«Законы Ману»: Уплатив три (главных) долга, пусть о мокше [освобождение, избавление] помышляет… Не уплатит — канет в бездну (даже) тот, кто ищет мокши. Изучив, как должно, веды, породив детей по дхарме, совершив по силам жертвы, путь о мокше помышляет…

т.е. аскетизмом можно заниматься, лишь выполнив долг перед людским родом и богами. Выполнивший свои функции, но еще живой (чтобы даром не ел хлеб). Идет подготовка к смерти!!! (как у животных, уже давших потомство)…

«Законы Ману»: Очага лишен и крова, пусть идет в село за пищей без забот и колебаний, к Бытию прикован мыслью. Миска (сбора подаяний), (ночью сон в) корнях древесных, деяние из лыка и (скитанья) в одиночку, ровный дух в любых (условьях) — вот приметы избавленья. Пусть не радуется смерти, пусть не радуется жизни, выжидая час урочный, как слуга — вознагражденье.

Отправным пунктом йогической медитации является концентрация на одном предмете, и неважно, физический ли это объект (пространство между бровями, кончик носа, что-нибудь светящееся и т.д.), мысль (метафизическая истина) или бог (Ишвара). Упорная и продолжительная концентрация, называемая экаграта («на одной точке») достигается путем сведения воедино психоментального потока (сарвартхата, «разнонаправленное, прерывное, расслабленное внимание»). Точная дефиниция йогической техники гласит: йогаш читтавритти-ниродах, т.е. йога — это прекращение деятельности сознания («Йога-сутра»).

Непосредственный результат экаграты, или концентрации на одной точке, — это быстрое и отчетливое снятие всех отвлекающих и самопроизвольных моментов, которые владеют профанным сознанием, или, точнее говоря, составляют это сознание.

Под видимостью мысли скрываются в действительности бесконечные и неупорядоченные колебания, подпитываемые ощущениями, словами и памятью. Первая обязанность йога — мыслить, что означает — не позволять себе мыслить самостоятельно. Именно поэтому йогическая практика начинается с экаграты, которая перекрывает ментальный поток и тем самым создает «психическую массу», устойчивый и единообразный континуум.

Практика экаграты стремится поставить под контроль два источника душевной неустойчивости: деятельность ощущений (индрийя) и деятельность подсознательного (самскара). Контроль — это способность произвольно и напрямую вмешиваться в функционирование двух ментальных «водоворотов» (читтавритти). Йог способен произвольно приостанавливать прерывность сознания; иными словами, он может в любое время и в любом месте сосредоточить свое внимание на «одной точке» и утратить чувствительность к любому другому сенсорному или мнемоническому возбудителю… Разумеется, экаграта достигается только путем множества упражнений и специальных приемов, в которых психология играет первостепенную роль.

…асана придает телу устойчивую неподвижность, в то же время сводя физические усилия к минимуму. Таким образом. Удается избежать раздражения и усталости, слабости в некоторых частях тела, регулировать физические процессы и обратить все свое внимание на текучую часть сознания. Поначалу асана неудобна и даже невыносима. Но при определенной практике усилия по поддержанию тела в одном и том же состоянии становятся незначительными. Теперь (и это очень важно) усилие должно исчезнуть, а поза для медитации — стать естественной; только после этого возможна дальнейшая концентрация.

Асана — одна из характерных методик индийского аскетизма. Она обнаруживается в упанишадах и даже в ведической литературе, однако чаще всего упоминается в «Махабхарате» и пуранах. Естественно, в литературе хатха-йоги асаны играют гораздо большую роль; тридцать две их разновидности описываются в «Гхеранде-аамхите».

Цель этих поз всегда одна и та же: «прекращение воздействия парных противоположностей» (Йога-сутра»). Таким путем достигается некая «нейтральность» ощущений; сознание более не обременяется «присутствием тела». Так осуществляется первая фаза изоляции сознания, начинается возведение мостов, позволяющих поддерживать связь с сенсорной активностью.

«прекращение воздействия парных противоположностей» — любопытно… Это что?.. Выход за пределы действия закона единства и борьбы противоположностей?.. Т.е. за пределы действия одного из основных законов диалектики?..

Отказ двигаться (асана), увлекаться за бурным потоком состояний сознания (экаграта) находит свое продолжение в длинном ряду отказов различного толка. Важнейшим — и несомненно наиболее «йогическим» — из этих разнообразных отказов является тренировка «дыхания», или, иными словами, отказ дышать как большинство людей, т.е. неритмично. Вот как говорит об этом отказе Патанджали: «При нахождении в асане (совершается) пранаяма, то есть прекращение (виччХеда) движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» («Йога-сутра»). Патанджали говорит о прекращении», приостановке, дыхания; однако пранаяма начинается с того, что ритм дыхания максимально замедляется, и это является ее первой задачей.

Замечание Бходжи раскрывает глубинный смысл пранаямы: «Функция дыхания предшествует всем функциям органов (между соответствующими функциями дыхания и сознания всегда существует связь); когда все функции органов приостанавливаются, дыхание обеспечивает концентрацию сознания на одном предмете».

…респираторная система спящего работает медленнее, чем у бодрствующего. Войдя в этот «спящий» ритм с помощью пранаямы и не поступаясь отчетливостью, йог проникает в состояния сознания, сопровождающие сон.

Индийские аскеты признают четыре модуса сознания (наряду с энстатическим «сознанием»): дневное сознание, сознание спящего со сновидениями, сознание спящего без сновидений; «каталептическое сознание». Таким образом, посредством пранаямы, или поступательного продления вдоха и выдоха (цель упражнения в том, чтобы пауза между двумя моментами дыхания стала как можно более продолжительной), йог может проникнуть во все модусы сознания. Для непосвященного между несколькими модусами существует разрыв; поэтому он переходит от сна к бодрствованию бессознательно. Йог должен поддерживать непрерывность сознания — т.е. проникать в каждое из состояний по своей воле и с максимальной ясностью.

очень любопытное объяснение, напрямую связывающее практику медитации и сон… возникают параллели между практикой медитации и экспериментами со сном + классные сравнения состояния в медитации со сном в разных его фазах…

Дыхание должно сделаться ритмичным, пусть и не таким, чтобы о нем совсем можно было забыть, но хотя бы таким, чтобы нам не доставляла забот его прерывность. Поэтому через пранаяму человек пытается избавиться от дыхательного усилия; ритмичное дыхание должно стать настолько самопроизвольным, чтобы йог мог о нем забыть.

Асана, пранаяма и экаграта — при условии, что каждое упражнение занимает определенное время, — уничтожает человеческую бренность. Неподвижный, ритмично дышащий, сосредоточивший взгляд и внимание на одной точке йог выходит за пределы обыденного существования.

Выведение сенсорной активности из-под власти внешних объектов (пратьяхара) является заключительной стадией психофизиологической аскезы. Начиная с этого момента йог уже не может «отвлечься» или «быть удручен» чувствами, сенсорной активностью, памятью и т.д. Всякая активность приостанавливается.

Однако такая «автономность» интеллекта не приводит к подавлению явлений. Даже отрешившись от явлений, йог продолжает их созерцать. Вместо познания посредством двух форм (рупа) и ментальных состояний (читтавритти), как прежде, йог напрямую созерцает сущность (таттва) всех предметов.

Автономия в отношении возбудителей из внешнего мира и динамики подсознания — автономия, достигаемая через пратьяхару, — позволяет йогу перейти к тройственной методике, называемой в наших текстах самьяма. Данный термин означает последние стадии йогической медитации, последние три «члена йоги» (йоганга). Это кноцентрация (дхарана), медитация в собственном смысле слова (дхьяна) и статическое равновесие (самадхи).

Дхарана (корень дхри, «крепко держать») является, по сути, разновидностью экаграты, «сосредоточения на одной точке», но его содержание строго понятийное. Иными словами, дхарана (и этим она отличается от экаграты, единственное назначение которой — задержать психоментальный поток и «сосредоточить его на одной точке») достигает такого «сосредоточения» ради постижения. …дхараны невозможно достичь без помощи объекта, на котором фокусируется мысль.

…дхьяна достигается, когда по достижении дхараны на некоей точке духу удается достаточное время удержаться перед собой в виде объекта медитации, причем этот процесс не должен прерываться вторжением никаких других функций.

Переход от «концентрации» к «медитации» не требует применения какой-либо новой методики. Схожим образом йогу не требуется дополнительных упражнений для достижения самадхи после того, как ему удалось «сконцентрироваться» и «медитировать». Самадхи, йогическое «статическое равновесие», является итогом, или венцом, всех духовных усилий и упражнений аскета. Термин самадхи имеет значение «единства», «цельности», «поглощенности», «полной концентрации ума»; «соединения».

Когда самадхи достигается с помощью некоего объекта или идеи (т.е. сосредоточением мысли на точке в пространстве или на идее), статическое равновесие называют сампраджнята самадхи («поддерживаемым равновесием»). Когда, с другой стороны, самадхи достигается помимо всякого «отношения» (будь-то внешнего или внутреннего) — т.е. когда достигается «соединение», в которое не приходит никакая «инакость», но которое представляет собой просто полное постижение бытия, — тогда речь идет уже о асампраджнята самадхи («ничем не поддерживаемом равновесии»)… «Во время этого равновесия исчезают все следы мыслительной деятельности (читта), кроме впечатлений (самскара), оставленных ею в прошлом. Если бы этих впечатлений не было, то не было бы и возможности снова прийти в сознание» (Виджнянабхикшу).

Четыре формы, или стадии, сампраджнята самадхи… представляют собой восхождение; в некоторых случаях благодать Господа (Ишвара) позволяет достичь непосредственно более высоких состояний, и тогда йогу не нужно возвращаться назад и проходить предварительные этапы. Однако при отсутствии благодати йог должен последовательно пройти все четыре стадии, используя один и тот же объект медитации (например, Вишну). Четыре ступени, или стадии, известны также как самапатти, «соединения» («Йога-сутра»).

Пройдя четыре стадии сампраджнята, йог приобретает «мудрость, несущую истину» («Йога-сутра»). Тем самым открывается доступ к самадхи «без семени», ибо истинная мудрость выявляет онтологическую полноту, в которой бытие и знание более не отделены друг от друга. Сконцентрированное в самадхи сознание (читта) может теперь непосредственно созерцать «я» (пуруша).

Было бы ошибкой считать этот модус бытия Духа простым «трансом», во время которого сознание лишено всякого содержания. Неограниченное равновесие не является абсолютной пустотой. «Состояние» и «знание» обозначают полное отсутствие объектов в сознании, а не его абсолютную пустоту. Напротив, в такой момент сознание насыщается прямым и полным прозрением бытия.

Интеллект (буддхи) исполнил свою миссию и удаляется, отрешаясь от «я» (пуруша) и возвращаясь к пракрити. «Я» остается свободным и автономным: оно созерцает самое себя. «Человеческое» сознание подавлено; оно более не действует, составляющие его элементы вновь поглощены первичной субстанцией. Йог достигает освобождения; он, словно покойник, более не связан с жизнью; он «мертв при жизни».

Мухаммад: «Когда я был в ал-Хатиме… и отдыхал, ко мне пришел кто-то [Джабраил], рассек мне тело отсюда досюда (т.е. от глотки до лобка) и вынул мое сердце. Затем был принесен золотой таз, наполненный верой, в котором он омыл мое тело и мои внутренности, а затем возвратил их (на место)». По другому преданию, (Пророк) говорил: «Затем он омыл мой желудок водой Замзама [священный колодец] и наполнил его верой и мудростью».

пересекается с шаманами у других народов !!!

[Муса — Моисей]: «…юноша, ниспосланный Аллахом после меня, приведет в Рай больше своих последователей, чем я».

а ведь это так…

Аллах — Мухаммаду: «Я дарую тебе Фатиху (сура I) и заключительные стихи ал-Бакары, которые суть сокровища Моего Престола и которые Я не даровал никому из пророков, бывших до тебя. Я посылаю тебя пророком к белому народу земли и к черному народу, и к красному народу, к джиннам и людям на земле, хотя никого до тебя я не посылал пророком к ним ко всем. Я назначаю землю — ее сушу и море — тебе и твоей общине для очищения и поклонения. Я дарую твоей общине право на добычу, какой еще никто не получал до нее. Я помогу тебе такими ужасами, которые обратят в бегство твоих врагов…»

«Наставления» египтянина Ипу (XXII век до н.э.): «Разбой и насилие над слабым — вот что совершили эти боги (последние цари). В их время не было истинного кормчего. Где он? Часом, не уснул ли? Смотри, нет никаких знаков его всемогущей силы!»

Была высказана гипотеза о том, что на древнем Ближнем Востоке существовал интернациональный, общий для многих стран и народов корпус «притчевой» литературы. Сходства между сочинением Аменемопе [ок. 1300 г. до н.э.] и книгой Притч, несомненно, свидетельствуют о том, что в ветхозаветную эпоху «притчевая» литература не знала национальных границ.

но это же — время попытки введения монотеизма, пришедшего в итоге к тем же принципам !!!

…хотя небо — это не Бог, так как Бог вездесущ, он мыслится как пребывающий, в частности, на небе, и пространственном смысле нуэр обычно мыслят его пребывающим вверху. Поэтому все, что связано с небесным сводом, связывается с ним. Нуэр иногда говорят, что он сходит на землю с дождем или пребывает в молнии и громе…

опять анизотропия в распространении богов…

[нуэр]? Бог — вверху, и поэтому все верхнее ассоциируется с Богом. Вот почему с ним ассоциируются небесные тела, их движения и действия. Вот почему духи воздуха считаются… «детьми Бога», в отличие от других духов, ибо они обитают в воздухе и мыслятся также пребывающими в облаках, которые ближе к небу, чем все остальное.

[нуэр]: Бог — это не ветер, но… «словно ветер»; и он не вселенная… а «творец вселенной». Другой поэтический эпитет, который может к нему прилагаться, — tutgar. Это — кличка быка породы wer; быки этой породы имеют широкие раскидистые рога и являются самыми величавыми среди домашних животных к нуэр.

Телец?.. И опять рога…

Когда их спрашивают, как все началось или как они стали такими, какие они есть, нуэр отвечают, что их сотворил Бог или что по его воле они стали такими, какими они есть… Нуэр пасут скот, выращивают просо и ловят рыбу потому, что Бог дал это им в пропитание. Он установил брачные запреты. Он наделил ритуальными способностями одних людей, а не других.

…небо и земля, т.е. Бог и человек отделены друг от друга не бесповоротно. Бог приходит и уходит. Он прибирает к себе души тех, кого убивает молнией, и в его лице они покровительствуют своим сородичам; он соучаствует в делах людей через посредничество духов-«ныряльщиков», которые наполняют атмосферу между небом и землей… с ним можно общаться посредством молитвы и жертвоприношения, и определенная связь поддерживается с ним благодаря социальному порядку, который он учредил и охраняет…

сильно!!! Духи-«ныряльщики»…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: