Одна или две расы обитали на острове Пасхи?

Вопрос этот возник очень давно, еще со времен открытия острова. Адмирал Роггевен отметил, что островитяне имеют неодинаковый цвет кожи. «Цвет кожи у них коричневый, по оттенку напоминающий испанцев, однако среди них встречаются некоторые более темных тонов, иные совершенно белые, а также иногда красноватого оттенка, словно сильно обгорели на солнце». Один же из островитян, поднявшихся на корабль Роггевена, был, по словам Беренса, «совершенно белый человек».

В своих записках участник экспедиции Гонсалеса Агуэра (…) свидетельствует, что «островитяне были белого, смуглого и красноватого цвета кожи, без толстых губ и плоских носов, прически их были мягки и окрашены в черный цвет, а другие имели красный или светло-коричневый оттенок».

«Запись Роггевена о том, что население там всех оттенков, до сих пор остается в силе. Они сами видели это различие, и, когда мы собирали генеалогии, они готовы были приписать его самым дальним своим родственникам, – писала английская исследовательница Раутледж спустя два столетия после открытия острова. – Сестра бабушки Сусан, утверждали они без колебания, была «белая», а сестра бабушки Хемима – «черная». Последний настоящий король или вождь, как говорили, был совершенно белый… Совершенно очевидно, что мы имеем дело со смешанной расой».

Читатели книги Тура Хейердала «Аку-Аку», вероятно, помнят, что и в середине нашего столетия на острове Пасхи жили люди с темной и светлой кожей. Староста Педро Атан имел почти такой же цвет кожи, как европейцы. Причем он был потомком последнего из «длинноухих».

Легенды говорят, что первые поселенцы остров Пасхи прибыли вместе с Хоту Матуа, Хоту-Отцом. «Длинноухие» появились позже. Когда именно? Здесь легенды дают путаный ответ. Одному из исследователей довелось стать свидетелем жаркого спора, который разгорелся по этому поводу между островитянами. Известный знаток старины по имени Килимут авторитетно утверждал, что новые «длинноухие» прибыли на остров вместе с Хоту Матуа. Но трое других столь же уверенно возражали знатоку и считали, что «длинноухие» прибыли позже, при вожде Туу-ко-ихо. Спор их длился долго и принял столь бурный характер, что присутствующая при этом женщина заметил исследователю: «Не верь им, ничего они об этом знают».

Показательно…

«Длинноухие» поселились на полуострове Поике. Сколько времени они там жили, почему они стали командовать другими жителями острова Пасхи, заставляя их возводить монументальные платформы – аху и высекать гигантские статуи, легенды умалчивают, зато в легендах подробно описывается уничтожение «длинноухих» во рву, отделяющем полуостров Поике от остальной территории острова. В живых остался лишь один «длинноухий», от которого ведут происхождение некоторые нынешние обитатели острова в том числе описанный в «Аку-Аку» Педро Атан.

Кем были «длинноухие»? Обычай удлинять уши действительно существовал у жителей острова Пасхи. «У некоторых мочки ушей свисали до плеч, а кое-кто носил в них в виде особого украшения белые диски», – свидетельствует Беренс, спутник Роггевена.

Такой же обычай есть и у жителей Меланезии, «Черных островов», лежащих в нескольких тысячах километров от острова Пасхи. Удлиненные мочки ушей имели таинственные предшественники инков в Южной Америке – испанские хронисты XVI века так и именовали их – «орехонес», то есть «длинноухие». И такой же обычай в древности существовал у жителей Маркизских островов, населенных полинезийцами, чей язык ближе всего к языку жителей острова Пасхи! Но был ли обычай удлинять уши чисто полинезийским или он пришел откуда-то?

Путешествуя по Индии, мы видели близ поселка Сраванобелголе (штат Майсур) 30-метровую гранитную статую Гоматешвара, которая по величине превосходит самую большую статую острова Пасхи. Гоматешвара – «длинноухий», мочки его ушей лежат на плечах. Надписи говорят, что этот исполин вытесан из единого камня в 983 году.

В Южной Индии знамениты фрески и храмы Махабалипурама. Все персонажи, изображенные на фресках и рельефах, обладают удлиненными ушами, а в мочках имеются увесистые серьги. Авторы, посещая различные буддийские храмы, имели возможность лично убедиться, что персонажи колоссального буддийского пантеона имеют длинные уши. «Длинноухость» является одним из обязательных признаков Будды, о чем сказано в буддийском каноне.

Не только буддийские, но и индуистские персонажи и боги имеют длинные уши. В пещерных храмах на острове Элефанта, близ Бомбея, великая троица богов индуизма – Брахма, Вишну и Шива – длинноухи. Длинные уши имеют все их многочисленные воплощения и даже злые духи и демоны зла, различные индийские и буддийские учителя – гуру, святые и деятели церкви. Обычай искусственно удлинять уши можно найти у различных племен, населяющих Юго-Восточную Азию, откуда, по всей вероятности, и происходило заселение островов Полинезии предками нынешних полинезийцев.

Собственно говоря, на острове Пасхи не было «короткоухих». В легендах говорится о борьбе «ханау-еепе» и «ханау-момоко». Слово «ханау» в языке острова Пасхи означает «раса, рождаться». Слово «момоко» имеет значение «тонкий», а слово «еепе» – «коренастый», «дородный». Значит, в легенде речь идет о войне между «толстыми» и «тонкими», или «тощими» и «дородными», а отнюдь не об истреблении каннибалами-«короткоухими» мудрых строителей статуи и аху, то есть «длинноухих». Путаница произошла из-за того, что «еепе» звучит похоже на «епе», что на языке жителей острова Пасхи означает «ухо».

И все-таки «длинноухие», вернее ханау-еепе, имели обычай удлинять уши, за что и были прозваны как говорят легенды, епе ророа, то есть «длинноухими» (епе – ухо, ророа – очень большой)!

Доктор Гарри Шапиро, крупнейший специалист по антропологии Океании, проанализировав черепа жителей острова Пасхи, пришел к выводу, что по типу он ближе всего к черепам темнокожего населения островов Лоялти, расположенных в Меланезии. Однако по большинству других антропологических признаков включая и разнообразные оттенки цвета кожи вплоть до белого, жители острова Пасхи – типичные полинезийцы.

Археологической экспедиции Тура Хейердала удалось раскопать несколько черепов, относящихся к эпохе войны между ханау-момоко и ханау-еепе, а также многочисленные костные останки. Очень тщательно изучил и проанализировал эти находки австралийский антрополог Р. Меррилл. Вывод его гласил – на острове Пасхи в эту эпоху не было двух рас, все черепа и скелеты принадлежат полинезийцам. Но, возражают оппоненты, где гарантия, что Р. Меррилл обследовал черепа «короткоухих» – ханау-момоко и «длинноухих» – ханау-еепе?

Ко временам Хоту Матуа современные жители острова Пасхи относят все древнее, традиционное, освященное веками (так и жители Средней Азии склонны были относить все события домусульманской истории и культуры ко временам Александра Македонского!). И тем не менее Хоту Матуа — лицо, по всей видимости, реальное.

Если же выявить рациональное зерно в легендах, связанных с Хоту Матуа, то можно представить вполне реалистическую ситуацию. Вождь племени, живший в далекой земле Марае-ренго, в области Маори на Хиве, где стояли каменные статуи, после междоусобной войны был вынужден покинуть свою родину. Вместе с вождем на двух огромных ладьях, вмещавших, по разным версиям, от сотни до четырехсот человек, отправились его соплеменники. В путь были взяты различные сорта ямса и бататов, кокосовые орехи, сахарный тростник, сладкий картофель, другие растения, ростки дерева торо-миро и, наконец, дощечки с письменами, кохау ронго-ронго. Плавание продолжалось два месяца, пока мореплаватели не достигли острова Пасхи. Хоту Матуа стал его первым правителем. После смерти верховного вождя островом правили его потомки.

Не разрешена и такая загадка – откуда он прибыл? Большинство версий-легенд утверждает, что с запада, то есть со стороны Полинезии. Однако в легенде, записанной самой первой, говорится, что Хоту Матуа прибыл с востока, то есть со стороны Америки. Не проясняет эту дилемму и название родины Хоту Матуа – Хива. Полинезийцы называют так Маркизские острова. Но в языке острова Пасхи это слово имеет значение «Большая Земля». Например, скалы Сала-и-Гомес именуются Моту-мо-тере-Хива, то есть «Остров, чтобы плыть на Большую Землю». И Хива в данном случае может означать совсем не Маркизские острова, а Южную Америку! Или Новую Зеландию!

Наконец, из легенд о Хоту Матуа возникла еще одна интересная загадка: Хоту-Отец не был первооткрывателем острова Пасхи. Во-первых, об этой земле он знал еще до начала путешествия, а во-вторых, остров еще до его прибытия уже был заселен другими людьми!

Почему Хоту Матуа принял решение плыть именно к острову Пасхи? В легендах говорится, что на эту землю в далеких краях ему указал некий Хау Мака, якобы увидевший вещий сон. Но описание острова, увиденного во сне, дается столь реалистично, что это поневоле заставляет думать, что остров Пасхи был известен ему.

Готовясь к переселению, Хоту Матуа послал к острову семерых юношей отыскать, остров, посадить на нем ямс и найти бухту, удобную для высадки людей с больших лодок. Разведчики увидели вулкан Рано-Као, который служил им ориентиром, и три островка, о которых говорил Хау Мака как о «детях, стоящих в воде» возле высокого потухшего вулкана. Высадившись на берег, семеро юношей взошли на Рано-Као, насыпали почву для ямса, а затем сделали его посадку. Закончив это, они начали осматривать неведомую землю и… встретили человека по имени Яга Таваке. Да, остров был обитаем!

…в списках потомков Хоту Матуа имеются большие расхождения: в «длинных списках» есть много неточностей. Наряду с верховными вождями, прямыми потомками Хоту Матуа, упоминаются и члены их семей. В самом длинном списке приводятся еще и имена богов, некоторые по два раза. По мнению большинства исследователей, Хоту Матуа прибыл на остров Пасхи в XII–XIV веке. Когда же археологи провели раскопки, то оказалось, что люди жили на острове уже в IV веке – почти за тысячу лет до прибытия Хоту Матуа!

Как видите, обратившись к истории острова Пасхи, мы получаем как бы тройную экспозицию во времени: «длинноухие» пришельцы – люди Хоту Матуа – население, жившее на острове до прибытия Хоту-Отца.

Быть может, облик первых поселенцев донесли до нас статуэтки моаи кава-кава, изображающие людей с торчащими ребрами, глубоко запавшим животом, удлиненными ушами, козлиной бородкой и тощими телами? В лучших музеях мира хранятся эти замечательные произведения резьбы островитян. Споры о том, кого они изображают, ведутся и по сей день. Есть предположение, что это первые поселенцы на острове Пасхи, добравшиеся сюда после длительного и изнурительного плавания через океан. Однако местные жители отвергают такое предположение: согласно легендам о заселении острова, первые поселенцы имели с собой достаточно пищи и прибыли совершенно здоровыми.

По одной из легенд, записанных на острове Пасхи, моаи кава-кава изображают духов аку-аку, чьи ребра однажды увидел вождь по имени Туу-ко-иху. Высказаны гипотезы о том, что эти статуэтки могли быть куклами-марионетками, поминальными статуэтками, вырезавшимися после смерти кого-либо из членов семьи. Загадочным фигуркам давалась и чисто медицинская трактовка. Истощенный вид и зоб, ярко выраженные облике моаи кава-кава, расценивались как следствие расстройства эндокринной системы. Наконец, в последнее время выдвинуто было предположение о том, что статуэтки изображают жертвы радиации, которой когда-то подвергся остров Пасхи.

 «Во всех хижинах были найдены маленькие статуи тридцати сантиметров высоты, представляющие мужчин, рыб и птиц. Без сомнения, это идолы, но я никогда не замечал, чтобы им оказывали какое-либо почитание, – сообщает миссионер Эжен Эйро. – Временами я видел канаков, поднимающих свои статуэтки воздух, жестикулирующих и сопровождающих это видом танца и бессмысленным песнопением. С какой целью? Не думаю, что они знают сами. Они просто делают то, что видели у отцов своих, без долгих размышлений об этом. Если вы спросите их, что это означает, они ответят вам… что таков обычай в стране».

Моаи паа-паа – «тощая скульптура» – женская фигура, однако наделенная бородкой, точь-в-точь такой, как у загадочной моаи кава-кава… Моаи аринга – изображение существа с двумя головами… Моко-тангата – человек-ящерица, персонаж местного фольклора. Тангата-ика – человек-тюлень, вероятнее всего, изображающий полинезийского бога Тангароа, прибывшего на остров Пасхи в облике тюленя. Тангата-ману – человек-птица, изображение удивительного существа с небольшой напоминающей птичью головой, с лицом человека, плавно переходящим в длинный птичий клюв.

Первое известие о том, что письмена острова Пасхи удалось прочесть, появилось в 1892 году в первом томе «Журнала Полинезийского общества». Австралиец А. Кэррол сообщал, что в текстах кохау ронго-ронго он прочитал о событиях, происходивших в Южной Америке в доисторическую эпоху.

Дешифровку А. Кэррола никто всерьез не принял. «Чтение слишком далеко от того, чтобы быть связным; это сообщение о темных делах под склонами Анд. Говоря о принципах чтения текстов, доктор Кэррол уклоняется от самого чтения», – писал известный знаток языков Океании У. Черчилль.

Не раз появлялись сенсационные сообщения о том, что кохау ронго-ронго наконец-то расшифрованы. Но при тщательной проверке современными методами все эти дешифровки не выдерживали критики. В том числе и последняя, в которой говорилось, что бразильскому языковеду профессору де Мела удалось прочитать надписи, гласящие о том, что «много столетий назад в этом районе Тихого океана находился огромный архипелаг, который вследствие сильного землетрясения погрузился в океан» и «после катастрофы уцелел лишь один остров». На самом деле мы не знаем чтения ни одного слова и даже знака этих письмен. Неизвестно, как и зачем на крохотном островке у людей, имеющих орудия из камня, появилось письмо, и было ли оно создано там или привезено извне.

Анализ текстов с помощью математики показал, что письмо острова Пасхи основано на принципах, отличных от тех, которыми пользовались жрецы Древнего Востока. Служебные части речи в письме кохау ронго-ронго пропускались, слова передавались с помощью одного знака-иероглифа, а не нескольких слоговых, фонетических знаков. На так принципах строилось древнейшее письмо человечества, родившееся около 5–6 тысяч лет назад в Двуречье. Пропускаются служебные слова и в своеобразном письме, которым пользуются по сей день жители Боливии и Перу. Письмо же это восходит временам, предшествовавшим правлению инков. Но сходство принципов письма не свидетельствует о родстве жителей острова Пасхи с индейцами Южной Америки, а уж тем более с создателями древнейшей цивилизации Земли – шумерами.

По принципам графики письмо кохау ронго-ронго ближе всего к египетской иероглифике, по материалу письма – дереву – к письменам, которым пользовались древние жители Малой Азии – хетты и лувийцы, по направлению письма — так называемому перевернутому бустрофедону (одна строка читается справа налево, следующая – слева направо и т. д., причем каждая строка должна быть перевернутой по отношению к предыдущей!) – к древней письменности, существовавшей в районе Анд до прихода инков.

По внешней форме знаков письмо острова Пасхи имеет аналогии в самых различных иероглификах мира: в египетской, раннекитайской, андской, протоиндийской, критской. Вполне понятно, что знаки кохау ронго-ронго, имеющие стилизованную геометрическую форму, а также знаки, изображающие луну, звезду, гору и другое, совпадают со знаками других иероглифик. Это, так сказать, универсалии «рисуночного письма». Сложнее объяснить случайным совпадением сходство многих десятков значков кохау ронго-ронго и древнейших письмен Индостана, называемых «протоиндийскими» (т. е. первоиндийскими). В Индии иероглифика исчезла три с половиной тысячи лет назад, а на острове Пасхи вплоть до нашего столетия жили старики, владевшие таким искусством письма!

Когда появилось письмо на острове Пасхи, никто не знает. А в легендах говорится, что Хоту Матуа привез с собой дощечки. Но почему же нигде в Полинезии до сих пор не найдены следы иероглифического письма? Не потому ли оно бесследно исчезло, что было достоянием замкнутой касты жрецов, как считает американский археолог Саггс? Или, как предполагает Тур Хейердал, потому, что сам Хоту Матуа прибыл не из Полинезии, а из Южной Америки, где в отличие от Полинезии иероглифическое письмо существовало? А, может быть, письмо было создано самими островитянами? Ведь его знаками изображается чисто местная фауна, флора, предметы быта, орудия, символы власти (в том числе ритуальное весло), персонажи местного фольклора и мифологии.

Неизвестно время рождения письма, неизвестно и время его гибели. Когда исчез последний знаток письмен? Скорее всего, в роковом для острова 1862 году, но анализ тетрадей, обнаруженных Туром Хейердалом, показывает, что интерес к древним письменам не угасал на острове Пасхи вплоть до наших дней.

«В начале этого столетия еще жили многие «старики», как их называют теперь островитяне, – свидетельствует Себастьян Энглерт. – Эти «старики», видя неизбежное разрушение древнейшей культуры, хотели оставить молодому поколению заветные предания; говорят, что они могли неутомимо рассказывать о старине и даже хотели обучить кого-нибудь читать дощечки с письменами, но не нашли аудитории».

«Что произошло с большим числом табличек, которые брат Эйро видел еще в 1864 году?» – задается вопросом С. Энглерт. И отвечает на него так: «Трудно понять, почему они исчезли. Наиболее вероятно предположение, что дощечки были запрятаны в тайных пещерах. Миссионеры, которые получили от епископа Жоссана распоряжение собрать дощечки, смогли достать лишь очень малое число их. Туземцы, вероятно, считали «профанацией» отдавать им дощечки, которые были табу для чужеземцев, к тому же они боялись преднамеренной мести духов, может быть, мертвых маори ронго-ронго…»

Действительно, если и есть надежда найти новые дощечки, то только в «нижнем этаже» острова Пасхи – в пещерах, изучение которых только-только начинается.

Французский исследователь Франсис Мазьер описывает свои поиски в одной из пещер, образованной громадным пузырем в лаве. Там была обнаружена уникальная фигурка из базальта, воспроизводящая позу рожающей женщины. К сожалению, у статуэтки отломана голова и определить ее стиль и происхождение крайне затруднительно.

Но в любом случае – уже не в стиле моаи…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: