«Сброшенные» статуи
Одним из моментов, которые обычно связывают с конфликтом двух групп островитян, является не только отказ «короткоухих» от изготовления новых платформ и установки на них статуй, но и разрушение ими уже имевшихся конструкций. Якобы в запале своего протеста восставшие повалили все статуи лицом вниз, чтобы изваяния больше не могли на них смотреть. Этот «приступ разрушения», по мнению Хейердала и историков, знаменует собой начало третьего этапа в истории острова Пасхи.
Но насколько обосновано подобное утверждение?..
Ныне любой турист может легко убедиться в том, что эта драматичная деталь древнего предания, порой возводимая историками в ранг чуть ли не «достоверно установленного исторического события», мягко говоря, не соответствует действительности. На острове имеются как статуи, упавшие лицом вниз, так и те, лица которых смотрят не вниз, а в сторону, то есть головы их лежат на боку. Есть и статуи, лежащие вообще на спине и «смотрящие» в небо (см. Рис. 5-ц). При этом нередко возле одной и той же платформы одновременно находятся статуи, лежащие в самых разных положениях.
Достаточно очевидно, что сбрасывание статуй лицом вниз – лишь поэтическая выдумка островитян либо вообще самих исследователей, то есть просто очередной миф. Однако этот миф, увы, настолько пришелся по вкусу тем, кто сам не был на острове, что его можно встретить в самых разных книгах и фильмах. Прямым же следствием этого мифа явился еще один, порой также встречающихся в некоторых «работах» по острову Пасхи.
Ясно, что если бы статуи действительно роняли лицом вниз (а изначально они стояли спиной к океану), то они должны были бы сейчас лежать примерно в одном направлении – параллельно друг другу (по крайней мере в пределах одной и той же платформы). И подобное утверждение действительно можно встретить в некоторых книгах, где на этом авторы порой начинают строить какие-то дополнительные «выводы».
Однако в реальности этого вовсе нет. Статуи лежат упавшими в самых разных направлениях. Даже в пределах одной платформы можно встретить статуи, лежащие головой как по направлению вглубь острова, так и в сторону берега океана. Например, это имеет место на аху Оне-Макихи.
Более того. Характер расположения статуй вообще гораздо лучше соответствует вовсе не целенаправленному их сбрасыванию людьми, а последствиям… обычного землетрясения. И в этом нет ничего удивительного – ведь остров Пасхи находится на стыке трех тектонических плит, и землетрясения здесь вовсе не редкость. Моаи же имеют достаточно высоко расположенный центр тяжести и ничем дополнительно не закреплены на платформах. И в таких условиях их вертикальное положение весьма неустойчиво. Так что статуям буквально предназначено падать при даже не очень сильных землетрясениях.
Есть и еще одна причина, которая могла привести к падению статуй.
Так, возле аху Ханга-Поукура можно видеть спину упавшей статуи, которая практически по самый верхний край занесена мелким щебнем и песком. Для получения такого результата, если бы это было делом рук людей, надо предполагать, что островитяне не только повалили статую, но еще и зачем-то засыпали ее этим щебнем и песком. Поступок, выходящий за рамки всякого разумного объяснения.
Гораздо логичней и проще выглядит другой вариант объяснения наблюдаемой картины. Это – результат действия большой волны, которая достигла платформы и повалила статую (лежащую как раз в направлении от берега вглубь острова). В процессе этого тут и осели мелкие камни и песок, которые несет с собой любая волна в полосе прибоя и которые в данном случае почти похоронили под собой статую.
Платформа находится буквально в двух-трех десятках метров от кромки воды, и для того, чтобы волна могла повалить статую, вполне достаточно обычного «хорошего» шторма. Но тут бывают волны и побольше. На берегах можно встретить таблички, предупреждающие об опасности цунами, которые тут, увы, тоже не редкость.
Так, скажем, в 1960 году цунами, порожденная во время сильного землетрясения в Чили, обрушилась на восточное побережье острова Пасхи и повалила знаменитые «15 истуканов» на аху Тонгарики (см. Рис. 21), разметав их на десятки и даже сотни метров. После чего все пришлось восстанавливать заново…
Конечно, нельзя полностью исключить версию того, что некогда кто-то из островитян действительно мог повалить какие-то статуи. Однако возводить эту версию в ранг «установленного факта» нельзя, поскольку, как видим, имеются и более простые варианты объяснения упавшим статуям. Другое дело, что естественные причины падения статуй не вызывают у широкой публики того эмоционального отклика, который сопровождают рассказы о некоем надуманном «хаосе во время бунта», вот и гуляет по свету миф о сбрасывании статуй…
Миф об экологической катастрофе
В качестве одной из причин, которая привела к конфликту «длинноухих» и «короткоухих», называется некая экологическая катастрофа, которая будто бы разразилась в это время на острове. Согласно данной версии событий, островитяне для транспортировки и установки статуй использовали бревна деревьев. В некий момент они так увлеклись этим занятием, что не заметили, как вырубили все деревья. Это привело к резкому ухудшению экологических условий на острове, сказавшись и на возможности выращивать основные продукты питания. Вдобавок, стало не из чего делать каноэ, и рапануйцы лишили себя возможности добывать рыбу и других морских обитателей. Разразился голод, приведший к возникновению людоедства. Все это в совокупности и привело будто бы к стихийному бунту «короткоухих» против «длинноухих».
Рассказ об этой катастрофе очень любят смаковать различные защитники экологии, считающие эти события и их последствия назидательным примером для всего человечества, которое может также привести мир к экологической катастрофе мирового масштаба, если будет столь же бездумно использовать природные ресурсы. Впрочем, и те, кого экология на самом деле не очень беспокоит, также любят пощекотать нервы широкой публике этим рассказом…
Но была ли в реальности такая экологическая катастрофа, вызванная человеком, на острове Пасхи?..
На первый взгляд, данная гипотеза подтверждается тем, что европейцы, прибывшие сюда в XVIII веке, застали тут практически голый остров, на котором только кое-где рос кустарник. Этим остров Пасхи кардинально отличался от других островов Тихого океана, лежащих в экваториальной и приэкваториальной зоне и покрытых буйными тропическими лесами. Те же деревья, которые ныне можно видеть на острове, были завезены сюда уже позднее.
Однако по одной лишь картинке, которую увидели первые европейцы, делать выводы о всей предыстории острова нельзя. И не так уж и мало людей из тех, кто интересовался загадками острова Пасхи, высказывали сомнение в том, что здесь вообще когда-либо росли такие буйные леса, какие рисуют сторонники версии экологической катастрофы.
Дело в том, что климатические условия на острове Пасхи характеризуется тем, что здесь постоянно дует очень сильный ветер. И он особенно силен на прибрежной и равнинной части острова. Остров вулканический, слой почвы на нем имеет буквально мизерную толщину, и корням растений даже зацепиться толком не за что. Из-за этого местные жители даже вынуждены были выращивать батат и другие культуры в небольших круглых ямках, специально обложенных камнями, защищающими растения от продувающего все ветра.
Аналогичный способ защиты широко распространен на островах в самых разных частях мира. Так, скажем, на островах Средиземного моря каменными оградами высотой в человеческий рост защищают даже апельсиновые деревья. Но на острове Пасхи все подобные конструкции гораздо скромнее – буквально не более полуметра высотой.
В таких условиях, конечно же, невозможно себе представить, что остров был бы полностью покрыт лесами (и между прочим, столь же «безлесая» картина наблюдается и на упомянутых средиземноморских островах). Другое дело, что ближе к вулканам, тут и там возвышающимся на острове Пасхи, в складках местности ветер не столь сильный – и именно здесь сейчас можно видеть заросли пальм и эвкалиптовые леса…
Ранее мы уже упоминали о единственных проведенных палеоботанических исследованиях образцов ила из кратера вулкана Рано-Рараку. В этих образцах была обнаружена пыльца чилийской винной пальмы. В доступной литературе можно встретить утверждения, что пыльцы там было обнаружено очень много и что это якобы указывает на то, что остров был покрыт зарослями этой пальмы. Однако по неизвестным причинам отчет о результатах этого палеоботанического исследования до сих пор не опубликован, так что проверить данное утверждение не представляется возможным.
Впрочем, есть другие указания на то, что на острове Пасхи некогда в прошлом действительно росли деревья. Так, американский геолог Чарльз Лав нашел в земле множество следов корней в виде каналов, покрытых углем. Параметры этих каналов – форма, размеры – соответствовали корням чилийской винной пальмы.
«В июле 2001 года Лав также нашел несколько видов корней больших деревьев, 15–20 сантиметров диаметром, переплетающиеся и расходящиеся лучами из центральной точки; их размеры предполагают, что стволы были от 30 до 50 сантиметров в диаметре.
Этот факт впоследствии был подтвержден открытием, сделанным Джерардо Веласко на северных обрывах побережья Те Пора. Цилиндрические отверстия горизонтально входили в базальт на высоте 6 метров. Это не «следы лавы», которые образуются, когда лава затвердевает, но еще продолжает двигаться. Отверстия, которые нашел Веласко, прямые, в основном, около 40 – 50 сантиметров в диаметре.
Их внутренние линии образуют круги, очень похожие на те, что находятся на стволах чилийского винного дерева. Более того, они находятся над слоем оранжевой глины, которая является обгоревшей почвой. Кажется очевидным, что эти «трубы» являются следами пальм, которые росли в обуглившейся земле и были вырваны и погребены лавой. Впоследствии пальмы сгнили, оставив эти следы» (Н.Непомнящий, «Остров Пасхи»).
Правда, геологические оценки времени излияния этой лавы оказались очень древними – аж четыреста тысяч лет назад. Ясно, что данные следы наличия на острове деревьев не имеют никакого отношения к конфликту «длинноухих» и «короткоухих». Но есть тут и более поздние свидетельства.
«Чарльз Лав нашел фрагмент обугленного пальмового дерева. Радиоуглеродный анализ показал, что фрагмент датирован 930 годом. Плоды этой пальмы из Ана О Кеке были также исследованы при помощи радиоуглеродного анализа и датированы 1130 годом, то есть средними веками доисторического периода жизни острова. Те образцы, что были найдены Мишелем Орлиаком, датированы 1212–1430 годами и 1300–1640 годами. Образцы, найденные профессором Ясуда, датированы 1290–1410 годами и 1295–1415 годами. Обгоревшие экземпляры из Аху Хекии датированы 1260–1400 годами; фрагмент из Ака Ханги был в слое, датированном 1450–1650 годами, фрагменты из Маига Тари доказывали, что некоторые пальмы дожили до XVI столетия» (Н.Непомнящий, «Остров Пасхи»).
Ясно одно, какие-то деревья на острове могли расти в относительно недавнем прошлом.
Но означает ли это, что в их исчезновении виноваты островитяне?..
Более внимательный анализ заставляет все-таки сильно усомниться в справедливости версии экологической катастрофы, порожденной людьми…
Историки очень любят рассуждать о неких «особенностях» сознания так называемых примитивных народов. На эти «особенности» часто списываются те «странности» в поведении наших далеких предков, которые историки по-иному объяснить не могут. В частности, это имеет место в отношении огромного пласта человеческой реальности, традиционно называемой «культово-религиозной» деятельностью, для которой историки выстраивают целые искусственные модели и схемы. И легко заметить, что вся теория экологической катастрофы острова Пасхи выстроена на основе именно такой модели, поскольку «странные» действия островитян списываются именно на их «культово-религиозные» пристрастия.
Но также легко заметить, что при выстраивании этих схем и моделей историки полагаются почему-то исключительно на собственные рассуждения и соображения, совершенно не привлекая к этому тех профессионалов, занимающихся (по самой своей специальности) исследованием как раз той сферы реальности, которая называется «поведение человека». Я имею в виду психологов.
Между тем профессиональные психологи вовсе не обходят вниманием поведение так называемого «примитивного человека», психология которого уже давно исследуется не теоретически, а практически, в чем психологам оказывают серьезную помощь этнографы. Если же обобщить выводы психологов и этнографов, то выяснится, что различия в психологии древнего («примитивного») и современного человека вовсе не столь велики, как это представляют себе и нам историки.
Так вот. В психологии есть такие понятия, как «леволушарные» и «правополушарные» люди. Эти понятия опираются на имеющиеся различия между людьми, использующими в своей деятельности преимущественно левое или правое полушарие мозга, которые отвечают за разные виды деятельности. Скажем, европейская культура, равно как и психология людей современного европейского общества строится на преимущественной деятельности левого полушария. К ней относится логика, анализ, умение ставить задачи, формировать тактику действий и так далее – все, что связано с так называемой рациональной деятельностью.
Однако есть культуры и даже целые народы, деятельность которых строится на преимущественном функционировании правого полушария. У таких «правополушарных» людей доминирует не привычная нам «линейная» рациональная логика, а логика ассоциативная, многозначная. Такие люди руководствуются прежде всего интуицией, «внутренним чувством», а не сухим расчетом. В их представлении все в мире связано между собой сложными взаимопроникающими связями, в результате чего человек неразрывно связан с окружающей его природой.
Ни один из этих двух принципов деятельности, двух способов отношения к реальности не лучше и не хуже другого – у каждого из них есть свои недостатки и преимущества.
Этнографы же давно выяснили, что культуры и цивилизации, оторванные от «генеральной линии развития» нашей современной рациональной цивилизации, являются «правополушарными». Находясь в сильнейшей зависимости от природы, они выстраивают взаимодействие с ней на абсолютно других принципах, нежели мы. Они буквально сливаются с ней в единое целое. Это позволяет им лучше ориентироваться в имеющейся естественной обстановке и быстрее реагировать на внешние воздействия, не тратя лишнее время на обдумывание и учет многочисленных второстепенных деталей, а оценивая всю ситуацию сразу «в целом».
Но это порождает и то, что нам кажется «странностями» поведения. Например, «правополушарные» могут «разговаривать» с животными, деревьями и даже камнями и не будут видеть в этом абсолютно ничего странного. Наоборот – это для них вполне естественно.
Таким людям не нужны экологи, чтобы доказывать, что деревья уничтожать нельзя. «Правополушарные» находятся в других отношениях с природой. Деревья для них – одухотворенные существа, с которыми они связаны в единое целое. Такие люди и без экологов понимают, что они жизненно зависят в том числе и от деревьев. Они просто не могут уничтожить на острове весь лес, от которого они в такой степени зависят.
Полинезийцы – предки современных жителей острова Пасхи – явно были именно «правополушарными». Это, впрочем, легко прослеживается в особенностях мировоззрения даже современных островитян, в их взглядах на так называемую «ману» – всепроникающую и везде присутствующую духовную силу, связывающую воедино все вокруг и с ними самими.
Так что древние жители острова Пасхи могли уничтожить весь лес (если он там был) только в одном случае – если бы все одновременно вдруг сошли с ума. Но это представляет настолько маловероятным, что вряд ли может рассматриваться в качестве хоть сколь-нибудь серьезной гипотезы.
Поэтому гораздо логичней предположить, что даже если экологическая катастрофа имела место, то причины ее не были связаны с человеком. Леса могли просто выгореть в результате сильного пожара. Именно на эту мысль наводит, например, тот факт, что слой пыльцы, найденный в отложениях Рано-Рараку, был покрыт сверху слоем сажи. Причиной же пожара вполне могло быть или извержение одного из местных вулканов, или обычная молния во время грозы…
Такая версия, конечно, не столь увлекательна, как экологическая катастрофа, вызванная человеком. И явно не будет так будоражить широкую публику. Зато она гораздо ближе к разумной логике и реальным фактам.
Добавить комментарий