Майя пользовались двумя календарями. В первом год состоял всегда из 260 дней и назывался “тцолкин”, а во втором “нечетный год” состоял из 365 дней. Из наличия двух циклов (“тцолкина” и “нечетного года”) вытекало то обстоятельство, что каждый день имел два наименования, например, 3 акбал, 4 куму. Поскольку оба цикла были разной длины, ни одна специфическая двойная комбинация названий дня не повторялась в течение 52-х “нечетных” лет и 73-х лет “тцолкин” (52х365=18980=73х260). Такой период времени обычно именовался “Ацтекским веком” или “Календарным кругом”.
Но при том, что эта календарная система была вполне адекватной своим целям, она имела и ограничения. Майя, чтобы справиться с этими трудностями, разработали еще одну систему счета времени под названием Длительный счет. Немецкий исследователь Ферстеман установил, что их счет времени основывался не на десятичной, как у нас сейчас, а на двадцатеричной системе (см. рис. справа). С небольшими вариациями, они считали время в “кинах”, “уиналах”, “тунах” и т.д… Принцип ее выглядел так: 20 кинов-дней = 1 уиналу (20-дневный месяц), 18 уиналов = 1 туну (360-дневный год), 20 тунов = 1 катуну (7200 дней), 20 катунов = 1 бактуну (144000 дней).
При помощи Длительного счета майя вели также особый счет дня. На стелах и других памятниках даты майя были записаны двумя колонками иероглифов, читаемых слева направо и сверху вниз (см. рис. слева). Вся серия начиналась с вводного иероглифа и часто кончалась датой, имевшей отношение к лунному циклу и упоминанию того из Девяти повелителей Ночи, который правил в это время. А между ними были даты, выражавшиеся в бактунах, катунах, тунах, и т.д., плюс соответствующие даты по “тцолкину” (260 дней) и “хаабу” (365 дней). Например: вводный иероглиф, 8 бактунов, 14 катунов, 3 туна, 1 уинал, 12 кинов, 1 эб, 0 якхин.
Ферстеман также установил, что начало большого календарного цикла у майя приходилось на 4 ахау, 8 куму не одну тысячу лет назад. И вот тут мы сталкиваемся с не первой, но и отнюдь не последней загадкой календаря майя: почему, собственно, начало большого цикла приходится именно на указанную дату, а не на первый день нулевого месяца (месяцы у майя именно с нулевого)?.. Ведь естественнее “начинать с начала”, а не с какой-то “нелогичной” даты… К какому именно событию относится данное начало календаря?.. Для этого прежде, чем строить какие-либо предположения, конечно, нужно определить точно дату начала календаря майя в соотнесении с привычным нам григорианским календарем. Но даже в этом различные исследователи не могут пока сойтись: на текущий момент существует несколько версий, расходящихся между собой на десятки и даже сотни тысяч лет…
Вполне возможно, что эта дата имеет какое-то отношение к таинственному 260-дневному календарю. “Тцолкин” – очень древний календарь и восходит к незапамятным временам. Некоторые племена майя в отдаленных районах страны и теперь пользуются им в ритуальных и магических целях. И еще более важную роль он играл ранее.
Скажем, Таблицы Дрезденского кодекса (см. рис. справа) должны были дать жрецам не только информацию о будущих затмениях, но и о том, как соотнести их с 260-дневным календарем “тцолкин”. Говоря кратко, они составляли свои таблицы из расчета на 11958 дней, что почти точно соответствует 46 года “тцолкин” (11960 дней). Это полностью соответствует 405 лунным месяцам (также 11960 дням). Авторами таблиц были также составлены дополнения, корректирующие их основные данные, что обеспечивало их точность до одного дня в течение 4500 лет. Это – удивительное достижение.
Однако гораздо более удивительна система, лежащая в основе этого календаря. “Тцолкин” основан на сочетании 20 наименований месяцев с цифрами от 1 до 13. Но счет ведется не последовательно, как в нашем григорианском календаре с месяцами в 30 и 31 день. Здесь основа совсем иная. Чтобы понять это, попытаемся представить, что, например, каждой цифре соответствует название определенного месяца. Мы, как обычно, начинаем с 1 января, но потом вместо 2 января должно идти 2 февраля, потом – 3 марта, и так до 12 декабря, а потом – 13 января. Полный цикл, в таком случае, составит 156 дней (12х13), после чего счет начнется снова, как бы с 1 января. Последним днем из 260 будет, таким образом, 13 ахау, после чего в следующем цикле снова будет первым Имикс. Таким образом, каждый цикл представляет собой полный круг.
Понять подобную систему счета гораздо проще, если представить ее в виде, показанном на рис. слева: вращение двух сцепленных зубчатых колес как раз и дает данную последовательность смены календарных дней. Но… Майя не знали колеса!!! И возникает вопрос: каким таким образом культура, не знающая колеса, создала календарь, основанный на том самом незнакомом ей колесе?!.
(Справедливости ради следует отметить, что “незнание” индейцами колеса представляет еще одну загадку. Полное отсутствие практического использования колеса сочетается… с детскими игрушками на колесах!.. См. рис. справа)
Добавим еще одну деталь. Цикл в 260 дней не имеет в земных условиях никакого практического смысла, как не имеет практического смысла сам календарь с 13 днями и 20 месяцами, обозначенных к тому же названиями и символами, не имеющими к окружающей нас действительности никакого отношения (каждый месяц обозначался соответствующим богом, – см. рис. слева). Зачем же изобретать столь странный цикл и вводить его в основу довольно громоздкого календарного счета?..
Все “встает на свои места” лишь в одном случае: календарь дан майя (или, скорее всего, еще их предшественникам) извне некими “богами”, которые были знакомы с колесом, и для которых цикл в 260 дней имел какое-то практическое значение. “Богами”, которые были столь образованы, что смогли не только очень точно вычислить земной год, но и адаптировать его “неудобную” продолжительность (около 365,25 дней) к системе целочисленного счета без потери точности (а ведь это требует не только высоких астрономических, но и математических знаний, в обладании коими майя замечены не были).
Данная версия происхождения календаря вполне объясняет и почтительное отношение майя к нему, и использование в ритуальных и магических целях…
Добавить комментарий