Мексика, Май 2010
Рабочая поездка. Пожалуй, именно так можно назвать полуторанедельный визит в эту страну, в котором приняло участие всего трое – я, Андрей Жуков и Максим Ляменков…
Поводом для поездки послужила возможность проникнуть в “святая святых” местной археологии – непосредственно в закрома Национального музея антропологии в Мехико. Получить соответствующие разрешения на это нам помогли наши друзья из туристической фирмы Mexico Experts Travel, которые решали и все организационные моменты на территории Мексики, за что мы им чрезвычайно признательны.
Конечно, если уж лететь через океан на другой конец планеты, то не ради единственного объекта. Посему уже на начальном этапе программа пребывания предусматривала еще два пункта – очередное посещение музея Вальдемара Джульсруда в Акамбаро с коллекцией глиняных статуэток, давно представляющей для нас огромный интерес, и встречу с группой мексиканских археологов, которые обещали нам показать “нечто, противоречащее принятой истории Мезоамерики”.
Поездка буквально вся прошла под флагом непрерывного преодоления трудностей. Она намечалась еще на март месяц, но из-за сбоев в финансировании, сроки пришлось переносить на середину апреля. Затем вмешался исландский вулкан, который заставил менять уже купленные билеты практически в самый последний момент. Но и на этом, как выяснилось, проблемы не закончились…
Дело в том, что в подвалах Музея антропологии в настоящее время проходит глобальное переоснащение – старые стационарные стеллажи и полки заменяют на ультрасовременное мобильное оборудование. Мы знали об этом заранее, но представить все масштабы последствий этого никак не могли. Увиденное же на месте повергло нас в уныние.
Часть коллекции музея уже размещена на новых мобильных стеллажах именно таким образом, которые просто идеальны для оперативного “свободного поиска” и на которые мы втайне и рассчитывали – передвигай стеллажи, ходи вдоль них и осматривай содержимое. Но… Из-за того, что в оставшейся части того же помещения идет монтаж оборудования, стеллажи наглухо закрыты полиэтиленовой пленкой, и доступа к ним нет. То же, что дожидается своего размещения на еще монтируемых стеллажах, большей частью упаковано в большие деревянные ящики, заколоченные еще более наглухо. В результате доступной остается лишь очень малая часть коллекции. Да и та вся упакована по коробкам…
И хотя все сотрудники – благодаря весьма “мощным” бумагам всесильного в Мексике Национального института антропологии и истории (INAH), которые у нас имелись – были весьма приветливы и внимательны к нашим запросам, им приходилось только разводить руками.
В условиях строжайшего контроля и учета, который царит в музее, вариант тотального прочесывания содержимого доступных коробок был абсолютно не реален. Когда мы изъявляли желание что-то увидеть, работавший с нами сотрудник шел за санкцией руководства в другую комнату. Получив согласие, шел в следующую комнату за нужной коробкой. Затем приносил коробку нам (туда, где кроме нас располагался приставленный специально охранник) и демонстрировал ее содержимое с неизбежными комментариями. И вся процедура повторялась с каждой новой коробкой… Так можно месяцами сидеть в подвале и ничего не найти…
Пытаясь хоть как-то оптимизировать процесс, сотрудники музея нам предлагали: “Скажите, что именно вам нужно – мы принесем, если это, конечно, находится в доступной части коллекции”. Однако для нас это абсолютно ничего не меняло. Достаточно очевидно, что фраза типа “покажите следы высоких технологий или то, что прямо противоречит вашим собственным взглядам на историю” звучала бы по меньшей мере глупо…
В общем – ситуация полного форс-мажора…
Так что с первого дня стало ясно, что программу придется оперативно менять, сократив посещение Музея антропологии до возможного минимума, который в итоге фактически свелся к съемкам пары (весьма любопытных) интервью, да ознакомлению с содержимым нескольких коробок в закромах. И естественно, мы не преминули воспользоваться возможностью, которые нам предоставляли упомянутые выше “мощные” бумаги INAH – отснять доступную экспозицию в залах музея уже не “с коленки” (как это было в 2007 году), а со штативов, и таким образом существенно пополнить видеоряд для будущих фильмов.
Впрочем, это изменение программы было далеко не последним. И принимающая турфирма, конечно, с нами намаялась весьма немало, будучи вынуждена порой буквально в течение всего нескольких часов менять всю дальнейшую логистику по отелям, транспорту и сопровождению. Что в итоге получилось – представлено далее. Тут же отмечу лишь еще один момент.
Весьма немалый интерес для “альтернативщиков” представляет коллекция артефактов, обнаруженных шотландским горным инженером Уильямом Нивеном в тридцатые годы ХХ века на территории современного Мехико в слоях, расположенных значительно глубже известных историкам местных цивилизаций. Эта коллекция указывала на весьма развитую цивилизацию и насчитывала порядка трех десятков тысяч единиц, среди которых было более двух тысяч табличек с неизвестной пиктографической письменностью. Несмотря на весьма большой свой объем, в некий момент времени коллекция Нивена просто исчезла…
Согласно гуляющей по просторам Интернета информации, Нивен открыл в Мехико музей, в котором выставил свои находки. В дальнейшем этот музей будто бы был переведен в город Тампико.
Отрабатывая разные варианты смены программы, мы решили проверить эту информацию и поискать следы исчезнувшей коллекции. Для этого в конце концов мы просто дозвонились в муниципалитет города Тампико, где получили ответ, что никакого музея Нивена там нет, и никто не слышал о существовании тут такого музея в прошлом. Нам лишь посоветовали “на авось” поискать музей и коллекцию “где-нибудь в соседних областях”.
Таким образом, информация о коллекции Нивена, размещенная ныне в Интернете, мягко говоря, не соответствует действительности. По крайней мере в этой своей части…