Далеко на северо-западе от Зимбабве расположена Республика Мали, в которой живет племя догонов. Это племя очень основательно изучено в этнологическом плане – главным образом, французскими учеными. Догоны каждые пятьдесят лет пышно отмечают праздник, называемый ими “сигуи”.
Но почему только раз в пятьдесят лет? Ведь далеко не все догоны доживали до этого возраста, и, стало быть, не все члены племени хотя бы раз в жизни принимали участие в праздновании сигуи.
а ведь нужно еще каким-то образом запомнить (и вспомнить через 50 лет!!!) ритуал.
Ученые установили причину такой цикличности.
Догоны объяснили им, что каждые пятьдесят лет яркая звезда, которую мы называем Сириусом (они, разумеется, используют для ее обозначения другое слово), совершает оборот вокруг “невидимой звезды”. Этнологи пришли в изумление. Откуда догонам известно о существовании звезды, если она невидима?
Догоны показали ученым наскальные рисунки, на которых был выгравирован эллипс с точкой в нижней его части, обозначавшей “невидимую звезду”, побуждающую Сириус вращаться вокруг себя по эллиптической орбите. Там были нанесены и другие точки, снабженные знаками, которые напоминают по форме конские копыта. Одна обозначает “Планету Сапожник”, другая – “Планету Женщин”. Догоны также объяснили ученым, что “невидимая звезда” имеет крохотные размеры, сравнимые с размерами зерна злаковой культуры, возделываемой в их местности. Несмотря на свое величину, “невидимая звезда” обладает чрезвычайно большим весом. Все свои знания догоны, по их словам, получили от бога-творца по имени Номмо.
Весьма странная история. Раз в пятьдесят лет племя догонов из Мали отмечает праздник, посвященный прохождению мнимой звезды через орбиту Сириуса, которую ни один догон никогда не видел.
Догоны говорили, что их “невидимая звезда” очень мала и сравнивали ее с зернышком злака, хотя и считали, что она чрезвычайно тяжела.
Все правильно. Но догоны не могли знать об этом. Мы сделали это открытие только в ХХ веке. Современные астрономы даже не знают, существуют ли планеты в системе Сириуса, в то время как догоны говорят о “Планете Сапожник” и “Планете Женщин” и утверждают, что получили эти сведения от своего бога Номмо.
Согласно легенде догонов, Номмо спустился с небес в аппарате, напоминавшем короб. Во время его приземления звучали раскаты грома, сотрясалась земля, в небо взметались высокие столбы песка и пыли. Пламя, исходившее из нижней части короба, погасло, как только он коснулся поверхности Земли. Из него спустилась лестница с десятью ступенями, и в шестой ступени открылась дверь, ведущая в восемь помещений внутри аппарата.
В легенде подробно описывается экипаж инопланетян. Но для чего нужно было пришельцам из Вселенной сообщать догонам сведения о звездной системе Сириуса? Вероятно. Для того, чтобы приводить в изумление последующие поколения людей.
а так – шутки ради… Такое у них было чувство юмора…
В 1758 году испанский монах Хуан де Санта сообщал о таинственных каменных скульптурах в долине Сан-Агустина, которым поклонялись индейцы.
Сан-Агустин находится примерно в пятистах километрах от Боготы, столицы Колумбии. Эта захолустная индейская деревушка, которой нет ни на одной карте, расположена невдалеке от главной водной артерии Колумбии – реки Магдалены.
В середине XIX века итальянский генерал Годацци проник в девственный лес в окрестностях Сан-Агустина и сделал эскизы нескольких статуй. В начале ХХ столетия профессор Гейдельбергского университета Карл Штепель, приехавший в колумбийское высокогорье, изготовил гипсовые слепки статуй и обнаружил подземные ходы, связывавшие храмы между собой.
В 1912 году в Сан-Агустине появился этнолог Теодор К. Пройс. Он измерил статуи и попутно нашел несколько гробниц. К своему изумлению, он не обнаружил в них ни малейших следов скелетов. Пройс пришел к заключению, что кости полностью распались, превратившись в пыль.
Роботоподобные статуи с острова Пасхи с их одинаково тупыми взглядами производят впечатление унылого паноптикума в сравнении с миром идей Сан-Агустина. На сегодняшний день зарегистрировано триста двадцать восемь монументов – и ни один из них не похож на другого. Сан-Агустин представляется неким демоническим парадом богов. Единственное, что объединяет скульптуры, – зубы Дракулы. Некоторые из них вызывают стойкую ассоциацию с людоедами. Страшные монстры держат перед собой в обеих руках маленьких детей головами вниз, словно собираются вонзить в них свои клыки.
поза больше подходит не столько для “кровопивцев”, сколько для того, чтобы разорвать “ребенка” пополам.
Среди них присутствуют создания с чем-то вроде наушников на голове. Их огромные глаза смотрят в пустоту. В руке они держат либо нож, либо палочку для письма.
Еще одна фигура с миндалевидными глазами подносит ко рту что-то напоминающее эмбрион. В Сан-Агустине не покидает ощущение, будто эти широкие носы и отвратительные клыки принадлежат какому-то определенному прототипу.
Особое внимание привлекает к себе четырехметровое изваяние, носящее название “Епископ”. Человеческое лицо с печальными глазами может внушать уважение, и все же, поразмыслив, я так и не смог понять, что дало основания для подобного названия. “Епископ” также стискивает в руках маленького ребенка, чьи голова и руки свисают вниз. Можно ли вообразить подобного князя церкви?
если вспомнить, что творили там же различные миссионеры, то вообразить можно и не такое…
В десяти метрах за “Епископом” из травы выглядывает трехглазое чудовище. Огромные глаза, огромный нос, огромный рот и огромные клыки – таков портрет этого крайне несимпатичного существа. В нескольких метрах сзади него притаилась птица, похожая на орла. Она держит в клюве змею, безвольно свисающую вдоль ее туго набитой утробы.
Неподалеку от статуи орла высится величественный курган с более чем тридцатью монолитами. В центре расположен дольмен, который вполне мог бы стоять где-нибудь во французской Бретани. Две статуи и два менгира подпирают каменную плиту крыши. Оба стража гробницы держат в руках топоры или булавы, на их головы надеты шлемы, а над головами парят какие-то лица, которые, как представляется, явились с небес.
В Сан-Агустине имеется еще несколько массивных дольменов. Они вытесаны из гранита, непонятно откуда взявшегося, поскольку в окрестностях Сан-Агустина его месторождения отсутствуют. Однако не все статуи и плиты гранитные, некоторые изготовлены из вулканического туфа и песчаника.
Среди дольменов встречаются саркофаги, каждый из которых изготовлен из одной каменной глыбы. Они выглядят как гигантские ванны. Иногда в них лежат каменные фигуры, по всей вероятности, символизирующие останки каких-то правителей. Однако все это лишь предположение, ибо изначально каменные сосуды были пусты.
После такого заявление должны было бы следовать ссылки на соответствующие описания и заявления первооткрывателей или хотя бы указание на того, кто позднее положил эти каменные фигуры в саркофаги. Но этого у Дэникена нет… Заявление приводится без каких-либо доказательств.
Древнейшие фигуры из Сан-Агустина датируются 800 годом до нашей эры. На вершине искусственного холма стоят две фигуры, называемые “Двойное Я”. У одной из скульптур руки скрещены на груди. На мрачном лице под широким носом зловеще оскалены четыре клыка. Пристальный взгляд из глубоких глазниц устремлен в долину. Голову венчает плотно облегающий шлем. Подобно рюкзаку на этом монстре висит вторая фигура, которую археологи определили как ягуара. Даже призвав на помощь все свое воображение, я не смог увидеть в скульптуре это животное.
Здесь также присутствуют абстрактные фигуры с узкими, щелевидными глазами и неизбежными зубами Дракулы.
Древние каменотесы понимали толк в изобразительном искусстве, они в совершенстве владели своим мастерством, о чем наглядно свидетельствуют изваяния Сан-Агустина. Они проводили четкую грань между людьми и человекоподобными существами – теми, что с зубами Дракулы.
На этом тайны Сан-Агустина не кончаются: там еще имеется так называемый Источник омовения ног.
На выровненной в скальной породе поверхности площадью около трехсот квадратных метров располагается сложная сеть каналов различной ширины: маленькие и более крупные бассейны квадратной и круглой формы соединяются узкими ложбинками и канавками, змеящимися между камней. Между четырьмя главными бассейнами я насчитал свыше тридцати ручейков. Каналы представляют собой запутанный лабиринт.
Что это может означать? Одни говорят о священном Источнике омовения ног, другие видят в этом странном феномене жертвенник, чьи каналы служили для стекания крови в крупные бассейны.
Вполне вероятно, что этот хаос ручьев и бассейнов, располагающихся на различной высоте, некогда являлся сооружением для очистки металлов: расплавленная масса перетекала из бассейна в бассейн, оставляя на их дне и на дне каналов осаждавшиеся тяжелые инородные частицы и шлаки.
то же замечание – должны были бы остаться в значительном количестве следы этих металлов.
…Чавин де Унтар в перуанских Андах. Чтобы попасть туда, нужно вначале преодолеть перевал Кауиш, расположенный на отметке 4178 метров над уровнем моря. Если в наших высоких широтах в горах на высоте свыше четырех тысяч метров господствуют глетчеры, то на перевал Кауиш можно подняться на вездеходе. Перу находится ближе к экватору, чем центральная Европа. По другую сторону перевала вдоль горных склонов змеей уходит в необозримую даль узкая дорога. Близ деревушки Мачак на высоте 3180 метров находятся руины храма Чавин де Унтар. Никто не знает, кто и зачем возвел в свое время это сооружение.
Лучше всего сохранившаяся часть комплекса носит название “Эль Кастильо” (“Замок”), хотя на замок она ничуть не похожа. Это четырехугольное здание длиной семьдесят три метра и шириной семьдесят метров. Огромные гранитные глыбы, подогнанные друг к другу с миллиметровой точностью, образуют прямоугольные внешние стены, слегка наклоненные внутрь. Чем выше они поднимаются, тем явственнее становятся следы разрушения.
На снимках что-то не видать “миллиметровой точности” + цвет материала вызывает большие сомнения, что это – гранит.
Главные ворота здания с компасной точностью обращены на восток. Каменная балка длиной девять метров покоится на двух колоннах, по краям которых громоздятся гранитные плиты. Эти плиты когда-то были украшены гравюрами, но, к сожалению, атмосферные явления и человеческие руки уничтожили филигранные произведения камнерезного искусства. В эпоху расцвета “Замок” должен был производить впечатление монолитного сооружения.
Перед его фасадом простирается четырехугольная площадь, некогда полностью обнесенная стеной. Она устроена в виде террас, поднимающихся в сторону главных ворот. К югу и северу от площади высятся платформы, которые до сих пор не были обследованы.
В целом культовое сооружение Чавин де Унтар занимает территорию площадью тринадцать гектаров. Сегодня о нем мало что известно. Его общая длина составляет двести двадцать восемь метров, ширина – сто семьдесят пять метров. Оно имеет передний и внутренний дворы с лестницами, устремленными во все стороны света, а под прямоугольной передней площадью располагается система коридоров, вентиляционных шахт и водоотливных штолен – четко спланированная инфраструктура.
Чавин де Унтар ставит специалистов в тупик, ибо ничего похожего никто из них раньше не видел. Получается, будто комплекс был сооружен из ничего каким-то неизвестным народом. Его появление подобно взрыву, так как можно с уверенностью сказать, что строителями являлись не инки, чьи сооружения выглядят совершенно иначе.
это если инкскими сооружениями считать мегалиты… А если мегалиты строили не инки, то в некоторых (довольно примитивных) сооружениях явно инкской эпохи в ближайших регионах (и даже неподалеку от Мачу-Пикчу в недавно обнаруженном городе) подобный стиль кладки имеет место быть. Вполне возможно, что такая “пластинчатая” структура камня задается просто местной слоистой породой.
По мнению ученых, Чавин де Унтар играл роль религиозного центра, места паломничества некоего загадочного народа, который однажды покинул эти места. Но что это был за народ?
Каждая религия имеет своего основателя. Все духовные сообщества в мире возглавлялись боголюдьми или пророками. К “религиозному культу” храма Чавин де Унтар это не относится.
на каком основании такой вывод? Опять не поясняется.
Мнения ученых относительно его возраста расходятся. Одни считают датой появления храма 500 год до Рождества Христова, другие – 1000 год до нашей эры. Если это так, Чавин де Унтар является древнейшим из известных “храмов” в Южной Америке. Но кому же, в конце концов, там поклонялись?
Как и пространство под площадью, устроенной в форме террас, весь храмовый комплекс пронизан лабиринтом из коридоров. В нескольких метрах за толстой стеной посреди пересечения коридоров стоит весьма приметная стела, называемая “Эль Ланцон” (“Копье”), высотой три метра и шириной всего пятьдесят сантиметров. Каким образом попала сюда эта каменная игла? Ширина коридоров составляет лишь шестьдесят сантиметров, а длина не достигает и трех метров. Очевидно, строители храма проделали в крыше отверстие, через которое стела и была опущена на свое нынешнее место.
На поверхности этого каменного монумента выгравировано странное существо со страшными зубами… его глаза устремлены вверх, а над головой вырезаны рисунки, чей смысл не поддается человеческому пониманию.
Коридоры внутри храма изначально были выложены каменными плитами, украшенными рельефами, настолько тонкими и плоскими, словно над ними поработал бормашиной современный дантист. На сегодняшний день почти все эти плиты отколоты и распроданы в различные музеи. Благодаря им человечеству стали известны существа с расправленными крыльями, представляющие собой нечто вроде помеси человека с драконом. Другие монстры вызывают у меня ассоциации с дорожно-строительными машинами.
А еще там есть головы. Поначалу они во множестве присутствовали как на внешней стене, так и внутри главного здания, сегодня же на своем месте остались лишь несколько экземпляров. Львиная их доля тоже была распродана. Оставшиеся же отличаются разнообразием.
Одни имеют лица с широкими носами, пухлыми губами и прямоугольными звериными пастями, из которых торчат зубы Дракулы, тогда как у других вообще нет лиц.
Некоторые головы снабжены шлемами, наушниками, респираторами и очками. За исключением двух, их лицам свойственно недружелюбное, отчужденное, холодное выражение.
В целом художественный стиль Чавин де Унтар можно определит как абстрактный. Хотя рельефы выполнены с редким мастерством, мы не знаем, что они изображают. Из отвратительных голов исходят кривые линии, завершающиеся когтями или гусеницами некоего гусеничного транспортного средства. Эти рельефы – самое необъяснимое в комплексе Чавин де Унтар.
все негативные эпитеты – страшный, ужасный, недружелюбный и т.п. – лишь в нашем (!) восприятии. Вообще-то те же майя и инки воспринимали подобные изображения не столь негативно.
Добавить комментарий