Хронология Урартского государства полностью основана на хронологии Ассирии, и только для самого последнего этапа урартской истории могут быть использованы вавилонские материалы. Так как хронология Ассирии последнего тысячелетия до нашей эры (т.е. того времени, когда существовало Ванское царство) разработана весьма детально, то и основные вехи урартской хронологии можно считать надежными и достоверными.
Сами урартские памятники дают очень мало материала для их датировки, да и то только в тех случаях, когда в них упоминаются имена ассирийских царей или же известных в истории Передней Азии царей соседних стран.
Установлению последовательности правления урартских царей помогают обычно выписываемые в тексте отчества; не будь этого, мы совершенно запутались бы в хронологическом размещении клинописных текстов.
С первой половины XIII и до середины IX в. об Урарту мы знаем исключительно по ассирийским письменным источникам, так как урартские источники этого времени остаются еще неизвестными.
К середине IX в. мощь Урарту возрастает, и Салманасар III с первого года своего правления (860 г.) ведет войну с урартским царем Араму, имя которого встречается в ассирийских летописях в 858 и в 846 гг. Таким образом, правление этого первого из известных нам урартских царей было продолжительным.
В летописи Салманасара III под 834 г. (XXVII год его правления) упоминается новый урартский царь, Седури (Сидури), по-видимому Сардури I, от которого дошла и надпись на ассирийском языке, высеченная на камне стены около Ванской скалы. В этой надписи он именовал себя сыном Лутипри, быть может, правившего между Араму и Сардури.
Сын Сардури Ишпуини упомянут один раз в летописи Шамшиадада под 824 г., при описании похода в Наири.
Ассирийские источники совершенно не упоминают одного из могущественных царей Ванского царства – Менуа, сына Ишпуини, современника ассирийской царицы Шаммурамат (Шамирам). В его правление страна Урарту достигла расцвета и успешно вела борьбу с Ассирией. Шамирам при жизни не могла победить Менуа, но в народных легендах она всегда одерживала верх над урартским царем. Сооружение большинства памятников царю Менуа в центре Урарту народное предание, переданное Моисеем Хоренским, приписывает царице Шамирам.
Имя Аргишти, сына Менуа, известно нам как по надписям ассирийского наместника Шамшиилу в Тил-Барсибе, так и по стеле, где упоминаются успешные боевые действия против Аргишти.
Так как в ассирийских эпонимах (списках событий по годам) непрерывные походы в Урарту отмечаются постоянно с 781 до 774 гг., а имя Шамшиилу – в 780 г., то и события, упомянутые в тексте стелы, быть может, следует отнести именно к этому времени.
Г.А. Меликишвили на основании изучения текста Хорхорской летописи пытался более точно определить время царствования Аргишти. Отметив, что в летописи, охватывающей 23 года правления урартского царя, военные действия против Ассирии упоминаются при описании событий VI, VII и IX гг., он сопоставил эти данные со списками эпонимов времени Салманасара IV, под 781-778, 776 и 774 гг. Предположив, что 781 г. был шестым годом правления Аргишти, Г. А. Меликишвили дает время его царствования условно с 786 по 764 гг.
И.М. Дьяконов считает, что Г.А. Меликишвили справедливо видит в сопоставлении сведений из анналов Аргишти I и списка эпонимов возможность «привязать» царствование Аргишти к абсолютной хронологии, но дает иное сопоставление данных летописи и ассирийских списков эпонимов и приходит к старому выводу о том, что первый год правления Аргишти I надо относить к 780 г.
Если, таким образом, начало царствования Аргишти определяется временем несколько ранее 780 г., то его конец следует отнести примерно к середине VIII в., так как в одной из надписей его сына Сардури отмечается победа над царем Ассирии Ашурнирари. Летописи Тиглатпаласара описывают два похода в Урарту против Сардури (в 743 и 735 гг.), причем во время последнего похода ассирийцы осаждали цитадель Тушпы.
События времени царствования Русы, сына Сардури, вступившего на престол около 730 г., хорошо известны по ассирийским источникам, в которых твердо устанавливается и дата его смерти. В текстах Саргона неоднократно рассказывается о том, что Руса покончил жизнь самоубийством в 714 или в 713 г., после похода Саргона в Ванское царство.
Второй период истории Урарту также имеет точные хронологические вехи в ассирийских текстах.
Имя Аргишти, сына Русы I, встречается в надписях Саргона, а его сын Руса II, по-видимому, был современником двух ассирийских царей – Асархаддона и Ашурбанипала. Около 654 г., после победы над Эламом, Ашурбанипала посетили послы урартского царя Русы, а в 639 г., после второго аравийского похода, – послы уже нового урартского царя, Сардури.
После падения Ассирии Ванское царство продолжало существовать, и там царствовали по крайней мере еще два царя – Эримена и его сын Руса, известные только по надписям последнего из них. Время их правления устанавливается условно, исходя из условной даты времени гибели Урарту – 590 г.
Наиболее древние из имеющихся сведений о стране Урарту (Уруатри) встречаются в ассирийских исторических текстах первой половины XIII в.
В надписях ассирийского царя Салманасара I (Шульману-ашаред, 1280-1261) упоминается поражение кутиев (общее название племен, живших к северо-востоку от Месопотамии) на территории «от границ страны Уруатри до страны Кутмух», т.е. от гор к юго-востоку от оз. Ван и до верхнего течения р. Тигр. Из указаний ассирийских источников можно заключить, что страна Уруатри находилась в гористой местности, к югу и юго-востоку от Ванского озера, возможно, в верховьях большого Заба, но насколько далеко простиралась она к северу, неизвестно. Очень вероятно, что она захватывала и район оз. Ван.
В ассирийских текстах довольно подробно рассказывается о походе, снаряженном в начале правления Салманасара I в страну Уруатри.
«В начале моего первосвященства возмутились против меня страны Уруатри. К Ашуру и великим богам, моим владыкам, поднял я руки, устроил сбор моих войск. К скалам (?) их гор могучих я поднялся; страны Химме, Уаткун, Баргун, Салуа, Халила, Луха, Нилипахри и Зингун, восемь стран с их воинством покорил я. Поселение я разрушил, сжег, увел их пленных и имущество. Все страны Уруатри склонил я в три дня к ногам Ашура, моего владыки. Их детей я выбрал, взял себе для услужения… тяжелую подать гор я навеки возложил на них».
Особый интерес описания похода заключается в том, что восемь отдельных стран объединены общим термином Уруатри. Из этого можно заключить, что в XIII в. Урарту не было еще государством, а представляло собой союз племен.
Относительно местоположения стран Уруатри еще нет установившегося мнения. Вейднер, как было уже указано, допускал, что территория этих стран простиралась до оз. Ван; по Форреру, они занимали побережье р. Восточный Хабур 3, Я.А. Манандян, учитывая совпадение топонимических названий древних текстов и современной карты, принимает в основном локализацию, предложенную Форрером, но распространяет название Уруатри далее, на запад. Г.А. Меликишвили полагает, что эти страны, объединенные термином Уруатри, находились в районе верхнего или среднего течения р. Верхний Заб, и высказывает предположение о том, что название государства Урарту произошло от этнического названия, т.е. от названия тех племен, с которыми ассирийцы впервые встретились в районе Верхнего Заба, ограничивая тем самым территорию стран Уруатри небольшим районом.
Следует заметить, что ассирийские тексты не дают никаких данных для суждения о том, насколько далеко простирались страны Уруатри. В тексте нет сведений о том, что Салманасар I покорил все страны объединен и я, и можно считать, что записи о захвате во время похода поселений какой-либо страны не могут служить данными для установления территории всей страны. Да и в ономастике района Верхнего Заба термины, связанные с Уруатри, отсутствуют. Вероятно, Салманасар I захватил поселения лишь южной части союза племен Уруатри.
В текстах сына Салманасара I, Тукулти-Нинурты I, упоминается другой союз племен: страны Наири (возможно, Нири надписей Салманасара I) – надолго заменивший союз, называвшийся странами Уруатри.
В надписи на стеле из дворца Тукулти-Нинурты I в Ашуре упоминаются 43 царя стран Наири, выступивших против Ассирии. Там же говорится об их поражении, а также о приношениях им (tamartu) и наложении на них подати (biltu).
В стеле из зиккурата в Ашуре рассказывается о той же победе над 43 наирскими правителями, причем в тексте упоминается пленение правителей стран Наири и привод их в бронзовых цепях в Ашур ?.
Очень показательно, что в титулатуру Тукулти-Нинурты I входят слова «царь страны Шубари, страны Кути и всех стран Наири».
Много внимания походам на север и северо-запад уделено в анналах Тиглатпаласара I (Тукулти апал-ешара, 1116-1090 гг.) на глиняных призмах, заложенных в фундамент храма. В первый же год царствования ему пришлось идти походом против царей мушков, захвативших страны Алзи и Куммух. Во второй год он вел войну с шубарейцами, жившими, по-видимому, в долине верхнего Евфрата, до впадения в него р. Мурат (Арацани). В анналах рассказывается: «страну шубарейцев, высокомерных и непокорных, я поверг, на Алзи и Пурулумузи, которые прекратили свою дань и подать, я наложил тяжелое ярмо моего владычества, чтобы они воистину ежегодно доставляли в мой город Ашур дань и подать… 4000 касков и урумейцев, непокорных людей хеттской страны, которые силой своей захватили поселения страны Шубарту, подчиненные Ашуру, моему владыке, услыхали о моем приходе в Шубарту, и блеск моей доблести ниспроверг их: битвы они убоялись и обняли мои ноги».
В анналах рассказывается и о походах, совершенных в III год царствования Тиглатпаласара I, и о походе в хабхийскую страну Суги: «с 6000 их войск, со странами Химе, Лухи, Арирги, Аламун, Тумни (?) и всеми многочисленными бабхийцами на горе Хириху, в трудной местности, что остра, как конец кинжала, со всеми их странами я сразился пеший, нанес им поражение, их бойцов на горных скалах я сгрудил в груды, кровью воинов их гору Хириху я обагрил, как красную шерсть. Страну Суги до пределов ее я покорил…»
В IV год он был занят походом в страны Наири, о чем свидетельствуют и другие письменные документы Тиглатпаласара I: «По слову Ашура, моего владыки, от той стороны Нижнего Заба до верхнего моря захода солнца – все рука моя завоевала. В третий раз я пошел на страны Наири; обширные страны Наири от страны Тумме до страны Даяни, в том числе Химуа, Пантеру и Хабхи (Кильху) воистину я завоевал, 30 царей стран Наири к ногам моим я склонил, заложников их взял, коней, упряжи, их дань я принял, подать и приношения наложил на них».
Подробное олисание ассирийского похода на север, в страны Наири, занимавшие широкую территорию к югу и западу от оз. Ван, которое ассирийцы называли «морем Наири», имеется также в надписи Тиглатпаласара I на глиняных призмах: «Ашур, владыка, послал меня на страны дальних царей, что на берегу Верхнего моря, не знающих подчинения, и я пошел. Трудными тропами, тяжелыми перевалами, чьей середины прежде не знал ни один царь, закрытыми путями, непроложенными стезями я провел мои войска… (далее говорится о покорении 16 сильных стран. – Б.П.) … Я проходил удобную местность на колеснице, трудную – с помощью медных топоров. Я нарубил «уруми» – горные деревья, улучшил мосты для перехода моего войска (колесниц), переправился через Евфрат… 23 царя стран Наири велели собрать в своих странах колесницы и войска и поднялись против меня на войну и на битву. Я надвинулся на них в ярости моего грозного оружия, я, как наводнение Адада, учинил истребление их многочисленного войска… 60 царей стран Наири, вместе с теми, что пришли к ним на помощь, я прогнал моим копьем до Верхнего моря. Их большие города я завоевал, их добычу, их имущество, их богатство я вывез, их поселения я спалил огнем… Всех царей стран Наири я захватил живыми. Этих царей я помиловал и спас им жизнь перед Шамашем, моим владыкой, я освободил их от плена и уз. Я заставил их присягнуть .моим великим богам в службе мне на будущее время, на вечные времена. Сыновей их, царственных отпрысков, я взял в заложники. Я наложил на них дань – 1200 коней, 2000 голов крупного рогатого скота [и] отпустил их в их страны… Сени, царя страны Дайа|е]ни, который не склонялся перед Ашуром, моим владыкой, пленным и связанным я увел в мой город Ашур, но помиловал его и отпустил из моего города Ашура славящим моих богов, чтобы он славил их за спасение жизни. Обширными странами Наири до всех пределов их я овладел и склонил их к моим ногам».
Из приведенного текста видно, что походы ассирийцев на север преследовали главным образом грабительские цели; особенно их привлекал скот, являвшийся основным богатством тех областей. Походы ассирийцев в страны Наири снаряжались неоднократно, в частности, о третьем походе в страну Наири говорит надпись Тиглатпаласара I около его рельефа на скале у истоков Тигра.
Свою победную надпись Тиглатпаласар I оставил также и на завоеванной им территории стран Наири. У сел. Юнжалу в Малазгиртской низменности была открыта надпись этого ассирийского царя, говорящая о покорении стран Наири, от страны Тумме до страны Даяни: «Тукулти апал-ешар, царь сильный, царь вселенной, царь Ассирии, царь четырех стран света, покоривший страны Наири от Тумме до Даяни, покоривший страну Хабхи до Великого моря».
Надпись у сел. Юнжалу является древнейшим свидетельством об ассирийских походах на Армянское нагорье. После похода к истокам Тигpa Тиглатпаласар I поднялся на горы между Тигром и Арацани и, перейдя Арацани, вступил в Малазгиртскую низменность, где разбил войско правителей стран Наири. Страны Уруатри в надписях Тиглатпаласара I не упоминаются; вероятно, это обстоятельство объясняется некоторым ослаблением Урартского союза племен.
В литературе по истории древнего Востока можно часто встретить устаревшее указание на то, что в надписях Тиглатпаласара I страна Урарту встречается под названием Урартина (Урартинаш). В анналах рассказывается, что ассирийское войско, двигаясь из Куммуха и переправившись через Тигр, вступило в страну царя Шадиантеру, сына Хаттухи, где и захватило крепость, имя которой читалось как Урартинаш.
Отождествление Урарту с Урартинаш недопустимо, так как старое чтение Урартинаш считается неверным и название крепости надо читать как Урахинаш. Вместе с этим требует серьезного пересмотра и положение о том, что Урарту первоначально находилось в юго-западной части Армянского нагорья. А.Хачатрян, подробно рассматривая древние географические названия, писал: «Что эти три названия (Уруатри, Урартина, Урарту) являются названием одной и той же страны только в разные времена, с этим все согласны и нет оснований возражать. Но чтоб в разные времена упомянутая страна охватывала одну и ту же территорию, нам кажется, с этим нельзя согласиться и нельзя оставить без возражения». Но после установления неправильности чтения термина Урартина и неосновательности сопоставления его с названием страны Урарту это положение теряет под собой почву.
Вновь страна Уратри упоминается в тексте «сломанного обелиска» Ашурбелкала (1087-1070), второго сына Тиглатпаласара I. В I год правления Ашурбелкала предпринял поход в горы, в страну Урарту, захватив несколько поселений этой страны.
В III же год он двинулся в страны Химме и Баргун, которые согласно тексту Салманасара I раньше входили в состав Урартского союза племен. Это – лишнее доказательство ослабления мощи страны Урарту, уступившей свое положение как главы союза племен стране Наири.
В текстах Ададнирари II (911-891) страна Салуа, ранее входившая в состав страны Урарту, выделена особо. Про Ададнирари II в тексте говорится: «Могучий герой, который прошел с помощью Ашура, своего владыки, от той стороны Нижнего Заба, края стран Лулуме, Хабхи, Замуа, до перевалов Намара, обширную страну Кумани до страны Мехри, а также Салуа и Уратри к ногам своим склонил».
Термин страна Урарту, заменивший старую форму страна (страны) Уруатри, впервые встречается в анналах Ашурнасирпала II (Ашур-насир-апли, 883-859), помещенных на монументальных скульптурах его дворца в Калху. В них говорится о завоевании ассирийцами земель «от истоков реки Субнат (в верхнем течении Тигра) до страны Урарту».
Добавить комментарий