Ассирийцы двинулись из Бит-Замани, перевалили через горы в стране Энзите и переправились через Арзани. Но дальнейшее их продвижение было остановлено урартским войском, во главе которого стоял царь Сидури (Сардури). Судя по сдержанности сведений летописи о походе XXVII года, можно думать, что успех ассирийцев был невелик, и действительно, через четыре года туртану Даян-Ашуру пришлось снова вести войска на север.
На этот раз, в походе XXXI года правления Салманасара III, путь войска отличался от пути предыдущего похода: «Я направился к Сапарии, укрепленному городу Мусасира, захватил Сапарию вместе с 46 поселениями мусасирцев. Направился я к крепости Урарту, разрушил, опустошил и сжег 50 их поселений».
Таким образом, ассирийские войска вторглись в урартские земли с юга, через Хубушкию, захватив сначала поселения мусасирцев (в горах между озерами Ваном и Урмией). Обратный путь Даян-Ашура лежал по побережью оз. Урмии, через страны Гилзан и Парсуа, а затем через страну Наири и по реке Нижний Заб. И в этом походе ассирийцы не достигли центра Ванского царства, ограничив свои военные действия лишь его окраиной.
От третьей четверти IX в. дошли и древнейшие из известных нам урартских памятников.
У западного подножия Ванской скалы, цитадели урартской столицы Тушпы, сохранилась стена, сложенная из колоссальных камней, достигающих 0,75 м высоты и до 6 м длины. На камнях стены имеются три одинаковые по содержанию надписи на ассирийском языке, определяющие время ее сооружения именем урартского царя Сардури.
Привожу перевод одной из них: «Надпись Сардури, сына Лутипри, царя великого, царя могучего, царя вселенной, царя страны Наири, царя, [который] равного себе не имеет, пастыря [достойного] удивления, не боящегося сражений, царя, склонившего непокорных ему. Сардури, сын Лутипри, царь царей; [от] всех царей подать я принял. Сардури, сын Лутипри, говорит так: я этот известняк из города Альниуну доставил, я эту стену воздвиг».
Леман-Гаупт полагал, что урартского царя Сардури, сына Лутипри, следует считать современником Ашурнасирпала II и предшественником Араму, упомянутого в летописях Салманасара III. По его мнению, на это указывает своеобразная титулатура, отличная от более поздней урартской и сходная с ассирийской. Титул «царь страны Наири», также по мнению Леман-Гаупта, говорит о правильности датировки надписи на стене первой половиной IX в.
Леман-Гаупт устанавливает такую последовательность правления древнейших известных нам урартских царей: 1) Лутипри, 2) Сардури I, сын Лутипри, 3) Араму, современник походов I и III годов царствования Салманасара III, 4) Сардури II (Сидури или Седури), современник похода XXVII года царствования Салманасара III и 5) Ишпуини, сын Сардури. При этом Леман-Гаупт замечает, что не исключена возможность отождествления Сардури I с Сардури II, хотя это ему кажется менее вероятным.
А между тем представляется более вероятным отождествление Сардури, сына Лутипри, с Сардури, упоминаемым при описании похода XXVII года царствования Салманасара III. Доводы Леман-Гаупта, приводимые им в пользу иной датировки, никак не могут быть признаны убедительными. Поскольку надпись Сардури начертана на ассирийском языке, она и передает ассирийскую титулатуру точно так же, как ассирийский текст Келяшинской двуязычной надписи. Кроме того, Ишпуини, сын Сардури, также именует себя «царем страны Наири», и сведения о захвате крепостей и поселений Ишпуини (Ушпина) во время второго похода Шамшиадада стоят в отчете о походе в Наири.
Особый интерес надпись Сардури, сына Лутипри, представляет тем, что по-ассирийски Сардури, так же как и его сын Ишпуини, именуется «царем страны Наири», а не «царем Биайны» (последнее обычно для более поздних урартских надписей). Это обстоятельство, несомненно, связано с тем, что в середине IX в. Урарту, входившее в коалицию стран Наири, заняло главенствующее положение среди других политических образований в районе оз. Ван.
Цитадель Сардури, сына Лутипри, сооруженная у Ванской скалы, представляет еще больший интерес тем, что она доказывает существование урартского центра на месте города Тушпы уже с древнейших времен. В надписи особо указывается, что камень, из которого сложена стена крепости, доставлен из города Альниуну. Леман-Гаунт и Бельк совершенно справедливо возражали Иенсену, считавшему Альниуну древним названием Тушпы, и полагали, что известняк, из которого сложена стена цитадели, отличался от камня других построек в районе Вана, так как был доставлен по озеру издалека (по их мнению, из района современного Малазгирта).
Трудно судить о правильности установления места разработки камня, из которого сложена стена цитадели Сардури, но совершенно бесспорно, что камень этот привозной. Подобный факт указывает на особое значение строительства в Ванском районе во времена Сардури, сына Лутипри.
Начальный период истории Урартского государства слабо освещен письменными документами, и пока нам неизвестны в районе Вана памятники времени до правления Сардури, сына Лутипри. Г.А. Меликишвили, например, указывает, что, по ассирийским источникам, царем Урарту в 845 г. был Араму, а через двенадцать лет в тех же источниках урартским правителем называется Сардури (Сидури), который, согласно надписи на камнях крепости в Ване, был сыном Лутипри, а не Араму; в 823 г. в надписях Шамшиадада упоминается уже Ишпуини. Г.А. Меликишвшу обращает внимание на то, что с 845 по 823 гг., примерно в двадцатилетний период, на урартском престоле сменилось два царя – Лутипри и Сардури; это обстоятельство, полагает он, дает основание считать, что при Араму был другой центр государства. Мысль о перенесении центра Урарту после Араму возникала и у М. В. Никольского, полагавшего, что древнейший урартский центр находился на территории Закавказья.
Г.А. Меликишвили обращает внимание на то, что в первые годы правления Салманасара III Урарту еще не представляло прочного объединения, и высказывает мнение, что после поражения племени Араму главенство в союзе племен могло перейти к другому урартскому племени, вождем которого был Сардури, сын Лутипри, правивший в Тушпе. При этом город стал столицей Урартского государства. Это, по мнению Г. А. Меликишвили, вызывалось также и тем, что Тушпа была одним из древнейших религиозно-политических центров страны, центром культа третьего из верховных божеств урартского пантеона – бога солнца Шивини. Но этот вопрос при состоянии наших знаний не может быть решен.
Отнесение трех главных урартских божеств к определенным древним центрам (Халди — к Мусасиру, Тейшебы — к Кумену и Шивини — к Тушпе) представляется весьма проблематичным, во всяком случае урартские письменные источники не дают основания для такого вывода: в Тушпе все важнейшие тексты обращены к Халди, а не к Шивини. Лишь имя Тушпуеа, супруги Шивини, может служить косвенным указанием на связь между именем Шивини и названием города Тушпы.
При Араму Урартское государство было уже обширным, Салманасар III разрушил два города — Сугунию, лежавшую к югу от Ванского озера, и Арзашку — к северо-западу от оз. Урмия, севернее Тушпы. Таким образом, Тушпа входила в состав государства Урарту, и очень возможно, что именно она была главным городом и при Араму, но этот вопрос без новых данных окончательно решен быть не может, так как и от времени Сардури, сына Лутипри, дошел лишь один памятник — крепостная стена со строительными надписями.
Археологический и эпиграфический материалы свидетельствуют о большом строительстве в районе Тушпы, проведенном со времени Ишпуини, сына Сардури. Постройки Ишпуини до нас не дошли, но сохранились отдельные камни от колонн с надписями: «Ишпуини, сын Сардури, этот храм построил». Такие камни были обнаружены как в самом Ване, так и в его окрестностях. Шесть камней баз колонн с надписями Ишпуини происходят из сел. Дзевестан, а один из Леска. Кроме того, три надписи Ишпуини на обломках колонн были найдены в сел. Патноц, на северном склоне Сипана.
Ко времени правления Ишпуини следует отнести начало усиления Ванского царства, когда оно стало крупнейшим государством Передней Азии. Ассирия не могла в то время решительно противодействовать росту Урарту, так как сама была ослаблена не только непрерывными войнами, но и внутренними неурядицами в конце царствования Салманасара III.
Шамшиададу, занявшему ассирийский престол после смерти своего отца Салманасара III, с первых же лет правления пришлось вести военные действия на севере Ассирии. Три года подряд снаряжались походы в Наири, причем во время второго похода ассирийские войска под начальством туртана Муттарис-Ашура вторглись в Наири и захватили много городов и поселений, среди которых упомянуты 11 крепостей и 200 поселений Ишпуини. Но если сообщенные летописью сведения правильны, то это был случайный успех ассирийской армии. Ассирия в то время начала уступать свое место Ванскому царству.
Клинообразные надписи на урартском языке известны с конца IX в. Короткие строительные надписи на базах колонн, обычно повторенные на одном камне по нескольку раз, содержат имя царя Ишпуини, сына Сардури; другие же, более пространные надписи о походах или с религиозными текстами содержат два имени –Ишпуини и его сына Менуа, причем царский титул носил только отец, что противоречит высказывавшемуся ранее мнению о том, что Ишпуини одно время правил совместно со своим сыном. В надписи на скале у восточных ворот Ванской цитадели, повествующей о возведении культовых ворот для бога Халди, упомянуты Ишпуини, сын Сардури, Менуа, сын Ишпуини, и Инушпуа, сын Менуа.
Такое упоминание в надписях двух имен, а в одном случае даже трех, непонятно. Г.А. Меликишвили полагает, что Ишпуини в надписях упоминал имя своего сына Менуа для того, чтобы упрочить его на урартском престоле. Но, кроме Менуа, он имел еше другого сына, Сардури, вероятно, старшего, так как тот носил имя деда. В тексте Саргона о взятии Мусасира рассказывается о бронзовой статуе Сардури, сына Ишпуини, и о бронзовых статуях быка и коровы с теленком, отлитых по его приказанию. Но в урартских клинописных источниках имя Сардури не упоминается, возможно, что он при Ишпуини был наместником Мусасира.
В текстах военного содержания, дошедших от этого времени, отмечаются три основных пути урартских походов: в горные районы, к юго-востоку от столицы Урарту Тушпы, на южное побережье оз. Урмия и на север, в сторону Закавказья.
В конце IX в. усиливается Ванское царство и значительно расширяются его границы. Урарты начали прочно осваивать территорию между озерами Ван и Урмия. Келяшинская двуязычная клинообразная надпись (на ассирийском и урартском языках) свидетельствует о подчинении Ванскому царству города, названного в ассирийском тексте Мусасиром, а в урартском – Ардини. Этот город, находившийся в хорошо защищенной естественными условиями горной местности к юго-востоку от оз. Ван, позднее служил защитой Урарту с юга и имел большое значение во время войн Урарту с Ассирией.
Вторым районом, куда направлялись урартские походы, было южное побережье оз. Урмии. B надписях отмечается покорение страны Баршуа (ассир. Парсуа) к югу от Мана и города Меишта. В одном из текстов указывается также численность войска, направленного на юг от Урмии, перечисляется 106 колесниц, 9174 всадника и 2704 пехотинца. Таким образом, уже в конце IX в. урарты овладели приурмийским районом, который на долгое время (вплоть до VII в.) стал яблоком раздора между Ассирией и Урарту.
Третий путь урартских походов лежал на север, в сторону Закавказья. В четырех надписях Ишпуини и Менуа, три из которых были обнаружены в центре Урарту, около Вана, а одна – около Алашкерта, рассказывается о набеге племен Уитерухи, Луша и Катарза (в тексте перед названиями стоит детерминатив лица или племени, а не страны). Эти племена из долины Аракса доходили до города Анаше (Алашкерта), перевалив Средний Армянский Тавр, который при Ишпуини и Менуа был северной границей Урартского государства. По-видимому, эти военные действия очень беспокоили урартского царя, и для отпора вторгшемуся врагу на север было направлено войско, состоявшее из 66 колесниц, более тысячи всадников (в надписи число полностью не сохранилось) и 15760 пехотинцев.
В одной из указанных надписей отмечается, что на помощь племенам Уитерухи, Луша и Катарза пришли подкрепления царей страны Этиухи; это давало основание считать, что враги пришли из-за Аракса. Такое предположение подтверждается и более поздними текстами. Так, в надписи Аргишти в Ване вместе с этими тремя странами называется еще Эриахи, страна, расположенная к северу от горы Арагац, а в Хорхорской летописи Аргишти страна Катарза упоминается наряду с Этиуни, Эриахи и Ишкиглу, отнесение которых к Закавказью не вызывает сомнений и подтверждается надписями в Эларе и Ганлидже.
Урарту в конце IX в. выступает уже как государство, имеющее крепкую центральную власть. Это нашло отражение и в религии. Надпись Мхери-дур, содержащая перечень жертв урартским божествам, дает нам целый пантеон богов (прежде богов отдельных племен), во главе которых стоят боги центральной части страны Халди, Тейшеба и Шивини.
У Ишпуини пышный царский титул (Келяшинская стела): «Царь могучий, царь страны Шура, царь страны Биайна, правитель города Тушпы». В ассирийском тексте этой же стелы мы читаем: «Царь великий, царь могучий, царь вселенной, царь страны Наири, правитель города Тушпы». Параллельные тексты Келящинской стелы дали основание сопоставить урартский титул «царь страны Шура» с ассирийским «царь вселенной» (SAR kissati), а «царь страны Биайна» – с ассирийским «царь страны Наири».
Со вступлением на престол царя Менуа (Минуа) (около 810 г.) начинается период наивысшего могущества Ванского царства, длившийся около семидесяти лет. За это время Урарту становится крупнейшим государством Передней Азии.
В Урарту проводится усиленное строительство, особенно в центральной части царства. С именем Менуа связано более сотни клинообразных надписей, во многих из них говорится о строительных работах, проведении каналов. По всей вероятности, именно к этому времени относится окончание возведения стен Ванской цитадели. На скале у восточных ворот (Тавризских) сохранилась клинообразная надпись, содержащая имена Ишпуини и его сына Менуа.
Кроме укрепления цитадели столицы, были возведены также крепости, защищавшие подступы к Тушпе. В надписях рассказывается о построении крепостей на северо-восточном побережье оз. Ван. Крепость мощной циклопической кладки была возведена на высоком холме у сел. Анзав (в 10 км северо-восточнее Вана), откуда происходят две клинообразные надписи Менуа о строительных работах. С этой крепостью была связана другая крепость, развалины которой сохранились у сел. Хараконис, и, вероятно, прав Леман-Гаупт, считавший эти крепости звеном целой цепи укреплений, идущих от Ванской низменности на восток, соответственно древнему пути: Ван — оз. Арчак — Сарай — Хой и дальше.
Но кроме этих крепостей Менуа возвел большие укрепления в северной части своей страны, в районе Малазгирта, которая была исконной территорией Урарту, а также и в присоединенных землях. О постройке таких крепостей, служивших опорными пунктами и базами для дальнейших походов, рассказывается в надписях Гассан-кала и Делибаба в Эрзурумском районе.
Во многих областях Урарту были возведены дворцы и храмы, о которых мы узнаем из надписей. Все эти постройки Менуа давно уже разрушены, и камни из них, возможно, не раз служили материалом для более поздних построек. Но канал, по которому вода подходила к Тушпе, существует до настоящего времени. Современное население Ванского района называет его «каналом Шамирам» и связывает его название с именем царицы, матери ассирийского царя Ададнирари III, в период правления которой он был создан. Моисей Хоренский приписывает ей постройку города Вана с великолепными зданиями, украшенными разноцветными камнями. И теперь еще в Армении живут легенды об этой ассирийской царице.
«Канал Шамирам», по которому поливная и питьевая вода подводилась к городу Ван (озерная вода – соленая), берет свое начало от мощного родника в 5 км к югу от р. Хошаб, причем общая его протяженность достигает 70 км. Через р. Хошаб вода канала переводится по мосту, сложенному из стволов деревьев, сохранившему, вероятно, несмотря на неоднократные ремонты, свою древнюю форму. В низменных местах русло канала идет по кладке, достигающей иногда 10-15 м высоты. Эти стены сложены из огромных неотесанных каменных глыб. В кладке сохранились камни с клинообразными надписями, в которых сооружение этого канала приписывается Менуа, сыну Ишпуини, поэтому при жизни последнего канал назывался «каналом Менуа».
Большие ирригационные работы проводились в это время и в других частях территории Урарту: на северо-восточном побережье оз. Ван, в районе Арджиша, а также в окрестностях Малазгирта, где канал, доходивший до «долины Менуа», также носил имя урартского царя.
Наряду с большими строительными работами в центральной части Урарту Менуа продолжал начатое его отцом укрепление и расширение Ванского царства, причем в надписях он титулуется: «царь могучий, царь великий, царь страны Шура, царь Биайны, царь царей, правитель города Тушпы» (надпись из Малазгирта).
Территория Урарту времени царствования Менуа, по имеющимся данным, обрисовывается хорошо, но при этом надо постоянно учитывать крайнюю неустойчивость и изменчивость границ государства, что свойственно всем государствам древнего Востока.
В состав Ванского царства в начале VIII в. входили страны Мусасир и Мана в приурмийском районе и страна Наири, занимавшая южное и юго-западное побережья оз. Ван и граничившая с Ассирией. Так, в одной из надписей, обнаруженных в Ване, рассказывается о том, что войско Менуа доходило до границ Ассирии и страны Хати в северной Сирии, прочно освоив территорию долины р. Арацани (р. Мурат) от оз. Ван и до западной излучины Евфрата. В надписи Менуа, обнаруженной в Муше, упоминается город Кулмери, хорошо известный по ассирийским источникам, и страна Урме (Урмеухи), которая при Сардури II носила название Арме.
На западе урарты достигли Евфрата у Малатии. Это отмечается в надписи из Палу на р. Арацани, в которой рассказывается о покорении страны Цупани (арм. Цопк) и переправе через р. Евфрат во время похода до страны Хати. По-видимому, побережье Арацани, где были расположены страны, упоминавшиеся и в хеттских текстах, было уже прочно освоено урартами, которые сами назначали наместников – правителей областей.
В западных районах Ванского царства производились лишь разведочные археологические работы, и оттуда мы имеем главным образом отдельные клинообразные надписи, основной источник наших сведений. У селений Палу и Багин имеются урартские крепости, причем около последнего в кладке крепостной стены была обнаружена урартская клинообразная надпись.
На северо-западе урарты, перейдя р. Аракс, достигли богатой страны Диауехи (см. Даяени), что подтверждается надписью из сел. Зивин, рассказывающей о захвате города Шашилу, названного в надписи Языли-таш царским городом большой страны Диауехи, за обладание которой шла постоянная борьба между Ассирией и Урарту.
Добавить комментарий