* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. БОГИ И ГЕРОИ *

Вначале  существовал  лишь  вечный,  безграничный,  темный  Хаос.  В  нем заключался  источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась  она,  могучая,  дающая  жизнь всему, что живет и растет на ней.

Далеко же под Землей, так далеко, как  далеко  от  нас  необъятное,  светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной  тьмы.  Из  Хаоса,  источника  жизни,  родилась  и  могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Начал создаваться мир.

Безграничный Хаос  породил Вечный  Мрак  —  Эреб  и  темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День —  Гемера.  Свет  разлился  по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая,  благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо  поднялись  к  нему  высокие  Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран  — Небо — воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи.  Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь — океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце —  Гелиоса,  Луну  — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном  ночном  небе,  и все  ветры:  бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов — циклопов с  одним глазом  во лбу — и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов — сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было  у  каждого из  них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить  на  свет.  Страдала  мать  их Земля.  Ее  давило  это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их  восстать  против  отца  Урана,  но  они боялись  поднять  руки  на  отца.  Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных  веществ:  Таната —  смерть,  Эриду  — раздор, Апату — обман, Кер — уничтожение, Гипнос — сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду —  отмщение за  преступления — и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту  же  участь,  на  какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее  приносить  ему  рождавшихся  детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил  Крон:  Гестию, Деметру, Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.

Рея  не  хотела  потерять  и  последнего  своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит,  а  там,  в глубокой  пещере,  родился  у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала  проглотить  вместо  сына  длинный камень,  завернутый  в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс  тем  временем  рос  на  Крите.  Нимфы  Адрастея  и  Идея  лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили  мед  маленькому  Зевсу  со  склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы  Зевса участь его братьев и сестер.

Вырос  и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им  детей.  Одного за другим  изверг  из  уст  Крон  своих  детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была  эта  борьба.  Дети  Крона  утвердились  на  высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми — титан Океан и  дочь  его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и  молнии,  их  метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на  другую  сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы,  вышли  они  из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они  подступили  к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.

Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы.  Огонь  охватил  всю  землю,  моря  кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.

Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

БОРЬБА ЗЕВСА С ТИФОНОМ

Но  не  окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с  ее  побежденными  детьми-титанами. Она вступила  в  брак  с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых  голов,  поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения  Тифона. Сотнями  сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит самый воздух и горят  темные  грозовые  тучи.  Зевс  испепелил Тифону  все  его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг  в  мрачный Тартар,  породивший  его.

Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей,  ужасного  двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.

По всей логике, надо было добивать до конца. Однако, во-первых, этого сделано не было. А во-вторых, на Тифона свалены все сейсмо- и вулканические воздействия. Так что вполне возможно, что за битвой Зевса с Тифоном вообще нет реальной исторической основы.

Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон — море, а Аид —  подземное царство душ  умерших. Земля  же осталась в общем владении.

Хотя и поделили сыновья Крона между собой власть над миром, но все же над всеми  ними  царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.

ОЛИМП

Высоко  на  светлом  Олимпе  царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и  златая Афродита,  и  могучая  дочь  Зевса  Афина,  и  много  других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса.

Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает  в  царстве  Зевса; вечно  там  светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но  они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Пируют  боги  в  своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием  власти  и  могущества  дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его — богиня мира Эйрена и  постоянная  спутница Зевса крылатая богиня победы  Ника.

Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу  брака,  все  боги  Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все  боги  встают  и склоняются  перед  женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей — Зевсом.

Около трона Геры стоит ее посланница, богиня  радуги,  легкокрылая  Ирида,  всегда готовая  быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.

Пируют  боги.  Дочь  Зевса,  юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар – пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись  за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.

Как и у шумеров – все после доброй чарки…

С  Олимпа  рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло,  жизнь и смерть — все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном  сосуде  дары добра, в другом — зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов.  Грозно  сдвинет  сын  Крона  свои  густые брови,  черные  тучи  заволокут  тогда  небо.  Разгневается  великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей — удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая  законы  богиня Фемида.  Она  созывает,  по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе, народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не  нарушился  порядок  и закон.  На  Олимпе  и  дочь  Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс  неправедных  судей,  когда  Дикэ  доносит  ему,  что  не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ — защитница правды и враг обмана.

Зевс  хранит  порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы — мойры, живущие  на  светлом  Олимпе.  Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти  от  велений  неумолимого  рока.  Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Лишь смиренно склониться можно перед роком и  подчиниться  ему.  Одни  мойры знают  веления  рока.  Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах  изменить определенной  мойрами  судьбы,  так  как  третья  мойра,  Атропос,  все, что назначили в жизни человеку ее  сестры,  заносит  в  длинный  свиток,  а  что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.

Есть и еще на Олимпе богиня судьбы — это богиня Тюхэ, богиня счастья и благоденствия.  Из  рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс,  сошлет  она  дары  людям,  и  счастлив  тот человек,  который  встретит  на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; но как редко это бывает, и как несчастлив тот человек, от  которого  отвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары!

ПОСЕЙДОН И БОЖЕСТВА МОРЯ

Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец  великого  брата  громовержца Зевса,  колебателя  земли  Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки,  вооруженной  грозным  трезубцем. Там,  в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского  вещего  старца  Нерея,  которую  похитил  великий  властитель морской  глубины  Посейдон  у  ее  отца.

Он  увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился бог моря прекрасной  Амфитритой  и  хотел  увезти  ее  на  своей  колеснице.  Но Амфитрита  укрылась  у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную  дочь  Нерея.  Наконец открыл  ему  ее  убежище дельфин; за эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея  и женился на ней. С  тех  пор  живет Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном дворце.

Высоко над дворцом  шумят  морские  волны.  Сонм  морских  божеств  окружает Посейдона,  послушный  его  воле.  Среди  них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств  —  и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды.

Много божеств окружает великого брата Зевса, Посейдона; среди  них  вещий морской  старец, Нерей, ведающий все сокровенные тайны будущего. Нерею чужды ложь и обман; только правду открывает он богам  и  смертным.  Мудры  советы, которые  дает  вещий  старец.

Пятьдесят  прекрасных дочерей у Нерея. Весело плещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая среди  них  своей  божественной красотой.  Взявшись  за  руки,  вереницей  выплывают они из морской пучины и водят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо  набегающих  на  берег  волн спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет тогда звуки их нежного пения, подобного  тихому рокоту моря. Нереиды покровительствуют мореходу и дают ему счастливое плавание.

Среди божеств моря — и старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. Он тоже  вещий бог,  нужно  только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставить его открыть тайну будущего.

Среди спутников колебателя земли Посейдона и бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром прорицания. Часто, всплывая из  глубины  моря,  открывал  он  будущее  и  давал  мудрые  советы смертным.

ЦАРСТВО МРАЧНОГО АИДА (ПЛУТОНА)

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов  его  царство.  Никогда  не  проникают  туда  радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности  земли  в  печальное  царство Аида.  Мрачные  реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.

Катят там свои  волны  Коцит  и  Ахеронт;  души  умерших  оглашают  своим стенанием,  полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника  Леты.  По  мрачным  полям царства  Аида,  заросшим  бледными  цветами асфодела (дикий тюльпан), носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света  и  без желаний.  Тихо  раздаются  их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним  ветром.  Нет  никому  возврата  из  этого  царства печали. Трехглавый адский пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением  змеи,  сторожит  выход.  Суровый,  старый  Харон,  перевозчик  душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно,  туда, где  светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.

В  этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на  золотом  троне  со  своей женой  Персефоной.  Ему  служат  неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни  минуты  покоя  и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они  свою  жертву.

У  трона  Аида  сидят  судьи  царства умерших — Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с  мечом  в  руках,  в  черном плаще,  с  громадными  черными  крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы  срезать  своим  мечом  прядь волос  с  его  головы  и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя,  как один  за  другим  падают  сраженные  герои;  своими  кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.

Вампиры прям какие-то…

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна  Гипнос.  Он  неслышно носится  на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не  могут противиться  ему  ни  смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть  среди  них  боги, дающие  вещие  и  радостные  сновидения,  но  есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых  снов,  они  вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.

Фактически в тексте смерть связана со сном.

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение  Эмпуса  с  ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает  их  еще  трепещущие тела.  Там  бродит  и  чудовищная  Ламия;  она  ночью  пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над  всеми привидениями  и  чудовищами  властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по  дорогам  и  у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками. Она посылает  ужасы  и  тяжкие  сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей  на  распутьях,  где  расходятся  три дороги, в жертву собак.

ГЕРА

Великая  богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость  брачных  союзов.  Она  посылает  супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.

Великую  богиню  Геру,  после того как ее и ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Кров, мать ее  Рея  отнесла  на  край  земли  к седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши  и  покое.  Великий  громовержец  Зевс  увидал  ее, полюбил и похитил у Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры.  Ирида  и  хариты  облекли Геру  в  роскошные  одежды,  и она сияла своей юной, величественной красотой среди сонма богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с великим царем  богов и  людей  Зевсом.  Все  боги  подносили  дары  повелительнице Гере, а богиня Земля-Гея вырастила из недр своих  в  дар  Гере  дивную  яблоню  с  золотыми плодами. Все в природе славило царицу Геру и царя Зевса.

Гера  царит на высоком Олимпе. Повелевает она, как и муж ее Зевс, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури.

Прекрасна великая Гера, волоокая, лилейнорукая, из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее  очи.  Боги  чтут Геру, чтит ее и муж, тучегонитель Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и  ссоры  между Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене  наказаниями. Умолкает  тогда  Гера  и  сдерживает  гнев.  Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми  цепями  и  повесил  между  землей  и  небом, привязав к ее ногам две тяжелый наковальни.

Могущественна  Гера,  нет  богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в  колеснице,  запряженной двумя  бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое  склоняется  пред  ней,  великой царицей Олимпа.

АПОЛЛОН

Бог  света,  златокудрый  Аполлон,  родился  на  острове  Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини  Геры,  нигде  не  могла  найти  себе  приюта. Преследуемая  посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в  те  времена  по  волнах  бурного моря.  Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он  стал  незыблемо  на том  месте,  где  стоит  и  до  сих  пор.  Кругом  Делоса шумело море. Уныло подымались скалы Делоса, обнаженные без малейшей растительности. Лишь  чайки морские  находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом,  залили  они  скалы  Делоса.  Все  кругом  зацвело,  засверкало:  и прибрежные  скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.

Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья,  жилища  Пифона.  Кругом  высились скалы,  уходя  высоко  в  небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся, седой от пены, горный поток, а над потоком клубились  туманы.  Выполз из  своего  логовища  ужасный  Пифон.  Громадное  тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от  тяжести его  тела  и  сдвигались  с  места. Яростный Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом. В ужасе бежали нимфы и все  живое.

Поднялся Пифон,  могучий,  яростный,  раскрыл  свою  ужасную  пасть  и  уже готов был поглотить златокудрого Аполлона.  Тогда  раздался  звон  тетивы  серебряного лука,  как  искра  сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на  Пифона,  и  он  бездыханный упал   на  землю.  Громко  зазвучала  торжествующая  победная  песнь златокудрого Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные  Дельфы,  и основал  в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса.

Аполлон  должен был очиститься от греха пролитой крови Пифона. Ведь и сам он очищает людей, совершивших убийство.  Он  удалился  по  решению  Зевса  в Фессалию  к  прекрасному и благородному царю Адмету. Там пас он стада царя и этой службой искупал свой  грех.

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на  высоком  Парнасе,  у  чистых  вод Кастальского   родника,  Аполлон  водит  хоровод  с  девятью  музами.  Юные, прекрасные музы, дочери  Зевса  и  Мнемосины,  —  постоянные  спутницы Аполлона.  Он  предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон  впереди  хора  муз,  увенчанный лавровым  венком,  за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена  — муза  трагедии,  Талия  —  муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза  астрономии  и  Полигимния  —  муза  священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда  же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение  муз,  тогда  замолкает  все  на Олимпе.  Забывает  Арес  о  шуме  кровавых  битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги  забывают  раздоры,  мир  и  тишина  воцаряются  на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи,  не  слышно  его  грозного  клекота,  он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары  Аполлона.  Когда  же  Аполлон весело  ударяет  по  золотым  струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все  участвуют  в  веселом  хороводе,  а  впереди  всех  идет величественная  дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он  своими золотыми  стрелами;  он  врачует  болезни.  Сын  же Аполлона Асклепий – бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр  Хирон  воспитал  Асклепия  на склонах  Пелиона.  Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона.

Асклепий  не  только  исцелял  все болезни,  но  даже  умерших  возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон  и  порядок, установленный  Зевсом  на  земле.  Разгневанный  Зевс  метнул  свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как  бога-целителя.  Они воздвигли  ему  много  святилищ  и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

А что его было обожествлять, если он и так был сыном бога и даже внуком самого Зевса?..

АРТЕМИДА

Вечно  юная,  прекрасная  богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая  искренняя  любовь,  самая тесная  дружба  соединяют  брата  и  сестру.  Глубоко  любят они и мать свою Латону.

Всем дает жизнь Артемида. Она заботится обо всем, что живет  на  земле  и растет  в  лесу  и  в  поле Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота  и  о  людях.  Она  вызывает  рост  трав,  цветов  и   деревьев,   она благословляет  рождение,  свадьбу  и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благославляющей и  дающей  счастье  в браке, исцеляющей и насылающей болезни.

Вечно  юная,  прекрасная,  как  ясный  день,  богиня  Артемида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится  в  тенистых лесах  и  залитых  солнцем  полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен,  быстро несется  по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся  в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай  своры  собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо.

Когда же утомится богиня на охоте, то  спешит  она  с  нимфами  в  священные Дельфы,  к  любимому  брату,  стреловержцу  Аполлону.  Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она  хороводы  с  музами  и нимфами.  Впереди  всех  идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз  и  выше  их  на  целую  голову.

АФИНА-ПАЛЛАДА

Самим  Зевсом  рождена  была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын  необычайного ума  и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему  мойры,  он,  усыпив богиню  Метис ласковыми речами проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина.

Получается, во-первых, что Зевс имел полную возможность все-таки влиять на собственную судьбу, что уже противоречит предыдущим утверждениям. А во-вторых, мойры вообще промахнулись даже с полом ребенка.

Через некоторое  время  почувствовал  Зевс  страшную  головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы  избавиться  от  невыносимой  боли  и  шума  в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив  его,  и  вышла  на свет  из  головы  громовержца  могучая  воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом  предстала  она  пред изумленными  очами  богов-олимпийцев.  Грозно  потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный  клич  ее  раскатился  далеко  по  небу,  и  до  самого основания  потрясся  светлый  Олимп.  Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели  божественной  мудростью,  вся  она сияла  дивной,  небесной,  мошной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню  мудрости  и  знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.

Все-таки преобладает фэнтези. Тут у богини даже нет детства как у других богов.

Афина  покровительствует  героям  Греции,  дает  им  свои полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во время опасности.  Она  хранит  города, крепости  и  их  стены.  Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. И девушки Греции чтут Афину за то,  что  она  учит  их  рукоделию. Никто из смертных и богинь не может превзойти Афину в искусстве ткать.

ГЕРМЕС

В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын  Зевса  и  Майи,  бог  Гермес, посланник  богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с  жезлом-кадуцеем  в  руках.

Гермес охраняет  пути,  и  посвященные ему гермы [каменные столбы, наверху которых высекалась голова Гермеса] можно видеть поставленными при дорогах, на перекрестках и у входов  в  дома  всюду  в  древней  Греции.  Он покровительствует путникам в путешествии при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь — в печальное царство Аида. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Гермес — бог покровитель путей и путников и бог торговых сношений и торговли. Он дает в  торговле  барыш  и посылает  людям  богатство.  Гермес  изобрел  и  меры, и числа, и азбуку, он обучил всему этому  людей.

Он  же  и  бог  красноречия,  вместе  с  тем  — изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже  в  воровстве, так как он необычайно ловкий вор. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона — трезубец, у  Аполлона    золотые стрелы и лук, а у Ареса — меч.

АРЕС

Бог  войны, неистовый Арес, — сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. Не будь Арес его сыном,  он давно  низверг  бы  его  в  мрачный Тартар, туда, где томятся титаны. Сердце свирепого Ареса радуют только жестокие битвы. Неистовый,  носится  он  средь грохота  оружия,  криков  и  стонов  битвы  между сражающимися, в сверкающем вооружении, с громадным щитом. Следом за ним несутся его сыновья,  Деймос  и Фобос — ужас и страх, а рядом с ними богиня раздора Эрида и сеющая убийства богиня  Энюо.

Кипит,  грохочет  битва; ликует Арес; со стоном падают воины. Торжествует Арес, когда сразит своим ужасным мечом воина и хлынет  на  землю горячая  кровь.  Без  разбора  разит он и направо и налево; груда тел вокруг жестокого бога.

Свиреп, неистов, грозен Арес, но победа не всегда сопутствует ему.  Часто приходится   Аресу   уступать  на  поле  битвы  воинственной  дочери  Зевса, Афине-Палладе. Побеждает она Ареса мудростью  и  спокойным  сознанием  силы. Нередко  и  смертные  герои  одерживают  верх  над Аресом, особенно, если им помогает светлоокая Афина-Паллада.

Если даже жена Ареса,  прекраснейшая  из  богинь  Афродита,  приходит  на помощь  своему  мужу,  когда  он  в  пылу битвы встретится с Афиной, и тогда выходит победительницей любимая дочь громовержца  Зевса.  Воительница  Афина одним ударом повергает на землю прекрасную богиню любви Афродиту. Со слезами возносится  на  Олимп  вечно  юная,  дивно  прекрасная  Афродита, а вслед ей раздается торжествующий смех и несутся насмешки Афины.

АФРОДИТА

Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром.

Никто  не  может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная,  с  нежными чертами  лица,  с  мягкой  волной  золотых  волос,  как  венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности.

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из  белоснежной  пены морских  волн.  Легкий,  ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они  облекли  ее  в златотканую  одежду  и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там  пышно  разрастались  цветы.  Весь  воздух  полон  был благоуханием.  Эрот и Гимерот повели  дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет  среди  богов  Олимпа  златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

ЭРОТ

Прекрасная Афродита царит над миром. У нее, как у Зевса-громовержца, есть посланник:  через  него  выполняет она свою волю. Этот посланник Афродиты — сын ее Эрот, веселый, шаловливый, коварный, а подчас  и  жестокий  мальчик.

Эрот  носится  на  своих  блестящих  золотых  крыльях  над землями и морями, быстрый и легкий, как дуновение ветерка. В руках его — маленький  золотой лук,  за  плечами  —  колчан  со стрелами. Никто не защищен от этих золотых

стрел. Без промаха попадает в цель Эрот; он как стрелок не  уступает  самому стреловержцу  златокудрому  Аполлону.  Когда попадает в цель Эрот, глаза его светятся радостью, он с торжеством высоко закидывает свою курчавую головку и громко смеется. .

Стрелы Эрота несут собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Самому златокудрому Аполлону, самому  тучегонителю Зевсу немало страданий причинили эти стрелы.

Зевс  знал,  как  много  горя  и  зла  принесет  с собой в мир сын златой Афродиты. Он хотел, чтобы умертвили его еще при  рождении.  Но  разве  могла допустить  это  мать!  Она скрыла Эрота в непроходимом лесу, и там, в лесных дебрях, вскормили малютку Эрота молоком своим  две  свирепые  львицы.  Вырос Эрот,  и  вот  носится  он  по  всему  миру, юный, прекрасный, и сеет своими стрелами в мире то счастье, то горе, то добро, то зло.

ГИМЕНЕЙ

Есть еще один помощник и  спутник  у  Афродиты  —  это  юный  бог  брака Гименей.  Он  летит  на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его  брачного  факела.  Хоры  девушек  призывают  во  время

свадьбы  Гименея,  моля его благословить брак молодых и послать радость в их жизни.

ГЕФЕСТ

Гефест,  сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом  Олимпе  слабым  и  хромым ребенком.  В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся  по  воздуху  несчастный  ребенок  и  упал  наконец  в  волны безбрежного  моря.  Сжалились  над  ним  морские  богини  —  Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца  Нерея.  Они  подняли упавшего  в  море  маленького  Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много  выковал  он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго  таил  в  сердце  гнев  на  мать  свою,  богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в  подарок  матери.  В  восторг пришла  жена  громовержца  Зевса,  увидев  чудесный  подарок. Действительно, только царица богов  и  людей  могла  сидеть  на  кресле  такой  необычайной красоты.  Но  —  о,  ужас!  Лишь  только  Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги  ей на  помощь. Напрасно, — никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший  кресло,  может  освободить  свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей  и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп — освободить царицу Геру, но наотрез  отказался бог-кузнец:  он  помнил  зло,  которое  причинила  ему  мать.  Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все – вести куда  угодно.  Бог  вина  Дионис  победил  Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады с  тирсами  в  руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов, смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на  Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест  остался  жить  на  Олимпе.  Он  построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем  он живет  с  женой  своей,  прекрасной,  приветливой  Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится  и  кузница  Гефеста.  Большую  часть  времени Гефест  проводит  в  своей  полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу — горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи — их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста.  Скажет  он —  и  работают  мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец  в  своей  кузнице. Какие  дивные  произведения  выковывает  в  ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к  кубки,  треножники,  которые  катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив  работу,  омыв  в  благовонной  ванне  пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих  слабых  ногах,  на  пир  богов,  к  отцу своему,  громовержцу  Зевсу.  Приветливый,  добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть,  как хромой   Гефест   ковыляет   вокруг  пиршественного  стола,  разливая  богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие  испытали  силу  его  огня,  и страшные,  могучие  удары  его  громадного  молота.  Даже волны бушующих рек Ксанфа И Симоиса смирил под Троей огнем  Гефест.  Грозный,  разил  он  своим молотом и могучих гигантов.

ДЕМЕТРА

Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях.

Была  у  великой  богини  Деметры  юная  прекрасная дочь Персефона. Отцом Персефоны был сам великий сын Крона, громовержец  Зевс.  Однажды  прекрасная Персефона  вместе  со  своими  подругами, океанидами, беззаботно резвилась в цветущей Нисейской долине…

Аид видел, как резвилась в Нисейской долине  Персефона,  и  решил  тотчас похитить  ее.  Он упросил богиню Земли Гею вырастить необычной красы цветок. Согласилась богиня Гея, и  вырос  дивный  цветок  в  Нисейской  долине;  его пьянящий  аромат  далеко  разлился во все стороны. Персефона увидала цветок; вот она протянула руку и схватила его за стебелек, вот  уже  сорван  цветок. Вдруг  разверзлась  земля,  и  на  черных  конях появился из земли в золотой колеснице владыка царства  теней  умерших,  мрачный  Аид.  Он  схватил  юную Персефону,  поднял  ее  на свою колесницу и в мгновение ока скрылся на своих быстрых конях в недрах земли. Только  вскрикнуть  успела  Персефона.  Далеко разнесся крик ужаса юной дочери Деметры; он донесся и до морских пучин, и до высокого,  светлого  Олимпа.  Никто не видел, как похитил Персефону мрачный Аид, видел лишь его бог Гелиос-Солнце.

…опечалилась богиня Деметра. Разгневалась  она  на  громовержца Зевса  за  то,  что  отдал  он  без  ее  согласия Персефону в жены Аиду. Она покинула богов, покинула светлый Олимп,  приняла  вид  простой  смертной  и, облекшись  в темные одежды, долго блуждала между смертными, проливая горькие слезы.

Всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли  и  облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла; цветы опустили свои пестрые венчики и  засохли. Не было плодов в садах, засохли зеленые виноградники, не зрели в них тяжелые сочные грозди. Прежде плодородные нивы были пусты, ни былинки не росло на них. Замерла жизнь на земле. Голод  царил  всюду:  всюду  слышались плач  и  стоны.  Гибель грозила всему людскому роду. Но ничего не видела, не слышала Деметра, погруженная в печаль по нежно любимой дочери.

Голод становился все сильнее, так как  на  полях  земледельцев  не  всходило  ни  единой  травки. Напрасно  тащили быки земледельца тяжелый плуг по пашне — бесплодна была их работа. Гибли целые племена. Вопли голодных неслись к небу, но не внимала им Деметра. Наконец перестали  куриться  на  земле  жертвы  бессмертным  богам. Гибель  грозила  всему живому. Не хотел гибели смертных великий тучегонитель Зевс. Он послал к Деметре вестницу богов  Приду.  Быстро  помчалась  она  на своих радужных крыльях в Элевсин к храму Деметры, звала ее, молила вернуться на светлый Олимп в сонм богов. Деметра не вняла ее мольбам. Посылал и других богов великий Зевс к Деметре, но богиня не хотела вернуться на Олимп, прежде чем возвратит ей Аид ее дочь Персефону.

Послал  тогда  к  своему  мрачному  брату Аиду великий Зевс быстрого, как мысль, Гермеса. Гермес спустился в  полное  ужасов  царство  Аида,  предстал перед  сидящим  на  золотом  троне  владыкой  душ умерших и поведал ему волю Зевса.

Аид согласился отпустить Персефону к матери,  но  предварительно  дал  ей проглотить  зерно  плода  граната,  символ брака. Взошла Персефона на златую колесницу  мужа  с  Гермесом;  помчались  бессмертные  кони  Аида,   никакие препятствия не были страшны им, и в мгновение ока достигли они Элевсина.

Забыв  все  от  радости,  Деметра  бросилась  навстречу  своей  дочери  и заключила ее  в  свои  объятия.  Снова  была  с  ней  ее  возлюбленная  дочь Персефона.  С  ней вернулась Деметра на Олимп. Тогда великий Зевс решил, что две трети  года  будет  жить  с  матерью  Персефона,  а  на  одну  треть  — возвращаться к мужу своему Аиду.

Великая   Деметра   вернула   плодородие  земле,  и  снова  все  зацвело, зазеленело. Нежной весенней листвой  покрылись  леса;  запестрели  цветы  на изумрудной  мураве  лугов.  Вскоре  заколосились хлебородные нивы; зацвели и заблагоухали сады; засверкала на солнце  зелень  виноградников.  Пробудилась вся  природа,  Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону.

Но каждый  год  покидает  свою  мать  Персефона,  и  каждый  раз  Деметра погружается  в  печаль  и  снова  облекается  в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, и срывает их  осенний  ветер; отцветают   цветы,   нивы  пустеют,  наступает  зима.  Спит  природа,  чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери  из безрадостного  царства  Аида  Персефона.  Когда же возвращается к Диметре ее дочь, тогда великая богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям  и благословляет труд земледельца богатым урожаем.

Модификация широко распространенного мотива мифов о возвращении из мира мертвых…

Великая  богиня Деметра, дающая плодородие земле, сама научила людей, как возделывать хлебородные нивы.

ДИОНИС

Дионис (у римлян Вакх)  —  бог  виноделия,  бог  вина,  в  Греции «пришлый» бог, принесенный из Фракии. Празднества в честь Диониса важны были тем,  что они послужили началом театральных представлений в Афинах. Во время празднеств в Афинах (великие Дионисии) выступали  хоры  наряженных  в  козьи шкуры  певцов  и исполняли особые гимны — дифирамбы; их начинал запевала, а хор ему отвечал; пение сопровождалось пляской. Из этих дифирамбов  создалась трагедия  (само  слово  можно  объяснить как «песня козлов»). На сельских же празднествах в честь Диониса (сельские Дионисии) исполнялись шуточные песни, которые тоже начинал запевала; они  тоже  сопровождались  плясками;  из  них произошла комедия.

Зевс-громовержец  любил  прекрасную  Семелу,  дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов,  священными  водами  подземной реки  Стикса.  Но  возненавидела  Семелу  великая  богиня Гера и захотела ее погубить. Она сказала Семеле:

— Проси Зевса  явиться  тебе  во  всем  величии  бога-громовержца,  царя Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе.

Убедила  Гера  Семелу, и та попросила Зевса исполнить именно эту просьбу. Зевс же не мог ни в чем отказать  Семеле,  ведь  он  клялся  водами  Стикса. Громовержец  явился  ей  во  всем величии царя богов и людей, во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в  руках  Зевса;  удары  грома  потрясали дворец  Кадма.  Вспыхнуло  все вокруг от молнии Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В ужасе упала Семела на землю, пламя  жгло ее.  Она  видела,  что  нет  ей спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой.

И родился  у  умирающей  Семелы  сын  Дионис,  слабый,  неспособный  жить

ребенок.  Казалось,  он  тоже  обречен  был  на  гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со  всех  сторон,  как  по  мановению волшебного  жезла,  вырос  густой  зеленый  плющ.  Он  прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.

Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и  слаб,  что  не мог  бы  жить,  то  зашил  его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из  бедра  громовержца  Зевса.

В общем, как ни крути, на полновесного бога Дионис не тянет…

ПАН

Среди  свиты  Диониса  часто можно было видеть и бога Пана. Когда родился великий Пан, то мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе  обратилась в  бегство.  Он  родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на светлый  Олимп к богам. Все боги громко радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него.

Бог Пан не остался жить с богами на Олимпе. Он ушел в  тенистые  леса,  в горы.  Там  пасет  он  стада,  играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат  они  к  нему,  окружают его,  и  вскоре  веселый  хоровод движется по зеленой уединенной долине, под звуки музыки Пана. Пан и сам любит принимать участие в  танцах  нимф.  Когда Пан  развеселится,  тогда  веселый  шум  поднимается в лесах по склонам гор. Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда  же наступает  жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может  в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего  его  путника.  Наконец, может он наслать и панический страх, такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать,  не  разбирая  дороги, через  леса,  через  горы,  по  краю  пропастей,  не  замечая,  что  бегство ежеминутно грозит ему гибелью.  Случалось,  что  Пан  целому  войску  внушал подобный   страх,  и  оно  обращалось  в  неудержимое  бегство.  Не  следует раздражать Пана — когда вспылит, он грозен. Но если Пан  не  гневается,  то милостив  он  и добродушен. Много благ посылает он пастухам. Бережет и холит стада греков великий Пан, веселый участник плясок  неистовых  менад,  частый спутник бога вина Диониса.

ПЯТЬ ВЕКОВ

Живущие  на  светлом  Олимпе  бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был  золотой  век.  Бог  Крон  правил  тогда  на  небе.  Как блаженные  боги,  жили  в  те  времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были  сильны  и  крепки  их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая  после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им  богатые  плоды,  и  не приходилось  им  тратить  труд  на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах.  Безмятежно  жили люди  золотого  века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось  из  людей  этого  поколения.  После смерти  люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду  и  карая  зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

Явное преувеличение…

Второй  людской  род  и  второй  век  уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны  ни  силой,  ни  разумом  люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей,  только  возмужав,  покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в  жизни.  Непокорны  были  люди  серебряного  века.  Они  не   повиновались бессмертным  богам  и  не  хотели  сжигать им жертвы на алтарях. Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за  то,  что  не повиновались  они  богам,  живущим  на  светлом  Олимпе.  Зевс  поселил их в подземном сумрачном царстве. Там  и  живут  они,  не  зная  ни  радости,  ни печалей; им тоже воздают почести люди.

Отец  Зевс  создал  третий род и третий век — век медный. Не похож он на серебряный. Из древка  копья  создал  Зевс  людей  —  страшных  и  могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия  и  не  ели  плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди  были  их  дома, медными  орудиями  работали  они.  Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожали друг друга люди медного  века.  Быстро сошли  они  в  мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все  погибли  в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в  стране  Кадма,  сражаясь  за  наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на  кораблях  широкое  море. Когда  всех  их  похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах  блаженных  у  бурных вод  Океана  счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед.

Последний, пятый век и род людской — железный. Он продолжается и  теперь на  земле.  Ночью  и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу  примешивают  боги  и добро,  но  все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви  между  братьями. Не  соблюдают  люди  данной  клятвы,  не  ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь  гордость  да  сила. Богини  Совесть  и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а  людям  остались  только  тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.

Линейной деградации, однако тоже не просматривается. Четвертый период (время полубогов-героев) выпадает из единой зависимости!..

ДЕВКАЛИОН И ПИРРА (ПОТОП)

Много преступлений совершили люди медного века. Надменные  и  нечестивые, не  повиновались  они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в  Аркадии,  Ликаон.  Однажды Зевс под видом простого смертного пришел к Ликосуру. Чтобы жителя знали, что он  бог,  Зевс  дал им знамение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его как бога. Один лишь Ликаон  не  хотел  воздать  Зевсу  божеских  почестей  и издевался  над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, бывшего в его дворце, часть тела его сварил, часть изжарил и предложил как трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом молнии он разрушил дворец Ликаона, а его  самого  превратил  в  кровожадного волка.

Все   нечестивей   становились   люди,   и  решил  великий  тучегонителъ, эгидодержавный Зевс уничтожить весь людской род. Он решил послать  на  землю такой  сильный  ливень,  чтобы  все  было затоплено. Зевс запретил дуть всем ветрам, лишь влажный южный ветер Нот гнал  по  небу  темные  дождевые  тучи. Ливень  хлынул  на  землю.  Вода в морях и реках подымалась все выше и выше, заливая все кругом. Скрылись под водой города со своими  стенами,  домами  и храмами,  не  видно было уже и башен, которые высоко подымались на городских стенах. Постепенно вода покрывала все — и поросшие лесом холмы,  и  высокие горы.  Вся  Греция  скрылась  под бушующими волнами моря. Одиноко подымалась средь волн вершина двуглавого Парнаса. Там, где раньше крестьянин возделывал свою ниву и где зеленели богатые  спелыми  гроздьями  виноградники,  плавали рыбы, а в лесах, покрытых водой, резвились стада дельфинов.

Так  погиб  род людской медного века. Лишь двое спаслись среди этой общей гибели — Девкалион, сын Прометея, и жена его Пирра. По совету  отца  своего Прометея, Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных припасов и вошел в него с женой своей. Девять дней и ночей носился ящик Девкалиона по волнам  моря,  покрывшим  всю  сушу. Наконец, волны пригнали его к двуглавой вершине Парнаса. Ливень, посланный Зевсом, прекратился.  Девкалион  и  Пирра вышли  из  ящика  и  принесли благодарственную жертву Зевсу, сохранившему их среди бурных волн. Вода схлынула, и  снова  показалась  из-под  волн  земля, опустошенная, подобная пустыне.

Тогда  эгидодержавный  Зевс  послал  к Девкалиону вестника богов Гермеса. Быстро  понесся  над  опустевшей  землей  вестник   богов,   предстал   пред Девкалионом и сказал ему:

—  Властитель  богов  и  людей Зевс, зная твое благочестие, повелел тебе выбрать награду; выскажи твое желание, и исполнит его сын Кропа.

Девкалион ответил Гермесу:

— О, великий Гермес, об одном лишь молю я Зевса, пусть опять населит  он землю людьми.

Быстрый  Гермес  понесся  обратно на светлый Олимп и передал Зевсу мольбу Девкалиона. Великий Зевс повелел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросать их, не  оборачиваясь  через  голову.  Девкалион  исполнил  веление  могучего громовержца, и из камней, которые бросал он, создались мужчины, а из камней, брошенных  женой  его  Пиррой,  —  женщины. Так земля получила после потопа снова население. Ее заселил новый род людей, происшедших из камня.

Явное и прямое противоречие тому, что наступившая после этого эпоха (согласно пятиступенчатому делению) была эрой полубогов-героев. Уж они-то никоим образом не были из камней…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: