Хива, а уже после этого в дальний путь на остров Пасхи двинулся Хоту Матуа со своими соплеменниками. И если на вариант относительно случайного открытия предками рапануйцев острова Пасхи скептики еще согласны, то возможность возвращения разведчиков на расстояние в три с половиной тысячи километров (до Маркизских островов), а затем повторение их пути с запада на восток на то же расстояние всем племенем во главе с Хоту Матуа, вызывает с их стороны активные возражения. И в этом, конечно, есть своя логика.
Однако при обращении к древним легендам и преданиям нужно быть крайне осторожным – их ни в коем случае нельзя воспринимать дословно. И особенно тогда, когда приходится иметь дело с пересказом этих легенд и преданий кем-то из исследователей.
Во-первых, с течением времени в ходе передачи сведений от поколения к поколению в повествовании могут вполне естественно появиться искажения каких-то частных деталей. А во-вторых, нередко и исследователи вносят свои искажения в ходе переизложения легенд на своем языке. Тут сказываются и языковые тонкости, и субъективные установки исследователя, и неоднозначность переводимых терминов.
На самом деле доступные варианты легенды ничего не говорят прямо и однозначно о возвращении разведчиков именно на родной им остров Хива. Они говорят лишь о возвращении куда-то – к своему вождю, но не конкретизируют, где именно в этот момент находился сам вождь. Далее идет детальное описание уже прибытия на остров Пасхи самого Хоту Матуа.
«Однажды две лодки Хоту Матуа появились у трех островков, названных Моту-Ити, Моту-Нуи, Моту-Каокао. Рингиринги, остававшийся на острове, заметил их со скалы Оронго.
Вождь спросил его, хорошая ли здесь земля. Он ответил: «Это плохая земля, сорняки заглушают ямс». Тогда Хоту Матуа сказал: «Наша земля тоже плохая, над ней нависла беда, прилив уничтожит на ней все». Затем лодки разошлись. Лодка Хоту Матуа обошла остров с востока, а лодка Авы Реи пуа – с запада. Они встретились у входа в бухту Анакена (см. Рис. 3-ц) и направились к двум скалам, ограничивающим ее.
Вождь причалил к краю Хиро-Моко, а Ава Реи пуа – к Ханга-Охиро. Как только Ава Реи пуа высадилась на берег, она родила дочь, а в другой лодке у Хоту Матуа и его жены Вакаи родился сын» (Ф.Мазьер, «Загадочный остров Пасхи»).
На мой взгляд, в данном случае будет гораздо логичней предположить, что разведчики вовсе не преодолевали таких огромных расстояний. Хоту Матуа вполне мог послать их на разведку не с острова Хива, а уже непосредственно в процессе путешествия всего племени – тогда, когда появились признаки наличия какой-то земли (стали видны облака над островом, появились птицы и тому подобное). Прежде, чем разворачивать туда сразу весь свой флот, грамотный вождь предпочтет предварительно послать одно каноэ с разведчиками. Что и было, судя по всему, сделано. Вот в таком изложении, древняя легенда о переселении племени Хоту Матуа уже не имеет каких-то серьезных логических противоречий.
Ботанические споры
Отстаивая южноамериканское происхождение предков рапануйцев, Тур Хейердал указывал на то, что на острове Пасхи имеются виды растений, родиной которых является Южная Америка. Соответственно, завезти их на остров могли лишь южноамериканские индейцы, а вовсе не полинезийцы.
Данные аргументы часто оспариваются другими авторами, которые либо подвергают сомнению само южноамериканское происхождение этих растений, либо не согласны с тезисом их завоза на остров соплеменниками Хоту Матуа.
«По мнению Хейердала, эти первые южноамериканские поселенцы привезли на остров ряд растений, включая батат, торомиро, тростник, чилийский перец, хлопок и бутылочную тыкву. Он всегда был уверен, что тростник (Scirpus riparius) – растение, преобладающее во всех трех кратерных болотах, – идентичен своему собрату в Перу; он заявлял, что анализ Олафа Селлинга (до сих пор не опубликованный) определил, что пыльца этого растения вдруг начала осаждаться во время раннего периода появления на острове людей и соединилась с частичками сажи. Он также заявлял, что тростник и таваи (Polygonum acuminatum, другое водяное растение) должны были быть привезены людьми, потому что они вырастают не из семян, а из новых побегов на корневых отпрысках» (Н.Непомнящий, «Остров Пасхи»).
Строго говоря, тростник тотора, заросли которого можно видеть на озере в кратере вулкана Рано-Рараку на острове Пасхи, не идентичен южноамериканскому тростнику, но все-таки является его весьма близким родственником. Этот «близкий родственник» растет, например, на озере Титикака – в регионе, который считали своей прародиной знаменитые инки. Инки использовали этот тростник для строительства лодок, на которых они плавали по озеру.
Рапануйцы использовали связки тростника тотора тоже в качестве плавательного средства. Первые экспедиции европейцев на остров Пасхи упоминают, что аборигены подплывали на таких связках к кораблям, а также использовали их в соревнованиях за звание «человеко-птицы года».
Но доказывает ли это, что тотора была сюда завезена на остров Пасхи инками или другими южноамериканскими индейцами?.. Однозначно на этот вопрос ответить нельзя.
Так, например, Непомнящий с аргументами Хейердала не согласен, хотя предлагает в качестве альтернативы еще более длинный и странный путь.
«Полученные данные ставят под сомнение заявление Хейердала о перуанском происхождении тотора (Scirpus riparius), его разновидности, растущие на острове, отличаются от своих перуанских собратьев (хотя похожи на те виды, которые встречаются в Чили) и могут размножаться семенами, которые могли быть перенесены на остров с помощью ветра, океана или птицами. В таком способе транспортировки нет ничего странного. Так, Чарлз Дарвин смыл с лап морских птиц семена пятидесяти двух видов растений. Таваи (Polygonum acuminatum), возможно, также размножались семенами и могли быть занесены птицами из разных мест.
Тот факт, что это растение встречается в Южной Америке, не подтверждает теорию Хейердала, потому что эти семена могли быть перенесены птицами из Южной Америки, скажем, на Маркизские острова в давние времена, а потом люди привезли их оттуда на остров Пасхи. Такой факт был бы неудивительным, ведь этому растению приписывают лечебные свойства. Между тем анализ пыльцы не дает ответа на вопрос, существует ли растение на острове с древних времен…
Как бы то ни было, все эти доказательства получили академическое признание после того, как сделанный Джоном Флинли анализ пыльцы показал, что тростник существует на острове Пасхи по меньшей мере 30 000 лет! Он не дает нам информации о какой-либо связи с Новым Светом» (Н.Непомнящий, «Остров Пасхи»).
Путь с Южной Америки на Пасхи через Маркизские острова представляется весьма сомнительным – он предполагает дополнительный крюк в тысячи километров. И уж тем более сомнительны датировки в тридцать тысяч лет.
Пыльца обычно датируется радиоуглеродным методом. Между тем радиоуглеродный метод вовсе не столь точен, насколько это сейчас заявляется (подробно – см. в интернете мою статью «Чего изволите-с?.. Меню радиоуглеродного датирования и дендрохронологии»). В самой методике заложена такая неустранимая ошибка, которая при возрасте в тридцать тысяч лет выливается в погрешность на уровне 100 процентов и более – по сути, на таких датах метод просто перестает работать.
Так что пока имеется лишь факт наличия на острове Пасхи близкого родственника тростника, произрастающего в Южной Америке. Вопрос же о том, как и когда он сюда попал, остается дискуссионным…
Есть здесь и другие южноамериканские растения. Например, по всему острову мы встречали заросли такого кустарника с ярко-рыжими цветами, который в России называется ваточник (см. Рис. 4-ц). Семена этого растения вызревают в коробочках с волокном, которое в свое время пытались использовать в качестве заменителя хлопка. Из него действительно можно получать нити и даже ткани, но они получаются весьма непрочными.
Если же углубиться в историю этого растения, то выясняется, что его родиной является Южная Америка. А каким образом он оказался на острове Пасхи – никому не известно…
Однако на острове Пасхи есть растения, пришедшие сюда не только с востока – со стороны Южной Америки, но и с запада. Скажем, также часто в экспедиции мы встречали заросли софоры – бобового растения, которое в засохшем виде гремит семенами в коробочках и благодаря этому свойству вполне может даже использоваться в качестве простейшего музыкального инструмента. Родиной же софоры считается Южная Индия.
Есть на острове Пасхи некоторые виды подорожников и злаков, родиной которых является район современного Ирана…
В таких условиях возникает закономерный вопрос – какие именно из этих растений можно считать показательными для определения родины рапануйцев и на каком основании?..
Понятно, что с открытием европейцами острова Пасхи здесь неизбежно начали появляться новые растения, ранее не характерные для него. Точного учета видов завозимых растений никто не вел. В результате мы уже не можем просто так по произрастающим ныне на острове растениям делать сколь-нибудь обоснованные выводы.
Теоретически, в этом вопросе могли бы помочь записи первых исследователей острова. Однако среди этих исследователей далеко не всегда находились люди, достаточно сведущие в ботанике. И даже если ими упоминаются какие-то растения, которые имелись у аборигенов или вообще произрастали на острове, то нет никаких гарантий, что авторы таких записей верно идентифицировали то, что наблюдали. Характерным примером последствий этого является, например, ситуация вокруг чилийского перца.
«Как свидетельствует испанский отчет за 1770 год, островитяне выращивали чилийский перец, наряду с бататом и бананами; Хейердал утверждал, что чилийский перец невозможно перепутать ни с каким другим растением на острове, другие ученые предполагали, что его, возможно, спутали с растением местного происхождения Solanum forsteri, которое называли попоро, или поропоро. Примечательно, что ботаник капитана Кука, Джордж Форстер, который посвятил довольно много времени подобным [видам], никогда не упоминал в своих отчетах о чилийском перце…» (Н.Непомнящий, «Остров Пасхи»).
Для того, чтобы в современных условиях делать хоть сколь-нибудь определенные выводы по происхождению тех или иных видов растений, произраставших на острове Пасхи до появления здесь европейцев, нужно проводить серьезные и глубокие палеоботанические исследования. Пока же было осуществлено лишь одно подобное исследование – в кратере Рано-Рараку.
Для решения сельскохозяйственных задач часть воды из озера в кратере этого вулкана в ХХ веке была отведена на поля, в результате чего уровень озера понизился метров на 10-15. Вследствие этого обнажились слои ила, которые палеоботаники взяли на анализ. В образцах ила была обнаружена пыльца ближайшего родственника чилийской винной пальмы. А по количеству обнаруженной пыльцы был сделан вывод, что некогда в прошлом остров был покрыт зарослями этой пальмы.
Чилийская винная пальма полностью соответствует своему названию. Из нее действительно можно получить вино путем сбраживания и вываривания ее сока. Из-за этого своего качества данный вид пальмы некогда даже оказался на грани исчезновения, но вовремя был взят под защиту. Сейчас ее можно встретить в Европе, Австралии, Южной Африке, и даже Канаде, но родина ее – Южная Америка.
Однако одно-единственное исследование не позволяет делать какие-либо однозначные выводы о происхождении рапануйцев. Тем более, что остается открытым вопрос вообще о связи произрастании ранее этой пальмы на острове именно с историей его заселения…
Наличие самых разных растений на острове – имеющих прародину, расположенную как на восток от острова, так и на запад – выводит на версию о том, что в прошлом могла быть вовсе не одна миграция. Действительно – если кто-то смог доплыть до острова со стороны запада, то кто-то другой мог доплыть и с противоположной стороны. И такая компромиссно-комбинированная гипотеза снимает все противоречия, имеющиеся по ботанике.
Пусть современные рапануйцы имеют преимущественно полинезийские корни. И именно они завезли одни виды растений. Но остров некогда могли посетить и индейцы Южной Америки, которые завезли некоторые виды южноамериканских растений. И не обязательно это была вообще миграция в полном смысле слова. Это вполне мог быть кратковременный визит небольшого количества индейцев, которые могли затем вернуться домой (или не вернуться, погибнув на обратном пути).
Конечно, на первый взгляд даже единственная миграция может показаться маловероятной, а две миграции – и вовсе невозможным делом. Слишком уж далеко от ближайшей суши располагается остров Пасхи. Однако, как ни странно, определенные намеки на несколько миграций имеются в древних преданиях самих рапануйцев.
Добавить комментарий