Главная страница » Конспекты » Мифология » В мире мифов и легенд (В.Синельченко, М.Борисов), часть 1

Очевидно, уже в эпоху верхнего неолита сложились идеи о существовании параллельного мира — мира иного, — мира умерших и духов, каким-то образом влияющего на мир живых.

[Тотемизм — вера]… некоторой общности людей в родством с каким-то видом животных или растений, как правило, тех, что имели особое значение для данной группы людей (угрожали стабильности их образа жизни или, чаще, способствовали поддержанию этой стабильности)… Такая группа обычно носила имя своего тотема и почитала его.

Как правило, параллельно с тотемизмом существует и обычай табуирования — запрета на некоторые формы поведения, причем параметры ограничений могут быть возрастными с точки зрения современных понятий, однако, по нашему мнению, служащими вполне рациональным целям: сохранению внутренней стабильности данной группы людей.

Следующий этап развития первобытных основ религиозного сознания — анимизм, то есть вера в существование духов, одухотворенных сил природы, животных, растений и некоторых неодушевленных предметов, связанное с приписыванием им разумного начала и сверхъестественных свойств. Возможно, анимизм возник одновременно или раньше тотемизма, однако его представления формируются в более общую и одновременно более доступную систему, вовсе не обязательно ориентированную на ограниченную родовыми связями группу людей.

Аниматизм — вера в существование душ людей, и в первую очередь людей умерших, предположительно продолжающих существовать в реальном мире в некоей бесплотной форме. Данная стадия первобытных религиозных представлений была еще более универсальной — она могла включать в себя и тотемные и анимистические представления, обобщая их.

Магия — комплекс ритуальных действий, которые, по мнению лиц, практикующих их, могут воздействовать на сверхъестественные силы, давая вполне осязаемые материальные результаты.

…магические обряды были весьма широко распространены, и видимо, в связи с ними возник и фетишизм, то есть приписывание предметам магических свойств. На этом основано создание идолов — изготовлявшихся из различных материалов, изображение тотемных и анимистических покровителей. К фетишам относятся и различного рода амулеты и талисманы, обладающие, по мнению их владельцев, магическими свойствами.

Определений мифа существует приблизительно столько же, сколько определений культуры или цивилизации — то есть практически бесконечное множество.

Первая попытка подлинно научного понимания мифа была сделана, очевидно, Г.Гейне, который полагал, что мифы — это попытки осмысления мироздания человеком, который еще не умеет пользоваться абстрактными понятиями и в котором величественные явления природы вызывают изумление и религиозный трепет. В таком состоянии активизируется сила воображения, претворяя объективную реальность в фантастические образы, которые выражают себя в образной же словесной форме.

Возникновение «религиозного трепета» вовсе не является столь уж естественной реакцией…

Более трезвый взгляд на мифы был у современника братьев Гримм К.О.Моллера, который отверг мысль о некоем едином прототипе для всей европейской мифологии. Он полагал, что мифы, создание их — неизбежная ступень развития для каждого народа. Они в эмоциональной форме выражают опыт познания окружающей природы и истории.

Единые корни практически уже установлены…

По мнению Дж.Фрэзера, магия, религия и наука являются последовательными этапами развития мировоззрения человека. Мифы для него — интеллектуальное и вербальное осмысление магического действа.

В начале XX века В.Вундт, который пытался создать науку «психологии народов», указал связь мифа с эмоциональностью человека, на «мощные аффекты, близкие эстетическому сопереживанию, которое является умеренной формой мифологического олицетворения».

Интересна природа связи эмоционального переживания с мифологией… Она явно есть, но почему?..

В 20-е годы нашего столетия чрезвычайно популярны были труды Л.Леви-Брюля, выдвинувшего тезис о том, что мифы созданы первобытным мышлением, некоей совершенно особой стадией развития человеческого мышления вообще. В его теории первобытное мышление опирается на «закон сопричастности» в отличие от более позднего логического мышления, опирающегося на причинно-следственные связи. Интересно, что в конце жизни Леви-Брюль отказался от своей идеи, придя к заключению, что во все времена логическое и первобытное мышление сосуществует параллельно…

Теория логична, если исходить из особенностей мышления животных — сопричастности окружающему… Но ведь именно окружающей действительности… То есть миф — отражение реальности!!!

…символы-архетипы Юнг обнаруживает в мифах, легендах, сказках, толкуя их как выражение «коллективного бессознательного», то есть той части бессознательного, которая унаследована человеком от тысяч его предков, а не приобретена в результате личного опыта.

…за два с половиной тысячелетия лучшие умы человечества так и не смогли найти исчерпывающих формулировок, касающихся мифологии, не сумели выстроить стройной и непротиворечивой теории мифа. В то же время следует отметить, что проблематика эта по-прежнему остается в центре внимания этих лучших умов, а сама мифология, ее изучение до исследований современнейшей науки — является неотъемлемой частью культуры, а возможно. И одним из ее краеугольных камней.

а есть ли она — «теория мифа»??? Если мифы рассматривать как стилизованную летопись реальных событий, то сама постановка вопроса о некоей «теории мифа» становится некорректной…

Несмотря на, казалось бы, благоприятные условия для приведения древнеегипетской мифологии в стройную логичную непротиворечивую систему верований древних, спроецированных в пантеон богов, выстроить такую систему не удается.

Да потому, что существует несколько последовательных школ, которые в силу неких (кстати, интересно, каких?..) причин модифицировали предыдущие… К тому же относящиеся и к разным временным интервалам…

Гелиопольская космогония.

Первоначальный Хаос, называвшийся Нун, был бескрайней водной гладью, окутанной тьмой. Из этого первоокеана появился первый бог Атум, сотворивший для начала первичный холм Бен-Бен.

После долгих раздумий по поводу дальнейших шагов Атум приступил к непосредственному сотворению мира. Изрыгнув семя в собственный рот, он провел акт оплодотворения и после этого выплюнул изо рта бога ветра и воздуха Шу и богиню мирового порядка Тефнут.

Поскольку вокруг по-прежнему царила тьма, эти дети Атума потерялись в первозданном хаосе. На поиски Шу и Тефнут Атум послал свое Око, создав тут же его замену Око Великолепное. Первое Око, отыскав Шу и Тефнут, привело их к отцу. Атум закплакал от радости, слезы его пали на первичный холм и превратились в людей.

Первое Око расстроилось, увидев, что ему нашелся заместитель (скорее заместительница). Для восстановления спокойствия Атум поместил это Око себе на лоб, поручив ему свою охрану и охрану установленного в мире порядка.

От брака Шу и Тефнут родилась вторая пара богов: бог земли Геб и его сестра-жена богиня неба Нут. Нут родила Осириса, Гора, Сета, Исиду и Нефтиду. Вышеперечисленные боги составляют Великую Девятку богов Гелиополя.

Мемфисская космогония.

Вначале был бескрайний и безжизненный океан Нун. Птах усилием воли создал из земли свое тело, став богом. После этого он решил сотворить мир и иных богов. В качестве строительного материала он мог использовать только землю и из земли, являвшейся его плотью, сотворил все остальное.

В сердце Птаха возникла мысль об Атуме, на языке — слово Атум. Как только было произнесено это имя, из первозданного хаоса возник Атум, помогавший в дальнейшем отцу в деле творения, выполняя его приказания. По воле Птаха Атум создал великую девятку богов, а птах дал им могущество и мудрость. Птахом же были созданы слова заклинаний и установлен принципы справедливости на земле.

Именно Птах построил города и поселения, возвел святилища богов с изваяниями, в которые вселились эти боги, установил религиозные обряды, в том числе жертвоприношения.

Во всем, что есть в мире, пребывают дух и плоть этого великого бога, покровителя искусств, ремесел и кораблестроения. От жены, львицы Сохмет, у него родился сын — бог растений Нефертум.

Гермопольская космогония.

Вначале был хаос, в котором царили разрушительные силы. Им противостояли силы созидательные, четыре пары божеств, олицетворяющих стихию. Мужские божества — Хух, Нун, Кук и Амон выглядели как люди с головами лягушек. Четыре женских божества — Хаохет, Наунет, Каукет и Амаунет имели головы змеиные.

Эта положительная восьмерка создала из земли и воды первичное яйцо, возложив его на первичный холм. На этом холме из яйца вылупился бог солнца Хепри (молодой Ра). В иной версии, Ра родился из цветка лотоса, который вырос на первичном холме. Когда новорожденный младенец заплакал, из слез его, упавших на холм, возникли люди.

Ра создал Шу и Тефнут, а от этой пары произошли все остальные боги.

Когда бог Ра (в иных вариантах — сам первичный бог Ату) состарился, он узнал, что сотворенные им люди, живущие в верховьях Нила, впали во грех и замыслили недоброе. Он созвал совет богов, состоявший из Шу, Геб, Нуну, Тефнут, Нут и Ока Ра. Совет решил, что следует послать Око в виде богини Хаткор для истребления человечества. Хаткор частично выполнила эту задачу и возвращалась к пославшему ее Ра, однако Ра, увидев сотворенную кровавую бойню, раскаялся в принятом решении. По его приказу на поля вылили красное пиво, которое опробовала возвращавшаяся Хатхор. Пиво ей понравилось так, что она опьянела и перестала замечать людей. Именно отсюда идет обычай приготовлять опьяняющие напитки на праздник Хатхор.

Если учесть, что это относится к мифу о небесной корове, то речь может идти о времени, связанном с эрой Тельца. Именно к этой эре можно отнести некие кровавые события, которые в разных регионах были связаны с различными версиями некоей продолжительной войны (то ли между людьми, то ли между людьми и богами — как здесь, то ли между богами)… Практически во всех мифологиях чувствуется определенная связь между образом коровы или быка и весьма драматическими военными событиями… Может быть, кстати, именно с разрушительными событиями начала эры Тельца связан тот факт, что о предыдущих эрах Рака и Близнецов практически не осталось никаких следов…

Тем временем Ра решил удалиться от земных дел. По совету Нуну он сел на спину коровы Нут, и с рассветом та поднялась, став небом. На большой высоте у коровы закружилась голова, и она задрожала. Тогда Ра сказал: «Если бы у меня было достаточное количество божеств, чтобы поддержать ее!» По произнесении этих слов возникло восемь божеств, которые стали поддерживать ноги небесной коровы. Кроме того, под брюхом коровы разместился бог Шу, стерегущий восемь божеств и поддерживающий брюхо.

Это явно эра Тельца… То есть похоже, что бог Ра относится к довольно поздней истории Египта (к эре Тельца)… Надо свериться с имеющейся хронологией по Манефону… Но может быть и вариант, что в эру Тельца создавалась эта самая «мифологическая летопись» реально предыдущих событий с наслоениями традиций текущего периода…

Небесная корова встречается и в иных мифах. На многих изображениях она присутствует при рождении Солнца-Ра из лотоса. Есть текст, сообщающий о том, как после появления на свет божественный младенец сел на спину небесной корове и поплыл по горизонту. Согласно иным мифам, Нут, приняв образ коровы, утром рождает золотого теленка (розовый цвет зари — кровь богини при родах), который днем становится взрослым быком Ра и вечером совокупляется с Нут, которая после этого проглатывает быка. Утром цикл начинается заново.

Но и в индийской мифологии, пронизанной ссылками на эру Тельца, корова часто сопровождает лотос и солнце !!!

Вообще, хронологию событий и их взаимную увязку вполне можно проводить, опираясь на некие базовые вехи в мифологии, понимая символику как ключ к расшифровке…

Почитание навозных жуков — скарабеев связано с мифом о том, что солнце является огромным шаром, который катит по небу Солнечный Жук.

Как выясняется отсюда, для совсем древних египтян (если относить скарабея к эре Рака) не было необходимости связывать солнце с каким-то конкретным богом-личностью…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: