Среди многих вопросов до сих пор не имеющих достаточно обоснованного объяснения вопрос об объединении древнего Египта в единое государство в период перехода от додинастического времени к эпохе первых династий остается наименее обоснован, и вообще описан.

Официально признанной является версия завоевательного похода вождя Нармера, который, наверняка, был одним из номархов, против непокорных номархов других областей еще необъединенной страны, и последующее присоединение близлежащих земель.

Однако во всех работах на эту тему Египет как бы сразу становится единым, и нет ни малейшего упоминания о мелких объединительных процессах или о попытке отсоединения. Отчасти это вызвано весьма малым количеством памятников и источников того времени, но кажется слишком просто и маловероятно то, что местные вожди-номархи так просто, без всякого интереса для себя, и лишь под давлением другого вождя сошлись воедино только ради желания Нармера иметь единое государство.

Мелкие войны между номами в додинастическую эпоху скорее всего носили регулярный характер, и окрепнуть настолько, чтобы завоевать в одночасье и всех, не мог ни один ном. Гораздо логичнее предположить что те памятники, на основе которых делается вывод о завоевательном характере объединения, относятся именно к времени хронических межномовых конфликтов и лишь славят тех, кто заказывал эти самые предметы для своего придворного обихода.

На самом же деле самым обоснованным может являться гипотеза о добровольном объединении Египта на основе близости интересов номархов в общем усилении всей области номов перед лицом чужеземного врага или на родственной основе.

Народность, составляющая единое целое в этнической массе и тем более проживающая практически бок о бок, не могла не иметь семейных связей с соседями, в том числе и среди правящей верхушки.

Приведенные мною фото фрагментов посуды наглядно демонстрируют также, что «воинствующий» правитель предстает перед нами то в короне верхнего, то в короне нижнего Египта. Что, кстати, совершенно не является подтверждением того, что страна состояла из двух враждующих частей, в каждой из которых сложились символы и атрибуты власти. А лишь демонстрирует моду в разных номах того времени среди правителей, при этом естественно указывая на южный или на северный стиль.

И тем более нельзя на основании этих изображений (фрагменты) судить о том, что изображенный что-то действительно завоевал или объединил, так как изображения эти хвалебного и часто слишком преувеличенного содержания.

Кроме того, на большинстве фрагментов явственно прослеживается одинаковая символика многих номов, что подтверждает догадку о породненности и соседстве земель. Отдельного внимания заслуживает обозначение, принятое впоследствии как понятие «владыка обеих земель», и относящееся в династический период к титулу единого для всего Египта фараона.

В приведенных фрагментах этот символ — стрекоза с веткой справа и двумя бугорками снизу — несет исключительно ограниченное значение области, нома.

Если бы такое обозначение имело уже тогда значение имени, то тогда попытка прочесть эти фрагменты заканчивается полным отсутствием смысла и непонятно зачем повторяющимся одним и тем же именем внутри текста, причем подряд!

Кроме того, необходимо иметь в виду тот фактор, что в додинастическую эпоху и в период первых династий иероглифы не читались как буквы и даже слова. Они являлись знаками-формулами, каждый из которых нес очень емкое понятие и иногда означал не просто разные вещи, в зависимости от того в каком сочетании находился, а просто мог довольно широко трактоваться в зависимости от того, какой именно смысл вкладывали в него люди того или иного района. Именно этот процесс привел в последствии древнеегипетскую грамматику в то состояние, в котором люди «нового царства» не понимали смысла » магических формул» древних, а люди 2-4 династий могли иметь в виду совершенно другое, рисуя тот же иероглиф.

Додинастический Египет. Принудительное объединение или добровольный союз?

Додинастический Египет. Принудительное объединение или добровольный союз?

На приведенных фрагментах также отчетливо заметно, как, например, изображение сердца трансформируется в некое абстрактное, что наверняка усложняет его дальнейшее понимание как знака, несущего какую то информацию.

Ниже имеется фрагмент на котором гриф держит в лапе вырванное сердце и ниже видоизмененный вариант «упрощенного» изображения того же с трансформацией всех остальных деталей рисунка.

Трудно не согласиться с тем, что первоначальный вариант и последующий упрощенный могут быть по разному истолкованы сторонним наблюдателем при рассмотрении в отдельности без сопоставления. Также обращает на себя внимание часто встречающееся изображение вырванного сердца, что наверняка символизирует силу воителя и его беспощадность к врагам. В последующих цельно сохранившихся изображениях этот символ исчезает, видимо уступив другому, что говорит о дальнейшем поражении того, кому принадлежал этот знак.

Додинастический Египет. Принудительное объединение или добровольный союз?

Додинастический Египет. Принудительное объединение или добровольный союз?

Додинастический Египет. Принудительное объединение или добровольный союз?

Додинастический Египет. Принудительное объединение или добровольный союз?

Додинастический Египет. Принудительное объединение или добровольный союз?

Додинастический Египет. Принудительное объединение или добровольный союз?

И все же главный вопрос остается в силе. Насильно ли объединен Египет в эпоху первой династии, или это было слияние на основе взаимных интересов?

Я убежден, что объединение страны произошло исключительно на добровольной основе, причем задолго до Нармера и царей первой династии. Лишь после этого фараоны, доприсоединяли, так сказать, отдельные номы, в которых испытывали необходимость, и именно союзная мощь номов, составляющих костяк объединения, позволяла эффективно завоевывать, присоединять новые земли, не грабя их как чужие, а именно включая в состав страны со всеми вытекающими гражданскими правами, если можно так выразиться, для элиты нома и рядовых людей.

Примечательно, что момент слияния являлся праздником, о чем свидетельствуют надписи на некоторых сосудах, посвященных этим событиям, что является еще одним доказательством в пользу мирного слияния.

Ярким примером могут служить надписи на чашах приведенных ниже, где перечень объединяющихся номов подытожен ранними знаками, означающими праздник, и даже иероглифами, которые можно прочесть как «родина».

На чаше изображения трех номов, скорее всего вступивших в первый союз, далее у лап двух птиц изображение квадратов, соответствующее по количеству номам, и один больший, подразумевающий единую страну. Далее следует изображение, переводимое примерно так:

«Единая земля, состоящая из разных земель, вошедших в одну, и окрепшая (этим)».

Перевод приблизительный, но точно эти знаки и не перевести, т.к. в силу уже упомянутых обстоятельств, люди это писавшие, вкладывали в них свой, неизвестный нам смысл. Впрочем этот смысл до мелочей пролил бы свет только на все тонкости надписи, в целом же смысл надписи ясен.

Наливая в эту чашу например пиво, люди должны были пить за здравие «союза», помнить об этом и радоваться.

Додинастический Египет. Принудительное объединение или добровольный союз?

Аналогичное изображение присутствует и на второй чаше, — правда, оно несколько отличается дополненными другими знаками, имеющими, впрочем, то же самое общее значение.

На ней немного больше «квадратов», обозначающих предположительно входящие в «союз» номы, но при том же количестве представленных «эмблем», » гербов», также можно предположить, что кубиками обозначали города, более-менее крупные внутри номов, и тогда с времени изготовления первой чаши до времени изготовления второй в «союзе» выросло число городов.

Деталями буквального перевода я не стал сопровождать данную работу в связи с тем, что они могли бы занять слишком много места и отвлечь от основной темы. Данные чаши найдены в пирамидном комплексе Джосера (Гора-Нетхерехета), и сейчас рассматриваются как образцы относящиеся к третьей династии. Лично я с этим совершенно не согласен и считаю что «объединительная» керамика и прочие атрибуты додинастического периода попали в комплекс Джосера исключительно как в музей, хотя и без современного понимания музейного дела как такового.

Ни один из приведенных фрагментов не соответствует ни уровню искусства третьей династии, более высокому и изысканному, ни тематике периода. Более того, в приведенных надписях отчетливо прослеживается наличие многих «ветхих» иероглифов, которые даже в период третьей династии носят в текстах уже совершенно иное значение и выглядят не более, чем похожими.

Додинастический Египет. Принудительное объединение или добровольный союз?

Автор выражает огромную благодарность Лаборатории Альтернативной Истории и лично А.Склярову за предоставленные фотоматериалы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нечай Дмитрий

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: