Удалось-таки осуществить задуманное и, несмотря на существующие запреты, пронести в музей пару фотоаппаратов и мобильный телефон с камерой. Правда, один из фотоаппаратов тут же почему-то нагрелся (хотя аккумуляторы стояли правильно) и отказался работать, а на второй мало что удалось заснять, поскольку постоянно приходилось озираться, дабы не попасть на глаза полиции. Поэтому основные снимки сделаны все-таки с мобильника. Возможности агрегата существенно уступали возможностям фотоаппарата, да и освещение оставляло желать лучшего. Кроме того, мешали стекла витрин, которые отражали свет ламп…

В общем, не стреляйте в пианиста – уж какое получилось качество, такое и получилось…

1. Недопиленный саркофаг стоит около стены. Следами распила повернут как раз к стенке. Освещение практически нулевое (для техники), поэтому мало, что понятно из снимка. Но прорезь все-таки видна: на полутораметровом (по ширине) гранитном блоке – постепенно сужающаяся V-образная щель, которая указывает на ширину режущей кромки инструмента не более 3 мм!!!

Пропил идет по диагонали. Даже если использовалась не дисковая, а плоская пила, то ее длина для этого должна быть никак не менее 3-4 метров. А если учесть и форму пропила, то получается, что ширина полотна пилы должна быть что-то около полуметра (щель уходит в глубину на расстояние более 30 см), и иметь клиновидную форму. В итоге: просто-таки неимоверные нагрузки на режущий инструмент!..

2. Рядом там же – небольшой “столик” из известняка, в который вставлен диск из алебастра. Очень нетривиальная конструкция, одна часть которой как бы в масштабе повторяет другую…


3. Много саркофагов, где надписи нанесены поверх старых повреждений (а ведь датируются саркофаги именно по надписям), что указывает на более древнее происхождение самих “коробок”. На первом снимке: верхний ряд надписи идет по повреждению, которое даже не выравнивали перед нанесением иероглифов. На втором снимке: на округлой крышке видна каверна. Каверна подшлифована перед нанесением надписи, но достаточно небрежно. Третий снимок: на заднем плане – гранитный саркофаг больше человеческого роста, поврежденные части поверхности которого оштукатурены под цвет запыленного гранита. Надпись с именем какой-то принцессы заходит и на оштукатуренные места, что опять же говорит о повторном использовании гораздо более древней коробки (гранит перед нанесением штукатурки подвергся эрозии на весьма значительной площади).

4. Статуя из известняка с характерным отложением соли. Считается статуей Аменемхета III, “присвоенной” Псусеннесом I. На первом снимке (к сожалению, не очень четком): соль откладывалась на уже изготовленную статую. На правом бедре часть отложений скололась (более светлое пятно) и обнажился известняк. На втором снимке: трон с правой стороны статуи. Здесь уже более четко видно, что надпись нанесена уже поверх (!!!) солевых отложений. Причем местами отложения соли доходят до 2 миллиметров толщиной.

5. Занятная “коробочка” из гранита где-то метр на метр. Верхняя плоскость выполнена весьма небрежно. Но боковые грани сливаются в единые кривые при взгляде на них сбоку. Профилированная поверхность выполнена весьма и весьма точно. Глаз отклонений не видит.

6. Бумеранги из коллекции Тутанхамона (два нижних стенда). Для сравнения сверху – два натуральных австралийских бумеранга. У проходящего мимо англоязычного гида удалось подслушать такую байку: увидел тут недавно эти стенды любитель бумерангов из Австралии и сказал, что несколько из них могут выполнять сугубо ритуальную роль, но большинство – вполне функциональны и выполнены профессионально… Вот так. А египтологи считают, что египтяне в Австралии не были (см. стр. “Египетские иероглифы в Австралии” в разделе “Осколки” фотоархива).

7. Еще одна коллекция бумерангов (в другом зале и из другой эпохи).

Знаменитая Саккарская коллекция:

А. Нечто, похожее на наши CD-диски и по форме, и по размерам. Материал самый разный, но из меди всего пара штук, и те – не качественные. Остальное – из разных пород камня. Диски чуть увеличиваются по толщине к центру (кромка 1-1,5 мм). Очень симметрично. С явно центрированным аккуратным отверстием в центре. Теоретически, могли бы выполнять роль небольших дисковых пил. Но во-первых, здесь больше бы подошло не круглое, а квадратное отверстие (чтобы не проскакивал стержень, на который мог бы одеваться такой диск для вращения). И во-вторых, эффективность такой “фрезы” на скорости, достижимой при ручном приводе, чрезвычайно низка. Гораздо более целесообразно было бы использование таких дисков в качестве фрезы при машинном приводе (при большой скорости вращения).

На стенде с дисками есть фотография, на которой зафиксирован момент их находки. Там они лежат рядом с… деревянными стрелами.

В. Пара полупрозрачных тарелок, которые кажутся отштампованными из пластмассы (белые части – гипс реставраторов).

С. Знаменитая “лопасть”, снятая для пополнения интернетной коллекции ее снимков.

D. Тор (или бублик), разрезанный вдоль. Материал – аспидный сланец. Диаметр порядка 30 см. На внутреннем радиусе в одном месте видны остатки какого-то “лепестка” (, не приклеенного, а составляющего с полутором единое целое!!!). Что это была за конструкция, и зачем была нужна – загадка…

На фоне полубублика, конечно, меркнет тарелка рядом. А зря…

Е. Сосуды-“лампочки”. К сожалению, на снимках не видно, что выполнены эти каменные емкости (размером всего 5-6 см) с такой точностью, что их стенки эквидистантны (т.е. имеют везде одинаковую толщину), что видно при визуальном осмотре разбитых сосудов. Просто поразительное мастерство исполнения!.. Каким инструментом можно было добиться такого результата – не понятно.

F. Четыре чаши в одной – монолитная алебастровая конструкция.


G. Два “воздуховода” (именно на это больше всего похожи эти емкости из алебастра, имеющие, правда, сплошное дно). К сожалению, снимки получились не очень удачные, и практически не видно, что внутренние углы между внешним цилиндром и “крестом”, как и на самом “кресе” – просто идеальные.

Н. Другие сосуды из Саккарской коллекции. Можно заметить высочайшее качество исполнения не только сугубо по визуальным оценкам: даже те, у которых минимальная площадь опоры, стоят совершенно ровно, т.е. прекрасно сбалансированы. Вся Саккарская коллекция датируется историками периодом I-II династий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: