Огромный комплекс в оазисе посреди Сирийской пустыни. Очень красиво, но подавляющая часть сооружений – античность. Даже гранитные колонны, вывезенные легендарной правительницей Пальмиры Зенобией из захваченного ей Египта, имеют как заметные дефекты, так и неглубокую полировку и сохраняют все признаки ручной выделки.

Из всего комплекса Пальмиры выделяется храм Ваала, который выполнен из больших блоков, обработанных заметно более качественно, чем все остальные сооружения Пальмиры.

Бросается в глаза резкий контраст между ровной, хорошо сохранившейся поверхностью блоков верхних ярусов, и сильно эродировавшим нижним ярусом. Причем, если в самом низу нижнего ряда блоков стен храма видны полосы, характерные для ветро-песчаной эрозии, то природа эрозии этих блоков над полосами остается непонятной.

Более того: тот же характер эрозии можно наблюдать на внутренних стенах храма, которые должны были быть укрыты от воздействия ветра.

Складывается впечатление, что торцевая стена храма сделана существенно позже. Они почему-то не связана кладкой с другими стенами, у которых прослеживается намеренное скалывание ровной поверхности в местах, где, судя по всему, использовался раствор, скрепляющий кладку торцевой стены с блоками соседних стен.

Размер блоков, составляющих стойки ворот храма, можно представить по фото ниже:

Считается, что в многочисленных дырах в стенах как самого храма, так и стенах, окружающих двор, ранее находились металлические вставки, служившие своеобразными стяжками для укрепления кладки. Одна из таких металлических вставок (железная вставка со свинцом, залитым в пространство между железом и камнем) сохранилась внутри храма Ваала. Все эти вставки будто бы были варварски выковырены в погоне за свинцом в то время, когда появилось огнестрельное оружие (свинец шел на пули).

Однако легко видеть, что никакой скрепляющей функции такие металлические вставки не несут. Стяжки вообще гораздо эффективней было бы делать сверху блоков (как это практиковалось в Перу и Египте, например). Да и вид бы они при этом не портили, поскольку оказывались бы непосредственно внутри кладки, и были бы не видны.

Гораздо более логичным представляется, что металлические вставки служили для крепления какой-то дополнительной облицовки стен (деревом или металлом). В пользу этого, в частности, служит и упоминание о том, что в древности перекрытия колонн были обернуты листовым золотом.

Но в этом случае, если учитывать характер очень качественной обработки поверхности блоков, логично заключить, что такая дополнительная обшивка появилась значительно позже времени создания самого храма и стен, окружающих его двор…

В стойках ворот храма остались также металлические вставки. Можно было бы предположить, что они служили для крепления дверей. Однако их размер (сантиметр диаметром и чуть более) абсолютно не соответствует подобной нагрузке. Скорее всего, они также служили для удержания вовсе не тяжелых дверей, а гораздо более легкой дополнительной облицовки.

Раскоп возле храма указывает на то, что далеко не все нижележащие слои доступны обозрению туристов.

Пример вторичного использования – часть колонны превратили в поилку для лошадей:

Торец колонны возле храма Ваала с признаками намеренного огрубления поверхности под скрепляющий раствор (в центре) и с типичными следами ручной обработки поверхности:

Торец другой колонны возле храма Ваала. Довольно тщательную шлифовку поверхности сопровождают странные следы инструмента, имеющие абсолютно нехарактерную для ручной обработки регулярность. Что это был за инструмент, и зачем оставлены эти следы – остается не ясным.

Очень похожие следы мы наблюдали в храме Хатхор в Дендере (Египет)…

…и на современных плитках мостовой в Долине Царей в Луксоре (Египет). Тут уж явно след оставлен неким механическим инструментом. Но каково сходство!..

В исторической литературе иногда встречается версия, что предки финикийцев вышли… из Эфиопии!.. Она кажется весьма странной – где Финикия, и где Эфиопия…

Но вот – барельеф в музее в Пальмире, где в древности жили и финикийцы. Сходство с известным русским поэтом, имевшим как раз эфиопские корни, просто поразительное!..

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: