В первый день визита в музей Джульсруда, когда мы забежали туда согласовать свои действия, в ходе разговора с и.о.директора (как это часто бывает в таких случаях) мы пытались определиться с кругом общих знакомых. Со своей стороны мы упомянули бывших директоров музея, с которыми нам доводилось иметь дело – Мигеля Уэрта и Хулио Поланке. И тут состоялся такой диалог:
– А Хуана знаете?..
– А кто такой Хуан?
– Булочник.
– Булочник?!. Нет не знаем… А какое он имеет отношение к коллекции?..
– Хотите, я ему позвоню?.. Я могу ему позвонить прямо сейчас…
– А зачем нам булочник?.. Булочник нам не нужен. Нет, давайте пока булочнику звонить не будем…
Однако вечером того же дня к нам в отель пришел человек, который представился Хуаном-булочником. Пришел познакомиться. Ну что ж – познакомились…
В конце концов выяснилось, что Хуан-булочник имеет прямое и непосредственное отношению к музею Джульсруда, являясь членом его патронажного совета. Более того, у Хуана имеется своя собственная домашняя коллекция древних предметов, и он предлагал с ней ознакомиться.
В Мексике – пожалуй, как и в любом другом очаге древнейших культур – старинные артефакты находятся буквально под ногами. В ходе вспашки земли, в процессе строительства домов люди постоянно обнаруживают древние предметы. И, естественно, далеко не все из подобных находок относится в государственные и муниципальные музеи. Значительная доля древних находок так и остается вне государственной системы археологии, концентрируясь в итоге в частных коллекциях.
Зная об этом, мы в ходе двух предыдущих поездок всевозможными способами старались выйти на таких частных коллекционеров, но все было безуспешно. Мы искали контактов с ними, а тут контакт сам пришел к нам!..
Не хотели бы мы осмотреть его коллекцию?.. Да! Конечно, хотели бы!.. И еще как!..
Понятно, что бессмысленно было бы ожидать увидеть что-то типа кусков камня с пропилами или следами других инструментов (что составляет одно из приоритетных направлений наших поисков). В частных коллекциях хранят не бесформенные куски камня, а статуэтки или другие аналогичные изделия. Большую же часть составляет, как правило, различная керамика.
Но в том-то все и дело, что практически вся история Мезоамерики написана (американцами) и базируется преимущественно на сравнительном анализе именно керамики!.. И найти тут “несостыковки” не только возможно, но и крайне заманчиво. Посему предложение Хуана было с готовностью воспринято, и по окончании “конференции” в музее Джульсруда вечером мы двинулись в гости…
Хуан действительно оказался самым настоящим булочником – он владел весьма немалого размера пекарней. А при пекарне имелся и магазин, который украшала статуя девы Марии с батоном хлеба в руке…
Еще по ходу дружеских посиделок (без которых, понятное дело, было не обойтись) Хуан начал приносить некоторые предметы из своей коллекции, которая как и пекарня с магазином досталась ему по наследству.
Казалось бы, частная коллекция – она и есть частная коллекция… Но когда мы увидели ряды ящиков, в которые были уложены древние предметы, стало ясно, что за один вечер мы никак не управимся, и придется вновь корректировать планы с тем, чтобы посвятить осмотру коллекции Хуана отдельный день (что и было сделано, вновь добавив хлопот принимающей турфирме).
Значительную часть семейной коллекции Хуана составляют предметы хорошо известной историкам местной культуры чипикуаро (полихромная керамика преимущественно красного цвета). Но есть тут немало предметов, относящихся явно к совершенно иной культуре, и имеющих очевидное сходство с предметами из коллекции Джульсруда.
Но более всего нас поразила статуэтка “штангиста”, как мы ее условно назвали. Хотя “штанга”, пожалуй, больше напоминает ось с двумя колесами. И это в очередной раз вызывает вопрос в справедливости тезиса о том, что индейцы Мезоамерики не знали колеса…
Не было ни гроша, да вдруг алтын…
Второй коллекционер также сам вышел на нас. Им оказался владелец фирмы, которая обеспечивала нас на всем маршруте транспортом, со вполне русским именем Владимир. Буквально за 15 минут до момента, когда мы должны были выехать в аэропорт, чтобы возвращаться в Москву, он принес нам в отель свою коллекцию, которая была куда скромнее коллекции Хуана и вполне умещалась в одной небольшой коробке.
Коллекция Владимира состояла из предметов, найденных в окрестностях Теотиуакана при строительстве домов. И статуэтки по всему своему стилю вполне соответствовали культуре Теотиуакана.
От статуэток резко отличалась керамическая композиция, найденная примерно в 20 км от пирамид Теотиауакана и изображавшая индейца верхом на птице (утка или гусь?), которая сама располагалась на спине… быка! Но ведь быки появились в Мезоамерике только после прихода испанцев. Тогда откуда возник такой сюжет в голове у древнего мастера?!.
Обращает на себя внимание явно специально выделенная деталь – характерная кожистая складка на шее быка.
Добавить комментарий