Затерявшийся в просторах Тихого океана остров Пасхи окружен не только тысячами километров водного пространства, тайнами и загадками, но и множеством мифов, слухов и самых невероятных выдумок. Поэтому для того, чтобы разобраться в древней истории этого острова, нужно прежде всего отбросить всю ту информацию, которая не соответствует действительности, а опираться лишь на то, что подтверждается реальными фактами. Кроме того надо не сваливать все загадки и тайны в единую кучу, а анализировать каждую проблему по отдельности. И тогда прошлое этого далекого острова приобретает совсем иной вид, нежели это представлено в известных книгах и фильмах. Книга основывается на материалах съемочно-исследовательской экспедиции Фонда развития науки «III тысячелетие» на остров Пасхи в октябре 2013 года.

«Доска Почета»

Ключевым моментом в подходе к истории острова Пасхи как у Хейердала, так и у современных историков, является положение о том, что некогда в прошлом у островитян был настолько развит культ предков, что они возводили платформы и ставили статуи умершим вождям, создавая что-то типа «Доски Почета уважаемых сограждан». Согласно этой принятой академической наукой версии, непосредственно в платформах рапануйцы хоронили останки вождей, а статуи почитали, проводя возле них различные обряды. И в ходе археологических работ, проведенных экспедицией Хейердала, в некоторых платформах действительно были обнаружены небольшие камеры с признаками захоронений.

Одну из таких камер можно видеть, например, на аху с длинным названием Ура-Уранга-Те-Махина. Однако эта камера не просто небольшая – она крохотная. А в сравнении с размерами платформы и статуй – вообще мизерная. Ее габариты не превышают полуметра.

Более того. Если присмотреться к кладке внутри камеры, то можно заметить, что собрана она из плит и камней самого разного цвета и состава без какой-либо системы – фактически из того, что явно просто попадалось под руку. И все тут указывает на то, что эта «погребальная камера» не имеет никакого отношения ни к платформе, ни к статуям, являясь лишь вторичной конструкцией, собранной из обломков кладки гораздо более древней (чем сама камера) платформы.

Рис. 47. «Погребальная камера» в аху Ура-Уранга-Те-Махина
Рис. 47. «Погребальная камера» в аху Ура-Уранга-Те-Махина

Вторичные захоронения – весьма обычное дело. Они встречаются на самых разных континентах. Есть «удобное место» для покойника – что бы его не использовать. И тем более, когда речь идет о каком-то большом сооружении, почитаемом с давних времен. Почему бы не похоронить вождя на священном месте?..

Например, вторичные захоронения обнаружены даже в пирамиде Солнца в Теотиуакане в Мексике. Здесь они располагались в углах пирамиды на небольшой глубине и явно не имели никакого отношения к первоначальной функции пирамиды – несопоставимо более грандиозного сооружения, чем эти захоронения. Заметим, что точно также дело обстоит и с камерами в платформах острова Пасхи. Камеры здесь явно чужеродный элемент.

Между прочим, вторичные захоронения имеются, скажем, даже в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. Но никому же не придет в голову утверждать, что сама Кремлевская стена или Красная площадь создана в качестве кладбища непосредственно для этих захоронений. Тогда какие у историков основания делать подобные выводы в отношении платформ острова Пасхи?..

Есть еще один важный момент. Камеры в платформах на острове Пасхи – не повсеместное, а исключительное явление. Островитяне чаще всего хоронили своих умерших вовсе не внутри платформ, а рядом с ними. И наш гид, говоря о том, что «тут находятся останки наших предков», при уточнении добавлял «рядом с аху» – рядом, а не в самих платформах!..

Любопытным в связи с этим является то, что написал Лаперуз после своего посещения острова Пасхи:

«Памятники острова Пасхи сооружены, по-видимому, в отдаленные времена. Должно быть они стоят на кладбище, так как вокруг валяется много человеческих костей. Без всякого сомнения теперешняя форма правления этого народа сравняла все классы и сословия. Между ними нет такого главаря, который имел бы настолько большое влияние, чтобы люди стали с огромной затратою сил воздвигать статую в его честь. Вместо прежних колоссов теперь складывают небольшие пирамиды из камней, верхушки которых закрашивают чем-то вроде извести. Эти мавзолеи, которые легко может соорудить за несколько часов один человек, встречаются чаще всего на побережье».

Остатки таких «мавзолеев» и заметить-то порой очень не просто. Мы в одном месте чуть не начали топтаться на месте такого «мавзолея», который представлял собой просто бесформенную груду камней – хорошо, что гид нас вовремя предупредил о том, что означает эта куча камней. Такие кучи есть поменьше и побольше, но они ни в какое сравнение не идут с платформами, которые выглядят на фоне подобных примитивных «мавзолеев» громадными архитектурными сооружениями. И находятся эти «мавзолеи» не на платформах, а рядом с ними!..

Рис. 48. Жан-Франсуа де Лаперуз
Рис. 48. Жан-Франсуа де Лаперуз

Очень большие сомнения вызывает и то утверждение, что островитяне почитали статуи. Этому в корне противоречит, например, то, что в кладке некоторых платформ встречаются обломки статуй, лежащие в самом произвольном положении. Такие обломки достаточно хорошо заметны, благодаря различию материала статуй и каменных блоков платформ. Но иногда даже нет необходимости обращать внимания на материал, поскольку в кладке можно обнаружить даже голову статуи с сохранившимися чертами лица. Замуровывание же статуй в платформы никак не сочетается с тезисом о почитании этих статуй.

Примечательный момент, связанный с данным вопросом, обнаруживается и в мировоззренческих установках островитян. Центральным пунктом их взглядов на мироздание является тезис о существовании «ману». Ману – это, говоря нашим языком, некая сила духовной природы. Согласно представлениям островитян, она присутствует практически везде, но в разной степени, и в некоторых объектах или даже людях может концентрироваться в большом объеме. Места концентрации «ману» особо почитаются рапануйцами.

Так вот. Многие исследователи утверждают, что островитяне считали наибольшими обладателями ману своих вождей. И после смерти вождя его ману будто бы переходила к статуи, воздвигнутой в честь этого вождя. Но это – всего лишь очередная выдумка этих исследователей.

В реальности же основными местами концентрации ману островитяне считают вовсе не статуи-моаи, а платформы-аху!.. Статуи же для них «мертвые», «неживые». В статуях нет ману!.. И почитают островитяне не статуи, а платформы!..

Рис. 49. Лицо статуи в кладке платформы Акаханга
Рис. 49. Лицо статуи в кладке платформы Акаханга

На первый взгляд, такому выводу противоречат наблюдения голландского исследователя Роггевена, цитату которого мы уже приводили ранее.

«Туземцы, по всей видимости, не имели никакого оружия и, как я думаю, они во всем полагались на своих богов и идолов, которые стояли в большом количестве на берегу и перед которыми они падали ниц и молились. Эти идолы были высечены из камня в виде людей с длинными ушами и короной на голове, но сделаны они были весьма искусно, чему мы весьма дивились» (Я.Роггевен, «Испытанный южанин»).

Однако, во-первых, туземцы могли молиться не статуям, а платформам (каким бы странным нам это ни показалось). Роггевен же, в силу своего европейского менталитета, мог просто перепутать – ведь на платформах стояли статуи. В нашей же культуре принято почитать статуи, а не основания, на которых они стоят. Но это – именно в нашей культуре, особенности которой просто нельзя автоматически переносить на островитян.

И во-вторых, «почитание предков» и «поклонение их статуям» – это одно, а «молиться» – совсем другое. Никто не молится на «Доску Почета». К умершим предкам можно было обратиться за помощью, но не молиться им!.. Во все времена во всем мире молились только богам, а не предкам!..

И тут возникает вопрос – а кого на самом деле изображают статуи острова Пасхи?..

Вопрос этот не так уж и тривиален, как могло бы показаться. Проблема в том, что в концепции рапануйцев богов как таковых нет. Есть только умершие предки. Точнее – их души. И у историков (в рамках того подхода, который царит в академической науке) просто не оставалось иного выхода, как посчитать, что статуи – это именно почитаемые изображения вождей. Однако, как мы видели, это положение не выдерживает критики. По крайней мере в том, что касается почитания.

Эта проблема соприкасается с другим вопросом – а островитяне ли вообще делали статуи?..

Для историков – в рамках их парадигмы – и тут вариантов выбора нет. Авторами могут быть только островитяне – потомки полинезийцев.

Историков даже не смущают при этом два очень важных момента. Во-первых, ничего подобного статуям острова Пасхи у полинезийцев нет и в помине (ни на одном другом острове Полинезии!). А во-вторых, вес некоторых статуй достигает нескольких десятков тонн. Изготовить, а затем переместить подобную статую на расстояние порой более десяти километров – весьма непростое дело, которое кажется вообще невероятным.

Конечно, если исходить из того, что переплыть из Полинезии на остров Пасхи – дело тоже весьма трудное, то можно списывать на островитян и подвиг создания и возведения статуй. Но если учесть, что, как было показано ранее, преодоление океана для полинезийцев вовсе не было подвигом, а являлось вполне реализуемой и не такой уж сложной задачей, то проблема создания статуй серьезно обостряется.

И вот, что любопытно. В предании о семи разведчиках, высадившихся на остров Пасхи еще до прибытия Хоту Матуа, есть весьма интригующий момент. Это предание гласит:

«Ира и Рапаренга стояли на утесе Ханга-Роа и смотрели, как волны разбиваются о скалы. Ира сказал Рапаренге: «Направо – Рухи, налево – Пу, вокруг шеи моаи Хина Риру лежит жемчужное ожерелье…

Из бухты Ханга-Роа они поднялись на вулкан Рано-Као и пошли в Оронго посмотреть, как растет ямс. Там выросли сорняки. Они вырвали их и сказали: «Это плохая земля!»

Братья построили хижину, чтобы провести в ней ночь. Макои сказал Рингиринги: «Ты не спи и слушай, а я попрошу Иру и Рапаренгу повторить то, о чем они говорили на скалах Ханга-Роа, так как тебе придется остаться здесь одному, а мы вернемся на Хиву». Когда наступила ночь, Макои спросил Иру и Рапаренгу: «О чем вы говорили на Ханга-Роа?» Рапаренга ответил: «Зачем тебе это знать?» Макои сказал: «Мне надо знать это». Ира согласился ответить и спросил, спит ли Рингиринги. Макои толкнул Рингиринги ногой, тот притворился спящим и молчал. Тогда Ира сказал: «Направо – Рухи, налево Пу, вокруг шеи моаи Хина Риру жемчужное ожерелье». Рингиринги услышал это и очень обрадовался, что сможет похитить жемчужину и показать ее тем, кто приедет жить на остров» (Ф.Мазьер, «Загадочный остров Пасхи»).

В тексте дважды упоминается статуя – моаи Хина Риру!..

То есть получается, что еще когда на остров Пасхи только-только высадились разведчики, посланные Хоту-Матуа, какие-то статуи там уже стояли!..

Тогда кто воздвиг эти статуи?.. Разведчики явно никаких статуй не ставили – это не упоминается в числе их деяний. Основная же масса полинезийцев-переселенцев прибыла на остров уже после описываемых в данной части предания событий. Значит, эти статуи – в том числе и упоминаемая в предании статуя Хина Риру – были созданы кем-то еще до полинезийцев. То есть остров Пасхи был обитаем еще до прибытия разведчиков Хоту Матуа.

И между прочим, в местной мифологии есть определенное (пусть и весьма смутное) упоминание даже про это. Когда описывается путешествие разведчиков, приплывших на остров, мельком упоминается, что один из них, осматривая то место, куда он высадился, встречает кого-то. И этот кто-то рассказывает разведчику более древнюю историю острова – что в древности остров был больше по размерам в несколько раз, но в результате какого-то катаклизма значительная часть острова опустилась под воду.

Кто-то же ему должен был это рассказать. И если мы будем искать рациональное объяснение данному эпизоду древнего предания, то неизбежно придем к выводу, что разведчики Хоту-Матуа застали кого-то, кто до этого жил на острове!..

Впрочем, к этому заключению пришел еще Фрэнсис Мазьер.

«Мы так много говорили об истории Хоту Матуа, потому что в ней можно найти доказательства для самых, казалось бы, невероятных предположений; во всяком случае, мы считаем, что до Хоту Матуа на острове жили другие люди» (Ф.Мазьер, «Загадочный остров Пасхи»).

Историки же, увы, полностью игнорируют не только это вывод Мазьера, но и упомянутые выше эпизоды местных преданий, поскольку они в корне противоречат той «причесанной» картинке прошлого, которую историки придумали для описания прошлого островитян.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: