Евгений Мещеряков
Наталья Балабанова
В июле и декабре 2024 года нами были совершены две исследовательские поездки в далекую Камбоджу.
Цель поездок – поиск следов ДВЦ и систематизация храмов.
Условно храмы Камбоджи можно разделить на ближние и дальние храмы.
Ближние храмы – локации Ангкор-Ват и близлежащие территории Сиемреап.
Дальние храмы – на границе с Таиландом и до Пномпеня.
Начало: https://lah.ru/hramy-kambodzhi-angkor-vat-i-siemreap/
ДАЛЬНИЕ ХРАМЫ
Перейдем к дальним храмам Бантей Чма (Banteay Chmar).
Назначение храма – пограничная застава, так как он находится на границе с Таиландом.
Здесь видим полигональною кладку, возможно восстановленная.
Идем дальше, храм – Kbal Spean.
Храм находится в джунглях, ну или, скорее всего, его остатки, храм почти полностью разрушен.
Следующий храм Кох Кер (Koh Ker). Точнее храмовый комплекс.
Ну и самое знаменитое место Кох Кера:
Посмотрите на качество швов пирамиды.
В Кох Кере нашли два АКБ.
Следующий дальний храм – Kouk Mon.
От храма остались одни руины.
Интересные детали, которые нам удалось найти:
Пустота перемычки, в конце блока глухая стена.
Перейдем к храму Phom Chisor.
Детали:
Весь храм построен из песчаника.
Блок около 5 метров длиной.
Храм находится на упрочненной конструкции, выполненной ступенькой.
Вдали виднеется исторический вход в храм.
И снова АКБ.
И самая интересная находка в этом храме – это АКБ с размерами 3х3, до этого мы находили только 5х5.
Нижний храм.
И снова пустота над проемами.
Не до конца понятно, для чего служили эти пустоты, так как они скорее ослабляли конструкцию, а не предавали ей прочность. Однако возможно в них что-то хранилось.
Детали строительства:
Здесь можно увидеть стык в виде замка.
На очереди у нас храм – Phom Preah Theat.
Часть храма находится на территории действующего монастыря.
Следующий храм – Preah Khan Campong Svay.
Храм находится в упадке, почти все разрушено.
И на очереди у нас храм – Preah Vihear.
В храме идет реставрация.
Дорога в верхний храм.
Пустоту над проемами нашли мы и здесь.
Посмотрите на размер этого камня, это все единый большой блок.
Следы выработки камня, принцип выработки – выштрабирование из скалы.
Здесь мы нашли две пустоты над перемычками.
Следующий храм – Prohm Kel. Является храмом-спутником.
Дальше посмотрим на храм – Sambor Prei Kuk.
Интересен этот храм тем, что в обычной кхмерской архитектуре, через главный вход можно сразу попасть в главное святилище. Но здесь мы видим «преграду».
Внутри этой постройки есть постамент.
У ученых нет конкретной теории для чего он был нужен.
Вход в святилище.
Резьба на алтаре.
Также нам тут попался возможно бывший мавзолей.
Предпоследний дальний храм – Spean Top Bridge.
И последний дальний храм – Ta Muen Thom.
Здесь тоже нашли АКБ.
И снова пустота над перемычкой.
Это была последняя локация из дальних храмов.
ВЫВОДЫ:
Безусловно, это только малая часть того, что можно увидеть в Камбодже. Только во времена французского колониального правления, было задокументировано около 4 тыс. древних сооружений. Сейчас с помощью современных методов геолидарного сканирования местности это число увеличилось до 6600. Однако, даже эти оставшиеся сооружения, укрепили в нас уверенность в технологическом совершенстве цивилизации, которая их создавала.
И чем внимательнее всматриваешься в детали, тем очевиднее становится, что никакие кхмеры и прочие персонажи ортодоксальной истории не строили их. Налицо, типичное для многих уголков планеты, вторичное использование древних сооружений, построенных цивилизацией, уровень которой в инженерно-строительных знаниях был сопоставим или превышал современные.
Хотим обратить внимание на два момента, которые показались нам системными и интересными, для дальнейшего изучения в будущих экспедициях. Первое, это блоки из песчаника с геометрическими выверенными выборками для установки каких-то предметов. Размеры и количество выборки разное, но прослеживается общее назначение этих элементов. Мы назвали их аккумуляторной батареей (АКБ).
В этой поездке мы нашли 12 таких блоков и со слов гидов назначение их неясно, но считается, что эти элементы находились в шахтах под лингамами в самых древних индуистских храмах. Однако, когда буддисты приспосабливали эти храмы для своих ритуалов, то обязательно вскрывали шахту и просто выбрасывали эти элементы, возможно изымая из них те самые предметы.
Второй момент, это пустоты над оконными и дверными перемычками, которые вырезались в каменных блоках, при строительстве и после его завершения были не видны. Сейчас их можно обнаружить в разобранных местах кладки, для чего делалась эта трудозатратная операция не до конца ясно. С инженерной точки зрения это уменьшение сечения каменной кладки и увеличение нагрузки на перемычку. Возможно, что в этих пустотах что-то находилось, однако кхмеры при вторичном использовании многие перемычки пробивали в поисках этих предметов.
Спасибо за внимание!
Добавить комментарий