Изначально незапланированный пункт. Решение скорректировать маршрут и заехать сюда на Голанские высоты (Сирия – рукой подать) возникло спонтанно после информации нашего сопровождающего о том, что тут есть “сооружение из больших камней”.

На горе находится крепость Субейба, создание которой ранее приписывалось крестоносцам (на основании крайне обрывочных данных). После раскопок в 1996 году, проведенных под руководством Роне Элленблюм, крепость стали приписывать мамлюкам. При этом вывод о строительстве этой крепости арабами сделан им на основе двух найденных надписей и «клейма»-льва – от лица родственника Салах-Ад-Дина и ставленника Бейбарса. Его даже не смутило, что надпись была выполнена на донжоне (крепость в крепости) – башне образца эпохи крестоносцев, которая имеет все следы гораздо более поздней пристройки к гораздо более массивным внешним стенам. Причем, из донжона вел подземный ход, перекрытый 38-тонными блоками.

Между тем архитектура мамлюков если соответствует чему-то, то явно более простым сооружениям, возведенным из существенно меньших блоков. А арабские легенды приписывают создание крепости легендарному царю Нимроду, за которым “числится” соперничество с иудейским богом (Яхве) и идея строительства знаменитой Вавилонской башни. Сведения же о Нимроде настолько отрывочны и противоречивы, что допускают самые разные версии: от внука Ноя, пережившего Потоп, до полубога и даже бога, отождествляемого с Ваалом!..

“Двойные” ворота донжона. Арабская часть сооружения находится в глубине более массивных стен.

Деталь на воротах, которая категорически противоречит мамлюкской версии, – углубление, предназначенное для установления мезузы. Мезуза иудейский ритуальный предмет (содержащий внутри цитаты из Торы), которого при входе следует касаться руками, сопровождая все это молитвой. Ни мамлюки, ни арабы подобного ритуала не имеют.

Фрагмент кладки, который вполне определенно указывает на то, что внутренняя (арабская) часть сооружения достраивалась после внешней (с более крупными блоками) – крупные блоки на стыке двух частей находятся в самом низу.

Внутренние галереи с блоками, достигающими десятков тонн и уложенными без какого-либо раствора. Стиль чрезвычайно похож на то, что привезли крестоносцы в Европу из своих походов в Священную Землю. Однако крестоносцы никогда не строили из столь массивных блоков.

Версия: крестоносцы скопировали стиль либо отсюда, либо с каких-то аналогичных помещений, которые, возможно, нашли внутри Храмовой горы.

Сооружения чуть поодаль от того, в котором использованы массивные блоки. Видно сходство стиля при существенном уменьшении размеров блоков. Похоже на подражание с меньшими возможностями.

Находки, послужившие “основанием” для отнесения крепости к периоду мамлюков.

Неподалеку от крепости Нимрода, близ деревни Массаде в районе друзской деревни Биркат-Рам (“Высокое озеро”)  располагается нечто, похожее на кратер, с высыхающим озером. Версия падения метеорита исследовалась, но не подтвердилась. Сейчас принята версия, что это – кальдера (провал в жерле вулкана или его боковом ответвлении), хотя реального жерла не найдено. Археологических работ тут не проводилось.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: