…от буддистов-мирян требовалось гуманное отношение к живым существам, правдивость в речах, воздержание в чувственных наслаждениях и трезвый образ жизни. Кроме того. В их обязанности, конечно, входила материальная поддержка сангхи [буддистов-монахов].

Он [Будда] никогда не говорил, что людей, страдающих от колеса сансары, необходимо спасти. Зато он много раз говорил, что каждый человек, пошедший восьмеричным путем, освобождает себя сам. Он, Будда, лишь показал, как это можно сделать. Дальнейшее же находится в руках самого вступившего на восьмеричный путь. Помешать достигнуть нирваны ему может очень многое. Но помочь — только собственная сосредоточенность и неустанные усилия.

…буддийские монахи… были полностью поглощены самоусовершенствованием и собственным движением к нирване.

…равнодушие к несчастным, еще не озаренным светом дхармы, оказывалось неизбежным свойством не кого-нибудь, а просветленных, которые должны были бы служить образцом самых высоких моральных качеств.

Приверженцы различных вариантов буддийского учения окончательно разделились на два больших направления: на адептов «монашеского буддизма» — стхавиравадинов и сторонников «»большой Сангхи», включающей и мирян», — махасангхиков. Секты, составившие консервативное, «монашеское направление», впоследствии будут охарактеризованы своими противниками как «хинаяна» — «узкий путь».

Основу учения стхавиравады составлял тезис о существовании пяти сущностей — прошлого, настоящего и будущего, а также пространства и, наконец, нирваны.

Имено стремление к ограниченности избранного круга лиц обеспечило пестроту верований в Индии: одной группе не было дела до другой… В христианстве и исламе — инакомыслие давилось, поскольку присутствовало стремление к массовости…

…сами ее приверженцы назвали махаяной — широким путем. Окончательно махаяна складывается на рубеже старой и новой эры.

Имя основателя мадхьямики («срединной» школы, или школы срединного пути) было Нагарджуна, но восторженные почитатели воспевали его порой как «второго Будду».

…человек возникает, если бесчисленные дхаммы соединяются в определенном порядке, и человек исчезает, если этот порядок распадается. Поэтому реальность человеческого «я» относительна, а реальность дхамм абсолютна.

Если дхамма — это некий духовно-нематериальный элемент, то все соответствует действительности.

…в мире нет ничего по-настоящему реального, полный, на первый взгляд, самых разнообразных явлений, красок, качеств, он на самом деле пуст. Такова центральная мысль, лежащая в основе одного из самых поразительных построений не только буддийской, а наверное, и всей мировой философии — шуньявады, или учения о пустоте.

Если мы имеем в виду отдельные предметы, живые существа, людей и т.д., то, конечно, каждое подобное, т.е. каждое отдельно взятое явление обязательно имеет причину. Следовательно, его существование зависит от этой причины. Но когда речь заходит обо всех явлениях вместе, о мироздании в целом, то мы как бы рисуем окружность, внутри которой оказываются и все следствия, и все причины. И тогда пустой мир внезапно наполняется. Явления, каждое из которых по отдельности нереально, все вместе составляют то единственно реальное, единственно подлинное, что существует в мире: мир в целом.

Бодхисатвой стали называть святого подвижника, который по своим духовным и моральным качествам вполне заслужил освобождение, но сознательно не совершает последнего. Заключительного шага, чтобы остаться в мире и помогать людям обрести просветление. Стать бодхисатвой может лишь тот, кто полностью посвятил свои дела и помыслы служению дхарме.

Путь, который предстоит пройти [чтобы стать бодхисатвой], разделяется на десять этапов, или десять ступеней совершенства… Первая ступень — щедрость — подразумевает раздачу милостыни тем, кто в ней нуждается. Вторая — шила — означает соблюдение буддийских нравственных правил, добродетельный образ жизни. Все это невозможно без огромного, поистине безграничного терпенья — вирья и, разумеется, без искусства духовного сосредоточения, медитации (дхьяна). Все эти пять [???] парамит [ступеней] вместе взятые становятся основой для шестой — мудрости (праджня). Добравшись до этой ступени, человек достигает уровня архата.

Значительно выше, чем праджня, располагается то, чего лишен архат, — джняна — запредельное знание, или, точнее, всезнание, всеведение. С этой ступени и начинается, собственно, становление бодхисаттвы. Теперь он в силах в одно мгновение охватить внутренним взором всю «пустотность», т.е. сущность мироздания. Неподлинность всех вещей открывается ему. И тогда бодхисаттва взлетает до следующей парамиты — до «облаков дхармы»… Теперь ему не просто «все ведомо», но все открыто, он не только все знает, но и все видит. Так как отныне он воладел «всеми формами созерцания». Посл этого происходит посвящение бодхисаттвы: он становится полностью просветленным, т.е. Буддой. В этот момент он мог бы, наконец, перейти в нирвану, но вместо этого, с помощью особых, мистических средств (упайя), бодхисаттва делает прямо противоположный шаг — спускается обратно на землю.

«Запредельная мудрость», обретенная им [бодхисаттвой], немыслима без каруны — великого сострадания, которое и воплощает его отличие от архата.

Народная фантазия наделила чертами бодхисаттв многих и очень разных почитаемых персонажей. Среди них можно встретить и некоторые образы богов, по преданию, достигших просветления, и людей, в частности великих буддийских философов. При этом люди обожествлялись, а боги очеловечивались.

И в этом есть железная логика: боги-учителя, возможно, действительно помогали людям с благими намерениями…

Среди последователей Шакьямуни довольно рано распространились представления о том, что. Достигнув просветления, Гуатама вышел за пределы этого мира и превратился в существо иной, «запредельной природы».

Примеров просветления, снизошедшего на самых разных людей в различные времена, так много, что они просто не поддаются исчислению. Шакьямуни один, но количество будд беспредельно.

…первые проповедники буддизма… появляются в поднебесной империи в середине I века н.э…

…в Китае буддийским проповедникам пришлось столкнуться с сильными и изощренными в средствах противниками — прежде всего с последователями даосизма — религии китайского происхождения, основанной на учении древнего мудреца Лао-цзы. Даосы, как и буддисты, основное внимание уделяли нравственному совершенствованию человека и средствам достижения духовной гармонии.

…совершенно иначе, чем в Индии, китайские буддисты истолковывали ахимсу — требование не причинять вреда живым существам. …мало, рассуждал Кумараджива, просто не вредить всему живому; необходимо защищать его от всякого рода злых сил.

Расцвет буддийской религии в Китае приходится на VI-VIII века.

Чтобы стать буддой или бодхисаттвой, не следует, считали сторонники [школы Чань]… перегружать себя изучением древних текстов и изнурять аскезой. Просветеление наступает внезапно, оно может прийти в любой момент, и единственное, что в человеческих силах, — это находиться постоянно в состоянии готовности к нему. А для того, чтобы не пропустить эту возможность, надо все время освобождать свое сознание от ложных авторитетов, от привычных схем мышления, от закоснелых форм и представлений о Будде и нирване.

Учение бодхисаттв долгое время воспринималось здесь [в Японии] как своего рода магия.

Для японской культуры характерно разделение ролей и сфер влияния между буддизмом, заимствованным из Китая конфуцианством и исконно японской ритуальной религией — синто (синтоизмом).

Особенность тибетского буддизма состоит в том, что здесь учение Будды стало основой не только духовной жизни, но и государственного устройства. Буддизм известен в Тибете с середины VII столетия…

С его [Цзонхава] именем нередко связывают возникновение особого типа, особой разновидности буддийской религии — ламаизма. Слово лама на тибетском языке означает «учитель».

В монастырях желтошапочников были созданы настоящие университеты, где под руководством лам ученики-послушники изучали все сколько-нибудь значительные достижения буддийской мысли — от Палийского канона до ваджраяны.

В центре ее [власти лам] находится фигура далай-ламы — духовного и светского главы Тибета.

…с 1781 года, был официально введен еще один важный — второй по значению пост ламаистской иерархии — панчен-эрдени (реально этот титул существовал с конца XVI столетия). Панчен-эрдени не имеет такой власти, как далай-лама, однако его авторитет среди простых верующих огромен: панчен-ламе поклоняются как человеку, которому суждено спустя века перевоплотиться в царя священной страны Шамбалы и стать предводителем ее воинства в великой и последней битве против врагов буддизма.

При всей громадной разнице регионов, верований, культуры и пр. период около 0 года характеризуется одним-единственным идеологическим и пропагандистским приемом — находится некий «учитель», дающий основы новой религии (у всех мировых + др. Ветвей)… И это везде — от Китая до Ближнего Востока (и далее — на запад)…

аналогично предыдущему — во всех регионах и до мировых религий также применялись на важнейших стадиях единые приемы (имелась определенная синхронизация): 1) обучение людей основам цивилизации конкретными богами; 2) личное правление богов; 3) установление общественного устройства и порядка богами; 4) передача власти людям…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: