Эйа снова узнает об их замысле; но на этот раз у него нет готового решения. Он отправляется к своему деду Аншару и рассказывает ему все о ярости Тиамат и ее военных приготовлениях. Аншар приходит в смятение. Наконец, он отсылает Ану со словами: «Пойди и встань пред Тиамат, чтобы усмирить ее, чтобы сердце ее успокоилось». Но, увидев полчища Тиамат, Ану теряет отвагу и возвращается к Аншару.

«Все Ануннаки собрались в том месте; плотно сжав губы, сидели в безмолвии. «Ни один из богов (думали они) не может пойти на битву и, столкнувшись с Тиамат, живым унести ноги». Владыка Аншар, отец богов, поднялся, величественный, и, поразмыслив в сердце своем, сказал Ануннакам: «Тот, чья сила могуча, будет нашим мстителем, ярый в схватке, Мардук отважный!» («Энума элиш»).

«Сын мой, знающий всю премудрость, усмири Тиамат своим святым заклятьем. Спеши изо всех сил на колеснице бурь. Они не прогонят тебя от нее! Обрати их в бегство!» Владыка возликовал при слове отца, сердце запрыгало от радости, он сказал отцу: «Творец богов, судьба великих богов, если мне, твоему мстителю, и в самом деле предстоит победить Тиамат и спасти вам жизнь, созови собрание, провозгласи доли моей верховенство. Когда все вместе в Убшуккине [зал собрания богов] вы восседаете, радуясь, пусть не твое, а мое слово определяет судьбы. Неизменным будет то, что я создам. Повеление моих губ будет неотменимо и непреложно» («Энума элиш»).

Аншар готов принять условия Мардука. Он посылает своего советника к еще более старому поколению богов — Лахму и Лахаму. Гаге поручено изложить им все обстоятельства и пригласить богов собраться на пир для утверждения постановлений Мардука.

«Услышав это, громко возопили Лахму и Лахаму, все Игиги взвыли от горя: «Как странно, что они приняли это решение! Нам не постигнуть деяний Тиамат!» («Энума элиш»).

так чем же они недовольны — решением о возвышении Мардука или делами Тиамат ??? Это — принципиальный вопрос !!!

надо бы разобраться с игигами и ануннаками (последние как на одной, так и на другой стороне)…

«Они подготовились отправиться в путь, все великие боги, которые вершат судьбы. Они приходили пред лицо Аншара, наполняя Убшукинну. Они целовали друг друга в собрании. Они беседовали, рассевшись на пиру. Они ели праздничный хлеб, вкушали вино, увлажняли свои трубки для питья сладостным хмелем. От крепкого питья их тела разбухли. Они крепли духом, пока тела их никли. Мардуку, мстителю за них, они определили судьбы. Они воздвигли для него царственный престол. Перед своими отцами он воссел, возглавив собрание» («Энума элиш»).

«Мы даровали тебе царскую власть над всем мирозданьем. Когда ты будешь восседать в собрании, твое слово будет решающим. Твое оружие не подведет — оно сотрет в порошок твоих врагов! О господин, пощади жизнь того, кто доверился тебе, но вычерпай жизнь бога, ухватившегося за зло». Помести в гущу своих рядов кусок ткани, они обратились к Мардуку, своему первородному: «Господин, воистину твое постановление — первое у богов. Повели исчезнуть или появиться — и будет. Открой уста: ткань исчезнет. Заговори снова, и она вновь появится!» При слове его уст ткань исчезла. Он заговорил вновь, и ткань снова оказалась на месте. Когда боги, его отцы, увидели плод его слова, они с радостью ему поклонились: «Мардук — царь!» Они вручили ему скипетр, трон и палу; они вверили ему бесподобное оружие, отражающее врагов. («Энума элиш»).

каким-то образом они передали Мардуку некую магическую силу…

«Он сделал лук, назначив его своим оружием, приладил стрелу, натянул тетиву. Он создал булаву, схватил ее десницей; лук и колчан перекинул через плечо. Перед собой восставил молнию, тело свое наполнил пышущим пламенем. Затем сделал сеть, чтобы опутать ею Тиамат. Отрядил четыре ветра, от которых нельзя укрыться, Южный ветер, Северный ветер, Восточный ветер, Западный ветер. Крепко прижал к себе сеть, дар отца, Ану. Он произвел на свет Имхуллу, «Злой ветер», Вихрь, Шквал, Четвероякий ветер, Семеричный ветер, Смерч, Неодолимый ветер; затем выслал семь из созданных им ветров, чтобы потревожить нутро Тиамат, они восстали позади него. Затем владыка воздвиг бурю-наводнение, свое могучее оружие.

стоит обратить внимание на сочетание чисел 4 и 7 …

«Голову его венчало ужасное сияние. Владыка выступил и отправился своим путем, перед разъяренной Тиамат показал он свое лицо. В губах он держал (…) красного теста. Растение, выводящее яд, было в его руке» («Энума элиш»).

прим.автора — красный цвет служил в магии для отвращения дурного глаза !!!

«Затем они завертелись вокруг него, боги завертелись вокруг него. Владыка подходил, чтобы устремить свой взор во чрево Тиамат, чтобы постичь замысел Кингу, ее супруга. От его взгляда шиг того стал неровен, воля того ослабла, он растерялся. И когда боги-помощники, выступившие на стороне Кингу, увидели доблестного героя, затмились их взоры» («Энума элиш»).

Он их парализовал магией…

«Тиамат издала вопль, не поворачивая головы, дикий вызов слетел с ее уст: «Слишком ты важен для владыки богов, чтобы подняться против тебя! На своем ли месте они собрались или на твоем?»» («Энума элиш»).

о чем эта речь ?..

«не поворачивая головы» — чтобы избежать магического воздействия ?..

«В ответ владыка поднял наводнение-бурю, свое могучее оружие, разъяренной Тиамат послал такие слова: «Могуча твоя стать, высоко ты надмилась; ты сама велела своему сердцу возбудить распрю, чтобы дети отвергли собственных отцов, и тебя, родившую их, они возненавидели (…)! Ты возвысила Кингу, сделала его супругом; властью, не принадлежащей ему по праву, ты заменила власть Ану» («Энума элиш»).

похоже, именно это послужило истинным мотивом недовольства богов действиями Тиамат…

«Против Аншара, царя богов, ты замыслила зло; перед богами, отцами моими, ты доказала свою злобность. Собравшая себе войско, препоясанная оружием, встань, чтобы я сразился с тобой один на один!» Услышав это, Тиамат впала в неистовство; утратила она разум. В гневе Тиамат возопила громко, ноги ее до самого корня подкосились. Она прочла чару и не переставала накладывать заклятья, пока боги битвы острили свое оружие («Энума элиш»).

«Затем в схватку вступила Тиамат с Мардуком, из богов мудрейшим, они сошлись один на один, сцепившись в битве. Владыка распростер свою сеть, чтобы опутать ее, злой ветер, следовавший за ним, швырнул ей в лицо. Когда Тиамат разинула пасть, чтобы проглотить его, он вогнал ей в глотку Злой ветер, чтобы она не могла сомкнуть губ. Когда яростные ветры ворвались в ее брюхо, тело ее растянулось, а пасть широко распахнулась. Он выпустил стрелу, которая разорвала ей брюхо, пронзила ей нутро, рассекла сердце» («Энума элиш»).

«Расправившись с Тиамат, он погасил ее жизнь. Он сбросил вниз ее тушу, чтобы встать на ней. После гибели Тиамат, владычицы, отряд ее был рассеян, распалось ее войско… (Помощники Тиамат в панике разбегаются, но Мардук захватывает и связывает их всех)… И Кингу, сделавшегося вождем их, он связал и препоручил Уггае [бог смерти]. Он отнял у него Таблички судьбы, принадлежавшие ему не по праву, запечатал их печатью и укрепил у себя их на груди» («Энума элиш»).

«И снова обратился к Тиамат, которую он связал. Владыка наступил на ноги Тиамат, своей беспощадной булавой раскроил ее череп. Когда он отделил ее кровенные жилы, Северный ветер унес (их) в неведомые края. Видя это, его отцы радовались и торжествовали. Они принесли ему почетные дары. Тогда владыка остановился, чтобы осмотреть ее мертвое тело, чтобы расчленить чудовище и создать искусные вещи. Он рассек ее, словно ракушку, на две части: одну половину сделал небесным сводом, поставил засов и назначил стражников. Он велел им не выпускать ее воды на волю» («Энума элиш»).

это о чем ?…

«Он прошел по небу и осмотрел его области. Очертил участок Апсу, обитель Нудиммуда, измеряя области Апсу. Великую Обитель, ее подобие, он установил в Эсхарре, Великая обитель, Эсхарра, которую он сделал твердью. Ану, Энлиля и Эйю поселил в их жилищах»

явное переустройство захваченного мира, ограничение влияния прежнего «царства», перенос столицы в новое место…

«Я соберу кровь и создам кости. Я сделаю дикаря, «человек» будет его имя. Воистину дикаря-человека я создам. Ему будет поручено служение богам, чтобы они могли отдохнуть! Нравы богов я искусно изменю. Почитаемые равно, они разделятся на две (группы)» («Энума элиш»).

интересно, в чем смысл этой реорганизации — разделяй и властвуй ?.. или деление на добро и зло…

«Эйа ему ответил, слово ему молвил, чтобы рассказать ему о задуманной помощи богам: «Пусть один из их братьев будет выдан; он один погибнет, чтобы можно было сотворить (из его крови) людей. Пусть великие боги окажутся здесь, в собрании, пусть виновный будет выдан, чтобы их дни продлились»» («Энума элиш»).

«Мардук созвал великих богов в собрание; милостивый владыка, он издавал постановления. К речи его прислушивались боги. Царь молвил слово Ануннакам: «Если ваше предыдущее постановление было правдой, пусть теперь клятвой будет обнаружена правда! Кто замышлял смуту, кто подстрекал Тиамат и вступил в битву? Пусть будет выдан затеявший смуту. Он понесет от меня наказание, чтобы вы жили в мире!»» («Энума элиш»).

Он что? Не знал до сих пор зачинщика ?.. очень странно…

«Игиги, великие боги. ему отвечали, Лугальдиммеранкии (царь богов неба и земли), советчику богов, своему владыке: «Затеявшим смуту был Кингу, он подстрекал Тиамат и вступил в битву». Они связали его, держа его перед Эйа. Они наложили на него вину и отделили его кровеносные жилы. Из его крови они сотворили человека. Он назначил ему службу и отпустил богов» («Энума элиш»).

Значит, в человека была влита кровь полководца бунтовщиков !!!

«Все боги разделили небо и землю. Пятьдесят великих богов заняли свои твердыни. Семь богов судьбы поселили трехсот на небе» («Энума элиш»).

это как-то надо расшифровывать…

«Эта (вселенная) существовала в форме Тьмы, непроницаемой, лишенной отличительных признаков, недоступной рассуждению, умонепостигаемой, полностью погруженной, словно в глубокий сон. Тогда явился божественный Самосущий, неразличимый, (но) творящий (все) это, великие стихии и прочее, различимое, — с неодолимой (творческой) силой, разгоняющей тьму. Тот, кого может постичь (только) сверхчувственное, кто тонок, неразличим и вечен, кто содержит все созданное и непостижим, просиял по собственному (изволению)» («Законы Ману», Индия).

«Желая произвести на свет всевозможные существа, первым делом он сотворил мыслью воды и поместил в них (свое) семя. Это (семя) превратилось в золотое яйцо, сиявшее подобно солнцу; в этом (яйце) он сам родился как Брахман, прародитель всего мира» («Законы Ману», Индия).

«От этой (перво)причины, которая неразличима, вечна, реальна и нереальна одновременно, произошел на свет тот муж (Пуруша), который славен в этом мире (под именем) Брахмана. Божественный восседал в этом яйце целый год; затем он сам (одной) своей мыслью разделил его на две половины. И из этих половинок он создал небо и землю, между ними срединное пространство, восемь точек горизонта и вечное жилище вод» («Законы Ману», Индия).

[Велюспа — «Прорицание вельвы (колдуньи)» — скандинавское сказание]: Вельва, чье мрачное видение отрывочно и драматично, «созерцает» сначала бездну… в ту эпоху, когда моря и «земли еще не было, и не было неба наверху». Усилиями богов хаос уступает место космосу, и вскоре землю населяют великаны, карлики и люди. Однако золотой век молодых богов заканчивается тогда, когда разыгрывается первая, роковая, война — между асами и ванами.

…пророчица «видит» и грядущее. И вот она описывает Одину [верховный бог, изобретатель магии и повелитель мертвых] Рагнарек — «судьбу (гибель) богов». Междоусобная схватка оборачивается великой космической войной добра и зла, света и тьмы, гармонии и хаоса, жизни и смерти. Земля не может вынести эту борьбу, и апокалиптические видения вельвы пророчат ее гибель в огне и потопе. Мировое древо Иггдрасиль сотрясается до самых корней, гибнут невинный бог Бальдр, а затем и сам Один, «солнце становится черным, земля погружается в море» и «огонь разгорается до самого неба».

что-то похожее на потоп… т.е. война богов — до Потопа…

«Великанов я помню, рожденных до века, породили меня они в давние годы; помню девять миров и девять корней, и древо предела, еще не проросшее» («Велюспа»).

«Вначале времен, когда жил Имир, не было в мире ни песка, ни моря, земли еще не было и небосвода, бездна зияла, трава не росла. Пока сыны Бора, Мидгард создавшие великолепный, земли не подняли, солнце с юга на камни светило, не росли на земле зеленые травы. Солнце, друг месяца, правую руку до края небес простирало с юга; солнце не ведало, где его дом, звезды не ведали, где им сиять, месяц не ведал мощи своей. Тогда сели боги на троны могущества и совещаться стали священные, ночь назвали и отпрыскам ночи — вечеру, утру и дня середине — прозвище дали, чтобы время исчислить» («Велюспа»).

«Встретились асы на Идавелль-поле, капища стали высокие строить, сил не жалели, ковали сокровища, создали клещи, орудья готовили. Ну лугу, веселясь, в тавлеи играли, все у них было только из золота, — пока не явились три великанши, могучие девы из Етунхейма» («Велюспа»).

«Тогда сели боги на троны могущества и совещаться стали священные: кто должен племя карликов сделать из Бримира крови и кости Блаина» («Велюспа»).

что за «карлики» ??? Если имеются в виду люди, то очень сильное пересечение с шумерской мифологией !!!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: