Про рисунки пустыни Наска сегодня знает почти каждый, кто увлекается загадками древней истории человечества. Ученые уже более двадцати лет назад определились с датировкой этого загадочного феномена, отнеся его примерно к середине 1-го тысячелетия н.э. и приписав его создание местной индейской культуре с тем же названием – Наска. Но парадокс заключается в том, что после 60 лет исследований этого древнего феномена, ученые практически не приблизились к разрешению этой величайшей из загадок человеческой истории, которой являются изображения в Наске.
Плато Наска, или как его называют в Перу, Пампа Наска – это пустынное плато, изрезанное многочисленными руслами давно высохших рек. Расположено оно в 450 км к югу от столицы Перу г.Лимы. Общая территория, покрытая рисунками, протянулась более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток. Загадочные линии покрывают поверхность пустыни площадью примерно в 500 кв. км. Такие изображения, сделанные на поверхности земли, ученые называют геоглифами. Главная загадка Наски – это сами линии и полосы, которых здесь насчитывается около 13 000! Помимо этого на плато известно также около 700 геометрических фигур, прежде всего, треугольников и трапеций и около 100 спиралей. А вот хорошо известных рисунков животных, птиц, рыб и насекомых здесь совсем не много – чуть более тридцати. Все эти изображения в Наске выполнены, как кажется на первый взгляд, достаточно простым способом, они вырыты в поверхности пустынного плато. Т.е. и рисунки, и линии, и полосы – суть просто канавки в песочно-галечном грунте. Их глубина варьируется от 10 до 30 см. А вот ширина отдельных полос может достигать 100 м, а в исключительном случае – даже 200 м. А длина некоторых линии достигает 8-10 км!
Сегодня существует более тридцати гипотез, пытающихся объяснить происхождение этих геоглифов, но ни одна из них не может дать вразумительного ответа на два главных вопроса: как и для чего была расчерчена эта гигантская “чертежная доска”. Современные геодезические методы не позволяют провести на пересеченной местности прямую линию длиной до 8 км так, чтобы отклонение не превышало 0,1%. А древние создатели рисунков Наски, кто бы они не были, это делали. Более того, прямые линии, тянущиеся на протяжении километров, попросту игнорируют складки рельефа. Они спускаются в овраги, поднимаются на вершины холмов и при этом совершенно не нарушается их геометрическая правильность и параллельность боковых границ.
Более того, плато Наска – не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос, линий и рисунков. Широкой публике эти геоглифы на плато Пальпа стали известны после публикаций Эриха фон Дэникена только в начале 90-х годов прошлого века. Само плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но разнообразие геоглифов в Пальпе гораздо больше. Как и в Наске, на плато Пальпа подавляющую часть изображений составляют полосы и линии. Полосы могут раздваиваться, менять свое направление под прямым углом, переходить в треугольники. В Пальпе была обнаружена полоса шириной в 200 м. По сообщениям некоторых исследователей, здесь есть линии гораздо более протяженные, чем в Наске. Размер самой длинной из них якобы достигает 23 км! Логика древних создателей этого комплекса изображений остается по-прежнему недоступной современным ученым.
При всем обилии гипотез о происхождении и назначении геоглифов Наски и Пальпы, сегодня ученые ничуть не приблизились к разгадке этого загадочного феномена. Трудно предположить, что такой огромный объем работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной целью.
Изучение грандиозного комплекса изображений Наски-Пальпы осложняется еще и тем, что до сих пор не существует подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этого района. Американцами при помощи аэрофотосъемки были сделаны достаточно подробные карты-схемы той части плато Наска, где изображены хорошо известные всем фигуры животных. Но подробных планов всего комплекса Наски, а тем более, плато Пальпы до сегодняшнего дня нет. Пилоты туристических самолетов рассказывают, что практически каждый год обнаруживают на плато новые, ранее не известные геоглифы. Но пилоты – не исследователи и не занимаются фиксацией вновь обнаруженных изображений. Этим занимаются ученые небольших археологических миссий из других стран, которые за последние годы активизировали свою работу. И тут же появились интереснейшие результаты.
В апреле этого года группа японских исследователей из университета Ямагата обнаружила на плато Наска целый комплекс ранее неизвестных ученым линий и рисунков. Они расположены на южной оконечности плато. Эти рисунки были зафиксированы благодаря анализу снимков с коммерческого американского спутника, полученных в марте 2006 года. Наземные исследования подтвердили данные космической фотосъемки. Новый комплекс рисунков состоит почти из сотни линий, геометрических фигур, прежде всего, треугольников и нескольких рисунков животных и человека. Самая большая фигура длиной более 60 метров изображает некое животное с рогами. Другая фигура изображает колибри, но этот рисунок отличается от рисунка колибри, расположенного в центре плато Наска и хорошо известного исследователям.
[one_half][/one_half][one_half_last][/one_half_last]Группа японских исследователей под руководством профессора Масато Сакаи работает на плато Наска с 2004 года. Их задачей является картографирование и каталогизация имеющихся в Наске линий и рисунков. Следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на более чем полувековое исследование этого выдающегося памятника древних американских цивилизаций, до сих пор не существует ни более-менее полного каталога рисунков Наски, ни подробного плана их расположения. За годы исследований ученые нанесли на карту лишь несколько участков центральной части плато рядом с долиной реки Инхенио, где сконцентрировано большинство рисунков животных и птиц. Это вполне понятно, поскольку столь масштабные работы могут проводиться лишь при планомерном финансировании и полноценном содействии со стороны правительства. К сожалению, федеральные власти Перу не имеют достаточных средств для реализации подобного проекта. Поэтому подавляющее большинство исследований в Наске и соседних районах проводятся иностранными учеными и энтузиастами-любителями.
Японские ученые планируют использовать в своей работе данные спутника “Даичи”, запущенного Японским Аэрокосмическим Исследовательским Агентством в январе этого года. Развитие высоких технологий выводит возможности изучения феномена Наски с помощью космической фотосъемки на первое место. В мае этого года перуанский исследователь Джони Исла и его датский партнер Маркус Рейндель, используя данные аэрофотосъемки и наземные изыскания обнаружили новые рисунки и на плато Пальпа. Среди более чем 50 рисунков есть изображения людей, птиц, обезьян и кошек. Эти геоглифы имеют от десяти до пятидесяти метров в поперечнике и расположены небольшими группами. Это отличает рисунки Пальпа от изображений Наски, где фигуры животных, как правило, располагаются поодиночке, в обрамлении линий, полос или геометрических фигур. Сегодня исследователи считают, что геоглифы плато Пальпа были выполнены представителями культуры паракас, датируемой примерно 500 – 400 гг. до н.э. В то время как рисунки Наски относят к одноименной культуре наска, расцвет которой датируется первой половиной I-го тыс. н.э. Данные датировки являются хоть и общепринятыми в американской археологии, но, при этом, весьма условными. До сих пор нет ни однозначных доказательств, ни веских аргументов в пользу того, что геоглифы Наски-Пальпы были выполнены именно представителями данных индейских культур. Наоборот, масштаб этого культурного феномена, техника исполнения линий и рисунков дают почву для самых фантастических гипотез об их происхождении.
Примерно в полутора сотнях километров к северу от Наски в провинции Писко расположен полуостров Паракас. Сейчас это национальный заповедник, охватывающий территорию более чем в 335 тысяч гектаров. Он известен своими фантастическими песчаными дюнами и многообразием животного мира, прежде всего морской фауны. В то же время полуостров Паракас является одним из самых богатых археологических районов Перу. В 1925 г. перуанский археолог Хулио Тельо обнаружил в песках полуострова два могильника неизвестной культуры. Спустя два года был найден третий могильник. Оказалось, что все они вместе составляют огромный город мертвых, который получил название Некрополь Паракаса. В ходе длительных раскопок здесь были обнаружены 429 мумий, располагавшихся в основном в грунтовых могилах, а также в пещерных захоронениях. На основании этих находок исследователи выделили самостоятельную археологическую культуру, назвав ее культурой паракас. Особые почвенные условия полуострова привели к тому, что в древних захоронениях тела погребенных подверглись естественной мумификации и, кроме того, прекрасно сохранились органические материалы. Поэтому археологи получили в свое распоряжение многочисленные образцы древних изделий из шерсти, дерева, кости, древность которых превышает две тысячи лет.
Полуостров Паракас известен также благодаря огромному геоглифу, расположенному на покатом склоне песчаной дюны, смотрящей в открытый океан. Это так называемый “канделябр” или “трезубец”, довольно сложная геометрическая фигура высотой в 120 м. Ее видно с океана на расстоянии более 10 км. Поэтому исследователи почти единодушно полагают, что это, своего рода, маяк-указатель для древних мореплавателей.
До недавнего времени считалось, что этот геоглиф уникален для полуострова Паракас. Однако открытия этого года опровергли данное мнение. Опять-таки, благодаря космической фотосъемке в песчаных дюнах полуострова были обнаружены новые геоглифы. Это оказались не широкие полосы и не геометрические фигуры, хорошо известные в Наске. Вновь открытые геоглифы Паракаса представляют из себя сложную комбинацию из узких не очень длинных линий и множества округлых ям, расположенных в определенной последовательности. Их предназначение непонятно, ученые пока не выдвинули по этому поводу каких-либо гипотез.
Здесь же, недалеко от долины Писко, на плато Кахамаркилья была найдена странная “полоса”, шириной, примерно в 20 метров и длиной в полтора километра. Эта полоса состоит из почти 7000 округлых ямок, выбитых в скальной породе. Их рукотворное происхождение не вызывает сомнений, но местные жители даже не знали о существовании этой полосы, пока она не была сфотографирована со спутника.
Этот район продолжает преподносить загадки для все новых поколений исследователей. Но уникальность рисунков района Наска – Пальпа – Паракас по-прежнему не находит внятного объяснения.
Добавить комментарий