Бронза алюминиево-железо-марганцовистая также обладает высокой коррозионной стойкостью. Из нее изготавливают гайки, направляющие ниппели, шестерни и другие детали.
Бронза с добавлением 30 процентов свинца является высоко качественным антифрикционным материалом (то есть материалом с низким трением), широко применяемым в машиностроении.
Существует целая группа жаропрочных бронз. К ним относится, например, кремнисто-никелевая бронза. Она идет на изготовление деталей, работающих при высоких температурах.
В последнее время особый интерес у специалистов вызывает бериллиевая бронза. Высокая прочность и упругость такой бронзы при ее высокой химической стойкости, хорошей свариваемости, обработке резанием делают бронзу с добавлением бериллия подходящим материалом для производства важных деталей механизмов, специальных мембран, пружин и контактов и много другого, где требуются эти качества. Твердость и немагнитность бериллиевой бронзы позволяют использовать ее в качестве материала для ударных инструментов (молотки, зубила), не образующих искр при ударе о камень и металл. Такой инструмент применяют при работах во взрывоопасных средах.
Высокая стоимость бериллия препятствует широкому распространению этого сплава, и поэтому он применяется для действительно ответственных изделий со специальными свойствами.
Благодаря своим полезным свойствам бронза нашла очень широкое применение в авиастроении, где из нее изготавливают самые разные детали, работающие на трение, пружинящие детали приборов и механизмов, различные направляющие, шестерни, гайки, втулки, детали подшипника и прочее.
Кроме бронз, в авиастроении используются многие марки латуни – сплава меди и цинка. Все латуни хорошо свариваются и паяются, обладают высокими литейными свойствами, легко обрабатываются резанием. Латунь применяют для трубок теплообменников, различных деталей арматуры и трубопроводов. Легированные латуни применяют также для изготовления деталей приборов.
Эти же свойства бронзы и латуни послужили причиной использования данных сплавов не только в авиационной, но и космической промышленности.
Наличие в специальных многокомпонентных латунях легирующих элементов (марганца, олова, никеля, свинца и кремния) придает им повышенную прочность, твердость и высокую коррозионную стойкость в атмосферных условиях и морской воде.
Большое распространение получила свинцовая латунь. Она устойчива к коррозии даже в морской воде. Ее применяют для изготовления труб, шпилек, ниппелей, втулок. Трубопроводы для топлива и агрессивных жидкостей изготавливают из оловянных латуней. Весьма устойчива к коррозии и латунь алюминиево-железная. Она служит для изготовления деталей, работающих в контакте с пресной и морской водой и для изготовления деталей различных приборов.
Наиболее высокой устойчивостью в морской воде обладают латуни, легированные оловом, которые из-за этого даже получили название морской латуни. Эти марки латуни применяют в основном для изготовления деталей морских судов.
Не остались в стороне и сплавы меди с никелем, привлекшие ранее наше внимание.
Никель образует с медью непрерывный ряд твердых растворов. При добавлении никеля к меди возрастают ее прочность и электросопротивление, снижается температурный коэффициент электросопротивления, сильно повышается стойкость против коррозии.
В 1926 году удалось создать медно-никелевый сплав, которому не была противопоказана морская служба. Теперь моряки могли быть твердо уверены, что детали из этого сплава не подведут их в трудную минуту.
Из сплава на основе никеля (до 75%) изготавливают турбинные лопатки авиационных двигателей. Электротехнические медно-никелевые сплавы применяют для изготовления резисторов и реостатов.
Благодаря разнообразным ценным свойствам медно-никелевые сплавы, несмотря на дефицитность никеля, находят широкое применение в электротехнике, в медицинской промышленности и при создании различных приборов. А на компьютерной выставке Computex-2013 в Таиланде были представлены пассивные радиаторы из медных сплавов с никелевым покрытием, позволяющие обеспечивать охлаждение видеокарт и процессоров без дополнительной вентиляции.
На текущий момент число никелевых сплавов, находящих широкое применение в самых разных отраслях, превысило три тысячи!..
Можно заметить, что за исключением некоторых сфер применения (типа художественного литья) сплавы из меди широко используются именно в тех отраслях, которые мы связываем с высокими технологиями. Более того – чем дальше мы двигаемся по пути развития технологий, тем все большее применение находят сплавы на основе меди. Так что интерес высоко развитой цивилизации богов к меди и ее сплавам отнюдь не случаен.
Историки же (и мы вслед за ними), судя по всему, слишком недооценили роль меди и бронзы и совершенно ошибочно преувеличили роль железа в развитии человечества.
О чем может поведать бронзовая статуэтка
С конца 70-х годов ХХ века в районе Верин Навер, расположенном к западу от Еревана, столицы Армении, проходят раскопки древних гробниц бронзового века. Руководит работами известный армянский историк Акоп Симонян. Осенью 2011 года были завершены раскопки самой большой гробницы. Грабители прошлых веков унесли самые массивные драгоценности, но много артефактов все-таки осталось, и они дали археологам немало информации о древней истории этого региона.
Еще в 1978 году Акоп Симонян нашел здесь небольшую бронзовую фигурку птицы, стоящей на подставке. Статуэтка была отлита неведомыми мастерами более трех тысяч лет назад – археологи отнесли ее к XV веку до нашей эры.
Ученые попытались взять частицы металла статуэтки на анализ. Каково же было их удивление, когда перед древним материалом оказалось бессильно сверло из победита – твердого металлокерамического композитного сплава карбида вольфрама и кобальта.
Победитовые наконечники крепятся к сверлу медной пайкой. От трения медь расплавилась, и наконечники слетели, а на птичке даже следов не осталось. Испортив таким образом два сверла, исследователи бросили свое бессмысленное занятие.
Никто из них, естественно, не стал поднимать шум о каких-либо «внеземных технологиях». Птичку просто сдали в Государственный исторический музей Армении в Ереване, где она и хранится ныне.
В ноябре 2012 года в музей прибыла группа специалистов из Японии, которая с помощью рентгенофлуоресцентного оборудования провела анализ металла на поверхности статуэтки птицы. Замеры были сделаны в трех разных местах – вверху, посередине статуэтки и на подставке. Анализ подтвердил, что статуэтка сделана из бронзы. Но почему тогда раньше с ней не справились два победитовых сверла?..
С помощью знакомых в Ереване (Армен Петросян) и Санкт-Петербурге (Сергей Дигонский) мне удалось переправить результаты анализа (см. Рис. 168) в Санкт-Петербург для консультации со специалистом по металлам на Ижорском заводе. Специалист высказал сожаление, что проведен лишь поверхностный анализ, так как для окончательного вывода необходимо проанализировать образцы металла из глубины статуэтки. И выдал следующее заключение:
«По моему мнению, трудность обрабатываемости резанием возникла в результате длительного естественного старения. Изменилось структурное состояние сплава, появились различия по химическому составу по микрообластям (размер микрообластей порядка 10-100 нанометров), появились твердые фазы» (А.Кольба).
Действительно, с течением времени под воздействием различных факторов во внешнем слое металла происходят изменения. И при определенных условиях в поверхностном слое изделия изменяется структура и химический состав металла – говоря простым языком, изделие как будто покрывается твердой коркой.
Сенсации вроде бы не состоялось. И можно было бы просто не упоминать здесь о ереванской птичке. Но…
Тиуанако никак не может иметь возраст 15 тыс лет. Почему? Да потому что Тиуанако построен уже на высохших селевых наносах, что принесла цунами от упавшего у Филиппин астероида (Великого Потопа). Потому Тиунако может иметь верхний край в 8-9 тыс лет (сколько надо времени что б селевые массы высохли и стали твердыми?) А война Богов была в 3,5-4-5 тысячелетиях до н. э. (список Манефона о правителях додинастического периода). Вот и выходит, что Тиуанако был построен между 6-7 тыс и 9 тыс лет назад.