Главная страница » Статьи » Осколки мозаики » Пещеры Барабар. Одно из возможных мест поиска следов ДВЦ

Экспедиций в Индию ЛАИ еще не проводили. Связано это с тем, что объектов там много, даже слишком много и представляют они собой мешанину из напластований различных эпох и культур. Вычленить оттуда древнейшие пласты очень тяжело. Необходима предварительная кропотливая и тщательная работа по исследованию исторических и археологических материалов, мифологии и т.п. по каждому, потенциально интересному с точки зрения ЛАИ, объекту.

Одними из возможных мест поиска следов древней высокоразвитой в техническом плане цивилизации, являются рукотворные пещеры Барабар.

Традиционно к комплексу пещер под названием “Пещеры Барабар” относят 4 пещеры на холме Барабар и 3 пещеры на холме Нагарджуни.

Примерно к такому же типу рукотворных пещер относятся и пещеры Сон Бхандар в Раджгире.

Все эти пещеры располагаются на территории штата Бихар в Индии.

Fergusson J., Burgess J. "The cave temples of India", 1880
Fergusson J., Burgess J. “The cave temples of India”, 1880

Самые первые детальные описания пещер Барабар и Нагарджуни были сделаны Александром Каннингемом. Александр Каннингем – британский индолог, руководитель Археологической службы Индии, в течение 1862-65 гг занимавшийся научным изучением индийских древностей. Результаты его исследований были опубликованы в сборнике отчетов “Археологический осмотр Индии” в 1871 г.

Еще некоторые сведения о пещерах содержатся в трудах Джеймса Беглара и Джеймса Фергюссона.

Дж. Беглар – инженер, помощник А. Каннингема, совершил свое собственное путешествие по провинциям Бенгалии и описал его в своем отчете 1878 года.

Beglar J.D. “Report of a tour through the Bengal provinces”, 1878 – Отчет о путешествии по провинциям Бенгалии

Достаточно подробное описание пещер сделал Джеймс Фергюссон – английский архитектор и археолог, автор нескольких книг по истории архитектуры, в том числе индийской. В 1880 г. вышла его книга “Пещерные храмы Индии”.

Fergusson J. “Handbook of architecture”, 1859

Fergusson J., Burgess J. “The cave temples of India”, 1880 (Пещерные храмы Индии)

Fergusson J., Burgess J. “History of Indian and eastern architecture”, 1910

Во времена посещения пещер Каннингемом это место называлось Сат-гхара, или “семь домов”, т.е. пещеры холма Барабар и пещеры холма Нагарджуни объединялись в единый комплекс. Пещеры датируются эпохой империи Маурьев (322-185 гг. до н. э.). Датирование установлено на основании, высеченных на стенах пещер, надписей от имени Ашоки и его внука Дашаратхи.

Надписи на стенах пещер повествуют о факте дарения пещер секте адживиков. О них мало что известно, т.к. оригинальных текстов адживиков не сохранилось, а все имеющиеся сведения почерпнуты из буддийских и джайнских источников.

Пещеры эксплуатировались почти на всем протяжении их истории представителями различных религиозных течений. В разное время пещеры использовались и буддистами, и брахманистами, и мусульманами. В процессе перехода пещер “из рук в руки” они утратили свои первоначальные названия, соответственно нынешние названия весьма условны.

Пещеры Барабар

Пещеры Барабар находятся примерно в 40 км к северо-востоку от г. Гая. Барабарские холмы представляют собой скалистые образования в виде нагромождения огромных валунов. Пишут, что порода их слагающая – гнейс, метаморфическая порода родственная граниту. Три из четырех пещер вырублены в одной скале, ориентированной с запада на восток.

Во времена Каннингема здесь проводились ежегодные крупные ярмарки, на которые собирались тысячи паломников. Для них возводились навесы, временные помещения, и, как следствие, собиралась огромная куча мусора. По свидетельству Каннингема пещера Каран Чаупар была на 3 фута засыпана мусором, керамическими обломками, кирпичами и т.п. Также примерно на метр пещера была залита водой. Впоследствии англичане прокопали траншею для отвода воды, в ходе работ были найдены обломки каменных колонн. Видимо ранее существовали, какие-то сооружения, пристроенные к пещерам.

Барабар
Барабар

Пещера Каран Чаупар расположена с северной стороны скалы. Датируется примерно 244 г. до н.э. Надпись на стене входа гласит, что она была дарована секте адживиков на 19 году правления Ашоки. Пещера представляет собой прямоугольное в плане помещение длиной 10,2 м, шириной 4,2 м, высотой 3,2 м. При этом высота стены от пола 1,4 м, а высота свода 1,8 м. Вход смещен от центра вправо и имеет трапециевидную форму. Возле правой стены имеется небольшая платформа размером 2,2х0,7х0,3 м. Каннингем считал, что она являлась постаментом для статуи, но, учитывая ее длину она вполне могла служить ложем какого-нибудь отшельника.

Каран Чаупар
Схема Каран Чаупар

На стенах кое-где видны вкрапления диорита, который срезан и отполирован заподлицо с основной породой. Стены поднимаются перпендикулярно пола, затем идет поребрик, выше которого выполнен арочный свод. При макросъемке поребрика видны следы высокотехнологичного инструмента. Стены пещеры отполированы. Полировка выполнена очень тщательно и с большим мастерством. Если посмотреть на вход из глубины пещеры, то можно оценить качество полировки. В пещере очень темно, т.к. присутствует только один источник света – вход, и в отполированных стенах портала окружающий пейзаж виден как в зеркале.

С правой стороны портала высечена надпись, причем надпись выполнена, поверх полировки. Буквы не полированы. Надпись вполне могла быть нанесена гораздо позднее строительства пещеры.

Каран Чупар

С южной стороны скалы расположены две пещеры.

Западная – Судама. Датируется надписью Ашоки, в которой говорится, что пещера была подарена на 12 году его правления, приблизительно в 261 г. до н.э. В отличие от первой пещеры Судама разделена на две части: прямоугольную камеру и круглое помещение. Длина камеры 10 м, ширина 5,8 м, высота 3,6 м. Диаметр круглого помещения 5,8 м.

11_Судама_схема.jpg Fergusson J., Burgess J. "History of Indian and eastern architecture", 1910
Судама, схема. Fergusson J., Burgess J. “History of Indian and eastern architecture”, 1910

Вход трапециевидный, смещен вправо от центра. Пещера полностью завершена. Стены, полы и потолок отполированы с большим мастерством. В правом торце камеры выбито небольшое овальное углубление неправильной формы, видимо, результат позднего вмешательства. С левого торца пещера имеет форму полукруга с куполом, посередине прорублен трапециевидный вход в круглое помещение. Официальные историки утверждают, что круглое помещение выполнено в виде соломенной хижины, в которой первые буддисты устраивали свои собрания. И, таким образом, прототип хижины воплотили в камне. Мне не хотелось бы называть это помещение “резонаторной”, т.к. прямых доказательств использования его в качестве резонатора пока нет. Поверхности этого помещения также отполированы. При близком рассмотрении на стыке стен камеры и круглого помещения наблюдаем мастерски выполненный внутренний трехгранный угол, причем поверхности сходятся не под прямым, а под острым углом.

Судама_внутренний угол
Судама. Внутренний угол

Третья пещера группы Барабар – Ломас Риши. Единственная, которая имеет резной вход. Датируется довольно большим временным промежутком – от 450 до 300 года до н.э. Дарственной надписи Ашоки либо его преемника нет, но предполагается, что она была уничтожена при оформлении архитрава. Над входом имеется надпись, но она относится к 3-4 векам н.э. Поскольку Ломас Риши полностью повторяет планировку Судамы предполагается, что такая надпись существовала и обе пещеры вырубались по единому плану с той лишь разницей, что Ломас Риши так и не была закончена. Длина 10 м, ширина 5,2 м, из за недоделок круглое помещение имеет вид эллипса размером 5,2х4,2 м.

Обработка проводилась от внешней стены через верх к противоположной. Законченные поверхности были отполированы, т.е. технологические этапы обработки проводились параллельно. Полы также грубо вырублены.

Ломас Риши ценна тем, что можно наглядно видеть этапы обработки поверхностей. И наряду с видимой ручной обработкой видны следы обработки высокотехнологичным инструментом. Параллельные борозды на полу напоминают следы прохода механизма по выборке старого асфальта. При ручной обработке нет смысла выдерживать параллельность хода инструмента. Особенно наглядно это видно возле полукруглой стены.

Последняя пещера из барабарской группы – Вишваджопри (Хижина Вишвы).

Вишваджопри
Вишваджопри

Находится в полукилометре на восток от Каран Чаупар. Пещера недовырублена, вернее немного начата. Хотя вход полностью оформлен и полирован. В отличие от остальных пещер имеет широкий и глубокий портал. Размеры портала: длина – 4,26 м., ширина – 2,54 м. Камера округлой формы диаметром 3,35 м. Датирована 12-м годом правления Ашоки (261 г до н.э.), о чем говорит надпись на правой стене портала.

Было бы интересно провести исследование поверхности на стыке технологий между полированным порталом и грубо обработанной камерой, с целью проверки гипотезы о полировке, как следствия работы инструмента.

Пещеры Нагарджуни

Пещеры Нагарджуни находятся на одноименных холмах в полутора километрах на восток от пещер Барабар. Также датируются эпохой Маурьев.

Нагарджуни
Нагарджуни

Первая пещера из группы Нагарджуни – Гопи-ка-Кубха, самая большая из семи пещер.

Гопи-ка-Кубха
Гопи-ка-Кубха

Ее длина 14 м, ширина 5,2 м, высота 3,2 м. Датирована надписью Дашаратхи 214 г. до н.э. Полностью закончена. Торцевые стены закруглены. Во времена посещения Каннингемом у ее входа были развалины кирпичных стен и деревянных построек, оставшиеся после использования ее мусульманами. В 1817 году пещеру посетил майор Китток, но она уже никем не использовалась. Внутри была сложена небольшая кирпичная платформа возле одного из торцов, в настоящее время она отсутствует.

Еще две пещеры находятся с обратной северной стороны холма и располагаются в непосредственной близости друг от друга.

Вадитхи-ка-Кубха расположена в глубине расщелины. На полу и потолке входа имеются четыре отверстия, вероятно, для крепления двери.

Вадитхи-ка-Кубха
Вадитхи-ка-Кубха

В 19 веке пещера была разделена на 2 части грубой кирпичной стеной с очень маленьким входом, в который можно было просунуть только поднос с едой, видимо для передачи пищи какому-нибудь аскету. На правой стене входа надпись Ашоки. Название пещеры переводят как “пещера уединенных нищих”. Пещера небольшая, длина 4,97 м, ширина 1,3 м. В отличие от ранее описанных пещер вход расположен с торца камеры, противоположный торец закруглен. Полностью отполирована.

Вапийя-ка-кубха или “Пещера колодца”, расположена рядом с пещерой Вадитхи. Недалеко от нее находится небольшой деревенский колодец. Датируется 214 г. до н.э. Длина камеры 5 м, ширина 3,4 м, высота 3,2 м. Трапецеидальный вход также расположен с торца, противоположный торец в отличие от Вадитхи – прямой. Идеально отполирована.

Вокруг этих двух пещер Каннингем обнаружил большое количество обломков гранитных колонн и квадратных камней. По его мнению, основанному на рассказах местных жителей, здесь был буддийский монастырь, разрушенный многочисленными “хозяевами”. Постройки располагались не только вокруг пещер, но и над ними. В один из периодов рядом с пещерами располагалось мусульманское кладбище.

Пещеры Сон Бхандар

Пещеры Сон Бхандар расположены на северо-западе штата Бихар, недалеко от г. Раджгир.

Пещер две, расположены рядом друг с другом. Созданы по тому же плану, что и “барабарские”.

Schlagintweit E. "Indien in wort und bild", 1880
Schlagintweit E. “Indien in wort und bild”, 1880
Fergusson J., Burgess J. "History of Indian and eastern architecture", 1910
Fergusson J., Burgess J. “History of Indian and eastern architecture”, 1910
Fergusson J., Burgess J. "The cave temples of India", 1880
Fergusson J., Burgess J. “The cave temples of India”, 1880

Западная пещера сохранилась в целости. Длина камеры 10,4 м, ширина 5,2 м, общая высота 3,5 м, свод 1,5 м. Свод немного заострен. Про эту пещеру ходит легенда о несметных сокровищах, спрятанных за нарисованной дверью на стене пещеры. Англичане, пытавшиеся добраться до сокровищ при помощи пушки, пробили переднюю стену камеры, после чего пещера обзавелась окном. На фасаде имеется ряд квадратных отверстий. Это следы от постройки навесов при проведении собраний буддийских монахов. Внутреннее пространство пещеры ограничено и, чтобы расширить его строили деревянные навесы, способные вместить большое количество монахов.

Восточная пещера частично разрушена в передней части, причем уже давно. К моменту описания ее в 19 веке она уже была разрушена. На одной из стен сохранились небольшие барельефы.

Порода скалы, в которой вырублены пещеры, имеет слоистую структуру. Поверхности камер и внешних стен сильно эродированы.

В общем, пещеры явно вырубались по проекту барабарских пещер, но на несравненно более низком уровне технологий.

Пещера Сита Мархи

Эту пещеру обнаружил Джеймс Беглар во время своего путешествия по провинциям Бенгалии в 14 милях к югу от Раджгира и на 24 мили восточнее г. Гая, примерно в миле на запад от деревни Расулпура. Александр Каннингем не упоминает о ней в своем отчете, т.к. его маршрут прошел в стороне от этой местности. Беглар описывает пещеру, вырубленную в изолированном гранитном валуне. В плане она похожа на Вапийя-ка-Кубху, однако в разрезе представляет собой заостренную арку без перпендикулярных сторон. Внутри камера отполирована, за исключением дальней торцевой стены, на которой полировка отслоилась. Пещера была обитаема, в ней находилось несколько скульптур индуистских богов и пара “наглых и жирных” брахманов, совершающих обряды. Тем не менее, Беглару удалось измерить пещеру. Длина камеры 4,8 м, ширина 3,4 м, высота 2м. Вход трапециевидный с отношением сторон 3 к 4 (высота входа – 4 фута 4 дюйма, ширина у основания – 2 фута 1 дюйм, ширина вверху – 1 фут 1 дюйм).

Beglar J.D. “Report of a tour through the Bengal provinces”, 1878
Fergusson J., Burgess J. "History of Indian and eastern architecture", 1910
Fergusson J., Burgess J. “History of Indian and eastern architecture”, 1910

По мнению Дж. Фергюссона пещера Сита Мархи является самой старой пещерой подобного типа.

В настоящее время данная пещера нигде не упоминается и ее точное местонахождение неизвестно. Недалеко от этого места построена железная дорога и может быть, гранитный валун был использован при ее постройке или вокруг пещеры выстроили индуистский храм и визуально она не видна. Красным кружочком на карте обозначена область примерного расположения пещеры.

Сита_карта

Пещера Кондивте

Имеется еще одна пещера подобного вида.

Пещера за № 9 в пещерном монастыре Кондивте или Махакали, расположенном на острове Сальсет близ Мумбаи. Монастырские пещеры вырублены в базальтовой толще.

60_Кондивте_01_resize

По аналогии с барабарскими пещера № 9 также имеет прямоугольный зал и круглое помещение, оформленное снаружи как соломенная хижина. В стенах круглого помещения вырезаны решетчатые окна, вход прямоугольный. Внутри камеры находится каменная ступа. Потолок прямоугольного зала прямой. Вход в пещеру обозначен несколькими колоннами.

Длина камеры 7,6 м, ширина 5,3 м, высота 2,7 м. Высота круглого помещения 4,2 м, высота ступы 2,3 м.

Fergusson J., Burgess J. "History of Indian fnd eastern architecture", 1910
Fergusson J., Burgess J. “History of Indian fnd eastern architecture”, 1910

Ни о какой машинной обработке и речи нет. Все довольно грубо выдолблено. На стене зала имеется барельеф, также невысокого качества.

Данный монастырь считается самым ранним известным буддийским монастырем и датируется периодом 100 г. до н.э. – 600 г. н.э. Несмотря на то, что “барабарские” пещеры старше не на одну сотню лет, пещеру Кондивте приводят как прототип для пещер Бихара.

Налицо простое копирование без сохранения смысла истинного предназначения.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на “барабарские” пещеры, это трапециевидный вход. Просто прямая аналогия с сооружениями в Перу.

трапециевидный вход
Трапециевидный вход: Барабар (слева) и Перу (справа)

Вторая особенность – это потрясающее качество полировки.

Непонятно, какая культура или цивилизация достигла таких успехов в технологии обработки твердых пород камня. Пещеры расположены в довольно “глухом углу”, никаких следов особо выдающихся, в техническом плане, культур не найдено на этой территории.

Предположений о возможном применении “барабарских” пещер несколько:

  • бомбоубежища. Но, в герметичном помещении, при отсутствии вентиляционных отверстий и источников воды, не выживет, ни одно живое существо;
  • хранилище химически активных веществ. Гранит достаточно устойчив к химическим воздействиям, но, пещеры имеют весьма внушительные трещины. Удивительно, что создатели пещер упустили такой факт, как склонность гнейса к образованию трещин;
  • винный подвал. Прямоугольная камера с полукруглым сводом такая же, как и на фотографии строительства винного подвала французскими рабочими. Может там хранили стратегический запас сомы? Индра частенько бывал навеселе.

Но, все же, сама арочная форма свода, идеально отполированные стены наводят на мысль об использовании звуковых волн. Может быть и для медитаций, истинного предназначения мы не знаем, по крайней мере, пока. Но использование звука, звуковых технологий очевидно.

Интересно, что при всей своей схожести каждая пещера немного отличается от остальных. Торцы полукруглые или прямые, варьируются высота и ширина, наличие дополнительных помещений. Возникает естественная мысль, что каждая из пещер настроена на определенный диапазон волн, который они могут, например, переизлучать, если поставить усилитель или фокусировать в определенной точке, т.е. из всего спектра излучений, которые идут из-под земли, каждая пещера настроена на свою волну.

Сама по себе арочная форма ассоциируется с колоколом. Колокол, как известно, фокусирует звук. Применяя известный закон “угол падения равен углу отражения” можно реально определить точку, где фокусируется звуковая волна. Зная линейные размеры камеры и, прочертив “лучики” можно промоделировать ситуацию и выяснить расположение “датчиков”.

Например, если внизу поставить излучатель перпендикулярно пола, то по центру дуги образуется стоячая волна, так называемый “звуковой жгут”. При достаточной напряженности может возникнуть эффект левитации небольших предметов вдоль “жгута”. Это из области фантазий на тему, но и такую вероятность надо учитывать.

Арочная форма также напоминает камертон, только перевернутый. Чтобы камертон зазвучал его надо поместить на резонирующую поверхность. В нашем случае, над пещерами должен был быть некий резонатор. А ведь Каннингем утверждал, что над пещерами были надстроены некие помещения, в основном из дерева и камня.

Также арочная форма свода применяется при использовании ультразвука. Но, тут необходимо обеспечить максимальную отражающую способность поверхностей, другими словами, отполировать их до зеркального блеска.

Есть нечто общее между “барабарскими” пещерами и пирамидами на плато Гиза. Не в плане формы, а в плане уникальности. Подобных пещер нет больше не только в Индии, но и на всем земном шаре. И те и другие объекты абсолютно уникальны в своем роде. Имеют явно техническое предназначение, непонятное современным людям. Сконцентрированы на ограниченной территории. При явной схожести в технологии изготовления нет абсолютно одинаковых пещер или пирамид (размеры разные, внутреннее устройство разное). Усилия, затраченные на строительство пирамид или отделку пещер, не соответствуют уровню примитивного использования их в качестве мест погребения или отправки ритуалов. На ум приходит только одно предположение – что мы видим детали, какого-то уникального эксперимента с неизвестным результатом, и в одном случае, и в другом случае.

 

Благодарности за помощь в подготовке материалов:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Enjoybook
Наталья Носова

Наталья Носова

Специальность - радиоинженер (МГОУ, 1996 г.)

В октябре 2010 г. зарегистрировалась на втором форуме ЛАИ. В январе 2013 г. перешла на новый форум.

Принимала участие в семинарах ЛАИ:

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!
Аватар
1
Александр

Думаю и надеюсь, что стены в пещере Барабар “поднимаются” всё таки не “перпендикулярно пола”, а перпендикулярно полу.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: