Поэма завершается в неожиданном ключе: тщеславная и агрессивная Инанна сокрушается о том, что ею пренебрегли, оставив ее без каких-либо особых полномочий и прерогатив. Энки уверяет Инанну в обратном, перечисляя ее собственные знаки отличия и сферы компетенции.

«Энки, царь Абзу, ошеломляющий величием своим, говорит непреклонно: «Мой отец, властелин вселенной, во вселенной дал мне сияние. Предок мой, всех стран владыка, все сути собрал, вложил мне в руку! Из Экура, храма Энлиля, к абзу моему в Эредуге все искусства, всю искуссность мою принес»» («Энки и мироздание»).

«Я — праведное семя, быка великого исторжение, я — сын первородный Ана! Светоч, взошедший в Кигале, — я, владыка великий Шумера — я! Надзиратель над властелинами — я, отец всех стран чужеземных — я! Старший брат всех богов — я, изобилия творитель — я! Писарь книги вселенной — я, Разум Премудрый — я, с Аном царем суд справедливый в чертогах небесных вершу — я! С Энлилем вместе на горных вершинах, откуда он смотрит, судьбы решаю — я! Решение судеб, там, где солнце встает, он вложил в мои руки! Я тот, о ком нежно сказала Нинту, кому Нинхурсаг дала доброе имя, я — предводитель всех Ануннаков, сын первородный светлого Ана!» («Энки и мироздание»).

«великий бык» Ану — это символ эры, явно…

«горные вершины, где встает солнце» — Тибет ?..

«писарь книги вселенной» — о чем это… вроде бы что-то важное…

«Он приступил к святилищу Ура, Энки, владыка Абзу, там решает судьбы: «Град, достойный омовений, словно бык, стоящий прочно!»» («Энки и мироздание»).

опять указание на эру Тельца…

«Плуг, ярмо и упряжь он направил, государь великий Энки, он быку велел идти прямо, борозде священной уста открыл он, полю доброму зерно рожать повелел. Владыку, надевшего перевязь, достойную небесной равнины, наделенного силой, землепашца самого Энлиля, Энкимду, хозяина каналов и дамб, Энки надзирать и следить поставил, владыка к доброму полю обратился, ячмень пятнистый в него бросил» («Энки и мироздание»).

«Энки пшеницу, бобы и горох вывел, многие сорта он ссыпал в груды, Энки удвоил груды и кучи, вместе с Энлилем по всей стране он умножил изобилие. Ту, чье тело и глава пестры, чьи очи мед источают, госпожу, что дает сиянье, — силу страны, жизнь черноголовых, Аншан, добрый хлеб, хлеб вселенной Энки надзирать и следить поставил» («Энки и мироздание»).

«Он построил конюшни, направил обряды очищения, воздвиг овчарни, лучшим жиром и молоком их наполнил, и возрадовались пирующие боги, на зеленой от травы равнине благополучие возобладало» («Энки и мироздание»).

«Он наполнил Экур, дом Энлиля, достояниями, Энлиль возликовал вместе с Энки, Ниппур радовался, он провел границы и положил на них межевые камни, Энки для Ануннаков воздвиг жилища в городах, установил для них поля в долине» («Энки и мироздание»).

«Героя, быка, выходящего из леса, рыкающего по-львиному, доблестного Уту, прочно стоящего быка, гордо высказывающего силу, отца великого города, места, где встает солнце, великого глашатая святого Ана, судью, вершителя богов, с лазурной бородой, выходящего со святого неба, Уту, сына Нингаль, Энки назначил наблюдать за этим во всей вселенной» («Энки и мироздание»).

куча информации по хронологии… Бык, где встает солнце — явно эра Тельца; но бык рыкает по-львиному — ссылка на эру Льва, когда был создан Зодиак !!!

«Я был (духом в?) Первоначальных водах, не имея сотоварища, когда начало существовать мое имя. Самый древний облик, в котором я явился, — облик утонувшего. Я был (также) тем, кто возник как круг, кто был насельником яйца. Я был единственный, кто начал (все), насельник Первоначальных Вод. Первый Хаху произошел для меня и затем я начал двигаться. Я создал свои члены в своей «славе». Я был творцом себя, ибо я образовал себя в согласии со своим желанием, в согласии со своим сердцем» («Тексты саркофагов»).

«Я Атон, творец Старших Богов, я дал жизнь Шу, я великий Он-Она, я тот, кто содеял то, что казалось мне хорошим, я обрел свое пространство в своей воле, мне принадлежит пространство тех, что движутся подобно тем двум извивам змея» («Тексты саркофагов»).

«Атон: Ты будешь жить дольше миллионов лет, эры в миллионы лет, но в конце я уничтожу все, что создал, земля снова станет частью Изначального Океана, как Бездна вод в ее исконном состоянии. Тогда я буду тем, кто останется, я и Осирис, когда я снова обернусь Древним Змеем, не видевшим человека и не знавшим богов» («Книга мертвых»)

Древний Змей, не видевший человека и не знавший богов — это очень сильно по хронологии !!!

«АТОН: Как справедливо то, что я сделал для Осириса, его судьба отлична от судеб всех прочих богов! Я отдал ему страну мертвых, поместив его сына Гора наследником на его трон на Острове Огня; так я отвел ему место на Лодке Миллионов Лет, и Гор останется на троне, вершить свое дело.

ОСИРИС: Но разве душа Сета не будет послана на Запад — судьба, отличная от судеб всех прочих богов.

АТОН: Я буду держать его душу в заточении на Лодке солнца — такова моя воля — так что он больше не будет устрашать Сонм Богов» («Книга мертвых»).

Значит, Сет достал своим поведением многих богов…

В эпоху Нового Царства, когда Египет как мировая держава находился в зените своей истории, страна была потрясена революционным религиозным учением, которое грозило смести прочь теологические догмы прошлых столетий. Ключевой фигурой в этом иконоборческом движении был фараон Аменхотеп IV, воцарившийся ок. 1370 г. до н.э. в качестве соправителя своего отца Аменхотепа III (ок. 1397-1360 до н.э.). …ему было приписано введение культа бога Атона и учреждение первой монотеистической религии. Однако все возрастающее число свидетельств указывает на то, что культ Атона развился еще до Аменхотепа IV , вероятно, уже в эпоху Тутмоса IV (ок. 1411-1397 до н.э.) Похоже, что поклонение Атону развилось из древнего культа гелиопольского солнечного бога Ра.

Новый культ воздавал поклонение вещественному солнечному светилу (по-египетски называвшемуся Атон), освобожденному от всех мифологических наслоений. Поэтому, если не считать раннего периода, в употреблении не было никаких изображений Атона, кроме фигуры солнечного диска с простершимися на землю лучами, каждый из которых завершался ладонью, благодетельно преподносившей иероглифический символ жизни…

Стержневой для новой эры была идея о «жизни согласно Маат». Этот важный термин, переводимый по-разному — как «справедливость», «праведность» или «истина», — обозначал прежде всего божественно упорядоченный космический порядок. Ко времени Среднего Царства он приобрел дополнительное значение социальной справедливости.

вообще, очень похоже на «служение дхарме» в Индии и «жизни по заветам» у евреев…

При соправителе и преемнике Эхнатона Семнехкаре, возможно еще при жизни первого, началось движение за примирение с культом Амона-Ра. Прошло немного времени, и атонизм был забыт, а еретик царь Эхнатон был проклят позднейшими поколениями.

по текстам монотеизм Атона гораздо ближе просто к атеизму, признающему важность солнца для жизни на земле, нежели к религии…

«Я Варуна-царь! Для меня впервые воздвигли те асуровские силы. Воле Варуны следуют боги, я — царь народа высшего крова» (Ригведа).

Асуры !!! что же они сделали для него ?.. поток ассоциаций…

«Я распрю творю, я Индра Магхаван, я пыль поднимаю в избытке силы. Я все это сделал, и никакая сила богов меня не удержит. Когда пьянят меня сома и песни, оба мира бескрайних меня боятся» (Ригведа).

«Стяжав (добро), опьянимся богатством, (как) боги — жертвой, коровы — пастьбою! Индра-Варуна, изо дня в день давайте нам корову, что не лягается вовсе» (Ригведа).

указание на эру Тельца…

«(Как) Златой Зародыш, возник в начале ставший единым владыкой творенья. Поддержал он землю и это небо» (Ригведа).

«Как ярые воды пошли, вмещая зародыш всего, Агни порождая — тут возникла богов святая сила… Кто мощью своей обозрел те воды, давшие дакшу, родившие жертву?» (Ригведа).

«Да не вредит нам земли родитель, кто небо родил по истинной дхарме, кто ярые воды родил и луны!» (Ригведа).

т.е. установил на небе порядки, признанные истинными ?..

«Кто рожден (для) первенства, кто мудрейший бог, охвативший богов силой духа, от ярости чьей, от мужской мощи, сотряслись оба мира — тот, люди, индра! Кто зыбучую землю сделал твердой, кто шаткие-валкие горы смирил, кто во всю ширь поднебесье измерил, стал небу опорой — тот, люди, Индра! Кто, змия убив, семь рек распечатал, кто выгнал коров, вскрыв (пещеру) Валы, кто меж двух валунов огонь породил, добытчик в сраженьях — тот, люди, Индра!.. Перед кем склоняются небо с землею, чьей ярости даже горы боятся, кто слывет сомопийцей с ваджрой в руке, кто с ваджрой с владони — тот, люди, Индра!» (Ригведа).

В противоположность Варуне и асурам другая группа богов, дэвы возглавляются Индрой, богом-воином, который является самодержцем в силу своей динамичной сущности, а не потому, что, как Варуна, он является источником космического порядка.

…знаменитые подвиги Индры: убив змея Вритру, сковавшего космические воды, он освобождает для людей семь рек; Вала, другой демон и брат Вритры, также был убит Индрой; Агни — молния был порожден Индрой из облаков, как высекается огонь из креня. Все экспансивные деяния Индры являются следствием его производительной бычьей природы.

«На ней [Земле] прежде сделались прежние люди, на ней боги повергли ниц асуров» («Атхарваведа»).

все-таки прямо на земле — люди видели войну богов !!!

«Земля, которую измерили Ашвины [божественные близнецы, красавцы, добрые врачеватели богов, за один день объезжающие землю и небо на золотой колеснице], которую перешагнул Вишну, которую расположил к себе Индра, супруг Шачи…» («Атхарваведа»).

м.б. есть связь с эрой Близнецов (очень похоже — созвездие совершает полный оборот вокруг Земли за сутки)…

«На Земле (люди) приносят богам жертву, верно приготовленное возлияние. На Земле живут люди, смертные (добывают себе) собственное пропитание» («Атхарваведа»).

«Землю, на которой устроены крепости, созданные богами…» («Атхарваведа»).

«Мы поклоняемся тебе как Брахме, Беспредельному Бытию, первой аватаре, возникшей из лотоса твоего пупка, чтобы создать миры» (Вишну-пурана»).

«Мы, боги, почитаем тебя в себе, мы, Царь Неба, Солнце, Повелитель Слез, Живущий-внутри, близнецы-боги земледелия, Повелитель Ветра, Приношение — мы твои аватары, а ты — наша сущность!» (Вишну-пурана»).

еще одна ссылка на эру Близнецов, причем в связи с земледелием !!!

«Мы поклоняемся тебе в твоих демонических аватарах, обманчивых и ошеломляющих, диких страстями, недоверчивых к мудрости… О Высший Человек! Мы склоняемся перед твоими устрашающими злыми аватарами, блуждающими ночью, жестокими и обманчивыми… О Золотистый (Хари)! Мы склоняемся перед твоими змеиными аватарами, похотливыми и кровожадными, чьи раздвоенные языки не знают пощады» (Вишну-пурана»).

«Мы почитаем тебя как повелителя слез, пляшущего среди разрушения, пожирающего богов и людей» (Вишну-пурана»).

Будда, рассматриваемый как духовный принцип, а не как историческая личность, зовется Татхагатой… Татхагата обозревает несходство способностей и силу одного за другим поколений живых существ. Каждому поколению он открывает свое имя, объявляет о своем вхождении в нирвану и умиротворяет их различными беседами о дхарме… Он произносит, однако, различные речи о дхарме, разнящиеся своей объективной основой, людям, разнящимся образом жизни и намерениями, блуждающим среди различений и восприятий, чтобы породить в них корни добра. Ибо Татхагата совершает дело Татхагаты. Полностью просветленный с тех давних пор, Татхагата обладает бесконечной протяженностью жизни, он живет вечно. Хотя Татхагата не вступил в нирвану, он показывает, что входит в нирвану, ради тех, кто подлежит наставлению.

«В самом начале два духа, подобные близнецам в сновидении, проявили свою природу, Благую и злую, в мысли, слове и деянии. И из этих двух Мудрые выбирают доброе, глупцы — иное» (Гаты: «Ясна» — зороастризм).

что-то о эре Близнецов ?..

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: