Примечания:

1. Цитаты даются по книге “Сокровища Египта” (иллюстрированный путеводитель по Египетскому Музею в Каире) под ред. А.Бонджоанни и М.С.Кроче.

2. К сожалению, остается в действии запрет на съемки, поэтому описания приводятся без фотографий.

Незаконченный “саркофаг”:

  • Сразу за входом – левый зал, у левой стенки. Не допиленный “саркофаг” с двумя наклонными пропилами с не сколотой частью лишнего внешнего материала. Спиливали почему-то ту часть, которая уже была сделана вчерне под крышку (с закруглением).
  • Больше похоже все-таки на использование плоской пилы – пропилы прямые и есть след от прямого вертикального пропила на открытой части.
  • Толщина режущей кромки (судя по следам на не сколотых участках) – не более 4 мм; на краю скола щель достигает 2 см (постепенно увеличиваясь по прямой от места резания). Характер следа в данном случае указывает скорее всего на применение очень длинной плоской пилы, имеющей клиновидную форму профиля.

Саркофаг в центральном зале (прямо по центру):

  • “Саркофаг Меренптаха, повторно использованный для Псусеннеса I”
  • розовый гранит; длина 240 см; ширина 120 см; высота 89 см; найден в храме Амона-Ра в Танисе
  • “Ко времени повторного использования саркофага почти все картуши фараона XIX династии были сбиты и заменены на картуши Псусеннеса I, остался только один, который и дает нам возможность датировать памятник временем, когда правитель из династии Рамессидов должен был быть похоронен в Долине Царей”.
  • Абсолютно не упоминается наличие весьма примитивных надписей, местами напоминающих лишь набор простых геометрических фигур, выполненных на самом дне саркофага. Их стиль резко отличается от стиля надписей на боковых стенках.
  • “Гробница Псусеннеса I относится к группе погребений фараонов XXI и XXII династий, обнаруженных почти нетронутыми в Танисе. Среди них не только Псусеннес I повторно использовал погребальный инвентарь предшествующих правителей. Такелот II воспользовался саркофагом, изготовленным в эпоху Среднего Царства, крышка саркофага Аменемопе была сделана из блоков, относящихся к Древнему Царству, а саркофаг для Шешонка III был вырезан из архитрава времен XIII династии”.
  • Обходится молчанием то, что у данного саркофага крышка отличается даже по цвету материала от коробки.
  • Коробка выполнена далеко не качественно, но имеются три прямоугольных углубления для “замков” крышки (на крышке ничего ответного нет!). Углубления прорезаны трубчатым сверлом (неоднократное высверливание по частям) диаметром около 1 см, выполнены довольно небрежно и не до конца. Хотя сами просверленные участки углублений демонстрируют параметры весьма высокой скорости резания.

Статуя с отложениями соли:

  • Желтый известняк; высота 160 см; найдена в Хаваре.
  • Считается статуей Аменемхета III, “присвоенной” Псусеннесом I (картуши не Аменемхета).
  • “…трон напоминает о нескольких аналогичных статуях Сенусрета I, найденных в Лиште”.
  • На левой стороне статуи имеются отложения солей, очень похожие на те, что имеют место в Медумской пирамиде. Это указывает на длительное нахождение статуи в плохо вентилируемом помещении.
  • На левой стороне трона отложение соли внизу достигает толщины порядка миллиметра. Изображения и иероглифы нанесены здесь поверх (!!!) отложения солей.
  • На левом бедре имеется небольшой слой соли, который нарос на уже готовой статуе поверх складок плиссированной юбки. Рядом имеется скол солевого слоя и в этом месте известняк менее испачкан, чем вокруг этого места.
  • Все указывает на то, что надписи наносились на статую много позже ее изготовления.

Серия Сфинксов:

  • Сделаны из черно-серого гранита как будто по единому стандарту и одним художником.
  • Картуши на Сфинксах разные и по несколько штук. Египтологи признают, что их “клеймили” своими картушами разные фараоны, и датируют статуи по более ранним фараонам.
  • Надписи выполнены гораздо более небрежно, чем сами Сфинксы и их детали.
  • Есть подозрение, что на груди Сфинкса рисунок гривы стесывался, а по этому месту уже проводилось нанесение картуша. На некоторых Сфинксах это довольно заметно (углубление в материал в этом месте весьма существенное).
  • Сходство стиля, формы, материала и даже размеров (что заметно особенно из-за соседства статуй в одном зале) указывает на то, что их следует относить к одному и тому же периоду. Качество же исполнения, твердость материала и небрежность надписей говорят в пользу версии о том, что Сфинксы изготовлены высокоразвитой цивилизацией задолго до фараонов. Фараоны лишь наносили на Сфинксов свои надписи (например, как и сейчас на них нанесены инвентарные номера музея).

Двойная статуя Аменемхета III в виде бога Нила:

  • (Черно-)серый гранит; высота 160 см; найдена в Танисе, находится в зале 16
  • “Эта оригинальная скульптура времен правления Аменемхета III изображает две мужские фигуры с обильными жертвоприношениями из рыб, птиц и водных растений. Двойное изображение фараона включает в себя два элемента, характерные для древних божеств: массивный парик, разделенный на крупные косы, и широкую бороду, отмеченную горизонтальными параллельными линиями. Несмотря на повреждения, лица обеих фигур передают черты Аменемхета III и производят впечатление агрессивности и жестокости”.
  • Жертвоприношения положено приносить с выражением не агрессивности и жестокости, а подобострастия.
  • Лица повреждены так, что опознать конкретного человека (даже если был с ним близко знаком) просто невозможно.
  • Гораздо больше все похоже на изображение двух слуг. Но вызывает недоумение необходимость создания статуй слуг (даже если допустить их высокородное происхождение).
  • Форма бороды абсолютно нетипична для накладной бороды фараона и больше напоминает вполне естественную бороду, по форме схожую с изображениями Междуречья.
  • “Фигуры двух жертвователей демонстрируют экстраординарный пример моделировки формы, как в тщательной проработке мышечного рисунка тел, так и в трактовке облегающих, мелко складчатых юбок. Абсолютная симметрия – стилистическое новшество, никогда не встречавшееся прежде в изображениях мужских фигур. Обе фигуры прекрасно уравновешивают друг друга. Одна выдвигает вперед правую ногу, другая – левую, как того требовала традиция. Устойчивость в композицию вносит также тяжесть даров. Носильщики несколько склоняются к массивному гранитному блоку, украшенному изящными изображениями флоры и фауны реки и позволяющему нам идентифицировать фигуры с богом Нила. Появившийся в аллегорической композиции персонифицированный образ реки, от которой зависела вся жизнь страны, наделен портретными чертами Аменемхета III, что связывало царя с понятиями плодородия и изобилия”.
  • Качество исполнения статуй действительно вызывает восхищение. Тщательно прорисована каждая деталь не только тел, но и нарядов. Высочайшее мастерство. Фигуры так и хочется похлопать по выступающей сзади части тела. По качеству исполнения до них далеко даже древнегреческим мастерам, работавшим по гипсу и мрамору – материалам, гораздо более мягким, чем гранит.
  • “Иероглифические надписи на передней и задней частях скульптуры были добавлены фараоном Псусеннисом I. Вместе с картушами этого царя эти надписи появились на статуе после перевозки в Танис – новую столицу и место погребения некоторых правителей эпохи XXI династии”.
  • Надписи выполнены с заметными погрешностями, которые совершенно не соответствуют совершенству исполнения самой статуи.
  • Идентификация с Аменемхетом III просто высосана из пальца.
  • Версия: фараоны находили и лишь “инвентаризировали” статуи, ставя на них свои картуши. Этим особенно славились Аменемхет III, Рамзес II и Псусеннис I. В отношении Рамзеса II, как и в отношении Пусенниса I, египтологи это сами уже признают. Осталось лишь признать, что и Аменемхет III занимался тем же самым. Вполне возможно, что он занимался этим в преддверии реформы, развернутой в полной мере лишь его сыном – Эхнатоном: произвел инвентаризацию доставшегося ему наследства древних богов (возможно, попутно пытаясь подчеркнуть собственное “божественное” происхождение и идентифицируя себя с этими богами путем нанесения собственного имени).
  • Версия: картуши с именами Рамзеса II (и аналогичные им по двум упомянутым фараонам) могут изначально вообще не означать имени, а составлять надписи типа современных предупреждений “220 вольт”, “не влезай, убьет” и т.п. Фараоны лишь копировали их, не понимая смысла. Впрочем, могли даже и брать себе эти “имена” (также не понимая смысла).

Алебастровые саркофаги:

  • Относительно небольшого размера.
  • Табличка указывает, что абсолютно похожие саркофаги были найдены в подземных помещениях Ступенчатой пирамиды.
  • В крышках – парные отверстия с желобком между ними на внутренней поверхности крышки. Похоже – для веревки.
  • Отверстия имеют характерные выступы – следы сверления.
  • Крышки имеют типичной закругление по большому радиусу с высоким качеством его исполнения.
  • Там, где заканчивается закругление и крышка переходит в прямоугольные выступы по краям, сохранились следы обрабатывающего инструмента (полировка не выполнена до конца). Вид инструмента при подобной поверхности – не понятен.

Пирамидион (по центру центрального зала):

  • Приписывается Аменемхету III (Фаюмская пирамида)
  • Высочайшее качество исполнения граней на черном базальте
  • 2 вида картушей, один из которых сбит

Саркофаги с текстами, выбитыми непосредственно поверх повреждений:

  • инв.N 29306 – XXX династия, Саккара
  • инв.N 48447 – Птолемеи (“незаконченный” – крышка примитивная без обработки и надписей)
  • принцесса Нефервптах, XII династия, Фаюм – алебастровая с подкраской под гранит обмазка поврежденной (возможно, эрозировавшей от времени) ранее отполированной поверхности гранитного короба громадных размеров

Триады Микерина:

  • небольшого размера из черного базальта
  • как минимум три разных варианта, выполненных как будто по единому стандарту
  • датируются по надписям на постаменте, но надписи резко контрастируют по качеству с исполнением самих статуэток
  • в музее есть триада размером побольше, но без каких-либо надписей – никаких опознавательных знаков или табличек с описанием на триаде нет

“Мужик на костылях”:

  • статуя около 3-х метров высотой, с покрытыми картушами и текстами “брусками” с двух сторон; инв. N 37483
  • “мужик” прижимает руками “бруски” к себе
  • в отличие от нормальных костылей, “бруски” заканчиваются не подмышками, а выше плеч (здесь присоединен небольшой брусок в поперечно направлении, заходящий непосредственно на плечи)
  • доходили ли “бруски” до пола – не ясно (статуя повреждена)
  • “бруски” очень похожи на некое устройство, прижимающее тело человека в вертикальном положении, при испытании на центрифуге (или при аналогичном аттракционе)
  • в нижней части юбки – какое-то украшение (или устройство) с головами кобр
  • напротив похожая статуи поменьше – инв.N 37481

Некоторые “техногенные” ассоциации других статуй:

  • положение рук у статуй в позе писца иногда напоминает положение рук на клавиатуре
  • выступающая вперед треугольником юбка также иногда напоминает какой-то переносной, прикрепленный к поясу пульт или управляемое техническое устройство – положение рук иногда соответствует именно такой интерпретации (официальная версия – выступающая вперед юбка демонстрирует постоянную готовность фараона к половому акту)
  • на некоторых статуях имеются элементы с “кобрами” в нижней части одеяния, аналогичные “мужику на костылях”

Саккарская коллекция (2 этаж) – все датируется I-II династиями

Маховое колесо с облегченным ободом:

  • Знаменитый артефакт из аспидного сланца с непонятным для египтологов функциональным назначением, инв.N 71295
  • Размер внушительный – диаметр порядка 60 см
  • Толщина “лепестков” – всего 2-3 мм
  • Артефакт восстановлен из кусочков, но похоже, что реконструкция проведена вполне корректно

Каирский музей

“Точильные диски”:

  • На стенде выставлена 41 штука (инв.NN с 70152 по 70192) плоских дисков диаметром порядка от 6 до 15 см с просверленным по центру отверстием
  • Качество дисков и отверстий – великолепное, окружности и соосность выдержаны идеально.
  • Чем-то напоминают CD-диски
  • Выполнены из разного материала – преимущественно из разных пород камня, но есть 2 диска из меди (медные несравненно гораздо хуже по качеству, выполнены ковкой)
  • Рядом выставлен “стержень” – типа большого гвоздя постепенно меняющегося размера, который, вполне возможно, вставлялся в отверстие дисков (в таком виде, судя по приводимому на стенде фото, диски и были найдены рядом с деревянными стрелами – невообразимый контраст соседства примитива и высочайшего качества)
  • Диск, надетый на стержень, вращаемый с помощью тетивы лука, вполне мог служить в роли своеобразной фрезы; однако при ручном исполнении следовало бы ожидать заметных на глаз отклонений от идеальной окружности внешней кромки диска.
  • Один из каменных дисков имеет внешнюю (режущую) кромку всего в миллиметр толщиной

“Воздуховоды”:

  • Выполненные из алебастра цилиндрической формы “вазы”, разделенные внутри на четыре части крестообразными перегородками – инв. NN 64863, 64864
  • Очень напоминают оградительную решетку воздуховодов, устанавливаемую перед вентиляторами; только дно “вазы” – сплошное
  • Могли бы использоваться в качестве, например, коробки для специй; но трудозатраты на изготовление подобного качества изделий огромны

“Посуда из пластмассы”:

  • Чаши и тарелки, выполненные из полупрозрачного кварца – Инв. NN 69907, 69908, 69909, 69911, 69914
  • Такое впечатление, что сделаны из окаменевшей полупрозрачной пластмассы – настолько похоже на машинную штамповку
  • Толщина кромки тарелки (инв. N 69908) – не более полутора миллиметров

“Лампочки”:

  • Небольшие сосуды – 5-6 см высотой – почти сферической формы с вытянутым горлышком, чуть расширяющимся на самом краю, из камня черного цвета и полупрозрачного кварцита
  • Толщина стенок (эквидистантных, т.е. выдержанных по всему сосуду) не превышает 2-х миллиметров, а у полупрозрачной “лампочки” (инв. N 11977) – 1 мм

“Пепельницы”:

  • Сосуды по форме, схожей именно с пепельницей – имеются небольшие, загнутые внутрь “лепестки”, расположенные симметрично по окружности
  • Имеются “пепельницы” на 5 и 7 персон
  • “пепельницы” на 5 персон выполнены практически идеально
  • “пепельница” на 7 персон – симметрия не выдержана

“Полутор”:

  • круглый объект из аспидного сланца диаметром порядка 30 см
  • полая “баранка” с толщиной стенок не более 2 мм, как бы разрезанная пополам плоскостью вдоль самой “баранки”
  • в одном месте от “полутора” с его внутренней стороны отходят два коротких “отростка” – обломки какого-то дополнительного элемента единой конструкции; если предполагать симметрию и продолжить “отростки”, то получится как бы три “лепестка” внутри “полутора”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: