Для начала несколько снимков основного храма – храма богини Хатхор – для пополнения коллекции (см. отчет ранее).
Крыша храма Хатхор все-таки поражает мощностью перекрытий – несколько слоев блоков, достигающих по несколько десятков тонн весом… Повторная поездка лишь укрепила меня в версии использования ее центральной части, выступающей над более низким периметром, в качестве посадочной площадки для каких-то летательных аппаратов.
Сомнения в создании этого храма лишь во времена Нового Царства порождают не только мощные блоки перекрытий. На гораздо более почтенный возраст указывают, например, водостоки, создание которых в сухом климате Египта в этой местности в это время было абсолютно бессмысленным.
На крыше эти водостоки выглядят просто сквозными дырками в окружающих стенах, а снаружи декорированы фигурами львов.
Довольно длительное обсуждения у нас вызвали следы инструментов на блоках плотного песчаника, из которого сделаны перекрытия крыши храма Хатхор. Вроде бы следы обычного зубила. и вроде бы указывают как раз на ручную обработку. Но…
Почему тогда местами они настолько редкие?.. И почему в одном месте требовалось наносить много ударов подряд, продвигаясь в довольно легко обрабатываемом песчанике за один раз очень небольшое расстояние?..
Алексей Тесленко сравнил их со следами маленького отбойного молотка… А Дмитрий Павлов высказал версию имитации ручной работы. Например, как имитирована та же ручная работа на блоках мостовой в Долине Царей – фото ниже:
Можно было бы предположить, что выборочность мест следов зубила обусловлена тем, что в этих местах срубали лишние выступы, подготавливая поверхность к шлифовке. Однако тут возникает очередное “но”…
Дело в том, что на некоторых блоках того же перекрытия сохранились явные следы того, что для получения ровной поверхности применялась вовсе не шлифовка, а совсем иная технология – верхний слой не стирался, а срезался (!) сразу на 2-3 сантиметра!.. А при такой технологии выравнивания поверхности предварительное скалывание каких-то выступающих участков становится просто лишней и бессмысленной работой.
Небольшой храм справа сразу за входом в дендерский комплекс практически наполовину уже разобран. Ничего особенно технологичного в нем мы не нашли. Он вызвал лишь полушутливую версию своеобразного аналога детской “раскраски”. По крайней мере именно на эту мысль навели Дмитрия Павлова многочисленные признаки незаконченности барельефов на стенах – где-то частично, а где-то и полностью. Будто бы некие “боги” показали египтянам, что можно сделать, и оставили несколько примеров. А остальную часть стен оставили нетронутой, как бы провоцируя подражание и развитие…
Хотя, конечно, общую картину можно объяснить и гораздо проще, приняв версию специализации рабочих (одни делают стены, другие – картинные барельефы, третьи – наносят надписи и мелкие детали и т.д.)…
Еще один небольшой храм – непосредственно за главным храмом Хатхор – не представлял бы из себя вообще ничего интересного, если бы в нем не обнаружился базальтовый блок в основании двери. Блок аналогичный такому же в храме в Абусире (см. прошлые отчеты). Базальтовый блок, у которого ради того, чтобы дверь не терлась своей нижней частью по всему камню, оставлены полукруглые выступы возле мест крепления дверей. И ради этого со всей остальной части блока снят материал толщиной меньше сантиметра; и снят настолько ровно, что получается “утопленная” на этот самый сантиметр плоскость!..
Блок настолько контрастирует с окружающей его небрежной кладкой из песчаника, что наводит на мысли о вторичном использовании или о создании храма на остатках какого-то гораздо более древнего сооружения…
С внешней стороны комплекса – “почтовый ящик” из черного базальта. стены из необожженных глиняных кирпичей на заднем фоне выглядят по сравнению с ним просто жалкой пародией технологий…
Добавить комментарий