Ступенчатая пирамида

1. Восточная сторона пирамиды: Отдельный «кусок» очень неплохой — прямоугольные блоки, плотно уложенные без следов какого-либо раствора — внутренней кладки, который окружен низкокачественными, практически наваленными камнями с раствором.

Саккара

2. Там же: аналогичная кладка образует самый внешний слой (толщиной метра 2 — 2,5), который качественно отличается от всей остальной внутренней кладки. Версии: 1) была какая-то древняя конструкция, к которой просто пристроили пирамиду; 2) был внешний облицовочный слой такой толщины, который впоследствии разобрали (куда пошел материал — не известно; но пирамида выглядела совсем по другому).

3. По «внутреннему двору» (юг пирамиды) разбросаны блоки (часто круглой формы) в которых следы большой дрели — диаметр 7-9 см. Очень похоже на следы обычного сверла, только большие. Цель «сверления» совершенно непонятна: как будто кто-то что-то просверливал НА этих блоках (сверло просто проходило сквозь просверливаемый предмет и оставляло следы на блоках, которые выполняли роль «подложки». Следы явно от машинной «дрели», но служители ничего не знают о каких-либо подобных работах здесь.

Саккара

Пирамида Унаса

1. Очень сильные «эрозионные» углубления в известняковой облицовке. Как будто кто-то плескал уксус. Но это — ветропесчаная эрозия.

Саккара

2. Восточная сторона: гранитный блок в рядах известняковой облицовки — выбивается из ряда + имеет два параллельных паза сложной формы профиля (трапеция с расширением внутрь блока). Очень неплохо обработан. Впечатление: блок притащили из другого места.

Саккара

3. Южная сторона: внутри кладки блок с рельефными рисунками (сокол-Гор; шляпа фараона; звезды), выполненными в другой манере, нежели снаружи на облицовке (там углубления, а не выступы). Версия: блок притащили из другого места.

4. Вся пирамида: странное сочетание больших блоков облицовки (и в некоторых местах внутренне кладки) с общих видом простой горы мелкой щебенки.

5. Возле пирамиды разбросаны в большом количестве гранитные блоки с разными кривыми поверхностями и отверстиями. Археологи что-то из них попытались сочленять между собой, но не столь уж удачно (кривые не очень совпадают) — варианты могут быть совсем иные.

6. Коридор на входе в пирамиду имеет следы древней реставрации: на одном из участков низкая высококачественная кладка прерывается очень халтурной (высота коридора здесь — почти на метр выше человеческого роста) + один из блоков стенки на этом участке гранитный, а не известняковый (результат замены) + на блоке перекрытия ниже этого участка виден заделанный скол. Версия: коридор был разрушен грабителями (аргумент против — грабителям незачем было разрушать обе боковые стенки).

Общее впечатление: пирамида строилась и перестраивалась в несколько этапов. Первый этап (подземные коридоры и нижние ряды кладки с облицовкой) — мегалитический с высокой степенью обработки и подгонки блоков; второй — ремонт из подручных материалов (в том числе, блоков разбросанных вокруг); третий (или завершающая часть второго) — засыпка сверху сооружения мелким щебнем с возможной дооблицовкой каким-то (ныне исчезнувшим материалом).

Рядом с пирамидой Унаса

1. На дороге к пирамиде (восток) лежит несколько «ванн-саркофагов» из мягкого известняка с отвратительным качеством обработки внутренней поверхности.

Саккара

2. Размеры т.н. «ям лодок» вызывают недоумение — слишком уж они большие для символической лодки для загробного путешествия. И ведь соответствующие размеры должны были иметь блоки, которыми они перекрывались («небольшие» остатки этих блоков лежат в одной из ям).

Саккара

3. Около пирамиды: яма глубиной 25 метров. Без каких-либо следов лестницы вниз. Считается, как обычно, захоронением. Но действительное назначение неизвестно. Внизу мощный «саркофаг» из известнякового монолита.

Саккара

Пирамида Сехемхета

1. Пирамидой это и назвать-то сложно — посреди двух холмов расположилась дырка (якобы вход).

Саккара

2. Кладка с восточной стороны «входа» имеет наклон в сторону ОТ входа. Т.е. создается впечатление, что соответствующая часть структуры являлась вовсе не кладкой данной пирамиды, а какого-то сооружения по соседству.

Саккара

3. Стенки «прохода» (или «провала»), выдолбленные в скальной известняковой породе имею очень мало следов каменотесной обработки. Версия: материал очень мягкий, и могли использовать «лопаточки» типа шпателей для выравнивания поверхности. Другое дело — зачем это могло быть нужно (ведь стенки этой выборки явно выкладывались облицовкой).

Саккара

4. Выглядывающая из-под песка часть стены «комплекса» очень и очень похожа не только по материалу и форме блоков, но и по архитектурному стилю на «Комплекс Джосера». Такое впечатление, что их делали вовсе не в разные династии, а в одно и то же время.

Саккара

Пирамида Тети

1. На саркофаге видны погрешности ручной обработки — поверхность отполирована, но плоскость боковой поверхности явно гуляет (в центре завал почти на сантиметр).

Саккара

2. Там же (с противоположной стороны) внизу — странный след как будто от фрезы (не сточенный поребрик).

Саккара

Серапеум

Закрыт на ремонт. Охранники с автоматами кричат уже за несколько десятков метров.

Мастаба чиновника 5-й династии Ти

1. Имеет в нижней камере саркофаг 3,4х2х1,3 метра (без учета крышки) из известняка. В чем-то аналогичен содержимому Серапеума. Версия: могли подражать Серапеуму — знали о его содержимом т.е. Серапеум уже имел место быть к этому времени.

Саккара

2. Не ясно, как саркофаг могли затащить туда — камеры довольно широкие и, хотя и перемежаются кладкой из известняковых блоков, но без нее вполне достаточны для затаскивания саркофага. Но проблема со входом — узкий лаз, пробитый в коренной породе.

Саккара

3. Подземная камера (где саркофаг) выполнена небрежно без каких-либо надписей, а над ней все очень культурненько, и на стенах полно иероглифов. Вполне возможно, что саркофаг к Ти не имеет никакого отношения.

Саккара

Пирамида Усеркафа

1. Мегалитическое ядро с мощным перекрытием входа. И «доводка» не только щебнем, но и адобами (необожженными кирпичами из глины и ила).

2. Явные следы гранитной облицовки хотя бы входа.

Саккара

К югу от пирамиды Усеркафа

1. Остатки пола храма из черного базальта. Кладка очень качественная (хотя вплоть до полигональности и наклонных боковых граней, но сочленение идеально) + отполированы.

2. Явных признаков машинной распиловки нет, но от некоей «распиловки» таки есть. Правда, края «спилов» сглаженные — не временем.

Саккара

3. На одном блоке выступающее ребро двух «распилов» на одной грани. Впечатление, что грань создавалась некоей «лазерной пилой» — плоскости на грани очень ровные. Необходимости делать их таковыми не было никакой, а вручную исполнять подобное без специальной шлифовки не было никакой необходимости.

Саккара

4. Блоки пола чрезвычайно разнообразные по габаритам и по высоте (во многих местах — следы «подкладки» из бута и раствора). При этом верхняя поверхность пола очень и очень ровная. Догадка: ровняли чем-то (опять же типа лазера или чрезвычайно высокоточной и высококачественной фрезы) верхнюю поверхность специально лишь после укладки всего пола.

Саккара

5. Там же: гранитные блоки со сложными вырезами + просверленные отверстия порядка 7 см диаметром со следами сверления (ответная часть «ядра Петри»).

Саккара

6. Немного к югу — открытая (разрушена вплоть до камеры) пирамида-спутница. Остатки от входа указывают на то, что он (возможно) был традиционно невысоким (1х1м). Камера с тщательной известняковой кладкой. Огромные блоки перекрытия напоминают вход в Великую пирамиду или камеру царицы. Размер блоков перекрытия тянет на все 80 тонн. Все из известняка. Даже блоки входа.

7. Один из оставшихся блоков перекрытия сантиметров на 5 выступает по сравнению с другим. При этом его выступающий край сколот самым безобразным способом. Зачем это надо было делать — непонятно.

Саккара

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: