«Ормазд [позднейшая форма имени Ахура-Мазда], обладающий знанием и добродетелью, пребывает наверху… Ахриман [Ангро-Манью], объятый страстью к разрушению, был глубоко внизу во тьме… Дух разрушения… не бал осведомлен о существовании Ормазда. Потом он поднялся из глубины тьмы и направился к пределу, откуда был виден свет. Когда он увидел непостижимый свет Ормазда, он бросился вперед, стремясь уничтожить его. Увидев же мощь и превосходство, превышающие его собственные, он убежал обратно во тьму, и сотворил много демонов… Тогда Ормазд… предложил мир Духу Разрушения» («Бунда-хишна», средневековый источник по зороастризму).

Предложение мира, по крайней мере, нелогично, если исходит из превосходящих сил Добра — зачем оставлять Зло ?..

Это можно рассматривать аж в двух версиях: как в приложении к космическим событиям, так и к земному противостоянию культур (доморощенной и пришлой)…

«Сперва Ормазд создал небо, светлое и ясное, с далеко простирающимися кронцами, в форме яйца из сверкающего металла… Вершиной оно достигало до Бесконечного Света, а все творение было создано внутри неба… Вторым после субстанции неба он создал воду… Третьим после воды он создал землю круглую, …висящую в середине неба… Четвертым он создал растения… Пятым он создал Быка… Шестым он создал Гайамарта [Первочеловека]… А из света и влаги неба он сотворил семя людей и быков, …и он вложил (его) в тело Гайамарта и Быка для того, чтобы от них могло пойти обильное потомство людей и скота.» («Бунда-хишна», средневековый источник по зороастризму).

Культ Тельца — датировка…

В это же время (или чуть-чуть позже) развивается и Крито-минойская цивилизация, которая вполне могла оказаться под влияние культуры междуречья. Распространение культуры невнимания к богам (как «заразы») по миру и могло вызвать активное противодействие с их стороны в виде зороастризма…

Именно Осирис мог наметить Шамбалу в данном географическом регионе…

…космолого-мифологические представления коренного населения Новой Зеландии — маори — поразительно совпадают со взглядами древних египтян…

…у полинезийцев исходной парой космогонического процесса также выступают Небо-Ранги и Земля-Папа.

Астрономические познания… древних майя поражают воображение. Они владели знаниями, к которым современная наука приблизилась сравнительно недавно. Лунный месяц высчитан жрецами-астрономами мертвого города Паленке (что зафиксировано в иероглифических таблицах, вырезанных из камня) с точность до пятого знака после запятой, равен 29,53086 и лишь на 0,00027 дня расходится с величиной, полученной с помощью компьютеров и точнейших астрономических приборов. Благодаря своим фантастическим астрономическим познаниям (ныне, к сожалению, утраченным) жрецы майя сумели высчитать продолжительность солнечного года точнее — на 0,0001 дня, — чем современные метрологи по григорианскому календарю. Кроме того, они вели точнейшие календарные записи синодических периодов (то есть видимого расположения небесных тел относительно Солнца) и периодов синхронизации планет — Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна.

Индейским астрономам были хорошо известны все видимые невооруженным глазом светила. Разрабатывали они и модель целостной Вселенной. Вселенная — йок каб (буквально: «над землей») рисовалась древним майя в виде слоистой иерархии миров: над землей находилось тринадцать небес, а под землей — девять этажей преисподни.

…начальной точкой отсчета мировой истории майя считали 5.041.738 год до новой эры — дата, которую сегодня еще не способна осмыслить наука.

Археологи утверждают: солнечный храм в Теотиуакане ориентирован на эпоху пяти солнц. Множественность солнц — одна из характерных черт древнего космического мировоззрения. Один из наиболее популярных китайских мифов гласит: первоначально над землей сияло 10 солнц; 9 солнц поразил из лука великий стрелок И, избавив человечество от смертельного жара. Возможно, данное предание повествует о какой-то давно позабытой уникальной космической ситуации.

Согласно мифологии догонов, уже населенная людьми Земля в далеком прошлом находилась совершенно в другой области Вселенной — близ звезды Сириуса. Угроза космической катастрофы вынудила верховное Божество Амму переместить Землю к другой звезде — Солнцу, где она теперь и находится. У догонов нет никаких астрономических инструментов, зато они владеют уникальными астрономическими познаниями и, в частности, о Сириусе, его местоположения во Вселенной, движении среди других звезд и даже о наличии у него спутников (к такому выводу современная наука пришла недавно и косвенным путем, так как оптическими средствами спутники, точнее планеты Сириуса, не фиксируются). Вселенная первоначально представляла собой яйцо (здесь космологические представления догонов совпадают со взглядами других народов); из него вышли все первоэлементы, космические миры, существа и стихии. Внутренняя основа вещества, жизни, человека, Космоса — спираль. Все структурировано по спирали, движется и развивается по спирали.

В донаучном прошлом вопрос о начале начал (как, впрочем, и о грядущем конце) относился к тайному эзотерическому знанию.

Эзотерические знания шли от богов !!!

…в русле древнеегипетской мифологической традиции существовало по меньшей мере четыре космогонических картины (в зависимости от того, какой жреческий клан доминировал в идеологической подпитке египетского общества и где на данном историческом отрезке времени находился религиозный центр страны или столица государства): гелиопольская, мемфисская, гермопольская, фиванская.

В Гелиополе — религиозно-теологическом центре центре Египта — была разработана наиболее известная и распространенная версия происхождения Мироздания. Началом начал считался Хаос-Нун, представлявший собой Первичный океан — бесконечный, холодный, темный и неподвижный. В какой-то момент своего вечного существования он породил первого Солнцебога Атума — олицетворение вечернего заходящего Солнца. Его первой задачей было превращение холодной и мрачной Вселенной в живой и светлый мир. Для этого была сотворена изначальная твердь — Холм Бен-Бен (коррелят мировой полярной горы Меру). Его символами стали многочисленные обелиски и, возможно, самые знаменитые памятники древности — пирамиды. По некоторым сведениям одновременно с Атумом в результате самопроизвольного акта из Первичного океана мрака родилась светозарная птица Феникс (по египетски — Бену) — символ космического возрождения и «вечного возвращения», ибо, как хорошо было известно еще «отцу истории» Геродоту, египетский Феникс постоянно исчезал в огне для того, чтобы немедленно народиться вновь, «восстав из пепла». В дальнейшем Атум народил следующее поколение Богов — сначала Ветер-Шу и Влагу-Тефнут, а затем Небо-Нут и Землю-Геба…

больше все-таки смахивает на космогонию…

В Мемфисе — наиболее известной столице объединенного Египта — сложилась и утвердилась иная космогоническая картина. Здесь в качестве главного почитался Бог Птах. Первоначально он сосуществовал вместе с безграничным Океаном-Хаосом Нуном. Но затем превратился в самостоятельную Первосущность: сначала — в Землю, затем — в телесное воплощение самого себя, в основу которого была положена все та же Земля. Дальнейшее сотворение мира происходило в форме сакрального акта: из Мысли об Атуме-Солнце и произнесенного вслух слова «Атум» родился сам Солнцебог.

«Возникла в сердце (мысль) в образе Атума, возникла на языке (мысль) в образе Атума. Велик и огромен Птах, (унаследовавший свою силу от) всех (Богов) и их духов через это сердце, …в котором Гор превратился в Птаха. Случилось, что сердце и язык получили власть над (всеми) членами, ибо они познали, что он (Птах) в каждом теле, в каждом рту всех Богов, всех людей, всех зверей, всех червей и всего живущего, ибо он мыслит и повелевает всеми вещами, какими желает» (Текст из древнеегипетского папируса).

Это больше похоже на технологию магической работы…

Затем на свет была произведена Великая девятка других мемфисских Богов, а также весь мир вещей и людей с законами, обычаями, религиозными предписаниями, трудовыми и творческими навыками.

Гермополь — еще один духовный центр Египта. Разработанная здесь космогония во многом совпадает с мифологическими и натурфилософскими идеями других древних цивилизаций и культур. По гермопольской версии, в начале начал также был Хаос. В нем происходила вселенская борьба созидательных и разрушительных сил, в которой участвовали Боги, олицетворявшие Бесконечность, Ничто, Небытие, Тьму, Воду, Воздух и т.д. Из земли и воды был создан Изначальный Холм — вселенская Мировая гора. На ней космотворящая птица Белый Гусь — Великий Гоготун снес Космическое яйцо.

Надо посмотреть хронологию городов Египта. Если доминирование Гермополя (как похоже) имело место значительно позже Гелиополя, то оно может попадать на время эры Тельца (и как следствие — эры зороастризма), а это ляжет в нужную корректировку…

«Слава тебе, Атум, я — Два льва [Шу и Тефнут], дай мне благоприятное дыхание твоих ноздрей, ибо я яйцо, пребывающее в Небытии. Я страж Великой опоры, отделяющей Геба [Землю] от Нут [Неба]. Я дышу дыханием, которым дышит он, я тот, кто соединяет и разделяет, ибо я окружаю яйцо — властелина вчерашнего дня» (Из текстов саркофагов).

Шу и Тефнут — львы !!! Вот вам и датировка основного пантеона богов !!!

Трактовка данного текста как космогонической картины весьма и весьма натянута…

Изначальное Космическое яйцо, согласно древнеегипетским текстам, было разбито и пробуждено к космической жизни криком Белого Гуся — Великого Гоготуна. Сначала из него-то и вылупился Бог Солнца Хепри — символ утреннего Солнца. Его рождение послужило толчком для появления всего остального мира Богов, стихий, людей и вещей.

Объединяя в период своего возвышения всю страну, Фивы объединяли также и систематизировали пантеон многочисленных Богов. Именно здесь сформировался культ единого Солнцебога Амона-Ра. Вместилищем его души считались бараноголовые сфинксы, хорошо известные по аллее сфинксов в храмовом комплексе Карнака (баран у многих народов вплоть до нынешних времен считается символом плодородия). В целом же синтетическое представление о сотворении мира дает один из хорошо сохранившихся рельефов. Здесь изображен Хаос Нун, который возникает из Первоначальных вод Океана Мрака. Он держит в руках ладью Бога дневного Солнца — Ра, окруженного многочисленным сонмом других Богов. В верхней части рисунка — подземный мир, охваченный телом Осириса. На его голове стоит Богиня неба Нут и протягивает руки, чтобы принять солнечный диск. Синтетическая символика древних авторов с трудом воспринимается современным человеком. Однако в ней заложен очень глубокий и емкий смысл.

однако в этом рисунке заложена и сильная неоднозначность трактовки.

Эра Овна — позднейшая в Египте…

Не менее показательными в плане плюралистичности мифологии являются и ведийские космогонические представления. В Ведах и других священных книгах Древней Индии содержатся различные ответы на один и тот же сакраментальный вопрос: как родился этот мир во всем его богатстве и многообразии. Наиболее древняя версия — рождение Вселенной и Богов из золотого Космического яйца. Древность данной мифологемы объясняется очень просто: точно такой же сюжет встречается в космогонических мифах других очень разных и далеко отстоящих друг от друга в пространстве и во времени культур, распространенных буквально на всех континентах Земли.

Если расселение ариев и объединяет индоевропейцев в единую общность, то ни египтяне, ни американские индейцы к ним не относятся никоим образом… Поэтому единство мифов и их устойчивость вызывают массу вопросов…

Другая популярная древнеиндийская космогоническая версия — происхождение Мира из первичного Океана. Традиционно он представлялся Молочным. Вначале из него появилась земная ось в виде горы Меру. Вокруг нее обвился гигантский змей. Светлые Божества — дева — и темные демонические силы — асуры — вступили друг с другом в непримиримую борьбу за власть и первенство: они ухватились за голову и хвост гигантского змея и принялись тянуть его — то взад, то вперед. Вселенская гора стала вращаться, Молочный океан сгустился: из него появилась суша и весь видимый мир.

По-моему, чрезвычайно классная картина, иллюстрирующая роль флуктуаций в дифференциации материи и образовании вращательных моментов по космогонической теории…

В Ригведе в одном из самых знаменитых и чтимых до сих пор гимнов рассказывается, как прародитель всех Богов Праджапати сотворил вместе с ними вселенского человека Пурушу. И лишь затем были созданы обычные люди. Однако его вскоре принесли в жертву. Тело Пуруши было расчленено на части. Вот из них-то и возникли небесные светила, земной небосклон, стихии, ветер, огонь и т.п.

Сходные космогонические мотивы обнаруживаются и в других индоевропейских мифологических картинах мира. Например, в древнескандинавских преданиях о происхождении Космоса из частей первопредка Имира. Имир — гигантский вселенский великан, из его расчлененных частей был создан весь Мир (понятие «мир» как раз и содержится в имени Имир).

Общеиндоевропейская корневая основа, закрепившаяся в древнескандинавском имени Имир, сохранилась в современном русском слове «имя», а также в глаголе «иметь». Этот корень содержится в имени древнеиранского первочеловека Йимы. По иранским преданиям Йима — создатель мировой цивилизации, спасший человечество от потопа, обрушившегося на Землю после жесточайшей зимы. При Йиме в подвластных ему странах восцарил «золотой век», красочно описанный Фирдоуси в «Шахнаме».

Здесь мы видим не бога, а человека (пусть и первочеловека)…

Как трактовать фразу «в подвластных странах» ?.. Значит ли это, что район Ирана не находился под его властью (или наоборот) ?.. Это достаточно принципиальный вопрос…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: