В Наске мы пробыли двое суток и совершили два полета над плато. Вечером 21 мы полтора часа кружили над долиной р.Еугенио, т.е. над той местностью, которая и известна всему миру как “плато Наска”. Полет проходил на высоте от 300 до 400 м. На следующий день утром мы взяли тот же самолет и опять в течение полутора часов летали над плато, но в этот раз мы снимали другое плато – Наска Пальпа (далее – плато Пальпа), которое расположено примерно в 20 км севернее. На самолете десять минут лета от г.Наска.
Полеты над геоглифами Наски произвели, пожалуй, самое сильное впечатление за всю поездку в Перу. Ни фотографии, ни видео не в состоянии передать то впечатление, которое производит этот макрокомплекс, когда видишь это все своими глазами. Не меньшее удивление и восхищение вызывает сам рельеф местности . И, на мой взгляд, его изучение с точки зрения геологии может дать потрясающие результаты.
Подавляющее большинство известных гипотез о происхождении и назначении линий Наска, когда сталкиваешься с этим феноменом лично, начинают вызывать, в лучшем случае, недоумение перед человеческой глупостью. Геоглифы Наска просто не поддаются восприятию с точки зрения нормальной человеческой логики. И у меня нет абсолютно никакого здравого предположения о том, кем, когда и для чего все это было выполнено.
Поэтому здесь в отчете мы просто приводим ряд наиболее интересных и показательных снимков, по возможности таких, которые еще не были в сети. Это чисто иллюстративный материал. Понятно, что он мало пригоден для исследовательской работы. Хотя даже он дает богатую пищу для размышления.
Я вернулся из Перу с дикой идеей организовать комплексную международную экспедицию в Наску, а точнее говоря, в Пальпу. Почему в Пальпу, думаю, будет понятно из дальнейшего изложения.
Следует подчеркнуть, что вплоть до настоящего времени не существует подробных карт изображений плато Наска, не говоря уже о Пальпе. Я разговаривал с тремя пилотами в аэропорту Наска, пытаясь выяснить этот вопрос, но ответ был всегда одинаковый: карт нет. Есть простенькие туристические схемки, на которых указаны, в первую очередь, рисунки. Ниже приводятся карты изображений плато Наска, взятые из книги Johan Reinhard, Las Lineas de Nazca.Lima, 1997.. Ничего более подробного мне найти не удалось.
Неспециалистам плато Пальпа практически неизвестно, изредка в какой-нибудь публикации или в сети промелькнет несколько фотографий с рисунками Пальпы. Самое удивительное, что Мария Райхе не занималась изучением этого плато, хотя не знать о нем она не могла. На мой же взгляд, плато Пальпа гораздо более характерно и показательно в плане изучения всего макрокомлекса Наски. Более того, комплекс Пальпы более разнообразен как по сложности изображений и их количеству, так и по разнообразию памятников.
Рельеф Пальпы значительно отличается от рельефа плато Наска (Рис. 1 – 3) В отличии от плоской поверхности Наски, Пальпа покрыта невысокими холмами с изрезанными склонами, которые переходят уже в горные цепи. Любопытно, что холмы с рисунками имеют практически идеально ровные вершины, как будто их специально выравнивали перед тем как нанести на них изображения (Рис. 4 и 5).
Полет над плато Пальпа принес целый ряд фантастических открытий. Над Пальпой мы летали на высоте от 400 до 500 м. В первую очередь, я увидел с воздуха явно необычное скальное образование (Рис. 6 и 7), которое напомнило мне о скальных храмах в окрестностях Куско. Я попросил пилота вернуться на это место, чтобы сделать еще серию снимков, и оказалось, что это целый комплекс странных скальных образований или остатков сооружений, окружающих скальную площадку с линиями (Рис. 8 – 10). Вечером того же дня, на пути в Ику, я попытался найти это место, тем более, что с воздуха было хорошо видно проходящее рядом Панамериканское шоссе. К сожалению, сделать этого до темноты не удалось. Темнело в этот период в Перу рано, уже к 18:30.
С воздуха мы также явно увидели остатки архитектурных сооружений непонятного назначения (Рис. 11), возможно это остатки поселения, но судить об этом по фотографиям сложно.
На плато Пальпа расположены уникальнейшие рисунки, аналогов которым в Наске нет. Это геометрически строгие фигуры, явно несущие в себе закодированную в математическом виде информацию. Прежде всего это комплекс рисунков, который можно назвать “мандалой” (Рис. 12). Местные называют этот геоглиф Estrella, т.е. “звезда”. Действительно, центральная часть композиции, имея в основе два наложенных под углом 90 квадрата, представляет из себя шестиконечную звезду. Центр композиции – 16 лучевая звезда. Лунки, разбросанные по всему рисунку явно имеют специальное назначение. Рядом – малая 8-и лучевая “звезда”. Вся композиция имеет размер около километра. Интересно, что то скальное образование, о котором говорилось выше, расположено в непосредственной близости от “мандалы”, буквально в паре километров, их разделяет одна небольшая долина.
Еще один уникальнейший рисунок это что-то вроде “таблицы” (Рис. 13). С воздуха она воспринимается так, будто точки, ее составляющие, светятся. Что это, и как это можно воспринимать, я даже не представляю.
И, наконец, третий рисунок (Рис. 14 и 15), который местные называют “солнечными часами” и утверждают, что в дни солнцестояния, если куда-то там поставить шест, то тень упадет строго вдоль линии и т.д. и т.п. Кто бы мне объяснил, зачем древним земледельцам часы. Чтобы не опоздать к началу праздника первого урожая? В любом случае, невооруженным взглядом видно, что этот рисунок является математически выверенной фигурой и само наличие этого рисунка может быть ключевым моментом в разгадке тайн Пальпы.
Целый ряд полос Пальпы имеет на себе ряды “точек” (Рис. 16 – 20). Это, конечно, восприятие с воздуха. По всей видимости, эти “точки” – небольшие каменные насыпи, но это требует наземных исследования.
Мы пролетали над одной полосой, размеры которой меня просто поразили (Рис. 21). Судя по фотографии, только ширина этой полосы превышает сотню метров.
Еще одной отличительной чертой плато Пальпы является наличие значительного числа антропоморфных изображений. В Пальпе их известно около 10. Эти изображения разнятся между собой как по размерам, так и по стилю. Но все они расположены исключительно на склонах холмов, а не на их вершинах.
Деннис сказал, что во время своего предыдущего визита в Наску, он, во время полета над Пальпой, видел (но не сфотографировал) изображение животного, чрезвычайно похожего на динозавра семейства зауроподов. Он даже помнил примерно место расположения рисунка на склоне холма. Перед полетом над Пальпой мы объяснили нашему пилоту, что и где мы хотим найти. К сожалению, это нам не удалось, хотя мы минут 20 кружили над этим районом, но безуспешно. Дело в том, что пилоты туристических самолетов летают по строго отработанным маршрутам, показывая неискушенным туристам самые “яркие” полосы, линии и рисунки. Последние, обычно, и интересуют туристов.
В то же время, сами пилоты говорят, что каждый год обнаруживают на плато новые ранее неизвестные изображения. Один из местных в разговоре упомянул, что еще далее к северу в горах есть множество рисунков, о которых вообще никто не знает. По сути дела, это terrа incognita. Отсюда и возникла идея организации длительной и комплексной экспедиции в Пальпу. Тем более, что Пальпа имеет в этом плане целый ряд преимуществ перед плато Наска.
Во-первых, плато Пальпа находится не под столь бдительным надзором службы охраны памятников и получить разрешение на работы там будет проще. Кстати, в Пальпе многие склоны холмов “исписаны” современными рисунками, в том числе политическими и рекламными.
Во-вторых, в Пальпе чрезвычайно интересные и важные изображения примыкают почти вплотную к Панамериканскому шоссе, что облегчает наземные исследования.
В-третьих, целый ряд изображений Пальпы имеют комплексный характер, т.е. геоглифы сопровождаются наземными конструкциями и сооружениями.
И в-четвертых, как уже говорилось, плато Пальпа гораздо менее исследовано, чем плато Наска. И это гарантирует новые, возможно, самые неожиданные открытия.
Возможно, в течение этого лета мы подготовим и вывесим на сайте “Лаборатории” отдельный раздел, посвященный Наске и Пальпе, где будет размещено большинство фотографий и соответствующие комментарии.
Добавить комментарий