Новая гипотеза о предназначении гигантских изображений в пустыне Наска.
(Глава из книги автора “НЛО: в поисках истины”, СПб, изд-во “Весь”, 2000)
Читателям, наверняка, хорошо известны гигантские рисунки в пустыне Наска, Перу, которые можно увидеть только с воздуха. Их назначение до сих пор не выяснено.
1. Что мы знаем о пустыне и истории ее исследований?
По прибытию в Лиму, исследователям пустыни Наска предстоит проехать около 400 км по Трансамериканскому шоссе до г.Наска. Сначала это шоссе называется “аутописто” – “скоростная дорога”, но через 50 км современная широкая восьмирядная автомагистраль постепенно сужается и превращается в ухабистую асфальтовую дорогу, где только могут разъехаться две встречные машины. Это шоссе соседствует с древней дорогой империи инков. Всюду вдоль дороги – камни, на которых нет никакой растительности. Иногда шоссе пересекает сухие русла рек, лишь изредка наполняющиеся водой. Еще на самой заре перуанской предыстории здесь была создана сеть ирригационных сооружений для сбора и распределения воды.
Завоеватели испанцы двигались по древней дороге инков, но никто из них не сумел разглядеть рисунки на плато, мимо которых они проходили. Солдат-хронист Франциско Эрнандес, сподвижник Писсаро, находился в селении Наска около 1-го месяца, запечатлев в своем дневнике разнообразные сведения по истории этого края. Но ни слова не упомянул о линиях и рисунках на плато.
Впервые рисунки обнаружил в 1927 году американский исследователь древнеиндейских цивилизаций Поль Козок, предположивший, что линии на плато играли роль календаря, так как некоторые из них ориентированы на точки восхода Солнца в день летнего и зимнего солнцестояния. Раскрытию тайны Наска
посвятила последние 30 лет своей жизни немецкий математик и географ Мария Рейхэ. Увидев эти загадочные рисунки один раз, она навсегда осталась в этих краях, и, работая учительницей в местной школе, скрупулезно изучала плато. Разыскивала сведения об этих рисунках в летописях испанцев и легендах местных жителей, но, ничего не нашла. Райхэ поддерживала версию Козока о календарном предназначении гигантских линий и полос. В частности, она доказала, что крупнейшая геометрическая фигура на плато – прямоугольник – между 500 и 700 г.г. н.э. была ориентирована на ежегодные метеорные потоки Плеяд и, таким образом, предназначалась для массового их наблюдения.
Плато Хумана-Колорадо представляет собой “лунный ландшафт” камней и пыли, в котором, по впечатлениям Дж.Хоккинса, отсутствуют какие-либо четкие ориентиры. Поверхность пустыни не претерпевает заметных изменений ни вследствие эрозии, ни аккумуляции отложений. Подобный устойчивый режим мог существовать здесь тысячелетия – так пишется в геологическом отчете, который приводит Хоккинс. Если вы побываете в пустыне и расчистите какой-нибудь участок (что, кстати, сейчас строго запрещено), например, напишете большими буквами слово “Вася”, то ваша автограф будет виден и через тысячу лет! Так что остерегайтесь делать это, иначе ваши далекие потомки будут за вас краснеть!
2.Изображения на плато Наска
2.1.Техника исполнения.
Плато с рисунками и линиями покрыто слоем мощностью до 10 см неокатанных обломков (дресва и щебень) вулканических пород. По данным Дж.Хоккинса (“Кроме Стоунхеджа”, Москва: Мир, 1977) снизу эти обломки окрашены в красный цвет, что и породило название “Колорада”. Сверху же они покрыты тонким черным слоем окиси марганца и железа – “загара пустыни”.
Под слоем щебня залегает порода светло желтого цвета, представляющая собой смесь песка, глины и кальцита. Древние жители этих мест догадались, что если убрать верхний щебеночный слой и обнажить светлую породу, то очищенное пространство будет хорошо видно на местности. Очистка камней вдоль линий по представлению Дж.Хоккинса была несложной работой. Один член его экспедиции очищал один квадратный метр примерно за 3 минуты. Таким образом, рассуждает Хоккинс, на расчистку полосы длиной 10 км и шириной 15 см при такой скорости работы потребовалось бы 80 человеко-часов или один день для группы из 10-ти человек при 8-часовом рабочем дне.
2.2. Методика разметки линий
Как проводилась разметка линий? По этому поводу в книгах М.Рейхе и Дж.Хоккинса нет никакой информации. А вот в статье собственного корреспондента газеты “Труд” В.Кучерова “Чьи следы хранит Наска?” (“Труд” от 13 января 1985г.) приводятся интересные соображения по этому поводу.
При вскрытии захоронений в районе Наска, пишет Кучеров, был найден предмет под названием “тупу”, который фигурировал в каталогах всех перуанских музеев как “вешалка”. Внешне “тупу” напоминает глубокую тарелку эллиптической (скорее – круглой – К.Х.) формы, насаженную ребром на длинную ножку. Около места насадки во многих “тарелках” находятся одно или два отверстия. Выполнены тупу из тщательно отполированного металла: серебра, золота, меди или же их сплавов. Как предполагалось, продолжает Кучеров, на ножку нанизывались сотканные древними мастерами пончо, что и послужило основанием считать этот предмет вешалкой.. Но какие функции тогда выполняла сама тарелка, диаметр которой может достигать 50 см. И зачем было проделывать в ней отверстия?
Эдуардо Эррану, перуанский летчик, посвятивший себя изучению линий и фигур пустыни Наска, рассказал Кучерову следующее:
” Тупу сразу привлек мое внимание. Я отобрал несколько, и мы с товарищами провели серию экспериментов. Оказалось, что “тарелки” служат отличными рефлекторами! Если, скажем, держать тупу в руке или же воткнуть ножкой в землю и, глядя в отверстие, направить отраженный солнечный луч на другой такой же инструмент, тот “вспыхнет”. В пустыне нам удавалось подобным образом “установить связь” на расстоянии 15,20, 30 километров. Возможно, это не было рекордом для местных индейцев, обладавших, как известно, исключительно острым зрением. Пользуясь этим инструментом, нетрудно отметить на поверхности точки, чтобы затем провести многокилометровую линию. А если соответствующим образом расположить несколько тупу, то линия получится зигзагообразной, коих в пустыне начертано не мало. В пампе я обнаружил восемь рисунков, очень напоминающих тупу”.
Есть у этого инструмента, продолжает свой рассказ Кучеров, еще одна интересная особенность, открытая Эдуардо. Вогнутая его сторона дает одно характерное отражение солнечного луча (концентрированный свет – К.Х.), а выпуклая – совсем другой (рассеянный – К.Х.). Если первое условно принять за тире, а второе за точку, то посредством такой “азбуки Морзе” можно переговариваться на расстоянии в несколько километров. Словом, то, что считали “вешалкой”, оказалось не таким уж простым инструментом.
Итак, попытаемся себе представить, как с помощью тупу могла происходить разметка прямых линий на местности. Допустим, мы хотим зафиксировать место захода Солнца в день летнего солнцестояния – для южного полушария это будет 22 декабря. Мы выбрали место на плато, откуда пойдет линия, указывающая на точку захода Солнца в этот день. 3-4 наших помощника с шестами в руках распределились в намеченном направлении на расстоянии, скажем, пол-километра друг от друга. Как разметить линию?
Крутые склоны долины р. Инсения залиты серым цветом.
В момент, когда край Солнца коснется горизонта, мы направляем в его направлении с помощью тупу концентрированный свет, солнечный зайчик, таким образом, чтобы луч света касался поверхности пустыни. Наши помощники находят эту световую линию и втыкают в нее свои шесты. Все, линия размечена! Дальнейшие наши действия уже имеют место на следующий день: вооружившись большим количеством шестов, мы с помощью всех участников эксперимента провешиваем линию между “реперными” точками (которые мы обозначили вчера вечером), устанавливая шесты между ними уже с небольшим расстоянием друг от друга (25? 50? 100м?).
Возможен и другой вариант использования тупу: в момент касания Солнцем линии горизонта с помощью визирного отверстия “рефлектор” ориентируется в нужном направлении, а его ножка втыкается в грунт, фиксируя таким образом ориентацию инструмента на точку летнего солнцестояния. Провешивание же линий происходит уже на следующий день. “Оператор” тупу, глядя в визирное устройство, дает команды-отмашки своим помощникам (вправо, влево – так, как это делает топограф, глядя в теодолит и управляя положением топографической рейки). Когда несколько шестов будут выстроены на одной линии, тупу уже более не нужен, и дальнейшее провешивание линии происходит уже только с помощью шестов.
Когда все шесты будут выстроены на одной линии, нам понадобится веревка для того, чтобы растянуть ее между соседними шестами и определить таким образом местоположение линии на местности. Теперь принимаемся за создание линии на плато и начинаем выбирать щебень и гальку по обе стороны от веревки пока не появится светлая порода. Вероятно, что для этого удобно использовать инструмент типа мотыги, отгребая им в сторону щебень. Завершив работы на этом участке, натягиваем веревку между следующей парой шестов и т.д. Вероятно, можно обойтись и без веревки, заменив ее световым лучом все из того же тупу. Но для этого, несомненно, нужны предварительные эксперименты.
Такая методика создания протяженных линий на поверхности плато представляется вполне реальной. Кроме того, она не требует от древних создателей линий в пустыне Наска каких-то сверхъестественных знаний в области математики, как это утверждают многие очевидцы этих загадочных мест.
2.3. Методика разметки рисунков
Согласно М.Рейхе, насканские художники начинали свою работу с создания уменьшенного макета своих рисунков на небольшой площади. Неутомимая исследовательница пустыни обнаружила несколько таких “макетов” рядом с их гигантскими аналогами.
Выполнив “макет”, насканцы, скорей всего, делили его на несколько частей, которые при дальнейшем переносе на новый участок увеличивали до нужного размера. Существует предположение, что они использовали при этом метод рисования по клеткам. Однако исследователь пустыни Дж.Никкель пришел к другому выводу и применил способы, которые, по его мнению, вполне могли быть известны древним мастерам. Он провел следующий эксперимент.
Выбрав одну из самых больших фигур – кондора, он сделал на плато его уменьшенное изображение. Затем провел осевую линию от клюва до хвоста. Для каждой определенной точки рисунка достаточно было определить наиболее близкую точку на оси и измерить расстояние между этими двумя точками. Когда эта линия была проведена на земле, то при помощи координат удалось воспроизвести увеличенное изображение, используя подходящую единицу длины. Никкель выбрал ту, которой, по предположению Марии Рейхе, пользовались создатели гигантских рисунков – 322 миллиметра. Исследователь изготовил веревки, разделенные через этот интервал крашеными отметинами, с узлом через каждые 10 отметин.
Кроме веревок, все “вооружение” состояло из некоторого количества шестов и примитивной крестовины из двух деревянных реек. Этот инструмент позволял контролировать нахождение каждой определенной точки на линии, строго перпендикулярной к оси рисунка, когда они соединялись веревкой. Такой несложный прибор мог вполне быть на вооружении у древних насканцев.
Бригада экспериментаторов потратила не более 9 часов на то, чтобы провести осевую линию, затем отметить вехами 165 точек, позволяющих начертить силуэт кондора, и соединить их веревками. Рисунок был выполнен известью. После этого с самолета были сделаны фотосъемки и, в результате, выяснилось, что созданное изображение кондора не отличается от оригинала.
Что касается закругленных деталей рисунков, то их, вероятно, прочерчивали, прикрепив конец веревки к колышку и используя другой ее конец как ножку циркуля. Это подтверждается тем фактом, что в геометрическом центре кривых линий обнаружены либо остатки деревянных вех, либо следы отверстий, в которых эти вехи ранее находились. Вот такая ценная информация содержится в статье Мишеля Рузе “Доисторический космодром или древнее святилище?” (“За рубежом”, N3, 1984)
2.4.Тематика рисунков
Все рисунки, изображенные в пустыне, можно разделить на 4 группы: 1) рисунки известных нам животных; 2) геометрические рисунки; 3) рисунки непонятного содержания. 4) рисунки антропоморфных существ. Рисунки первых трех групп выполнены в одном стиле “непрерывной линии”, а все фигуры имеют отчетливо выраженные входы, которые могли использоваться в качестве тропинок для шествия групп людей, участвующих в ритуале.
Рисунки известных нам животных имеют наибольшее распространение по сравнению рисунками другой тематики. К ним относятся изображения паукообразной обезьяны (55 метров в длину), колибри (50м), ящерицы (180м), паука (46м)), птицы Гуано (280м), пеликана (285м), кондора, собаки, кита, пингвина, крокодила…
Древние “живописцы” хорошо знали фауну своего региона. Пожалуй, наиболее загадочным является изображение паука Рицинулея, репродуктивный орган которого находится на одной из его лапок. Учеными этот крошечный паучок,
размером всего несколько миллиметров, был обнаружен лишь в ХХ-ом веке в джунглях по другую сторону Анд. Там же в настоящее время обитает и паукообразная обезьяна. Что ж, в этом нет ничего таинственного – это говорит лишь о наблюдательности древних насканцев и о широте их территориальных интересов. Чтобы снять ореол загадочности, которым многие авторы публикаций о пустыне наделяют изображения животных, отметим самую главную закономерность: среди этих рисунков нет ни одного с изображением животного, которое отсутствовало бы в Южной Америке или в прилегающих к ней акваториях океана.Это обстоятельство, несомненно, свидетельствует об определенной узости сферы знаний древних насканцев и указывает на отсутствие у них каких-либо представлений о природе и фауне других континентов. Вот уж, если бы мы увидели изображения, допустим, жирафа, льва, слона или кенгуру, тогда было бы чему удивиться! Ан нет! Вся изображенная в пустыне фауна является сугубо местной! И уж конечно, это свидетельствует о том, что никакие инопланетяне не имеют к этим рисункам никакого отношения. В эту же группу рисунков следует отнести и два изображения флоры – цветка и дерева.
Геометрические рисунки. Несмотря на то, что древние обитатели этих мест не знали колеса (что дополнительно указывает на недостаточно высокий уровень их развития), в пустыне изображено несколько колесоподобных спиралей или концентрических кругов. Надо полагать, что они, как и остальные рисунки в пустыне, играли роль указателей определенных линий. Но об этом – позже.
Рисунки непонятного содержания. Некоторые рисунки не поддаются интерпретации. К ним относятся, например рисунок странного существа с двумя огромными руками, у одной из которых – 5 пальцев, а у другой – 4 (см. рис.14.6).
Рисунки антропоморфных существ, действительно, являются загадочными. Возможно, они навеяны какими-то контактами насканцев с таинственными
и для них, и для нас существами. Антропоморфных изображений сравнительно немного и они расположены преимущественно на склонах гор, окружающих плато Наска. Техника исполнения этих рисунков совсем другая – они изображены не одной непрерывной линией, как рисунки на плато. Видимо, не было необходимости использовать эту технику на крутой наклонной поверхности. Предназначались эти рисунки не для наблюдения сверху, а для зрителей, находящихся на поверхности плато.
Изображение справа (“человек в шляпе”) имеет высоту 20 метров.
2.5. Положение рисунков относительно линий
Внимательно рассмотрение карты плато Наска показывает, что многие рисунки “привязаны” к определенным линиям или полосам. Так, например, колибри, обезьяна, собака, крокодил, ящерица, цветок, несколько других птиц и изображений “привязаны” к соответствующей линии, как бы обозначая ее (рис. 9).
Ряд других рисунков – кондор, кит, спирали, некоторые птицы – находятся или на продолжении полос, или в непосредственной близости от них. Все это наводит на мысль о том, что одним из предназначений рисунков является “маркировка” линий и полос. Без такой “маркировки” создателям рисунков было бы трудно ориентироваться в огромном количестве проведенных ими линий, каждая из которых, надо полагать, выполняла свою функцию в этом огромном астрономическом календаре, будучи направленной на определенный космический объект во время его появления у линии горизонта. Соображения о том, какую дополнительную, но очень важную, функцию могли выполнять эти рисунки, будут высказаны ниже в процессе изложения моей гипотезы.
2.6. Возраст рисунков
Мария Рейхе занималась исследованием технологии разметки фигур с помощью веревки и колышков. Ею была сделана очень ценная находка – один разметочный деревянный колышек, который был в свое время забит в землю, да там и остался. В какое же это “свое время”? Радиоуглеродный анализ показал, что дерево было срублено в 525+-80 году н.э. (Я.Голованов “Великая тайна Наска”, “Комсомольская правда” от 10 января 1982г.). В своей книге Мария Рейхе высказывает свои соображения по поводу возраста рисунков в пустыне. Сравнив некоторые линии с местами восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, она пришла к выводу, что этот астрономический календарь был создан в период с 350 до 950 г.г., а местами – с 800 до 1400г.н.э.
3.Гипотезы
1.Космодром пришельцев
Линии могли быть построенными по указаниям с самолета…Линии проложены для того, чтобы показать “богам”: совершайте посадку здесь! Все приготовлено, как вы приказали! …Равнина Наска при наблюдении с воздуха однозначно наводит на мысль об аэродроме…
Эти идеи принадлежат немецкому путешественнику и писателю Эриху фон Дэникену и нашли свое отражение в его книге “Воспоминания о будущем” (1968), а затем – и в одноименном фильме, который обошел все кинотеатры мира. Лет 30 – 35 тому назад, затаив дыхание, смотрел его и автор этих строк.
Сейчас идеи Дэникена о связи плато Наска с “летающими тарелками” представляются мне уже достаточно наивными, хотя они и продолжают будоражить умы некоторых увлеченных уфологов. В качестве примера приведу только книгу Брюса Голдберга “Пришельцы из будущего. Теория и практика путешествий во времени” (Изд-во “Janus Book”, Москва, 1999). “Возможно, это космодром путешественников во времени, – пишет автор. – Один из моих пациентов утверждает, что хронавты подтверждают эту гипотезу. Ему сообщили, что линии на плато Наска были созданы хронавтами много тысячелетий назад при помощи антигравитационных летательных аппаратов того же типа, что и на строительстве египетских пирамид…”.
А вот, что по поводу этого сказала исследовательница пустыни Мария Рейхе корреспонденту газеты “Труд” В.Кучерову:
“Не беру на себя смелость утверждать, что “летающих тарелок” не существует….Сказать, что чего-то нет потому, что этого не может быть, проще всего. Точно так же проще всего списывать все, не поддающееся на данный момент объяснению, на пришельцев из космоса. Давайте попробуем не отрываться от земли. Истина порой лежит под ногами, надо только нагнуться. Так вот: космический корабль не опустился бы на здешнюю взлетно-посадочную полосу, не разрушив ее полностью. А, приземлившись, увяз бы и не смог подняться. Почва-то здесь рыхлая”.
Вопреки такой оценке, небольшие самолеты в пустыне все-таки могут приземляться, и при этом не вязнут (фото на рис.10).
Хорошо сказал Ярослав Голованов в выше цитированной статье:
“Пришельцы Дэникена – это, по сути, запрет, наложенный на поиск, капитуляция перед тайной. В самом деле, зачем работать, искать отгадки таинственных загадок человеческой истории, когда все можно свалить на инопланетян, как на господа Бога?!”.
3.2. Древние насканцы умели летать?
Существует ряд гипотез, согласно которым древние насканцы знали секреты воздухоплавания на воздушных шарах или планерах. Англичанин Джулиан Нот и американец Джим Вудмен в 1977 году даже соорудили воздушный шар и пролетели на нем над пустыней. Аэростат высотой в 20 метров был сооружен ими, якобы, на основании рисунков на древних керамических сосудах, которые были обнаружены археологами около перуанского города Паракас. А в качестве материала они использовали ткани, которые по своей структуре, плотности и прочности не отличались от найденных в древних захоронениях около пустыни Наска. Допустим, что эти смельчаки доказали, что древние насканцы знали секреты воздухоплавания на воздушных шарах. Но что это дает для понимания предназначения изображений в пустыне? Спрашивается, зачем воздухоплавателям, маршрут которых зависит только от направления ветра, нужны линии и рисунки на плато? Для того чтобы только на них посмотреть с высоты птичьего полета?
Что касается версии о полетах на планерах, то она вообще никакими данными не подтверждается – это предположение базируется лишь на предположении его автора – писателя В.А. Казакова (“Техника-Молодежи”, N12, 1978). Уж если бы у насканцев были бы такие летательные аппараты, то, надо полагать, они бы изобразили их на гигантском полотне пустыни или на керамических сосудах. Ничего похожего пока не обнаружено. Хотя, постойте… Что это за фигура изображена на рис.11? Официально она называется “попугай”, но почему ее крылья имеют такие правильные прямоугольные формы? Уж не летательный ли аппарат, действительно, здесь изображен?!
3.3. Чертежи взмывают в небо
А.Арефьев и Л.Фомин в статье “Баллада о космических “ушельцах” (Техника – Молодежи, N11, 1987) предложили свою “небольшую гипотезу” о предназначении гигантских рисунков в пустыне. Древние насканцы, считают они, заполняли канавку порохообразным веществом, богатым селитрой, которое они, якобы, умели приготовлять из птичьего гуано. Затем это вещество поджигалось, и дымный след, копирующий рисунок, взмывался вверх, откуда он был виден уже не сверху вниз, а снизу вверх (рис.14.12).
Не буду комментировать эту гипотезу. Отмечу только, что зиждется она на предположении о том, что древние насканцы могли знать секреты изготовления пороха или порохоподобного вещества, а таких данных как-будто нет.. В чем-то эта гипотеза перекликается с тем, что пришло в голову автору этих строк. Но об этом – ниже.
3.4. Некоторые другие гипотезы
Целый ряд гипотез настолько фантастичен и нереален, что не заслуживает серьезного рассмотрения. Так, например, некоторые “горячие головы” полагают, что рисунки и линии на плато Наска выполнены лазерным лучом из “летающей тарелки”. При этом “наши братья по разуму” не нашли ничего лучшего, как изобразить на плато местную фауну и флору!
Развивая эту “богатую” идею, один из питерских авторов даже опубликовал книгу, в которой он отстаивает свою новую и сенсационную версию: на плато с помощью пиктограмм прибывшие на нашу планету из далеких миров инопланетяне изобразили географическую карту Земного шара! Невольно возникает вопрос: почему бы им в этом случае не изобразить фауну, типичную для тех мест нашей планеты, местоположение которых якобы зашифровано в пустыне Наска?
3.5. Гипотеза автора
Давайте теперь вместе поразмышляем над следующими хорошо известными фактическими данными, которые должны иметь решающее значение для разгадки тайны пустыни
ФАКТ ПЕРВЫЙ. Линии рисунков-пиктограмм, выполненные путем снятия верхнего слоя грунта мощностью около 10 см, имеют ширину около 15 сантиметров.
ФАКТ ВТОРОЙ. Ритуальные мероприятия в пустыне Наска были каким-то образом связаны с использованием керамических сосудов, огромное количество черепков которых обнаружено рядом со всеми рисунками, а иногда и внутри линий. Сосуды имели явно ритуальный характер, поскольку обладали выпуклым дном и были предназначены для установки в рыхлом грунте, каким и является порода, обнаженная в результате снятия верхнего галечного слоя (рис.13). Такое предположение подтверждается и еще одним обстоятельством: диаметр сосудов – 15 сантиметров – удивительным образом совпадает с шириной линий рисунков-пиктограмм в пустыне. На территории Перу только древняя культура Наска имела сосуды с выпуклым дном, которые нельзя было использовать в быту из-за их неустойчивости и которые, скорей всего, изготавливались только для специальных ритуальных целей. По расчетам Дж.Хоккинса в пустыне Наска, на площади 150 квадратных километров некогда было расставлено 225000 таких сосудов.
На чаше, диаметром 15 см, изображена морда ягуара, одного из наиболее распространенных в Южной Америке символов солнечного божества.
ФАКТ ТРЕТИЙ. Все рисунки-пиктограммы на плато выполнены одним и тем же приемом “одной непрерывной линии”.
Базируясь на рассмотренных фактах, попытаемся логически их осмыслить.
Несомненно, напрашивается вывод, что сосуды для каких-то ритуальных целей расставлялись на линиях рисунков. Такой вывод был сделан еще все тем же Дж.Хоккинсом в упомянутой книге.
К этому можно добавить еще одно предположение: прием “одной линии” в изображении рисунков был продиктован необходимостью использовать их в качестве дорожек-тропинок, по которым процессия из нескольких сотен участников ритуала с сосудами в руках могла сначала беспрепятственно и “комфортно” передвигаться, а затем произвести расстановку сосудов на линии с одинаковыми, надо полагать, расстояниями между ними.
Несомненно, что для проведения загадочного ритуала существовала необходимость надежного закрепления сосудов в грунте, что и обусловило выпуклую форму их дна. Поскольку на территории древнего Перу только здесь, в пустыне Наска, изготавливались такие сосуды, можно заключить, что только здесь и было возможно проведение этого таинственного ритуала.
Естественно, логически возникает вопрос: могла ли иметь место необходимость в надежном закреплении сосудов в грунте в случае, если бы они были пустыми? Скорей всего, сосуды наполнялись какой-то жидкостью. Какой? И зачем?
Отвечая на эти вопросы, можно предположить, что в сосуды наливалась какая-то горючая жидкость, то есть сосуды выполняли роль светильников. Такой жидкостью могло быть или растительное (кукурузное) масло, или кукурузная водка “чичи” – ее производили местные жители и, в частности, захоранивали в кувшинах вместе с телами усопших (удивительно, как это название созвучно с грузинской виноградной водкой “чача”! Но это к делу не относится.).
Дальнейшее развитие этого предположения заставляет нас допустить, что ритуал в пустыне происходил в ночное время – был ли смысл зажигать огни под палящими лучами Солнца?
Наш известный уфолог Михаил Герштейн подсказал мне другую продуктивную идею: для того, чтобы сосуды выполняли функции отражателей света, вовсе не обязательно было наливать в них столь дорогостоящие и жизненно необходимые продукты, какими являются растительное масло и водка чичи. Достаточно было налить в них обычную воду, поверхность которой в лунные ночи прекрасно бы отражала лучи, исходящие от нашей вечной спутницы.
Несомненно, что светильники могли высвечивать одну, максимум две пиктограммы за один “сеанс” – в противном случае для проведения этой операции потребовалось бы участие многих тысяч человек. Так, по данным Хоккинса, общая длина линии, изображающей паука, составляет около 800 метров. Следовательно, при интервале расстановки сосудов на линии равном одному метру, понадобилось бы 800 участников ритуальной процессии.
Продолжим наши логические рассуждения. Если они до сих пор были правильными, то остается выяснить самый главный вопрос: с какой целью зажигались огни в пустыне в темное время суток? Кто мог воспользоваться зашифрованной информацией, которую содержала каждая пиктограмма? Ведь, по глубокому убеждению большинства исследователей пустыни Наска, ее огромные изображения можно увидеть только с воздуха. Неужели содержащаяся в них информация, действительно, предназначалась для наших “братьев по разуму”, как это считают некоторые уфологи?
Мне кажется, что представление предыдущих исследователей о возможности наблюдения гигантских изображений только сверху, и является их главной ошибкой! Теоретически существует и другая возможность наблюдений этих рисунков: увидеть их не сверху вниз, то есть с воздуха на земле, а снизу вверх – с земли в воздухе. Такая возможность допустима в том случае, если в пустыне Наска существуют или существовали ранее условия, благоприятные для возникновения миражей. Эти условия следующие: 1) отсутствие ветра; 2) сильное нагревание Солнцем слоев воздуха, находящихся в прямом соприкосновении с почвой; по этой причине эти слои нагреваются сильнее вышележащих и становятся менее плотными, температура воздуха к верху постепенно уменьшается, а плотность его увеличивается (в нормальных условиях все происходит наоборот); 3) ровная поверхность рельефа.
При соблюдении таких условий, миражи могут возникать не только в жарких пустынных областях, но даже в районах с умеренным климатом. Приведем только два примера.
Один из них описан К.Фламмарионом: ночные огни Парижа, как в зеркале, отражались на небе летом 1869 года (рис.14). В миражном изображении можно различить контур реки Сены, силуэты мостов и отблески огней города. Особенно четко видна планировка города, если перевернуть рисунок на 180о. “Луна светила ярко, – пишет Фламмарион, – хотя небо было покрыто легким туманом. В течение часа на этом тумане, как в зеркале, отражался в обратном виде весь Париж с его дворцами, памятниками, рекой и мостами. Освещенные розовато-серебрянным светом, они были в высшей степени эффектны…”.
Бывают верхние миражи и в наших краях, хотя здесь они так же редки, как и во Франции, и представляют собой аномальное явление. Вот, как описывает журналист Екатерина Леонова миражи, какие имели место над Петербургом и его окрестностями совсем недавно – жарким летом 1997 года:
“Знойный июль был под стать играм Доброй воли. На пляже в Комарово все сидели в воде, а не на берегу. Где-то в начале четвертого над прибрежной частью залива, не очень высоко в голубом небе образовался серый, слегка размытый круг. Отдыхающие застыли: что это? В круге, как в линзе, преломились купола далекого Исаакиевского собора. Под большим кругом сиял меньший по размеру, только вверх ногами, от которого отходили радужные лучи. Затем вся картина стала переливаться всеми цветами радуги и растаяла”.
Современная пустыня Наска прекрасно удовлетворяет всем условиям образования миража за исключением одного – здесь бывает очень ветрено. Вот что пишет по этому поводу петербурженка Наталья Черниговская, совершившая в 1999 году вместе с Эдуардом Ли путешествие по Южной Америке на машине от Венесуэлы до Огненной Земли и обратно: “…плато идеально плоское… и открыто всем ветрам, которые здесь не утихают. Но направление этих ветров такое, что плато не заносится песком, а естественным образом очищается от него…”.
Пока трудно понять, действительно ли ветры в пустыне Наска постоянно не утихают, как об этом пишет путешественница, или время ее пребывания в этих краях совпало с ветреной погодой? Однако и Дж. Хоккинс, посетивший эту пустыню в начале 70-ых годов, отмечает: “Горячий ветер уносил облако пыли, поднятое нашей машиной, к далеким фиолетово-черным горам…”.
Все это – дневные наблюдения. А как же ночью? Возможно, что в это время суток он затихает. В этом случае пустыня будет представлять собой место, над которым при соответствующих условиях могли образовываться ночные миражи.
В связи с этим, существует вполне вероятная возможность того, что древние жители района пустыни Наска знали о секрете ночных верхних миражей и создавали условия для их появления путем подсвечивания специально созданных для этого линий, а затем и рисунков-пиктограмм с помощью светильников или сосудов-отражателей.
Такой, искусственно созданный, мираж мог наблюдаться жителями окрестных мест за многие сотни километров от пустыни Наска и являться носителем какой-то, пока нам неясной, информации. Возможно, что эта информация позволяла наблюдателям ориентироваться в календарных датах, а, может быть, имела и другие предназначения. Возможный вариант нашей версии отражен на рис. 15.
Как проверить гипотезу миражей?
Во-первых нужны доказательства того, что керамические сосуды с выпуклым дном использовались в качестве светильников. Были ли эти светильники с фитилями или горючая смесь сама поджигалась в сосуде? Необходимо собрать коллекцию черепков от сосудов с тем, чтобы последующий анализ мог бы подтвердить или опровергнуть выдвинутый вариант источника миражей. Если же прав М.Герштейн, и светильники заполнялись просто водой, принесенной участниками ритуала из ближайшей речной долины, то тогда никакие анализы истину установить не помогут.
[one_half] [/one_half][one_half_last]Так, возможно, в результате размещения светильников или водяных отражателей лунного света вдоль линии, изображающей “попугая” с “самолетными крыльями”, выглядел верхний ночной мираж в пустыне Наска. Если источником света являлись водные отражатели лунного света, то Луна в этом случае должна была бы находится сзади нас, высоко над горизонтом. Лучи от восходящей или заходящей Луны падали на сосуды под косым углом и под таким же углом отражались от них, продуцируя на небе дальнее и сильно увеличенное миражное изображение, которое могло наблюдаться за многие сотни километров от пустыни и передавать окрестным жителям какую-то, неясную пока для нас, но важную для них информацию.
[/one_half_last]Во-вторых, необходимо провести “следственный эксперимент” в пустыне в ночное время и в безветренные дни с помощью огней автомашин или, например, гирлянд лампочек, протянутых от них. Появится ли их зеркальное отображение в ночном небе?
В третьих, необходимо собрать информацию у местных жителей и работников метеостанций – что они знают о миражах? Наблюдают ли они их по ночам?
Однако отрицательный ответ на последние два вопроса тоже не решит проблемы: ведь за минувшие столетия климатическая обстановка в районе пустыни Наска могла измениться, а условия для образования ночных миражей – исчезнуть.
Есть и другая возможная причина: ведь местные жители являются потомками инков, которые в середине первого тысячелетия завоевали территорию, где проживали древние создатели гигантских рисунков и линий; с уничтожением этого народа были потеряны и секреты создания феерических представлений.
* * *
Впервые вышеизложенная версия автора в тезисном варианте была опубликована в газете “Аномалия”, N9 за 1999 год, в статье “Наска – пустыня огненных миражей”. И вот, 1 июня 2000 года Михаил Герштейн сообщил мне, что в архиве газеты он обнаружил письмо, отправленное в 1993 году из г.Набережные Челны, Татарстан, Такиром Миннебаевым. В разных уголках планеты, пишет Такир, ночные миражи имеют широкое распространение. В Таллинне, например, в небе иногда можно видеть ночные огни Хельсинки. В степи и пустыне наблюдаются огни ночных городов. Вероятно, считает автор письма, что древние жители пустыни Наска зажигали огни вдоль линий или контуров гигантских рисунков. Эти огни, пишет автор, можно было видеть далеко за пределами пустыни. Нужно провести анализ почвы, предлагает Такир, с тем, чтобы проверить, нет ли вдоль этих линий продуктов возгорания. А в настоящее время, по его мнению, в пустыне Наска можно устраивать грандиозные шоу-представления, зажигая огни вдоль рисунков и наблюдая затем их гигантские изображения на небе.
К сожалению, письмо не было опубликовано, но, несмотря на это, как я тогда решил, именно Такира Миннебаева нужно считать первым исследователем, предложившим “миражную” версию для разгадки тайны пустыни Наска. Однако оказалось, что и Такир не был первым!
Еще через некоторое время все тот же неутомимый М. Герштейн нашел в журнале “Техника – Молодежи”, N8 за 1990г. маленькую аннотацию гипотезы инженера А.Ф. Лаптевой из г.Жуковский Московской области (ул. Гагарина 27 кв.30). Предполагается, – пишется в этой аннотации, – что рисунки пустыни Наска использовались жрецами ночью. Непрерывная, выдолбленная в камне канавка, с помощью которой выполнялся контур рисунка, заполнялась горючим веществом, вероятно, жидкостью. Та поджигалась, и на земле появлялся огненный рисунок. Причем, подливая ее в канавку, можно было поддерживать его горящим длительное время. Далее, и это было известно жрецам, в пустыне после захода Солнца создаются благоприятные условия для верхнего миража. Таким образом, наземный рисунок в виде огненного знамения мог быть виден в небе на большом расстоянии от плато. По мере того, как огонь “бежал” по контуру рисунка, в небе можно было наблюдать процесс начертания богом огненного символа, призывающего людей к соответствующим действиям.
С одной стороны, предположение о том, что какая-то горючая жидкость заливалась в канавки, а затем поджигалась, выглядит вполне реальным. Судите сами: нетрудно подсчитать, что для рисунка с общей длиной непрерывной линии 800 метров, шириной 0,15 м и глубиной 0,1 м понадобилось бы 0,15 х 0,10 х 800 = 12 кубических метров или приблизительно 12 тонн жидкости; если предположить, что “обслуживало” такой рисунок 800 человек (один – на погонный метр линии), то каждый из них должен был доставить в пустыню и вылить в борозду всего лишь по 15 кг горючей жидкости.
Однако мы должны отказаться от этого предположения не столько по причине настораживающей расточительности в расходовании дорогостоящих горючих материалов, каким являлись кукурузное масло или спирт, сколько из следующих соображений: стенки линий-канавок не смогли бы даже на секунду удержать самый минимальный уровень жидкости, поскольку последняя была бы моментально впитана высокопористой породой стенок – смесью щебня и гальки. Нет, скорей всего жидкость заливалась не в борозды, а именно в ритуальные чаши, обломки которых в столь огромном количестве покрывают поверхность пустыни.
Несмотря на такие расхождения с инженером А.Ф. Лаптевой, необходимо признать, что главная идея о возможности наблюдения рисунков в небе в результате миражного эффекта, впервые была высказана именно ею. А может быть кто-либо и до нее предлагал подобную версию ?
Скажу откровенно, я нисколько не расстроился оттого, что кто-то меня опередил. Наоборот, я обрадовался тому, что получил подтверждение правдоподобности своей гипотезы и что я не одинок в идеях, которые, возможно, наиболее близки к разгадке тайны пустыни Наска.
Заключение
Однако любая гипотеза имеет свои недостатки и свои противоречия. Посмотрите на рис.16, где 3 параллельных прямых линии соединяют два плато, взбираясь на одном из участков по крутому труднопроходимому склону. Предполагать, что на этом участке расставлялись сосуды-отражатели света, было бы крайне неостроумным, хотя мы и не располагаем информацией – имеются ли обломки сосудов рядом с этими линиями? Но скорей всего, что линии, в отличии от рисунков-пиктограмм, выполняли какие-то другие функции. Какие?
Наиболее правдоподобно, что они, как считала М. Рейхе, действительно, имели календарное предназначение, будучи ориентированными на положение Солнца, Луны, отдельных звезд и планет в определенное время года. Несмотря на то, что Дж. Хоккинс отрицает подобную их роль – факт остается фактом: некоторые линии, как это доказала М. Рейхе, ориентированы на восход Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, и этот факт заставляет искать астрономическое (календарное) предназначение и других линий. Такая трактовка облегчает нам понимание того обстоятельства, что некоторые линии, как это имеет место на рис. 16, на своем пути “преодолевают препятствия” и “ползут” вниз и вверх по склонам: если это были указатели на какие-то астрономические объекты, то совершенно очевидно, что они должны были максимально приближаться к горизонту – иначе наблюдателям было бы трудно совместить их направление с объектами на небосклоне. Интересно, конечно, было бы узнать, имеет ли рассмотренная тройная линия свое продолжение на плато, куда она “взобралась”?
Скорей всего, что в пустыне Наска огромные линии, с одной стороны, и гигантские рисунки, маркеры линий, с другой, имели различное предназначение: если первые помогали сориентироваться в календарных датах по положению на небе различных астрономических объектов, то вторые, согласно нашей гипотезе, методом искусственного верхнего миража могли информировать об этих датах население окрестных мест.
Рис.16. Три параллельные линии после пересечения сухой долины поднимаются вверх по крутому склону. Соединяя два плато, покрытых гигантскими рисунками, эти линии не являются тропами, по которым можно было бы забираться прямо вверх по склону. Для тропы было бы достаточно одной линии, в то время как мы на этой фотографии наблюдаем их три (при внимательном рассмотрении видно, что левая представляет собой двойную линию).
Из книги Марии Рейхе “Mystery on the desert. Nazca, Peru.”, 1996, с.37.
Добавить комментарий