Первое посещение так называемой Долины Царей на Западном берегу Нила в Луксоре в 2004 году в ходе съемочно-исследовательской экспедиции, помнится, не произвело на меня особого впечатления. По сравнению с пирамидами и храмами, в которых следы высоких технологий были фактически на самом виду, подземные царские гробницы показались абсолютно ничем не выдающимися. Остался загадкой лишь категорический запрет на съемки внутри гробниц даже при условии отказа от использования дополнительного света или вспышки, которые могли бы повредить краскам росписей стен. Тогда у нас даже появилась версия, что надписи на стенах гробниц содержат какую-то информацию, которую местные египтологи не хотели бы сделать общедоступной.
Но на сей раз было уже понимание того, что не только (да и не столько) в надписях может быть дело. Как был накоплен уже определенный экспедиционный опыт, который вылился в понимание того, что далеко не все, что кажется простым и примитивным на первый взгляд, таково на самом деле. И более того, мы ехали проверять вполне определившуюся версию – версию вторичного использования фараонами подземных объектов, созданных на самом деле задолго до них.
Мы запаслись терпением и решимостью, а также двойными билетами – поскольку на один билет можно посетить только три гробницы. Был и непосредственно тут пригодившийся навык нарушения запретов – нарушения на грани фола, без которого не собрать иллюстративный материал…
И хотя нам дважды угрожали сдать нас в полицию, хотя пришлось пожертвовать частью “от бедра” сделанных фотографий и n-ной суммой откупных, но ниже все-таки есть что показать. А главное: стало ясно, что далеко не все так гладко даже в столь прочном оплоте египтологов, как Долина Царей. И первоначально довольно шаткая версия имеет вполне реальную возможность весьма прочно встать на ноги. Мы, по крайней мере, уже довольно определенно склонились в сторону создания основной массы подземных помещений в этой долине древней высоко развитой цивилизацией.
Вполне возможно (версия, озвученная Алексеем Тесленко), что эти подземные помещения создавались древней высоко развитой цивилизацией перед каким-то катаклизмом (например, Всемирным Потопом) или войной в качестве убежищ. но строители не успели их “довести до ума”.
Насколько же собранные данные будут убедительны для вас – решайте сами…
(Приведенное ниже соотнесение подземных помещений с конкретными фараонами, равно как и название “гробница” – условное, и базируется на принятой классификации.)
KV15 – гробница Сети II
Одна из весьма показательных.
Сразу непосредственно у входа стены покрыты изумительного качества выступающим рельефом. Буквально тут же за ним следует рельеф углубленный (что проще в исполнении, поскольку он обходится без необходимости дополнительно выравнивать углубленную плоскость рисунка). Оба вида барельефа выполнены непосредственно по известняку.
И сразу же вслед за ними идет переход с известняка основной породы на штукатурку. Технология еще сильнее упрощается. Да и речь уже идет не о крупных резных фигурах, а всего лишь о текстах. ровные линии куда-то исчезают. Качество выборки (даже на мягкой штукатурке) материала резко падает.
Но и это – далеко не предел. Еще через несколько метров резные тексты сменяют обычные плоские рисунки. Уровень технологии обработки стен и исполнения падает почти до нуля, доходя к концу гробницы до небрежно намазанного и невыровненного слоя штукатурки. Чем глубже – тем примитивней…
Такое впечатление, что умение мастеров таяло прямо на глазах. Даже не на протяжении одного поколения, а гораздо быстрее!..
Если бы так дело обстояло только в одной гробнице, можно было бы объяснить все спешкой. Дескать, фараон умер, не дождавшись завершения гробницы, и ее надо было “сдавать заказчику” как есть – чуть подлатав недоделки.
Но дело в том, что в других аналогичных гробницах абсолютно та же самая картина!
Возникает вопрос: если фараон знал, что гробницу предыдущего доделать не успели, как не успели доделать гробницы и более ранних, то зачем он тогда заказывал бы подобную усыпальницу для себя, заведомо заранее зная, что и она не будет доведена до ума?!.
Падение качества обработки стен и исполнения рисунков можно было бы объяснить другой вполне естественной причиной – уменьшением освещенности по мере углубления в гробницу.
Фактически это означает, что в этом случае придется отказаться от версии “таинственных источников света”, будто бы использованных древними египтянами – версии, которая была порождена отсутствием копоти на потолках усыпальниц. Но все-таки странно: почему египтяне тогда не использовали тот самый обычный факел?.. Неужели отсутствие копоти было гораздо более важным фактором, чем небрежно сделанная гробница?..
Однако аргумент слабости освещения, который мог бы сработать в больших гробницах, не срабатывает в гробницах маленьких. Между тем, качество их исполнения также весьма невысоко.
KV1 – гробница Рамзеса VII
Самая ближняя ко входу в археологический комплекс и отстоящая чуть в стороне от основной дороги. Посему туристы не балуют ее своим посещением.
Гробница имеет весьма скромные размеры по площади и далеко вглубь скалы не уходит, так что света в ней для мастеров должно было хватать. Однако и в ней можно видеть небрежное оштукатуривание невыровненных стен и довольно кривые рисунки. Причем даже совсем недалеко от входа, где света было вдоволь. Значит, дело вовсе не в дефиците освещения…
Впрочем, подобное качество работ вполне соответствует и тому уровню технологий, который демонстрирует гранитный саркофаг в этой гробнице. Саркофаг почему-то перевернут кверху дном и поставлен над небольшой ямой, даже не закрывая ее полностью. Всеми своими параметрами он буквально воочию демонстрирует реальные возможности египтян периода уже даже Нового Царства в обработке твердых пород камня. Хоть и старались для фараона, но выше головы прыгнуть не могли. Примитив – он и есть примитив…
Между прочим, на внешних гранях нет никаких следов распиловки!.. А на внутренней поверхности саркофага нет абсолютно никаких признаков трубчатого сверления!.. Все сделано простым долблением!..
В принципе, при своих скромных размерах, гробница могла бы вполне быть сделана при фараонах. Однако при небольшой площади она непропорционально большая по высоте и имеет в сечении, если так можно выразиться, “стандартизированный” размер – характерный для многих других гробниц. А это позволяет допустить и создание ее той же культурой, которая создавала весь комплекс. Культурой, которую представляли вовсе не древние египтяне Нового Царства…
Есть еще целый ряд “стандартных” деталей и нюансов, повторяющихся от гробницы к гробнице с некоторыми небольшими вариациями. Но к сожалению, снимки KV14 нам пришлось уничтожить (во избежание скандала), а в KV47, KV6 и KV2 сделать какие-то фото вообще не представилось возможности. Поэтому придется довольствоваться только словесным описанием.
Первая деталь. Ухудшаясь по качеству отделки и росписи стен центральная галерея (или проход) почти всегда заканчивается явно недоделанной торцевой стенкой. В лучшем случае она лишь чуть подровнена, но чаще производит впечатление работы, брошенной на полном ходу.
Вторая деталь. Росписи стен, характерные для центральной галереи, практически полностью отсутствуют в боковых проходах и помещениях. Более того, там чаще всего отсутствует даже штукатурка Можно было бы вновь списать это на дефицит света, но росписи отсутствуют даже в тех боковых ответвлениях, что располагаются совсем неподалеку от входа. А ведь такие помещения запросто можно было хоть немного осветить с помощью если и не факелов, то зеркал (система освещения, которую так часто эксплуатируют в различных исторических экранизациях). Или освещение с помощью системы зеркал – очередная выдумка, не имеющая ничего общего с реальностью?..
Третья деталь. Нередко боковые ответвления и помещения вообще не доделаны до конца – в смысле даже простой вырубки в известняковом массиве. И тут также создается ощущение работ, заброшенных на полном ходу. Это встречается и в тех случаях, когда центральная галерея уходит вглубь намного дальше этих боковых помещений.
Четвертая деталь. В незаконченных помещениях не видно абсолютно никаких следов инструментов, с помощью которых проводилась выборка материала. И уж заведомо тут нет следов кайла, кирки или чего-то подобного, что следовало бы ожидать при ручных технологиях древних египтян.
В KV47 мне удалось перемахнуть через ограждающие перила (пока смотритель отвлекся) и рассмотреть края выработки у стен и колонн весьма тщательно. Следов инструмента нет никаких!.. Плоскость стен и грани колонн просто переходят в массив известняка. Тут нет ни следов какой-либо фрезы (в случае машинной обработки), ни следов зубила (которые должны были бы быть в случае ручной вырубки).
Пятая деталь. Следов инструментов нет и на тех стенах, где отсутствует штукатурка. Причем даже на тех, где нет никаких признаков того, что штукатурка тут когда-либо была вообще. Чем и как можно было бы вручную создать эти стены, не оставив совершенно никаких следов?.. Представить просто невозможно.
Шестая деталь. Следы инструментов в ряде мест все-таки есть. Они встречаются в подавляющем большинстве случаев на потолке. Это – как следы зубила (или как говорит Алексей Тесленко, маленького отбойного молоточка – см. страницу, посвященную Дендере). Характер расположения этих следов указывает на то, что целью рабочих было вовсе не выравнивание потолка, а совсем наоборот – устранение больших ровных поверхностей. Что, впрочем, вполне логично при использовании штукатурки: на плоской поверхности потолка штукатурка плохо держится.
Сопоставление всех этих деталей с параметрами имеющихся подземных галерей с очень и очень большой вероятность указывает на то, что фараоны использовали какие-то помещения, созданные задолго до них. Причем этом дополнительные работы при таком вторичном использовании сводились к нередко довольно небрежному оштукатуриванию и росписи стен и потолка.
И этот вывод в значительной степени подкрепляется теми “гробницами”, которые закрыты для доступа по одной простой причине – в них нет ничего интересного для обычного туриста.
KV13
Одна из таких закрытых для доступа “гробниц”.
Если бы ее делали египтяне времен Нового Царства, то следовало бы назвать ее “полуфабрикатом”, поскольку, судя по всем имеющимся признакам, ее стены никогда не имели никакой штукатурки и не подвергались финальной обработке.
И если ориентироваться на отсутствие каких-либо следов отделки, вполне возможно, что эта “гробница” избежала “реставрации” при вторичном использовании, если оно вообще когда-либо было. поскольку не исключен вариант, что фараоны вообще ее не обнаружили в свое время…
Чем можно было обеспечить столь ровные плоскости стен?..
При ручной выборке следовало бы ожидать наличие хоть где-то следов кайла или чего-то подобного. Но их нет!.. Можно было бы списать отсутствие этих следов на результат дополнительного выравнивания плоскостей. Однако при ручной обработке такое выравнивание требует колоссальных трудозатрат, которые тут были абсолютно бессмысленны. Ведь в дальнейшем стены должны были подвергнуться оштукатуриванию (если мы говорим об использовании фараонами).
Но согласуются с таким выравниванием и многочисленные каверны от выпавших кусков породы. Во-первых, если они не мешали оштукатуриванию (по стандартам египтян Нового Царства), то тогда не мешали бы оштукатуриванию и неровности самих стен, то есть смысла в выравнивании не было. А во-вторых, при том детальном выравнивании плоскостей стен, которое имеет место, в случае ручной обработки мастера должны были действовать весьма аккуратно и деликатно. Следовательно, не было предпосылок для образования таких больших каверн.
Все эти каверны гораздо больше похожи на побочный результат при работе довольно крупного комбайна или другого горнопроходческого механического оборудования.
На то, что подобное действительно могло иметь место указывает довольно отчетливое закругление, просматривающееся на втором снимке вверху по центру – в том месте прохода, где стенка переходит на потолок. Оно выглядит так, как будто тут работала круглая или цилиндрическая фреза. Хотя нельзя исключить вариант, что это – результат лишь естественного обрушения материала с потолка в позднее время, а закругление – иллюзия, порождаемая расстоянием и ракурсом съемки (увы, закрытые ворота подойти ближе не дают).
Единственное место, где виден след обрабатывающего инструмента – край стенки сразу за ограждающей решеткой (см. последний снимок). Но каким именно инструментом оставлен этот след, определить не предоставляется возможности. Он может быть результатом как машинной, так и ручной обработки…
KV7 – гробница Рамзеса II
Пожалуй, единственное место, где мы увидели отчетливые следы зубила и признаки ручной обработки не только на потолке, но и на стенах – область входа в KV7 (доступ внутрь закрыт). Причем тут эта ручная обработка применялась, судя по всему, именно как раз для выравнивания стен.
Судя по наличию/отсутствию патины, это выравнивание проводилось как современными реставраторами, так и при фараонах.
Однако тут есть одна характерная деталь, на которую уже давно – во время одной из своих предыдущих поездок – обратил внимание Дмитрий Павлов.
Дело в том, что в массе известняка в изобилии присутствуют более твердые линзообразные включения (на снимке они выделяются своим более темным цветом). Скалывать их при ручной обработке значительно сложнее, чем более мягкий известняк. Это приводит к тому, что мелкой, тщательной доработке стен по технологии, которая видна в данном случае (то есть при ручной работе молотком и зубилом), остатки твердых включений будут немного выступать наружу по сравнению с основной плоскостью стены. Что и наблюдается на приведенных снимках.
Между тем на тех стенах, где следов ручной обработки не видно – то есть на подавляющем большинстве стен “гробниц” – твердые включения не выступают из стены, а скорее даже наоборот: их скол проходит глубже плоскости стены!.. Такой результат возможен лишь тогда, когда обрабатывающий инструмент срезает одним махом и известняк, и твердые включения. Получение же плоских стен (без дополнительного выравнивания) в таком случае требует применения именно машинного оборудования.
Отсутствие выступающих над поверхностью стен твердых включений как раз и наблюдается практически везде, за исключением редких случаев, типа упомянутого ранее в отношении KV7. В частности, это видно на снимках ниже – какой-то “гробницы”, у которой не было рядом указателя с номером.
Тут видны следы вторичного использования – остатки штукатурки с изображениями картушей еще сохранились в верхней части стен. Никаких сложных барельефов, судя по всему тут и не было. Небольшие прорези в известняке указывают на то, что и эти части были покрыты штукатуркой, а сами прорези – результат того, что резец мастера уходил чуть глубже слоя штукатурки.
Еще одна любопытная “гробница”, оставшаяся для нас “безымянной” ввиду отсутствия указателей поблизости. Стены оштукатурены весьма тщательно, но на них нет даже барельефов. Есть лишь наброски рисунков и надписей…
Еще одна небольшая деталь, которую удалось заметить в “гробницах”, куда доступ открыт: выступы-притолоки в центральной галерее, которые видны во всех “гробницах”, с дальней от входа стороны имеют круглые углубления для крепления дверей. Более того, в декорированных и расписанных “гробницах” эти притолоки также украшены и расписаны. Тут явно была не преграждающая путь стенка, а двери или даже ворота.
Возникает вопрос: а откуда вообще взялась байка о том, что египтяне тщательно замуровывали “гробницы”, создавая массу промежуточных фальшивых стен и ловушек от грабителей?.. Есть ли за этим хоть какая-то реальная основа?..
Для целого ряда “гробниц” невозможно даже приблизиться к воротам, спуск к которым представляет из себя простые ямы. интересно, как тогда туда доставлялись так называемые “саркофаги”, многие из которых весьма немаленькие по размерам?.. Ниже – фото пары таких “гробниц”
Добавить комментарий