Застывшие на месте исполины
Итак, анализ платформ-аху острова Пасхи показывает, что они самые разные. Среди них есть как построенные рапануйцами (с весьма примитивной кладкой из рваных камней), так и те, в основе которых находятся остатки неких гораздо более древних сооружений, созданных высоко развитой цивилизацией «богов».
А что со статуями, которые обычно и привлекают главное внимание как исследователей, так и обычных туристов?.. Кто создавал их?..
Даже самый беглый взгляд на моаи – статуи острова Пасхи – позволяет легко увидеть, что и здесь нет однозначного ответа, а картина в чем-то схожа с той ситуацией, которая имеет место для платформ-аху.
Так, скажем, в книжках, посвященных острову Пасхи, при обсуждении вопросов происхождения местных жителей очень часто можно встретить рассуждения о некоей «расовой принадлежности» тех лиц, которые изображены у моаи. Каких только «выводов» по этому поводу не увидишь!.. Однако все эти рассуждения происходят на основе негласного утверждения, что все статуи на острове Пасхи будто бы практически одинаковы и изображают людей одного и того же расового типа. Но это – очередной миф.
В реальности никакого единообразия нет и в помине – статуи очень и очень разные. И если говорить о какой-то «расовой принадлежности», то статуи острова настолько различны, что можно сказать, что они отображают чуть ли не все расовые типы нашей планеты. Впрочем, даже не только нашей – в местном музее, например, есть статуя с такой вытянутой и странной формой головы, которую ни на одном континенте не встретишь, и впору говорить о внеземном происхождении того, кого она изображает.
В том, что какие-то статуи-моаи могли изготовить (и реально изготавливали) переселенцы-полинезийцы и их потомки, сомнений нет. Целый ряд их весьма примитивен как по размерам, так и по качеству исполнения, и вполне мог быть изготовлен при помощи простейших инструментов.
Но статуй на острове много. Ныне их известно 887 штук. По крайней мере именно такое количество указано в качестве официального на стенде местного музея. Разнообразие же их таково, что естественно напрашивается вопрос – а не могла ли часть из известных статуй-моаи быть изготовлена не рапануйцами, а той самой древней высоко развитой цивилизацией «богов», от которой тут остались платформы-аху со сложной и качественной каменной кладкой?..
В пользу того, что этот вопрос может иметь положительный ответ, говорят сразу два фактора. Во-первых, само наличие тут высоко качественных и сложных платформ-аху. А во-вторых, упоминания в местных преданиях о разведчиках Хоту Матуа каких-то моаи, уже стоявших ко времени прибытия полинезийцев на острове (см. ранее).
Но какие именно статуи были (или хотя бы могли быть) созданы высоко развитой цивилизацией «богов»?..
Попробуем найти ответ на этот вопрос…
Следует обратить внимание на то, что, несмотря на все широкое разнообразие самих статуй и их «лиц», о котором шла речь, среди моаи явно можно выделить две довольно большие группы. В каждой из этих групп статуй имеется определенное сходство между разными моаи, при этом две данные группы резко отличаются друг от друга по целому ряду параметров. В том числе они отличаются, если так можно выразиться, даже «по территориальному признаку»: одна группа – это статуи, расположенные на побережье (стоят на платформах и лежат на них или рядом с ними); другая группа – статуи, стоящие на склонах вулкана Рано-Рараку (см. Рис. 14-ц)близ каменоломен.
Статуи на побережье существенно меньше в размерах. Разброс вариаций лиц статуй в этой группе довольно широк. Однако все они имеют округлое лицо и столь же округлые отдельные черты – овальные или чечевицеобразные глаза, довольно широкий нос и так далее. При этом практически у всех этих моаи нет строгой гармонии в сочетании различных деталей между собой. И, несмотря на сильно искажающие картину повреждения, видно, что эти статуи не отличались особым качеством исполнения. Они весьма примитивны как с художественной точки зрения, так и по уровню технологий работы с камнем.
В конце ХХ века в ходе археологических работ были найдены осколки глаза моаи, которые как раз подходят по форме к глазницам статуй на побережье. И сейчас на отреставрированной аху в секторе Тахаи стоит статуя, снабженная такими глазами. Эта статуя и является, пожалуй, типичной для данной группы (см. Рис. 86).
Статуи же, стоящие на склонах вулкана Рано-Рараку, заметно крупнее по размерам (среди них и самые большие моаи из всех). Они имеют вытянутые лица, мало отличающиеся друг от друга, – порой даже возникает ощущение, что статуи сделаны чуть ли не по какому-то единому шаблону. Черты лица острые, заведомо подчеркнутые, чуть схематичные и тщательно выполненные. У них детально вырезаны фигурные ноздри, четко очерчен острый подбородок и шея, которая к тому же старательно отшлифована. Нос по форме также острый и вытянутый с небольшой вздернутостью. Глазницы не круглые, а как бы «треугольные». И если внимательней присмотреться, то можно заметить, что никаких вставных глаз тут и не планировалось – по сути «глазница» уже является изображением не только себя самой, но и глаза.
Статуи этой группы выполнены очень качественно (так, что на их лицах даже читается некоторая надменность) и на высоком художественном уровне. И, как метко заметила участница нашей экспедиции Наталья Ляменкова, они – стильные.
Если ориентироваться на размеры статуй и качество работы с камнем, то следует сделать вывод о том, что именно моаи, стоящие на склонах вулкана Рано-Рараку, сделаны высоко развитой цивилизацией «богов», а статуи на побережье – гораздо менее масштабное и менее качественное более позднее подражание островитян статуям «богов». Однако тут возникает сразу несколько серьезных противоречий.
Прежде всего – принято считать, что статуи изготавливали в каменоломнях Рано-Рараку, а затем их транспортировали на побережье и устанавливали на платформы. Отсюда автоматически вроде бы получается, что статуи, оставшиеся на склонах вулкана Рано-Рараку, должны были быть изготовлены позже тех, что доставлены на побережье. Так это часто и трактуется – дескать, статуи на склоне были просто брошены по дороге, когда внезапно прекратились все работы по возведению платформ.
Однако ранее были приведены соображения, в соответствии с которыми платформы изначально вовсе не предназначались для статуй. А если так, то теряет силу и цепочка приведенных рассуждений о том, что статуи на склоне вулкана Рано-Рараку более поздние.
И вот, что любопытно – мы практически единодушно пришли к заключению, что эти статуи никогда и не планировались куда-либо перемещаться (впрочем, и до нас уже высказывалась такая гипотеза). Они стоят там, где и должны были стоять!..
Косвенно на это указывает их очень компактное расположение. Моаи стоят на склоне вулкана очень плотной группой, и расстояние между ними настолько мало, что не остается никакого оперативного пространства для работ по какой-либо их транспортировке. Тем, кто собрался бы их куда-либо перемещать, просто негде было бы развернуться. И единственный доступный в этих условиях вариант для перемещения – транспортировка статуй в строго вертикальном положении. Но и при этом не было бы даже места для удержания статуй в вертикальном положении хотя бы с помощью веревок.
Другое видимое на первый взгляд противоречие – разница в степени сохранности статуй. Статуи, стоящие на побережье сохранились гораздо хуже, нежели статуи на склоне вулкана Рано-Рараку. И если ориентироваться лишь на этот фактор, то статуи у вулкана, по идее, должны быть не старше, а моложе статуй на платформах. Однако и тут не все так просто.
Во-первых, на побережье действует сильный эрозионный фактор, который мы ранее уже упоминали, – ветер с брызгами от морского прибоя. До склона же вулкана Рано-Рараку брызги с побережья не долетают.
Во-вторых, все стоящие ныне на платформах моаи были установлены в вертикальное положение заново уже в новейшее время. Так что статуи на побережье хотя бы раз в своей истории, но падали. А если причиной их падения были большие волны, то падать они должны были преимущественно лицом вниз. Впрочем, и при землетрясениях часть статуй падала также лицом вниз. А при падении статуи, конечно же, получали сильные повреждения. Сравнивать же подобные повреждения с эрозией вследствие воздействия природных факторов – просто неправомерно. И ориентироваться в этих условиях на степень сохранности статуй нельзя, поскольку статуи на склоне Рано-Рараку заведомо не падали и повреждений не получали – судя по всему, их зафиксировал в вертикальном положении оползень со склонов вулкана, скрывший нижнюю часть статуй и предохранивший таким образом их от падения при землетрясениях.
И в-третьих, при осмотре статуй на склонах Рано-Рараку у нас возникало устойчивое ощущение, что их наружный слой как будто чем-то дополнительно пропитан. Проверить, так это или нет, к сожалению, не было никакой возможности (о последствиях самодеятельного отбора образцов я упоминал ранее). Да и подойти близко даже не было возможности – тут также перемещение посетителей жестко ограничено лишь узкими тропинками. Но если какая-то дополнительная укрепляющая пропитка материала имела место (что вполне возможно для высоко развитой цивилизации), то она могла в значительной степени усилить устойчивость статуй к воздействию природных эрозионных факторов. Ясно, что у островитян подобной пропитки материала быть не могло, и их статуи подвергались эрозии по полной программе…
К сожалению, у нас не было возможности оценить в полной мере размеры статуй на склоне вулкана Рано-Рараку из-за того, что оползень, зафиксировавший их в вертикальном положении, закрыл их больше, чем наполовину. Это выяснилось еще в ходе экспедиции Тура Хейердала, во время которой тут проводила раскопки группа под руководством Арне Шельсвольда. Их поразили колоссальные размеры статуй, оказавшихся значительно большими, нежели это можно было представить по тому, что выступало над землей.
На острове Пасхи принято правило, что после всех археологических работ места раскопок опять засыпают. Так что увидеть полностью раскопанные статуи на склоне вулкана Рано-Рараку сейчас нет возможности. Зато сохранились фотографии с экспедиции Хейердала, которые дают некоторое представление об истинном размере этих моаи…
Несмотря на то, что подойти вплотную к статуям на склоне вулкана Рано-Рараку было нельзя, доступного расстояния было достаточно, чтобы заметить один любопытный момент.
Принято считать, что статуи на острове изображают людей с длинными ушами. Об этом пишется почти во всех книгах и говорится практически во всех фильмах об острове Пасхи. Приводятся даже две версии объяснения этой детали. Первая версия нашла отражение в местных преданиях, где говорится о племени длинноухих, то есть длинноухих от природы. Согласно другой версии, на острове некогда была традиция искусственного удлинения мочек ушей с помощью тяжелых украшений (такая традиция довольно широко была распространена у древних народов).
Однако все почему-то смотрят только на нижнюю часть «уха» и не обращают внимания на его верх. Между тем у обычного человека верхний край уха находится на уровне бровей или чуть выше. А у статуй, которые располагаются на склоне вулкана Рано-Рараку, отчетливо видно, что верхний край того, что считается ушами, располагается значительно выше, начинаясь чуть ли не от макушки статуи.
И гораздо больше это похоже вовсе не на уши, а на косички или другую деталь прически. Например, пейсы, с которыми вполне гармонично сочетаются и шапки соответствующей формы, уж очень похожие на пукао (см. Рис. 15-ц).
Заметим, что и пейсы, и шапки у евреев являются религиозными атрибутами, то есть имеют некое отношение к тому, что связано с «божественным». А «богами» наши далекие предки называли представителей древней высоко развитой цивилизации. Так может быть, статуи на склоне вулкана Рано-Рараку изображают непосредственно этих самых «богов»?..
Если статуи, застывшие на склоне вулкана Рано-Рараку, как мы предполагаем, изготавливали как раз представители высоко развитой в техническом отношении цивилизации, то такая версия вполне допустима.
Можно вспомнить здесь и Роггевена, который писал о том, что островитяне «падали ниц и молились» (!) своим «идолам», а ведь молиться можно только богам!..
И, наконец, еще одна деталь. Руки статуй острова Пасхи сложены на животе в весьма характерном положении – кисти рук располагаются внизу живота так, что пальцы направлены навстречу друг другу и чуть вниз. И точно такое же расположение рук можно видеть у стилизованного изображения человека на столбах в древнем поселении Гебекли-тепе на территории Турции. Поселение это официально датируется IX-X тысячелетиями до нашей эры. Согласно же древним легендам и преданиям, в это время на Земле правили «боги»…
Добавить комментарий