“Принцип древности” – вот альфа и омега южноазиатской цивилизации. Чем древнее, тем лучше; чем ближе к нашему времени, тем явственнее черты деградации, – таков лейтмотив всей индийской духовной культуры. Легко заметить, что он прямо противоположен “прогрессистской установке”, господство которой стало характерной приметой культуры Запада – во всяком случае, в новое время. Цель и смысл духовного творчества сознавались не как “открытие истины”, а как разъяснение того, что было известно от века, но в силу нарастающей испорченности людей оказалось забыто или потребовало более пространного истолкования. Принцип древности лежит и в основе традиционной индийской хронологии с присущим последней стремлением “отодвинуть” датировки наиболее существенных событий, даты жизни наиболее почитаемых фигур как можно дальше в прошлое – чтобы придать им еще больше значения и авторитета.

…археологи воссоздали облик хараппской культуры: взорам исследователей предстали крупные города, крепостные стены и дома в которых были построены из обожженного кирпича. В городах были величественные храмы, общественные здания, бани.

Обожженный кирпич дает сразу два момента. Первый – как он соотносится по датам, в частности, с изобретением обожженного кирпича в Шумере… Второе – не может ли это быть связано с обожженной керамикой на улицах Мохенджо-Даро…

…особенностью Хараппы и других протоиндийских поселений были сложные и эффективные оросительные системы.

…арии, точнее, индийские арии (или индоарии) были народом, создавшим Веды…

Точность такого утверждения ???

Если единственным свидетельством о протоиндийской цивилизации были и остаются данные археологии, то как только речь заходит об ариях, археология оказывается почти что бессильна; во всяком случае, ее возможности резко ограничиваются тем фактом, что арии были кочевниками, которые до прихода в Индию не создали ни крепостей, ни храмов – ничего такого, с чем имеют дело археологи. Само существование этого народа или, скорее, группы народов было установлено совершенно иным способом – посредством изучения индоевропейских языков.

Но это в корне меняет дело !!! Ведь это же не значит, что арии были после Хараппы !!!

Как показывает историческая практика, завоеватели-кочевники, никаких архитектурных построений на завоеванных землях никогда и не создавали… Если даже они оседали на завоеванных территориях, то влияние их на местную архитектуру начинало сказываться через весьма продолжительное время…

При наличии возможности единого внешнего источника происхождения языков наличие ариев и не требуется !!! Если “арии” – “избранные” или “благоверные” (не помню – искать!), то это могли быть эмиссары, не представляющие единого народа, выбранные для привития языка на единой основе, или что-то типа этого…

Исследование языкового родства привело ученых к выводу о том, что в отдаленные, поистине незапамятные времена должен был существовать праязык, единый корень, давший жизнь всей разветвленной индоевропейской семье языков. Наиболее близок к этой общей основе оказался древнеиндийский язык – санскрит, причем его самая архаичная форма – язык Вед. Исследование же ведийских текстов, и в первую очередь Ригведы, показало, что за плечами народа, создавшего ее, был длительный исторический путь.

Это не значит, что язык Вед (и санскрит) изобрели арии !!!

Существенное противоречие официальной истории – в то время, к которому относятся официально арии, в мире уже давно существовали развитые цивилизации (по крайней мере – в Шумере и Египте), которые просто обязаны были для этого иметь развитый язык (пусть даже без письменности). Тогда каковы могут быть причины, побудившие столь многочисленные народы вдруг изменить язык своих предков настолько, насколько он имеет сходство с санскритом (на уровне базовых, простейших !!! слов) ??? Это просто невозможно !!! Для того, чтобы приписать происхождение языков одному мифическому народу ариев, нужно отнести время их существования далеко вглубь истории (возможно, далеко даже в допотопное время)…

Мысль о едином внешнем источнике языков, кстати, хорошо (но пока непонятно) увязывается с данными психосемантики сознания!!! В том числе, и с закладыванием определенных глубинных архетипов в виде психосемантических образов… Над этим надо сильно думать !!!

Постепенно все… многочисленные находки привели исследователей к убеждению, что в далеком прошлом у индоевропейских народов был общий пантеон – впоследствии распавшийся, но оставивший самые разнообразные следы в их культуре.

Ригведа является первой среди индийских священных книг не только по значению, но и о времени создания. Составляющие ее гимны, в том виде, в котором они дошли до нас, были, вероятно, сложены в X-IX вв до н.э.

В Ригведе упоминаются растения и животные, неизвестные в Индии; заходит речь о странах, где день и ночь длятся половину года – т.е. о полярных землях.

Не все арийские племена дошли до Индии. В первой половине III тысячелетия до н.э. происходит вторжение ариев в Иран (само это название, принесенное пришельцами на их новую родину, буквально означает “расселение ариев”).

Это подтверждает мысль о том, что при такой датировке арии просто не могли физически быть родоначальниками всех языков !!! Ведь тогда они должны были дойти до Европы еще позже !!! А считать, что там к этому времени не сложились вполне устойчивые языки – просто противоречить элементарной логике…

Очень многое роднило индийских ариев с иранскими. Язык Ригведы – древнейшей из Вед – ближе к языку Авесты, чем к классическому санскриту.

…и индийские, и иранские арии делились на три сословия. …главным законом их жизни было деление на варны – сословия, члены которых выполняли строго определенные, только данной варне присущие обязанности.

Во главе племени стояли воины – раджанья (впоследствии их стали называть кшатриями), им подчинялись все остальные (именно так – “остальные”, “прочие” – и переводится традиционное наименование этой варны – вайшьи).

Наибольшим почетом пользовались, однако, те, кто ведал взаимоотношениями с богами, от которых зависела судьба всех вместе и каждого в отдельности, трудная и опасная судьба кочевого народа. Этих людей, владевших, как полагали арии, секретами, с помощью которых можно было привлечь внимание могучих и своенравных божеств, обитающих в трех мирах – на небе, в воздухе и на земле, – именовали брахманами.

“Пуруша – тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий. Со всех сторон покрыв землю, он возвышался (над ней) еще на десять пальцев. Ведь Пуруша – это Вселенная, которая была и которая будет” (Ригведа).

Эта грандиозное существо [Пуруша] становится материалом, из которого боги творят мир. Делают они это, как и подобает ведийским богам, в точном соответствии с традицией – посредством жертвоприношения. В жертву приносится, разумеется, Пуруша. Этот обряд изображается как “первообраз”, эталон всех обрядов, которые когда-либо будут совершаться на свете. Жертва не адресована никакому конкретному божеству: боги приносят ее ради нее самой, создавая прецедент на вечные времена и утверждая дхарму – закон, управляющий миром. “Жертвою боги жертвовали жертве. Это были первые дхармы” (Ригведа).

Фактически, это – чрезвычайно завуалированное описание работы в духовно-нематериальном мире (работа магии)…

“Из этой жертвы, полностью принесенной, было собрано расплавленное жертвенное масло. Из него он сделал животных, живущих в воздухе, в лесу и в деревне” (Ригведа).

“Из этой жертвы, полностью принесенной, гимны и напевы родились; метры родились из нее, ритуальная формула из нее родилась” (Ригведа).

“Когда Пурушу расчленили, на сколько частей расчленили его? Что его рот, что руки, что бедра, что ноги называется? Его рот стал брахманом, его руки стали раджанья, его бедра (стали ) вайшья. Из ног родился шудра” (Ригведа).

…ноги Пуруши оказались материалом для изготовления четвертой, уже не арийской, категории людей – аборигенов-шудр.

…если потомки ариев именовались “дваждырожденными” – их вторым рождением (упанаяна) – становился особый обряд посвящения в варну, то потомки аборигенов рождались, по мнению ариев, один раз.

Это имело какой-то иной вполне конкретный смысл…

В гимне [Ригведа] речь идет не о “становлении индийского общества”, как сказали бы мы, но о творении человечества.

творение богами !!!

Язык священных книг – санскрит – индоарии считали не одним из многих языков мира, пусть даже лучшим из них, а единственным языком, на котором все вещи имеют правильное обозначение. Остальные “наречия” они считали тем же самым санскритом, только исковерканным – в большей или меньшей степени. Такое обособление, “откол” (апабхранша) от универсального языка – санскрита – представляют собой, с этой точки зрения, прежде всего разговорные, живые языки Индии, ведущие от санскрита свою родословную. Даже они рассматриваются как результат искажения первоначального образца.

Такая точка зрения, кстати, больше соответствует версии не единого родственного корня, а единого внешнего источника, который неизбежно искажается, приспосабливаясь под местные условия…

Веды для духовной истории Индии – поистине начало всех начал. Эти древние книги до сих пор почитаются здесь в качестве священного текста, сокровищницы непререкаемых истин и свода незыблемых правил поведения.

…индусы полагали (а многие продолжают так думать и сегодня), что Веды существуют вечно. И так как они никогда никем не были созданы, то есть не имеют автора, они не могут содержать ни одного ошибочного утверждения.

Древняя легенда гласит, что в Сатьяюгу, когда дхарма соблюдалась полностью и на Земле царила справедливость, существовала одна Веда. Позднее, с наступлением Третаюги, дхарма уменьшилась на одну треть, а в Двапараюгу – еще на одну. Наконец, в Калиюгу люди забыли дхарму совсем. Постпенная порча нравов делала их все менее способными понимать Веду, и для того чтобы не оставить их совсем без поучения и руководства, пришлось разделить священную книгу на четыре части.

“В древней Арьяварте, в те времена, когда, как говорят, боги являлись людям и обменивались с ними дарами, подобно тому как люди делают подарки друг другу, все обстояло благополучно: каждый давал божеству, что хотел, и получал в ответ то, чего только мог пожелать, и именно тогда, когда это было необходимо. Единственное, что требовалось, это петь хвалу божеству, в котором человек был заинтересован. Так было во времена Ригведы…” (Ганганатха Джха).

“хвала божеству” – вот, что ему требовалось !!!

“Но прошло время, и дружеские визиты богов стали все реже; мало-помалу божества удалялись от людей, и тех стали одолевать сомнения: к каким же средствам следует прибегнуть, чтобы дары, предназначенные для богов, достигали своей цели? Мудрейшие из людей собрались и разработали для этого специальные правила” (Ганганатха Джха).

Боги сами отдалялись от людей, по собственной воле, а не из-за какого-то “неправильного” поведения людей… Мы в ответ за тех, кого приручили, особенно, если приучили к дармовщинке…

Как бы то ни было, Вед действительно четыре: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда песнопений), Яджурведа (Веда яджусов – ритуальных заклинаний) и, наконец, Атхарваведа (Веда волхвований, или “колдовская” Веда). Правда, не все брахманские школы признают Атхарваведу; те, кто не считает ее “полноценной” Ведой, говорят о “тройном знании” (трайи видья), включающем лишь три первые священные книги.

Речь идет… не о всяком знании, а лишь о знании ритуальном, т.е. о знании жертвоприношений – правил их проведения и результатов, которых с их помощью можно добиться. Веды издревле использовались при совершении жертвоприношений. Собственно, именно этим и объясняется поразительный факт: тексты, сложенные почти три тысячи лет назад, дошли до нас, скорее всего, полностью и без сколько-нибудь значительных искажений. Ведь в течение всего этого времени их повторяли из года в год (а некоторые – и изо дня в день)…

В Индии еще три тысячи лет назад было известно искусство письма. Задолго до прихода ариев жители Индостана составляли надписи, которые сегодня пытаются расшифровать ученые.

Самый древний памятник ведийской традиции – Ригведа, или Веда гимнов, – был связан с приходом ариев в долину Инда.

Откуда такая уверенность?..

…гимны представляют собой обращения к богам и содержат хвалу в их адрес, а также просьбы даровать “обращающемуся” потомство, могущество, удачу во всех жизненных делах. Таким образом, задачи, которые решались при сложении гимнов, были по преимуществу практическими.

“Воссвети нам, Агни, это счастье! Мы хотели бы постигнуть благосклонную волю! Да будут все блага певцам и восхвалителю! Защищайте вы нас всегда своими милостями!” (Ригведа).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: