Коллекция гравированных камней доктора Кабреры была основной целью поездки. К сожалению полноценного ознакомления со всей коллекцией не получилось. Проблема заключается в том, что дети доктора Кабреры не могут поделить между собой наследство отца. Его дочь Евгения владеет сейчас основной частью коллекции, но не имеет прямого доступа к запасникам, где хранится та часть собрания, которая содержит более 2000 глиняных статуэток.

Евгения специально приехала из Лимы, где она постоянно проживает, чтобы открыть нам на день музей.

Дочь доктора Кабреры, Евгения
Дочь доктора Кабреры, Евгения

Я не буду в отчете подробно останавливаться на данной теме, т.к. надеюсь к концу года опубликовать книгу, посвященную камням Ики. Но упомяну ряд моментов, которые отсутствуют в материалах нашего сайта.

1. Прежде всего, я получил лишнее подтверждение подлинности камней. Деннис познакомил меня со своими местными друзьями, скажем так, “коллекционерами древностей”. В их домашнем собрании, которое по объему и качеству не уступает коллекциям региональных музеев (например, в Паракасе: Рис. 1 – 3), имеется три камня Ики. Все три – с изображениями динозавров, причем выполнены в высокой технике резьбы (Рис. 4 -6).

Мне рассказали, что камни Ики находят уакерос (так в Перу называют “черных археологов”) в погребальных комплексах всех без исключения доколумбовых культур. И находки происходят не только из окрестностей Ики, но с гораздо более обширной территории – от Паракаса на севере, до Наски и даже южнее.

Более того, из рассказов я понял, что местные уакерос не будут заниматься такой ерундой, как изготовление подделок. Им гораздо проще найти камни, которые, кстати, не представляют для них особого интереса, в погребениях. Основной целью уакерос является керамика и, конечно, золото. Это основные категории артефактов, которые можно более или менее успешно сбыть. Более или менее потому, что спрос на перуанские древности отнюдь не так высок. Мне это подтвердил Денис, сказав, что для американских коллекционеров Перу это что-то такое далекое и малоинтересное. В отличие, прежде всего, от Мексики и ее древностей.

2. Я узнал также, что крупные перуанские музеи – Региональный музей Ики, Музей аэронавтики в Лиме также имеют коллекции гравированных камней, но в запасниках. В музее Ики мы два дня караулили директора, чтобы попытаться ознакомиться с коллекцией, но безуспешно. Благодаря контактам Евгении Кабреры удалось организовать съемку коллекции в Музее аэронавтики. К сожалению, это было уже после моего отлета из Лимы. Поэтому я чуть позже получу от американских партнеров только фотографии.

3. Деннис Свифт привез с собой полицейский микроскоп с увеличением от 50 до 200 раз. И использовал его для трассологического анализа изображений. Результаты этих исследований будут позже (Рис. 7 и 8).

4. В коллекции доктора Кабреры я наткнулся на целую серию камней, изображений которых раньше не встречал. Встречал только упоминания, что в собрании есть эротические изображения. Понятно, что их не публиковали. Эротические и даже порнографические мотивы достаточно популярны в древнеперуанском искусстве, особенно хорошо известна керамика культуры Мочика. На камнях Ики наиболее популярны мотивы с гомосексуальными контактами (Рис. 9 – 12). Но я сразу обратил внимание, что на большинстве таких изображений присутствует сосуд, в который собирается сперма. Явно здесь речь идет не о половых извращениях, а о чем-то ином. Например, о генетических экспериментах.

Изображений антропоморфных чудовищ в коллекции достаточно (Рис. 13). Это, кстати, еще одно дополнительное подтверждение подлинности камней. Трудно представить, что в 60-70 гг. перуанские крестьяне, воспитанные в католическом обществе, изготавливали подделки с гомосексуальными мотивами, надеясь продать их иностранным туристам. Смешно звучит.

Рис. 13

5. Я насчитал на полках более 30 камней с изображениями рисунков пустыни Наска, в первую очередь, с обезьяной, пауком и колибри. И что характерно, на многих камнях насканские изображения сопровождались изображением человека с подзорной трубой (Рис. 14 и 15).

6. И последнее. Я купил себе камень Ики с изображением динозавра и без всяких проблем привез его в Москву. Покупка была совершена через посредника у одного старого уакеро. Камень не относится к категории самых изысканных по технике и стилю. Но очень типичен по изображенной на нем сцене (фото прилагаю).

Мой камень Ики
Мой камень Ики

Сейчас ищу возможность для проведения различных видов экспертизы – от патинизации до трассологического анализа. Если у кого из посетителей сайта есть такая возможность или контакты, мы будем очень благодарны.

Ниже приводится небольшая фото-галерея с различными мотивами изображений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Андрей Жуков

Жуков Андрей

Археолог, кандидат исторических наук.

Один из авторов телевизионного проекта «Запретные темы истории». Один из организаторов Клубного Лектория «Истоки Цивилизаций». Научные интересы: вопросы происхождения первых цивилизаций; алгоритмы, закономерности развития и исчезновен... Читать далее

Все работы

1 комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Спасибо. Ознакомилась с информацией о камнях Ики на русских сайтах и испаноязычных. Нашла несколько изображений на камнях с интересными знаками и символами. Вопрос – Андрей, Вам встречались изображения со знаками и символами?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: