Удалось-таки осуществить задуманное и, несмотря на существующие запреты, пронести в музей пару фотоаппаратов и мобильный телефон с камерой. Правда, один из фотоаппаратов тут же почему-то нагрелся (хотя аккумуляторы стояли правильно) и отказался работать, а на второй мало что удалось заснять, поскольку постоянно приходилось озираться, дабы не попасть на глаза полиции. Поэтому основные снимки сделаны все-таки с мобильника. Возможности агрегата существенно уступали возможностям фотоаппарата, да и освещение оставляло желать лучшего. Кроме того, мешали стекла витрин, которые отражали свет ламп…

В общем, не стреляйте в пианиста – уж какое получилось качество, такое и получилось…

1. Недопиленный саркофаг стоит около стены. Следами распила повернут как раз к стенке. Освещение практически нулевое (для техники), поэтому мало, что понятно из снимка. Но прорезь все-таки видна: на полутораметровом (по ширине) гранитном блоке – постепенно сужающаяся V-образная щель, которая указывает на ширину режущей кромки инструмента не более 3 мм!!!

Пропил идет по диагонали. Даже если использовалась не дисковая, а плоская пила, то ее длина для этого должна быть никак не менее 3-4 метров. А если учесть и форму пропила, то получается, что ширина полотна пилы должна быть что-то около полуметра (щель уходит в глубину на расстояние более 30 см), и иметь клиновидную форму. В итоге: просто-таки неимоверные нагрузки на режущий инструмент!..

2. Рядом там же – небольшой “столик” из известняка, в который вставлен диск из алебастра. Очень нетривиальная конструкция, одна часть которой как бы в масштабе повторяет другую…


3. Много саркофагов, где надписи нанесены поверх старых повреждений (а ведь датируются саркофаги именно по надписям), что указывает на более древнее происхождение самих “коробок”. На первом снимке: верхний ряд надписи идет по повреждению, которое даже не выравнивали перед нанесением иероглифов. На втором снимке: на округлой крышке видна каверна. Каверна подшлифована перед нанесением надписи, но достаточно небрежно. Третий снимок: на заднем плане – гранитный саркофаг больше человеческого роста, поврежденные части поверхности которого оштукатурены под цвет запыленного гранита. Надпись с именем какой-то принцессы заходит и на оштукатуренные места, что опять же говорит о повторном использовании гораздо более древней коробки (гранит перед нанесением штукатурки подвергся эрозии на весьма значительной площади).

4. Статуя из известняка с характерным отложением соли. Считается статуей Аменемхета III, “присвоенной” Псусеннесом I. На первом снимке (к сожалению, не очень четком): соль откладывалась на уже изготовленную статую. На правом бедре часть отложений скололась (более светлое пятно) и обнажился известняк. На втором снимке: трон с правой стороны статуи. Здесь уже более четко видно, что надпись нанесена уже поверх (!!!) солевых отложений. Причем местами отложения соли доходят до 2 миллиметров толщиной.

5. Занятная “коробочка” из гранита где-то метр на метр. Верхняя плоскость выполнена весьма небрежно. Но боковые грани сливаются в единые кривые при взгляде на них сбоку. Профилированная поверхность выполнена весьма и весьма точно. Глаз отклонений не видит.

6. Бумеранги из коллекции Тутанхамона (два нижних стенда). Для сравнения сверху – два натуральных австралийских бумеранга. У проходящего мимо англоязычного гида удалось подслушать такую байку: увидел тут недавно эти стенды любитель бумерангов из Австралии и сказал, что несколько из них могут выполнять сугубо ритуальную роль, но большинство – вполне функциональны и выполнены профессионально… Вот так. А египтологи считают, что египтяне в Австралии не были (см. стр. “Египетские иероглифы в Австралии” в разделе “Осколки” фотоархива).

7. Еще одна коллекция бумерангов (в другом зале и из другой эпохи).

Знаменитая Саккарская коллекция:

А. Нечто, похожее на наши CD-диски и по форме, и по размерам. Материал самый разный, но из меди всего пара штук, и те – не качественные. Остальное – из разных пород камня. Диски чуть увеличиваются по толщине к центру (кромка 1-1,5 мм). Очень симметрично. С явно центрированным аккуратным отверстием в центре. Теоретически, могли бы выполнять роль небольших дисковых пил. Но во-первых, здесь больше бы подошло не круглое, а квадратное отверстие (чтобы не проскакивал стержень, на который мог бы одеваться такой диск для вращения). И во-вторых, эффективность такой “фрезы” на скорости, достижимой при ручном приводе, чрезвычайно низка. Гораздо более целесообразно было бы использование таких дисков в качестве фрезы при машинном приводе (при большой скорости вращения).

На стенде с дисками есть фотография, на которой зафиксирован момент их находки. Там они лежат рядом с… деревянными стрелами.

В. Пара полупрозрачных тарелок, которые кажутся отштампованными из пластмассы (белые части – гипс реставраторов).

С. Знаменитая “лопасть”, снятая для пополнения интернетной коллекции ее снимков.

D. Тор (или бублик), разрезанный вдоль. Материал – аспидный сланец. Диаметр порядка 30 см. На внутреннем радиусе в одном месте видны остатки какого-то “лепестка” (, не приклеенного, а составляющего с полутором единое целое!!!). Что это была за конструкция, и зачем была нужна – загадка…

На фоне полубублика, конечно, меркнет тарелка рядом. А зря…

Е. Сосуды-“лампочки”. К сожалению, на снимках не видно, что выполнены эти каменные емкости (размером всего 5-6 см) с такой точностью, что их стенки эквидистантны (т.е. имеют везде одинаковую толщину), что видно при визуальном осмотре разбитых сосудов. Просто поразительное мастерство исполнения!.. Каким инструментом можно было добиться такого результата – не понятно.

F. Четыре чаши в одной – монолитная алебастровая конструкция.


G. Два “воздуховода” (именно на это больше всего похожи эти емкости из алебастра, имеющие, правда, сплошное дно). К сожалению, снимки получились не очень удачные, и практически не видно, что внутренние углы между внешним цилиндром и “крестом”, как и на самом “кресе” – просто идеальные.

Н. Другие сосуды из Саккарской коллекции. Можно заметить высочайшее качество исполнения не только сугубо по визуальным оценкам: даже те, у которых минимальная площадь опоры, стоят совершенно ровно, т.е. прекрасно сбалансированы. Вся Саккарская коллекция датируется историками периодом I-II династий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: