Летом температура воздуха колеблется от 30 до 50 градусов в тени. Дождя не бывает на протяжении восьми месяцев. К концу сухого сезона реки превращаются в узкие ленточки воды. Затем приходит зима – днем неярко светит солнце, ночью холодно. Время от времени налетают ураганные ливни, но и они не сильно помогают – реки не наполняются водой до самой весны.
Разлив начинается в Междуречье в марте-апреле, когда в горах Загроса и Тавра тает снег и обильно идут дожди. Первым разливается Тигр, на две недели позже – Евфрат. При этом наибольший паводок на этих реках приходится на период созревания основной части зерновых культур, и поэтому нормальный цикл земледельческих работ возможен здесь лишь в том случае, если речная вода будет своевременно отведена в каналы и бассейны, где ее сохранят для полива полей после осеннего сева.
«Поздний разлив усиливал засоление почв из-за большого испарения воды при все повышающейся температуре. Засоленность полей снижала урожаи, и по прошествии какого-то отрезка времени (длительность его могла колебаться) приходилось начинать освоение новых земель, что в свою очередь вело к перераспределению населения. Существовала еще одна особенность в характере этих рек, связанная со стремительностью и поздним временем их разливов: ил, который они несли, был значительно менее плодороден, чем нильский, поэтому его нельзя было тут же отправлять на поля. Кроме того, он засорял каналы, которые несли воду во внутренние части страны; он также снижал мощность потока воды. Каналы приходилось очищать или заменять новыми» (В.Гуляев «Шумер, Вавилон, Ассирия: 5000 лет истории»).
Еще сложнее были условия в районе низовьев рек. В болотистые лагуны и озера Южного Междуречья приливы Персидского залива и муссонные ветры заносили горько-соленую воду, а тростниковые заросли кишели дикими зверями и мириадами комаров.
Известный ассириолог Михаил Никольский так писал об этом регионе сто лет назад:
«…трудно найти более неприветливую страну. Если мы приедем туда осенью или зимой, то увидим голые песчаные пустыни, чередующиеся с обширными болотами. Ни в пустыне, ни на болоте жить нельзя, и бедные деревушки местных арабов расположились в немногих удобных местах жалкими крошечными островками. В песчаных местах нет жизни; там воет юго-западный ветер, несущий тучи песка из соседней Аравии, насыпает холмы и дюны, в которых вязнет нога; на такой почве может расти только низкий колючий бурьян, по ночам оглашаемый воем голодных шакалов и гиен. Над болотами поднимаются испарения, но около них все-таки больше жизни. Вьются стаи птиц, зеленеет тростник, а в прилегающих к болотам более или менее увлажненных местах растут небольшие рощицы финиковых пальм. Только шесть недель, в ноябре и декабре, идут дожди, местами отвоевывая поле у пустыни. Не менее печален вид Сеннара (старое название Южного Междуречья) весной и летом, когда начинается пора изнурительной жары. Как осенью и зимой страна представляет собой песчаную пустыню, так весной и летом она является водяной пустыней. В начале марта быстро разливается Тигр, в середине марта начинает медленно разливаться Евфрат. В апреле воды разлившихся рек сливаются, и страна превращается в одно сплошное озеро…»
Так что без проведения масштабных ирригационных работ, направленных на укрощение стихии речных паводков, земледелие здесь было вообще невозможно.
Вдобавок, Южное Междуречье было практически лишено почти всех важных для человека природных ресурсов – строительного леса, камня и металлов. Единственным «богатством» региона были глина, тростник и жидкий асфальт (битум). Однако именно здесь (что само по себе уже довольно странно и неестественно) возникает шумерская цивилизация, которая долгое время считалась самой первой и самой древней цивилизацией на планете.
Возникнуть и существовать она смогла лишь за счет создания мощнейшей ирригационной системы с многочисленными каналами и дамбами. При этом система ирригации, созданная еще в глубокой древности, оказалась настолько совершенной и эффективной, что смогла поддерживать успешное земледелие и развитие этого региона на протяжении нескольких тысяч лет!..
«До той поры, пока оросительные каналы на этой территории содержались в хорошем состоянии, ни одна война и ни одно вторжение завоевателей не смогли уничтожить плодородной земли. Разумная система каналов, распределяющая воды Тигра и Евфрата по широким просторам, являлась главным и единственным источником благосостояния Месопотамии. Люди не помнили, кто соорудил так умно и заботливо эти каналы. Никто даже не догадывался, что строители их жили за несколько тысячелетий до нашей эры в библейских городах Уре, Вавилоне и Ниневии. В Месопотамии сменялись правители, народы, культуры. После шумеров, аккадцев, ассирийцев и халдеев пришли сюда персы, потом – греки, а сельское население продолжало жить своей собственной жизнью, улучшая каналы и собирая урожаи… И только целый ряд грабительских нашествий монголов во главе с Хулагу и Тамерланом превратили страну в пепелище. Была разрушена система каналов, и земля, лишенная живительной влаги, перестала родить, высохла и потрескалась под палящими лучами солнца и, наконец, превратилась в море летучей пыли… Цветущий край стал пустыней с загадочными курганами; по их безбрежным степям бродили кочевые племена. С тех пор на многие века люди забыли о существовании древней Месопотамии» (З.Косидовский)
Эта ирригационная система стала той основой, на которой к началу III тысячелетия до нашей эры в Южном Междуречье сформировалось около полутора десятков автономных городов-государств, или «номов». Города были неразрывно связаны с сетью каналов и вырастали на месте первоначальных земледельческих поселений, которые концентрировались на отдельных осушенных и орошаемых площадях, отвоеванных от болот и пустынь.
Города образовывались путем сселения жителей покидаемых деревень в центр. Однако до полного переселения всей округи в один город дело чаще всего не доходило, так как жители такого города не могли бы обрабатывать поля на большом расстоянии от города, и уже освоенную землю, лежащую за этими пределами, пришлось бы бросать. Поэтому в одной округе обычно возникало три-четыре или более связанных между собой города, но один из них всегда был главным – здесь располагались центр общих культов и администрация всей округи. Этот город и был центром нома.
Каждый ном еще до концентрации населения в городах создавал собственный магистральный канал. И каждый ном существовал как экономическая или политическая единица до тех пор, пока этот канал поддерживался.
Уже к началу III тысячелетия в Междуречье возникли следующие номы:
- Ном в долине реки Диялы с центром в городе Эшнунна и с храмом бога Тишпака.
- Ном Сиппар на Евфрате с храмом солнечного бога Уту.
- Ном Куту с храмом бога загробного мира Нергала.
- Ном Киш на Евфрате с храмом бога-воителя Забабы.
- Ном с центром в городе, шумерское название которого до нас не дошло (арабское название Абу-Салябих).
- Ном Ниппур в верхней части отрезка Евфрата с храмом Энлиля.
- Ном Шуруппак (современная Фара) с храмом бога Шуруппака – также на Евфрате.
- Ном Урук с храмом Ана и Инанны.
- Ном Ур в дельте Евфрата с храмом лунного бога Нанны. В этот же ном, вероятно, входил и город Эреду с храмом Энки. Уже к началу III тысячелетия Эреду был покинут своими жителями, перебравшимися в соседние города Урук и Ур. Причиной миграции послужило заболачивание и заиливание устья рек после отхода вод Персидского залива от своей прежней линии, в результате чего земледелие стало невозможно.
- Ном Адаб с храмом богини-матери Дингирмах.
- Ном Умма с храмом бога Шары.
- Ном Ларак на русле канала между Тигром и каналом И-нина-гена с храмом бога Пабильсага.
- Ном Лагаш на канале И-нина-гена, с четырьмя городами и главным храмом бога-воителя Нингирсу.
- Ном Акшак предположительно на Тигре напротив впадения в него реки Диялы.
Именно эта неразрывная связь городов-государств Междуречья с системой каналов легла в основу ранее упоминавшей ирригационной теории Виттфогеля, который в своей работе «Восточный деспотизм» напрямую увязал появление сложных ирригационных систем с наличием сильной центральной власти, обеспечивающей необходимую для строительства и содержания каналов мобилизацию и организацию рабочей силы. Согласно Виттфогелю, ирригация Междуречья была ключевым фактором развития ее городской цивилизации.
Появление в столь трудном для земледелия Междуречье шумерской цивилизации, которая просто не могла существовать без весьма сложной и развитой ирригационной системы, до сих пор представляет загадку для историков. Мощные перемены в этом регионе на рубеже IV-III тысячелетий происходили столь стремительно, что их можно сравнить с цивилизационной революцией. За считанные столетия на юге месопотамской равнины свершился подлинный переворот – была создана масштабная ирригационная система, произошло переселение людей из деревень в города, зародились новые формы керамики, появилась письменность и цилиндрические каменные печати.
Это привело к появлению теории, что стремительность перемен в Междуречье обуславливалась неким внешним воздействием, и здесь не обошлось без влияния каких-то чужеземцев. Но эта теория (в отличие от нас) не учитывала реальности цивилизации богов и ее влияния на людей в качестве внешней силы, а посему для нее такой внешней силой могли быть лишь какие-то мигранты с другой территории. Вследствие этого в данной теории шумеры считаются пришлым народом, который предварительно в течение длительного времени разработал технологии ирригационного земледелия и различных ремесел где-то на своей далекой родине в другом регионе, а затем уже пришел в Междуречье, где и применил эти свои навыки.
Но вот беда – как ни стараются сторонники гипотезы шумеров-иммигрантов, исследователям никак не удается найти их гипотетическую прародину ни в ближайших, ни в отдаленных окрестностях. И этот отрицательный результат добавляет оптимизма тем историкам, которые (придерживаясь диалектико-материалистического подхода) старательно пытаются отыскать признаки медленного и постепенного развития местных культур, возводимых при этом в ранг создателей шумерской цивилизации.
Забавно, что в качестве основного аргумента в пользу своей позиции сторонники диалектико-материалистической теории используют… все тот же факт создания огромной и сложной сети оросительных каналов в Междуречье, который явно указывает на наличие довольно сильной центральной власти, способной мобилизовать большие трудовые ресурсы на подобное строительство. Только в представлении этих историков эта сильная центральная власть (а следовательно, и соответствующая структура общества) существовала здесь задолго до возникновения шумерской цивилизации – еще в IV тысячелетии до нашей эры. При этом все просто сводится к декларированию тезиса о медленном и постепенном развитии древнего общества Междуречья лишь потому, что «иначе и быть не может»…
Однако с фактологическим обоснованием медленного и постепенного формирования шумерской цивилизации у сторонников этой позиции тоже никак не задается. Вместо описания фактов, которые действительно указывали бы именно на такой путь этой цивилизации, тексты историков изобилуют голословными утверждениями, что что-то якобы «убедительно доказано», ссылками на мнение различных «авторитетов», а также рассуждениями о том, что является «более разумным» из различных теорий. В результате все гораздо больше похоже на простые заклинания с призывами поверить в диалектико-материалистическую теорию.
Так, скажем, основным кандидатом на «предшественника и родоначальника» шумерской цивилизации называют убейдскую культуру, следы которой обнаруживаются в данном регионе в культурных отложениях периода с середины V до середины IV тысячелетия до нашей эры. При этом в качестве аргументов о якобы преемственности шумерской и убейдской культуры упоминается наличие определенного сходства между ними в архитектуре, стиле керамики, некоторых видах ремесленной деятельности и религиозных верований. При этом не приводится никаких свидетельств, которые бы указывали на наличие в убейдской культуре признаков сколь-нибудь масштабных ирригационных работ, строительства монументальных храмов, складывающейся централизованной системы власти и формирующейся письменности – то есть как раз всего того, что характеризует шумерскую цивилизацию.
Но разве сходство стиля керамики или даже архитектуры отрицает возможность «внешнего толчка», то есть воздействия извне?.. Вовсе нет. Никакая культура при воздействии извне не исчезает целиком и полностью – какая-то часть старых традиций неизбежно сохраняется длительное время после даже самых мощных преобразований .
Не является аргументом в пользу происхождения шумерской цивилизации от убейдской культуры и то, что некоторые шумерские города выстроены на месте убейдских поселений. Так, например, ранее уже упоминалось о том, что некоторые города Индской цивилизации возводились на месте более ранних поселений, но это же отменяет факта резкого цивилизационного скачка под воздействием извне.
(Точно так же многие современные города, скажем, в Мексике, построены на месте древних поселений индейских культур, но мы же не будем считать именно индейские культуры родоначальницами современной цивилизации на территории Мексики, хотя и ныне в мексиканских городах можно найти керамику с индейскими мотивами в росписи.)
Кто нибудь проводил измерения КНЧ Шумов в диапазоне от 0 до 40 Гц в непосредственной близости от Великой пирамиды Гизы? Если да, то что показывают приборы?
Все написано стройно и красиво. Но на счет жертвоприношений автор немного преувиеличивает. Гд факты человеческих жертвоприношений в Индии, Междуречье и Египте в том их масштабе который существовал в Южной Америке?
А какие символы были на клавиатурах древних египтян!
Отношу себя к поклонникам Андрея Склярова. Вижу в нём настоящего учёного, энциклопедически образованного и очень простого в общении.
Эта книга о древних цивилизациях мне очень понравилась. И дело совсем не в том, верю я или не верю в инопланетян. Каждый приведенный факт рассматривается Скляровым с разных сторон. Приводится классическая точка зрения и объясняется в чём её недостатки и где противоречия. Космическая версия богов кажется более соответствующей фактам.
Но окончание книги не убеждает. Как пишет Андрей Юрьевич богам нужна была смерть людей. Поэтому были организованы массовые человеческие жертвоприношения. Здесь нужны бы были факты. Типа шумеры приносили такие жертвы в таком-то кол-ве. Но ни здесь, ни в главе о шумерах нет ни слова об этом. Или индская цивилизация, или египетская. Ни слова. На ум всегда приходит одно и тоже, ацтеки (массовое истребление людей) и финикийцы со своим Ваалом (в единичном кол-ве). Ещё где-то читал, что в Древнем Египетском царстве приносились человеческие жертвы, но очень недолго, 1-2 фараона, а потом они отошли от этого. Да, жертвы животных были всегда и были многочисленными. Но людей?
Читатели же не специалисты, и я в том числе. Нам надо «разжевать и в рот положить» :- ))
Спасибо за книгу!
Спасибо за отзыв!
Про человеческие жертвоприношения и, собственно, человеческие эмоции, как «продукт» в данной книге написано достаточно сжато. Чтобы понять, нужно осилить «Физику духа» (или, что лучше сделать сначала, посмотреть 2 доклада Андрея на эту тему на израильском семинаре)
интересно, почему на вашей карте я не нашел несколько объектов, которые по грандиозности строений и уникальности технологий стоят в первой пятерке подобных артефактов?
Yangshan, Longyou Grottoes, Sygiria
Потому что объекты привязаны к экспедициям, то есть, к практическим исследованиям. В апреле была экспедиция в Китай, информация по двум первым объектам скоро появится. По Сигирии – это весьма спорный объект в части наличия там древних высоких технологий. Тем не менее, один из участников проекта там был, когда напишет отчет о поездке, и этот объект будет нанесен на карту
спасибо
я бы не сказал , что он спорный и могу для вас прислать фото объекта, где технологии налицо.. а вот по объектам израиля я не согласен с вами, много объектов что вы признали , не имеют ничего из того, что вы называете технологиями богов – моссада, храм гризим, кейсария, бейт шеан и пр.. я сам живу там и наблюдал подобные технологии только в иерусалиме, стена плача и тоннель хасмонеев блоки и в хевроне, пещера праотцов.. где скляров нашел технологии богов в других местах, неизвестно.. он вероятно так любил тзраиль, что решился на придумки..
Вы были лично в Сигирии? Фото объекта дают лишь частичное, чаще всего, ошибочное представление об объекте. Если были лично, фотографировали, брали образцы, замеряли, то будет очень полезно для нас и для наших читателей увидеть ваш отчет об этом сооружении. Напишите, опубликуем.
Что касается Израиля, как и других стран, где были экспедиции, не все объекты, представленные в отчете есть свидетельства древней высокоразвитой в технологическом плане цивилизации. Некоторые из них напротив говорят о том, что “отсутствие результата, тоже результат”, как бы всей экспедиционной команде ни хотелось найти что-либо. И нет, не сказать, что Андрей любил Израиль больше других исследованных стран. Что нашел, то нашел. И либо это подлежит конструктивному опровержению, либо анализируется дальше. Уж от чего, а от “придумок” Андрей бежал как от огня. Нет фактов – нет теории, нет теории – есть научпоп. ЛАИ не литературный кружок любителей фантастики. Андрей искал и находил факты. Мы продолжаем делать то же.
согласен, фото не дают полного представления.. однако фото синигирии, что есть у меня, дают представления, что объекты однозначно из разряда технологии богов..могу прислать и вы сами убедитесь в моей правоте
присылайте на admin@lah.ru – будем рады
вавилов не проводил изучение и исследование аравии на предмет появления и распространения культурных растений, поэтому его работа не полна и не может считаться доказательством.. аравия – единственное неизученное белое пятно на карте мира.. ни археологических, ни антропологических изысканий там никогда не проводилось..
Очередной бред. Вавилов проводил подобные исследования и даже обсуждал их. Другое дело, что опубликовать не смог. Подевались они “куда-то” ))) Но вы то лучше его и его окружения знаете, что он делал, а что нет.
вавилов не был в аравии и его исследования не полны, так как исключена территория зарождения нашей цивилизации – аравийский полуостров.. аравия, вплоть по сегодняшний день, табу для исследователей не мусульман..еще суровее было в 19-20 веках, путешественникам отрезали головы и поэтому мало кто рисковал ..раскопки небольшие , археологические и антропологические имели место быть только и пока на юге аравии, там где йемен.. но земля саудовской аравии чиста и девственна, рука археологов, антропологов, пока не дотронулась до сокровищ скрытых от людей тысячи лет.. человечество ожидает множество открытий, которые перевернут наши представления и познания категорично! одно то, что земля обетованная находилась на территории юго запада аравии, а палестина – подлог, говорит о перевороте в науке..и страна миср, где евреи были в рабстве, совсем не египет, а та же аравия.. а раскопки , судя по всему массовые и энергичные, скоро в аравии начнутся, археологов всего мира пригласил наследник престола саудии и не просто отдельных спецов, он приглашает все мировое научное сообщество!! уверен, ближайшие 50 лет войдут в историю , как время прорыва в изучении цивилизации!
Как быстро меняются ваши утверждения. Вначале было “вавилов не проводил изучение и исследование аравии на предмет появления и распространения культурных растений”, буквально следом – “вавилов не был в аравии и его исследования не полны”. А вот что он сам пишет из Флоренции: «Штудирую Аравию и средиземноморские культуры — добрался до сего прекрасного города ради библиотеки и гербария колониального института. Италию почти постиг. Собрал всех классиков, и библиотека у нас по Италии теперь неплохая».
Ваша логика очевидна, раз Вавилов сам не был во всех анализируемых им местах, значит и его исследования не могут быть полными.
Я продолжу вашу мысль в вашем же направлении – раз вы не были в ближайшем окружении Вавилова, да и вообще в то время, ваши выводы о его исследованиях неполны. Ну и буквально копируя ваши нападки на Склярова – значит вы лжете. Обратите внимание, я просто использовал ваши методы и вашу логику.
спорить с кем либо, кто отвергает логику и здравый смысл невозможно.. однако , для тугодума специально – я утверждаю, что вавилов не был в аравии, а значит не смог собрать образцы культурных растений, а значит не смог сделать свою работу в полном объеме.. повторяю, что в библиотеках всего мира он не смог бы выяснить о распространении культурных растений по миру, собственно ради этого он и совершил экспедиции.. мне не о чем с вами говорить, если все ваши устремления направлены не к познанию, а к восхвалению совершенно бездари склярова … вся его жизнь заключалась в путешествиях по странам и весям, с целью сделать себе имя, известность и ничего более.. твои оскорбления мне до одного места, как и ты сам..
очередная чушь .. у склярова о чем бы речь не шла, все упирается в строения, технологию которых объяснить пока не могут.. а появление государств и цивилизации случилось только благодаря появлению прибыльной торговли.. все прочие причины не существенны и второстепенны. вообще непонятен сыр бор склярова.., есть некоторые строения и артефакты, происхождение и изготовление которых неизвестно и что из того? измышлять не имея фактов, что строения дело рук пришельцев или магов во плоти , по меньшей мере смешно, наивно и не научно.. возня склярова вокруг и около непонятных строений абсурдна и не нужна никому кроме наивных девочек и мальчиков 15 лет..
Интересно рассуждаете. Вот строения и технологии, которые и сегодня можно увидеть, это не факты. А ваш треп о торговле и появлении цивилизации вообще не имеет фактических следов, но это Истина! )))
на сегодня доказано, что именно открытие, появление прибыльной торговли явилось единственной причиной появления письменности, городов, государств, нашей цивилизации.. чтобы понять, истинны мои утверждения или нет, надо знать тему..
на сегодня мировым сообществом зафиксированы определенные факты технологии, архитектуры, которые не имеют никакого отношения к нашей цивилизации..разумеется , необходимо изучение данного явления, однако современная наука пока не способна дать ничего нового и существенного по этой проблеме…можно предполагать все что угодно, вплоть до магии.. в данной статье скляров противоречит сам себе, по его мнению нашу цивилизацию оснастили , снабдили знаниями и тп пришельцы боги.. в таком случае технологии и строения были бы сегодня хоть отчасти , но объяснимы.. а мы абсолютно ничего не знаем, не знаем даже времени построек и не в состоянии повторить технологии богов
Интересно то как… Кем “доказано”? И кому? Вообще же, пустопорожние рассуждения без материального обоснования могут быть только предположениями, а не доказательствами. Вот Скляров нашел материальные следы технологий, аналога которых нет и по сею пору, это реалии. А некие рассуждения на тему возникновения древней цивилизации из прибыльной торговли не имеют и не могут иметь обоснования. Более того, они противоречат той же цивилизации инков, в которой (по утверждению сегодняшних историков) менеджмент отсутствовал, как класс.
скляров ничего и никогда не находил, он лишь популяризирует определенные технологии и постройки древних..
мне что фамилии и работы приводить надо для тебя? если тебе интересно , кто именно доказал когда, ищи в инете.. я не собираюсь для тебя делать элементарные вещи..
все. ты мне надоел своим чмошеством..больше ко мне не обращайся
мое мнение – постройки и технологии появились раньше, чем появилась наша цивилизация..
Алекс, зачем вы закатываете истерику? Называете исследования Склярова чушью, измышлениями не имея фактов, вознёй, абсурдом. Пишите, что живёте в Израиле, а ведёте себя как из русского телевизора. Вы что там Соловьиный помёт смотрите?
Совсем не всё у Склярова упирается в строения. В книге замечательно описана история Индской цивилизации, её внезапное возникновение и исчезновение, несоответствие классической модели.
А шумеры? Как изложено! Замечательно! А детали их жизни? Скляров просто мастер! Рассказал о шумерской школе, об «уставе сельскохозяйственной службы» :- ), о клинописи, взявшейся ниоткуда. Ну логично же предположить, что она «иностранная», вот он и предполагает.
А все (!) работники, как служащие государства? Это потрясающий факт! Это же наш социализм! Он, по вашему, естественно вырос из прибавочной стоимости Волгоградского Танкового завода. Нет, это устройство было организовано нашими «богами» во главе с Ваалом, пардон Виссарионычем. Оно так же неестественно, как и шумерское общество.
А вы обвиняете Склярова в изучении только зданий и заборов. Вы же видите – не только.
Алекс, ваш коммент от 23.07.2018 12:57, я извиняюсь, детский лепет. Вы его хоть перечитывали? Ну хотя бы это:
в данной статье скляров противоречит сам себе, по его мнению нашу цивилизацию оснастили, снабдили знаниями и тп пришельцы боги.. в таком случае технологии и строения были бы сегодня хоть отчасти , но объяснимы.. а мы абсолютно ничего не знаем, не знаем даже времени построек и не в состоянии повторить технологии богов
Нигде у Склярова не сказано, что они нас сознательно обучали. Наоборот, нам они ничего не сказали, а делали так, как им нужно. Им нужна была бронза – дали знания металлургии. А мы только через тысячелетия поняли, что там медь и олово. Скляров правду говорит, что из простого костра медь не выплавишь. Нужна небольшая домна с дутьём и знание пропорций составляющих. Ясно же, что наши предки были для них «говорящими мартышками». Что и как ты им будешь объяснять о процессе снятия фасочки 10-20 см со всех стен уже построенного зала в Осирионе? А то, конечно, «технологии и строения были бы сегодня хоть отчасти, но объяснимы».
Короче, ваши аргументы очень слабы. Скляров – молодец, царство ему небесное.
Спасибо, теперь получается.
Уважаемые модераторы, открывается только первая из 29 страниц! В мобильной версии.
Добрый день, попробуйте сейчас. У меня на телефоне получилось листать по страницам.