Число Ф (1,618) наполняет собой все живые существа и отношения между ними. Следовательно, социокультурные и, в целом, цивилизационные процессы также могут быть связаны с этим отношением. Многочисленные исследователи динамики подобных процессов с неизбежностью вторгались в мир циклов. Но всегда вставал вопрос о степени формализации исследуемых ими процессов. В статье предпринимается попытка показать, как обсуждаемое число оказалось также и в гуще мира циклов, приведя его к единообразию.

Примечательно, что число Ф (1,618) наполняет собой все живые существа и, как можно предположить, также и отношения между ними. Следовательно, социокультурные и, в целом, цивилизационные процессы также могут быть связаны с этим отношением. Многочисленные исследователи динамики подобных процессов (П.Сорокин, Н.Кондратьев, Л.Гумилев, А.Тойнби, С.Хантингтон) с неизбежностью вторгались в мир циклов. Но всегда вставал вопрос о степени формализации исследуемых ими процессов. Предпринята попытка показать, как обсуждаемое число оказалось также и в гуще мира циклов, приведя его к единообразию.

1.

Было проведено немало экспериментов в целях выяснения человеческих предпочтений в формах и пропорциях. Открытое Евклидом число Ф (фи), равное приблизительно 1,618 и называемое «золотым отношением», оказалось искомым числом, и, как уже теперь ясно, совместимым и с человеческой психологией. Однако загадок, связанных с ним еще предостаточно. Одну из не самых последних преподнес Храм Надписей в Паленке (культура майя), где была найдена нефритовая мозаичная маска, которая закрывала лицо человека, лежавшего в саркофаге, вскрытом 15 июля 1952 года, пролежав в теле пирамиды до того не тронутым около 1250 лет. Примечательно, что показатель преломления нефрита колеблется от 1.600 до 1.627, а число Ф — это ровно 2/3 (0,666 — «число зверя») расстояния от первого числа до второго; и именно этому минералу майя отдавали предпочтения при кодировании своих секретов [1]

Примечательно, что число Ф наполняет собой все живые существа и, как можно предположить, также и отношения между ними. Следовательно, социокультурные и, в целом, цивилизационные процессы также могут быть связаны с этим замечательным отношением: (1 + 5½)/2. Многочисленные исследователи динамики подобных процессов (П.Сорокин, Н.Кондратьев, Л.Гумилев, А.Тойнби, С.Хантингтон — далеко не полный их перечень) с неизбежностью вторгались в мир циклов. Но всегда вставал вопрос о корректности используемых ими математических моделей или, более точно, о степени формализации исследуемых ими процессов: то, что не может быть строго выражено математикой, не может претендовать на истину.

Предпримем попытку показать, как обсуждаемое число оказалось также и в гуще мира циклов, приведя его к единообразию.

Золотое отношение и динамика развития цивилизации

Нарисуем прямоугольник А так, что его стороны будут относиться между собой как 1:1,618 (рис. 1). Добавив к его большей стороне квадрат B, получим новый прямоугольник AB с тем же свойством отношений сторон. Квадраты CD, E и последующие построим по тем же правилам. Если теперь соединить углы всех прямоугольников (отмечены звездочками на рис. 1), то мы получим спираль (рис. 2).

Золотое отношение и динамика развития цивилизации

Теперь представим вид полученной кривой в декартовых координатах как функцию ординаты Y от угла между горизонтальной осью и вектором, который и «вычертил» нашу спираль (рис.3).

Золотое отношение и динамика развития цивилизации

На первый взгляд результат на какую-либо здравую идею не наводит. Однако с фрагментами полученной на рис. 3 кривой на отрезках кратных 2π мы уже встречались.

Анализируя допущение Л.Н.Гумилева о том, что динамика пассионарной энергии этнической системы (PS) подчиняется тем же законам, которые обуславливают процесс горения костра, нам пришлось отказаться как от этого допущения, так и от принципов градации историком динамики пассионарности этносистемы на фазы в попытках математически формализовать эту градацию [2]. Представляется, что более внятным основанием исчисления координат точек фазовых переходов могут служить характерные точки первой частной производной Pот времени τ (∂PS (tn) / ∂t , где n — количество субэтносов в этносистеме).

И тогда рис.3 становится осмысленным: каждый отрезок кривой на оси абсцисс, ограниченный одним оборотом спирали «золотого отношения» (ЗО), является графическим отображением производной функции пока не ясного нам процесса на очередном цикле цивилизации.

Как же выглядит в общем случае эта «загадочная функция»? Не говорят ли выше перечисленные нами мэтры фактически об одном и том же? Не описывалась ли эта функция много ранее: в книгах Авесты, в буддийских трактатах? И сколько циклов спирали может быть; то есть: бесконечен ли процесс ее раскрутки?

2.

В тот самый момент, когда мы что-то сказали, слова наши тут же стали историей — достаточно посмотреть на секундную стрелку часов в момент окончания звучания нашей фразы: стрелка неумолимо сдвинулась вперед. Любые события, любые наши поступки становятся тут же прошлым. Следовательно, настоящего не существует вообще, оно не проявляется никак, его невозможно зафиксировать никакими приборами и никакими ухищрениями! В противном случае мы бы сказали, что нам удалось остановить время! Таким образом, настоящее — это всего лишь пограничная область событий между прошлым и будущим, как аналог непреодолимого энергетического барьера для движения электронов в закрытом p-n-переходе полупроводникового диода. Следовательно, живя постоянно в прошлом, все минувшие события истории являются для человечества современными в том смысле, что имеют идентичный современным событиям генезис, находятся с нашим «вчера-сегодня» в одном измерении. Соответственно, слова, произнесенные тысячелетия назад архаичными вовсе не являются, а причины, породившие то или иное следствие когда-то, мало чем отличаются от сегодняшних; они нам понятны и близки.

А в качестве примера-пояснения сказанному обратимся к буддизму.

Васубандху — автор «буддийской энциклопедии» (Абхидхармакоша, V в.н.э.), в ее третьем разделе по сути описывает этапы развитии человечества на Земле и причины их смены:

«-Был ли царь у людей, живших в первой космической кальпе?

— Нет!

— Что же тогда было?

Люди, жившие в первой космической кальпе [I Раса — А.Г.], были как обитатели мира форм. В сутре сказано: «Они имеют физическую форму, порождены разумом, обладают семи органами и членами тела без каких-либо изъянов и высокоразвитыми способностями, красивы, с приятным цветом кожи, самосветящиеся, передвигающиеся по воздуху, живущие радостью, то есть имеющие радость в качестве пищи, с долгой продолжительностью жизни, то есть живущие долго.

А затем постепенно, из-за влечения к вкусу, у этих живых существ, пребывавших в таких условиях, появился в распоряжении сок земли, по вкусу напоминающий мед. И тогда одно из этих существ, обладающее самой нетерпеливой природой, почувствовав запах сока, попробовало его на вкус и съело. Затем и другие сделали то же самое. Это и явилось началом потребления материальной пищи.

Благодаря постоянной практике потребления такой пищи тела этих живых существ стали плотными и тяжелыми, а сияние исчезло [появились люди II Расы! — А.Г.]. В результате наступила темнота, а затем появились Солнце и Луна.

Постепенно у этих существ, охваченных страстным желанием ощущать вкус, исчез также и сок земли и появился тонкий земляной пирог (земляная пена). Они стали испытывать жадное влечение и к нему, и со временем этот земляной пирог тоже исчез. Затем появились ползучие лесные растения. К ним также возникло жадное влечение, но и они исчезли.

Потом появился дикорастущий рис — стали есть и его. Поскольку он был грубого качества, для выведения шлаков у живых существ появились каналы для выделения мочи и кала, а также женские и мужские половые органы, различающиеся по форме [появились люди III Расы. А дальнейшее изложение — перечень причин упадка лемурийской, то есть III-ей Расы — А.Г. ]. И теперь, видя друг друга, в силу прежней привычки радоваться друг другу живые существа становятся жертвой ошибочных представлений о причинах этой радости, вызвавших в дальнейшем чувственное влечение; с этого времени они деградируют. Для обитателей чувственного мира это и есть начало их одержимости злым духом желания.

Раньше живые существа вечером приносили рис для вечерней еды, а утром — для утренней. И вот одно из этих существ, будучи ленивым по природе, сделало запас. Другие, глядя на него, также начали делать запасы. И тогда у них возникло понятие «мое».

Рис, который все время продолжали срезать, перестал родиться. Поэтому, разделив между собою поля, они присвоили их и стали грабить чужие. Так появилось воровство.

Для того чтобы воспрепятствовать воровству, люди собрались и выделили из своей среды специального человека, который за шестую часть урожая должен был охранять поля. Этот хранитель полей стал называться кшатрием; так появилось понятие «кшатрий». Поскольку он был тем избранным царем, относительно которого множество людей пришли к согласию, и устраивал всех подданных, возникло наименование «Царь Махасаммата» [имя первого мифического царя, родоначальника династии царей в последней кальпе — А.Г.] Таково начало династии царей.

Тех, кто отказался от жизни в доме и избрал уединение, стали называть брахманами.

Впоследствии при одном из царей начало процветать воровство среди тех, кто из жадности не делился установленной долей. Царь использовал против них оружие. Поэтому другие стали говорить: «Мы так не поступали». Это положило начало лжи.

С тех пор при таком распространении дурного образа действий продолжительность человеческой жизни начала постепенно сокращаться, и в конце-концов стали рождаться люди, продолжительность жизни которых — только десять лет.

Следовательно, порождающие причины этого всеобщего потока бедствий и несчастий (вырождения) — две дхармы: страстное влечение к ощущению вкуса и лень»» [3].

Возникает вопрос о тождественности и неизменности во времени принципиальных представлений человека о мироустройстве на протяжении длительного периода до возникновения христианства устройству самого человека. Если бы это было так, то это бы означало, что человек V-ой (последней) Расы живет на Земле вечно и религия, как институт, также существует от века. Но это — нонсенс. В противном случае, получалось бы, что Творец создал человека в той физической оболочке, какую мы видим сейчас. Но эта форма материальности тела находится в борьбе со многими стихиями планеты: не ладит ни с водой, ни с воздушным пространством, … Но ведь Бог есть Благий, Бог есть Любовь, и Он не мог создать что-то, что бы это что-то находилось в противоречии с чем-то другим — тем, что также было Им создано! Следовательно, первичная форма материальности человека была иной, чем сейчас, и не находилась исходно с природой в разладе (с той, с Первичной природой!). Разумным становится в этой связи предположить наличие нескольких дискретных трансформ материальности физического тела человека, результатом чего может служить фиксации в нашем сознании нескольких форм материальности homo sapiens на неких временных интервалах. Значит, был человек (точнее — существо разумное) IV-ой, III-ей,.. I-ой Расы, то есть почти Бог (мы приносим свои соболезнования Ч.Дарвину и приверженцам его теории). А зачем почти Богу религия? То есть религия возникла на Земле не сразу.

Немного ранее Васубандху люди иного арийского племени описали в одной из книг Авесты (в «Бундахишне» — «Сотворении основы») в другой стилистике — через описание этапов борьбы творца Ормазда и Ахримана (Духа Зла), — но также четыре фазы развития цивилизации [4].

И если буддийская история оказалась подвластна интерпретации современной логикой и подкрепленной также иным религиозным источником знаний, то мало остается сомнений в утверждениях приверженцев учений принца Шакьямуни и Заратуштры о четырех уже прошедших и пятом, заключительном макроцивилизационном цикле на нашей планете. Таким образом, максимальное число циклов «золотой спирали» — пять, … чему лишним подтверждением является пятиконечная звезда — главный религиозный символ зороастрийцев.

Поясним. В кристаллографии число «пять» является запретным. Дело в том, что из пятиугольников невозможно составить кристаллическую решетку-основу любого твердого тела; она обязательно окажется с «пустотами», которые природа не терпит. В этом очень легко убедиться, вырезав из картона несколько правильных пятиугольников и попробовав их все совместить; обязательно возникнут пустоты. Эта идея оказывается провальная, но только на плоскости. Говоря иначе, звезда (описанная правильным пятиугольником) есть своеобразный символ невозможности построения жизни, т.е. является символом смерти.

Однако футбольный мяч изготавливается из пятиугольных кожаных лоскутков правильной формы, которые прекрасно сшиваются друг с другом на шаровой оболочке без каких-либо пробелов, представляя собой как бы надутый додекаэдр, двенадцать граней которого нас так и подбивает надписать либо наименованиями знаков Зодиака, либо (что, по мнению С.И.Валянского и Д.В. Калюжного [5:168,169], — одно и тоже) именами двенадцати детей Красного Солнышка (то есть князя Владимира): именем Вышеслава —поднимающего выше славу — созвездие Тельца, поднимающего своими рогами вверх солнце весною (апрель — начало года), … Ярослава — яростной славы — созвездие Льва, где солнце получает жгучий жар в августе, … Станислава — стана славы — креститель планет Водолей (Солнце «крестится» в феврале), … Судислава — судьи славы — Орион, то есть астрологический символ Христа.

Кстати: если Землю описать додекаэдром (что можно по А.Беляеву сделать единственным способом), то в какие именно созвездия и когда именно «заглядывают» перпендикуляры, отстроенные к двенадцати его плоскостям? — слово астрономам.

Таким образом, звезда (описанная правильным пятиугольником) одновременно является и символом смерти и символом жизни — лучшего знака для отражения дуализма доктрины зороастризма придумать было трудно! Однако нам представляется, что в этом знаке имеется более глубокий смысл: закат V-ой Расы — явление не фатальное!

И еще одно. Согласно буддийским догматам «реальность в корне лишена непрерывности. Мир то появляется, то исчезает, подобно вспышкам света». Ту же идею отстаивал и небезуспешно доказывал Тейяр де Шарден («Феномен человека» [6]), но был быстро «утрамбован» Ватиканом трудами кардинала Дитриха фон Гильдебранда, который встретился о.Тейаром в 1951 году и отметившего тогда «абсолютную несовместимость его богословской беллетристики с христианским откровением и с учением Церкви» [7].

Однако к XXI веку уже накопился значительный архив экспериментальных данных в поддержку положений «Феномена человека»; к примеру, имеются итоги свыше четырех тысяч психоделических сеансов, проведенных на себе Станиславом Грофом и принятия им участия еще в более чем двух тысячах, в которых применялась и особая техника так называемого «холотропного дыхания» (по сути, уходящая истоком к практике исихии свв.Григория Паламы и Серафима Саровского, про которых С.Гроф, очевидно, и не слышал ничего). Русскими учеными недавно была предоставлена возможность увидеть всем телезрителям эфирное поле человека. Дискретное изменение человекоформ отстаивал в «Розе Мира» и российский радомысл Даниил Андреев [8].

Основываясь на буддийской аксиоме, на мнениях (или видениях) явно не «последних» людей планеты и на строго научных данных, можно предположить, что спираль ЗО в жизненной реальности не является непрерывной функцией. В конце каждого своего цикла (полного оборота) она стремится к нулю, но никогда его не достигает, вместе с тем начиная свой следующий цикл все же опять с нуля (как можно предположить, после очередного планетарного катаклизма и (или) пассионарного взрыва). Тогда искомая функция, дифференцируя которую мы и получаем спираль ЗО в декартовых координатах, окажется схожей по характеру своей динамики с кривой Макса Планка (которой устанавливается зависимость спектральной плотности излучения от его частоты и температуры источника). Ее то мы и взяли за основу для описания динамики пассионарной энергии этнической системы и не только ее (рис. 4).

При этом мы полагаем, что точки фазовых переходов этногенеза определяются характерными точками кривой P′, где она принимает абсолютные максимальные значения, где она пересекает ось абсцисс, а также точка, в которой вторая производная P′′ принимает максимальную положительную величину. При этом процесс этногенеза окажется поделен на фазы, число и, частично, продолжительность которых будет отличаться от предложенных Л.Н.Гумилевым в [9] и [10].

Осталось ответить на остальные вопросы, поставленные нами в первой части этой статьи, более подробно пояснить отличие наших представлений о фазовых переходах этногенеза от тех, которые отстаивал русский историк и предложить свои выводы.

Золотое отношение и динамика развития цивилизации

3.

Предварительно стоит заметить, что математическое описание любой из циклических теорий, быть может, в разной мере, но основывается на всех трех законах Ньютона. Позволим себе их напомнить: замкнутая система продолжает оставаться в состоянии покоя или прямолинейного равномерного движения (1-ый закон); сила, действующая на систему извне, приводит к ускорению системы (2-ой)сила действия равна по модулю и противоположна по направлению силе противодействия (3-ий закон). Однако за редким исключением все «циклисты» «зацикливались» только на последнем.

Так в прошлом веке Р.Бэбсон использовал третий закона Ньютона в применении к экономической теории и финансам. И это оказалось оправданным: он был одним из немногих, кто точно предсказал дату обвала американской биржи 1929 года.

А что же те из коллег Бэбсона, кто его и подобным ему нещадно высмеивал?

Ирвинг Фишер, известнейший в мире «экономический гуру», автор «Библии монетаристов» [11] каждое слетающее слово которого моментально оказывалось в передовицах газет, 22 ок­тября, за два дня до «черного вторника» 1929 года, публично заявил: «По-моему, появляющиеся предсказания о резком изменении курсов ценных бумаг, которое затронет общий уровень цен, не имеет под собой оснований» [12]. Нация Акционеров такого надувательства своему кумиру не простила.

Третий закон Ньютона (но не ссылаясь на него) несколько позже Роржера Бэбсона активно использовал в своих работах американский социолог, один из пассажиров ленинского «Философского парохода» П.А.Сорокин (см. его главный труд [13]) и почти синхронно с ним, но уже в области экономики при разработке теории больших циклов экономической конъюнктуры Н.Д.Кондратьев (расстрелян в 1938 году). Затем настал черед А.Тойнби (вызов-экспорт императивов поведения из западной этносистемы в иную и ответ последней, по направлению противоположный [14], [15]) и С.Хантингтона [16], чье графическое пояснение результата борьбы не западной этносистемы (цивилизации) в координатах «вестернизация — модернизация» аккурат оказалось идентичным гипотетической кривой А.Тойнби и… жалким подобием кривой динамики пассионарного напряжения этносистемы во времени Л.Н.Гумилева (трижды узник ГУЛАГа хоть и получил исключительно гуманитарное образование, но законы сына английского священника знал и использовал их все). И вот появилась новая, и уж совсем экстравагантная экпиротическая теория циклического развития Вселенной П.Стейнхардта и Н.Тюрока, в которой математически описаны многомерные пространства с четырьмя, шестью и даже одиннадцатью координатами… в точности следуя модели Вселенной Даниила Андреева [8].

Круг замкнулся.

На рис.5 наряду с обещанным ранее изложением своего взгляда на последовательность и общее число фаз этнической динамики (пассионарного напряжения) этносистемы мы отобразили кривую, отражающую ход борьбы идеациональной и чувственной модели общества по-Сорокину. Стоит отметить, что последняя кривая ничем в принципе не отличается от графических пояснений к своим теориям А.Тойнби, С.Хантингтона и Н.Д.Кондратьева. По нашему мнению, М.Планк и Л.Гумилев были более дотошны и объективны в анализе исходных данных при выводе своих зависимостей. В качестве обоснования этого утверждения приведем лишь один пример (из многих!).

Золотое отношение и динамика развития цивилизации

П.А.Сорокин провел распределение мыслителей по 12-ти балльной шкале от древних времен вплоть до начала XX века [13]. В этот перечень вошло 1190 человек, которые в сколь-либо значительной мере повлияли на развитие цивилизации, являлись родоначальниками школ, течений, стояли у истоков новой культуры, прорывных направлений науки и оказались в итоге признаны земным сообществом неординарными личностями. Венчает тот список Аристотель, Кант, Платон, Плотин и Фома Аквинский; вторая группа с отрывом в два балла представлена одним только св.Августином. В третьей группе, набрав 9 баллов, оказались Дидро, Лейбниц, Ньютон, Сократ и Ницше. Русские имена появляются только в третьей группе: Толстой и Достоевский; в шестой — Лобачевский и Вл.Соловьев… Всего русских мыслителей в том списке пятнадцать, среди которых можно встретить уж совсем позабытые имена: Михайловский, Страхов, Галич, Любимов, Троицкий. Статистика, прямо скажем, грустная; тем более, если учесть, что Ломоносов смог набрать лишь 4 балла и попал, следовательно, только в восьмую группу в компании 182-х также в нее избранных; земляками в той группе оказались Аксаков, Введенский, Хомяков, Чичерин плюс члены кружка русских масонов начала XIX века.

Сей ранжир американский социолог вывел достаточно просто: в том числе по показателю цитируемости работ, то есть по количеству упоминаний имен претендентов в книгах других авторов. Признаться, логика в таком подходе имеется, но как говорил герой известного фильма: «Сумневаюсь я!»; да и поговорку вспомнить не мешало бы — «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит тот кукушку!». Нас, например, наповал сразило отсутствие в этом списке имени самого мистического физика всех времен — Николы Теслы, «испарение» из реестра Д.И.Менделеева и «почетное» последнее место в нем М.Планка.

В наших представлениях большинство «циклистов» просто не дотянуло до гениальной догадки физика (Планк свою кривую сначала просто нарисовал, а уже потом вывел уравнение, ее описывающее и, что называется, «попал в точку»), а также вдумчивого анализа Л.Гумилева.

Таким образом, любые сечения динамики цивилизации (культурологические, социологические, экономические, этнографические и т.п.), по нашему мнению, мало чем отличаются между собой при описании их математическими моделями и, соответственно, графическими пояснениями; у всех циклических теорий в основе лежит одно и то же «золотое отношение», и все циклы подразделяются на одни и те же фазы развития своей динамики.

Дадим небольшое пояснение к рис.5. На нем точка фазового перехода от Инерционной фазы к фазе Обскурации (P′′ = + max) является «точкой невозврата», то есть моментом, когда в умах людей становится преобладающими внутренние поведенческие установки — императивы поведения: «Будь таким, как мы!», «День, да мой!», и начинает уже прореживаться девиз полного вырождения и деградации («А нам ничего не надо!»). После входа в фазу Обскурации нация теряет всякую надежду на какие-либо серьезные положительные сдвиги в своей жизни потому, что ее пассионарная энергия, возбужденная некогда выдающимися водителями людских масс, оказывается совершенно недостаточной для каких-либо серьезных свершений; она попросту рассеялась.

«Точка невозврата» находится на расстоянии приблизительно в 1000 лет от даты запуска очередного цикла (взрыва этногенеза), который произошел в России около 1200 года н.э. (одновременно — в Литве, Малой Азии и Эфиопии). Таким образом, пессимизм в прогнозах развития страны оправдан лишь частично, шансы выбраться из пассионарной ямы еще окончательно не потеряны.

Золотое отношение и динамика развития цивилизации

В контексте нашей темы интересен рис.6., кривые на котором являются «наследниками» спирали ЗО (изображено без масштаба!). На рисунке отражен ход динамики развития цивилизаций четырех уже сгинувших в истории Рас и нашей, пятой и последней. Все их характеристики (пики, точки фазовых переходов) оказываются позиционированы на оси времени одинаково. Но имеются и бросающиеся в глаза отличия: каждая новая цивилизация развивалась все более и более значительными темпами, возможно, вследствие того, что в окончательной точке пассионарного цикла каждой предыдущей Расы каждая последующая цивилизация теряла (забывала) все больше и больше достижений предшественников, и восстанавливать их представителям новой Расы приходилось все труднее и труднее; был просто необходим все более и более энергичный темп развития. Например, перспективы восстановления функций «3-его глаза» нашей Расой сейчас практически нереальны; некоторые «задачки» древних не решены до сих пор, к примеру, задача математического построения знака Шри Янтры, самое древнее изображение которого находится в монастыре Шрингари Матха (Srinagari Matha), основанном в VIII веке. По сообщению А.П.Кулаичева [17, 18] оказывается, что уже на первом простейшем шаге преобразований следует выполнить не менее 1011элементарных опера­ций, причем объем вычислений на каждом по­следующем шаге, по крайней мере, в 100 раз больше преды­дущего. А исследование полученного результирующего уравнения тре­бует оперирова­ния с числами, представленными с точностью не менее четырех тысяч десятичных значащих цифр. Отсюда ясно, что такая задача далеко превосходит возможности самых мощней­ших земных суперкомпьютеров, что, мягко говоря, немного озадачивает.

Золотое отношение и динамика развития цивилизации

И лишь небольшой ряд достижений прежних Рас можно признать восстановленными: в астрономии и в специальной области медицины. Только совсем недавно удалось сделать то, о чем писал Васубандху в «Учении о Карме» [19] , причем походя, в связи с разработкой им совершенно иных проблем буддийских догматов: «- Когда одна женщина теряет зародыш, а другая принимает его в свою матку, то кто из них [считается] его матерью, убийство которой становится смертным грехом? Мать — та, из крови которой [происходит] рождение».

Людям-«полубогам» первой Расы по всей очевидности не было необходимости откуда-то круто «подниматься» и «надламываться», они Миром владели — поэтому кривая динамики развития этой людской общности практически стелется над осью времени. Но уже фразы отцов III Расы «А вот в наше время…» в силу крутизны цивилизационной динамики стали с трудом пониматься их детьми примерно так же, как теперешние школяры воспринимают совсем недавние события начала XX века исключительно в качестве «экзотики». Деды IV-ой Расы ничего внятного об эпохальных свершениях, которые происходили на динамических пиках предыдущих Рас, рассказать своим внукам не могли практически уже ничего. Но поскольку говорить что-то было надо (свой авторитет можно поддержать, в том числе, и через почтение к предкам!), то отзвуки истории (даже на уровне мифологии), частично сохраненные навыки и знания предыдущих Рас, помножаясь на фантазии и мистические образы снов, порождали зачатки религии, которые и оформились уже как исключительно имперские верования трудами интеллектуалов и гениев Духа уже нашей Расы…То есть цивилизации, в которой торгуют всем, и в которой, по выражению Ницше, «торговый дух имеет великую задачу — дать людям, не способным к полету духа, страсть, которая давала бы им широкую цель и разумное употребление дня и которая, при этом, нивелировала бы все индивидуальное. Этот торговый дух создает новую породу людей, которые играют в наше время ту же роль, какую в древности играли рабы»[20]. Призвав в сотоварищи электронные СМИ, этот дух уже близок к успеху!

Исходя из чрезвычайно крутой дороги цивилизации в пятом цикле спирали ЗО, требующей высочайшей квалификации водителей людских масс, но по факту не обладающих ею, человечество ждут только все новые и новые и все более чудовищные страдания; затем конец… если только в обществе не найдутся энергичные силы Добра (не силы ягнят, но силы волков!), которых в текущем стран(н)о-устройстве России пока не прослеживается.

Литература

1. Котрелл Морис, Сверхбоги. — М.: Эксмо, 2004

2. Гоголев А.К., Эпоха Моли. — М.: Элекс КМ, 2005

3. Васубандху, Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Раздел третий. Учение о мире», Перевод с санскрита, введение, комментарий и историко-философское исследование Е.П. Островской и В.И. Рудого. — СПб.: Андреев и сыновья, 1994

4. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума. Сотворение основы», Издание подготовлено О.М. Чумаковой. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997, (Памятники письменности востока. CXIV)

5. Валянский С.И., Калюжный Д.В., Другая история Руси. — М.: Вече, 2001

6. Пьер Тейяр де Шарден, Феномен человека. — М.: Айрис Пресс, 2002

7. Дитрих фон Гильдебрандт, Новая Вавилонская башня (Избранные философские работы). — СПб: Алетейя, 1998

8. Андреев Д.Л., Роза Мира. — М.: ПРОМЕТЕЙ, 1991

9. Гумилев Л. Н., Этногенез и биосфера земли. — М.: ДИ-ДИК, 1994

10. Гумилев Л. Н., Конец и вновь начало. — М.:ДИ-ДИК, 1994

11. Фишер Ирвинг, «Покупательная сила денег. Ее определение и отношение к кредиту, проценту и кризисам», http://ek-lit.agava.ru/fishsod.htm

12. Боннер У., Уиггин Э. Судный день американских финансов: мягкая депрессия XXI в.. — Челябинск: Социум, 2005.

13П.Сорокин, Социальная и культурная динамика. — М.: Астрель, 2006

14. Тойнби А.Дж, Цивилизация перед судом истории: Сборник/ Пер.с англ. Е.Д.Жаркова. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2003

15. Тойнби А.Дж., Постижение истории: Сборник/ Пер.с англ. Е.Д.Жаркова. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2002

16. Хантингтон С., Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2005

17Гита — Альтернатива Выбора / Энциклопедический сборник под редакцией А.П. Кулаичева: философия, религия, история, поэзия. — М.: Тривола, 1999

18. Кулаичев А.П., Статья «Шри Янтра — тайны геометрии»,http://piramyd.express.ru/disput/kulaichev/shri/yantra1.htm

19. Васубандху, Учение о карме. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2000

20. Ницше Ф., Предварительные работы и дополнения к «Утренней заре» в сборнике «Фридрих Ницше». — Минск; Харвест, 2003

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

А.К. Гоголев

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: