На интернет-форуме Лаборатории Альтернативной Истории его участник Алексей Клевцов предложил любопытную идею: прототипом линга-йони… была часть некоего поворотного устройства с обжимным приспособлением. Если более точно, то лингам – деталь поворотного устройства (стержень или вал), а йони – часть обжимного приспособления, с помощью которого производился поворот «лингама» на нужный угол.
Эту идею иллюстрирует Рис. 49, где цифрами обозначены следующие элементы: 1 – обжимное устройство рукоятки, 2 – стяжной болт, 3 – закрытая гайка-фиксатор, 4 – промежуток между двумя рычагами обжимного устройства.
Для насадки приспособления на стержень/вал необходимо: ослабить стяжной болт (2) для двух рычагов, опустить на стержень/вал рукоятку и зафиксировать в нужном положении, затем затянуть стяжной болт, после чего надеть на резьбу стержня гайку и закрутить. Закрытая гайка-фиксатор (3) прижимает стержень/вал к основанию, а круглый колпачок гайки защищает резьбовое соединение стержня-гайки от коррозии и попадания туда мусора или капель дождя.
На мой взгляд, сходство просто поразительное!..
Поворотные конструкции, как правило, нуждаются в какой-то смазке – для того, чтобы облегчить движение соприкасающихся элементов. Необходимость использования масла становится еще более актуальной при изготовлении такого устройства из металлов, подверженных коррозии. Например, если в составе металлических сплавах имеется высокий процент железа. Масло в этом случае предохраняет металлические поверхности от появления ржавчины
Люди-очевидцы могли запомнить, что бог с непонятной для них целью заливал с какой-то периодичностью в свой «божественный» предмет нечто, похожее на привычные им растительные масла. И в таком случае получает объяснение традиция полива линга-йони маслом, которое и выступает в роли такой «смазки». Правда, уже лишь в символичном смысле, поскольку современные конструкции после этого не поворачиваются…
Линга-йони порой встречаются не по одиночке, а сразу по несколько штук, выстроенных в единый ряд. С точки зрения сходства этой конструкции с техническим устройством, представленным выше, такое расположение оказывается тоже вполне объяснимо. Когда возникает необходимость обеспечить согласованную работу нескольких поворотных устройств, то при их расположении в одном ряду для этой согласованности достаточно добавить к ним единую систему толкателей. Скажем, такая система вполне логична для ряда запорных устройств, вращающих заслонки, расположенные в каналах водной плотины.
И здесь уместно будет вспомнить, что целый ряд древних цивилизаций был связан с земледелием, построенном на применении искусственного орошения. Согласно же древним легендам и преданиям, подачу воды в эту систему нередко контролировали сами боги. Так древнеегипетский бог Птах сидел в районе Асуана и регулировал уровень Нила. Ныне, как известно, там располагает плотина, с помощью которой уже мы (люди) регулируем уровень воды в этой реке.
Вода же – источник жизни для растительности, залог плодородия. Отсюда вполне могло появиться и значение «источник» (он же «место рождения», «вульва» и т.п.) для санскритского слова «йони»…
Показательно, что ритуал, связанный с поклонением лингаму, хоть и сводится к одному и тому же – что лингам есть Шива (то есть к признанию «божественности» прототипа лингама), но может довольно значительно отличаться в разных местах. Отличаться как по тому, что именно приносится в качестве подношения (иногда полный суммарный список наименований подношений может включать в себя более 60-ти пунктов), так и по тем ритуальным текстам, которые при этом читаются. Сами же лингам-йони могут изготавливаться также из разных материалов (хотя чаще всего они из камня). Так Википедия упоминает более трех десятков различных материалов, из которых изготавливают лингам.
Все это, с одной стороны, указывает на то, что с самого начала древние очевидцы и свидетели функционирования прототипа линга-йони, судя по всему, абсолютно не понимали истинного смысла происходящего. А с другой стороны, очень сильно напоминает ситуацию по различию между ритуалами карго-культа на различных островах Тихого океана. Все утонуло во второстепенных, незначимых деталях. …
И еще один момент.
Есть индийский миф, который повествует, что Шива, увлеченный пылкой страстью, пустился в погоню за очаровательной красавицей Мохини, которая, как потом оказалось, была одним из воплощений бога Вишну. Во время преследования девы Шива двенадцать раз обронил свое детородное семья, которое упав на землю, тут же «проявилось светом» в виде маленьких лингамов, наделенных особой сакральной силой. Эти лингамы называются «джайортилингам». Все двенадцать джайортилингам имеют свои имена – Шрикедаранатх, Шритрийамбакешвар, Шрималликарджун и т.д.
В местах падения семени – от предгорий Гималаев на севере и до Рамешварама на юге – позднее появились крупные центры религиозного паломничества с роскошными храмовыми комплексами, многочисленными жрецами и детализированными ритуальными процедурами. И каждый порядочный индус, даже если он не шиваит, мечтает совершить паломничество ко всем двенадцати джайортилингам.
Если за этим мифом кроются отголоски реальных событий, то не исключен вариант, что некогда на указанной территории имелось целых 12 прототипов – реальных «божественных» предметов. И, с позиций этой версии, интересно было бы попробовать исследовать различия между местными линга-йони, равно как и между ритуальными процедурами по их почитанию…
Электрические лампы в Дендере
В одном из древнеегипетских текстов говорится, что богиня, известная более всего под именем Хатхор, после своего возвращения из далекой африканской страны Бугем, поселилась в Египте в месте, которое в древности называлось Иунет та нечерет – «Незыблемая земля богини». После завоевания Египта Александром Македонским греки упростили название на свой манер до Тентирис, которое перешло в арабский язык как «Дендера». Под этим названием данное место известно и сейчас.
Домом возвратившейся богини был величественный и необычайно красивый храм – храм Хатхор, который позднее стал главным сооружением большого храмового комплекса. И ныне это – один из основных объектов на туристических маршрутах, пролегающих по памятным местам Древнего Египта.
Храм Хатхор в Дендере знаменит своими многочисленными росписями и барельефами. Рисунками и текстами тут покрыто, пожалуй, почти все (кроме пола) – стены, потолки и массивные колонны. Одно из наиболее известных изображений – уникальный зодиакальный круг, украшавший ранее потолок одной из небольших комнат храма. Оригинал ныне находится в Парижском Лувре, а на прежнем месте располагается лишь копия. Вокруг этого зодиакального круга идут нешуточные споры – когда же именно он был создан, и какие небесные события на нем зафиксированы.
Но еще более жаркие споры идут вокруг других изображений, которые были обнаружены в одной из крипт – небольших потайных комнат. Как полагают историки, эти тайные помещения были многофункциональными – они служили как местами хранения священных, сакральных предметов, так и в качестве святилищ для тайных церемоний. Подобные потайные комнаты были непременным атрибутом многих египетских храмов, однако чаще всего они не были декорированы рисунками или рельефами.
В храме Хатхор известно ныне пятнадцать крипт, в большинстве из которых также нет никаких изображений. Стены же этой крипты, имеющей ширину всего чуть более метра, покрыты рельефами, которые тщательно выполнены на более качественном камне, нежели тот, что был использован в основной части храма. Это позволило мастерам, работавшим в довольно непростой технике низкого рельефа (когда общий фон располагается глубже самого рисунка), изображать более тонкие детали.
Египтологи утверждают, что на стенках этой крипты запечатлены важнейшие сакральные церемонии культов египетских богов, ритуалы и празднества, а также изображения зримых образов и атрибутов богов. Однако есть и совсем иная точка зрения, согласно которой на рельефе представлены… электрические лампы!..
Первым на возможность именно такой трактовки изображений обратил внимание норвежский инженер Генри Кьелльсон. В своей книге «Исчезнувшая технология», вышедшей в 1961 году, он написал, что в руках у египтян показаны лампы накаливания с электрическим кабелем, которые поддерживаются изоляторами. Эту идею вскоре позаимствовал Эрих фон Дэникен. А его последователи, Рейнхард Хыбек и Петер Красса, посвятили «египетскому электричеству» целую книгу «Свет для фараона», в которой в частности написано следующее:
«На стенах изображены человеческие фигуры рядом с колбовидными предметами, напоминающими огромные электрические лампы. Внутри «ламп» изображены змеи в виде волнистых линий. Заостренные хвосты змей исходят из цветков лотоса, которые без особого воображения можно интерпретировать как патроны ламп. Нечто, напоминающее провод, ведет к небольшой коробке. На ней стоит бог воздуха, преклонивший колени. Рядом возвышается столб джед с двумя руками – это символ могущества, соединенный со змеем. Обращает на себя внимание демон, похожий на павиана, с двумя ножами в руках, который интерпретируется как защищающая и обороняющая сила».
Демон-павиан (по другой трактовке, бог Гор с собачьей головой) с ножами в руках некоторыми исследователями трактуется в качестве предупреждения об опасности – типа привычного нам изображения черепа с костями, которое можно видеть на объектах с высоким напряжением. В другом варианте – ножи означают выключатель, приводящий в действие изображенную электрическую систему.
Есть разногласия и в трактовке, что именно это была за лампа. Одни исследователи полагают, что это больше похоже на привычную нам лампу накаливания, для которой «змея» соответствует светящейся нити. А другие считают, что речь может идти о газоразрядной лампе, в которой «змея» соотносится с разрядной дугой. Например, о «трубке Крукса», названной так в честь британского физика Уильяма Крукса (1832–1919), который одним из первых начал изучать распространение электрического разряда в стеклянных трубках, наполненных разреженными газами. При подключении к высоковольтной обмотке индукционной катушки такие трубки испускали яркое свечение.
Споры между сторонниками двух этих вариантов трактовки подогреваются тем, что разные изображения (а таких тут сразу три) отличаются в своих деталях. Так в одном случае «руки» у джеда, воспринимаемого в «электрической» версии чаще всего в качестве некоего изолятора, доходят до «змеи» внутри лампы, а в другом – лишь касаются колбы лампы, как бы только поддерживая ее и не являясь функциональным элементом (в третьем случае дело обходится вообще без джеда-изолятора – лампу поддерживает маленький человечек).
Инженер-электротехник Вальтер Гарн из Вены воспроизвел на основе того изображения, где «руки» джеда входят внутрь «колбы», газоразрядную лампу, которая вполне успешно работала. А Эрих фон Дэникен даже разместил действующий макет в своем парке развлечений «Загадки мира», который он создал на территории старого заброшенного аэродрома Интерлакен под Берном в Швейцарии. Правда, если Гарн пытался воспроизвести прежде всего физический процесс, то Дэникен стремился больше соблюсти форму как можно ближе к исходному изображению. В результате макет в швейцарском парке сложно даже назвать моделью какого-то реального прототипа, поскольку грушевидная колба в ней оказалась нефункциональной лишней деталью – весь физический процесс, приводящий к свечению, проходит здесь лишь в «змее», а не в колбе в целом, как это должно было быть в нормальной газоразрядной лампе.
Историки, конечно же, категорически отвергают оба варианта трактовки дендерских изображений в качестве каких-то электрических осветительных приборов. У них имеются свои версии объяснения содержимого рисунков. Так, вместо «патрона» с подходящим к нему «кабелем» они видят обычный лотос – цветок, изображение которого часто использовалось в Древнем Египте.
Египтологом Сильви Каулвилле было выдвинуто предположение, что исходящая из лотоса змея изображает бога по имени Хор-Сема-Тави или Хамсомптус – «Хорус, соединяющий две земли». Харсомтус, он же Айхи – сын Хатхор и Гора, одновременно сокол и человек, соединяющий в себе качества божественной и земной царской власти, объединяя образ змея, сына Земли, и бога, возникающего из лотоса (египетского символа творения). Согласно легенде, Айхи возник из цветка лотоса, который вырастал из бездны Нуна на рассвете. Что и изображено якобы на стенах крипты в Дендере.
В рамках этой версии, «груши» вокруг змей – не колбы из стекла, а своеобразные «коконы» из защитной магической энергии или вообще небо. «Кабели» – это не провода, а символ дневной ладьи бога Солнца Ра, на которой и стоят изображенные персонажи. Лотосы рисовались на корме ладьи, или с обеих ее концов – из них-то и появляется Айхи в образе змеи.
Фрагмент каменной кладки той же культуры Нураги. Похож на аналогичные каменные “клювики” в Перу и в Турции
https://i.imgur.com/HScXUA2.jpg
Дополнение:
Воин той же культуры держит щит с копьями или стрелами. Очень похож на щит из древней мексики.
https://i.imgur.com/Z8XnjOF.png
https://i.imgur.com/rfzWwI0.jpg
По поводу – Рис. 17. Роспись на майянском сосуде
Вот похожий мотив в скульптурах 2 тыс. до н.э. с о. Сардиния.
Как я понимаю, это что-то вроде кастетов.
https://i.imgur.com/fb8apth.jpg https://i.imgur.com/I8WANOR.png
В фильме Склярова была фреска фараона со странной большой продолговатой “лампой”.
Наткнулся сегодня на фото ядерного реактора “Топаз”, который применяется на космических спутниках.
Посмотрите и сравните формы – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2f/Topaz_nuclear_reactor.jpg
похож )