Об империи инков знают все. О ней написаны тысячи книг, и история этого крупнейшего государства Нового Света считается хорошо известной. Однако количество вопросов и загадок, связанных с культурой этого народа, гораздо больше, чем это представляется официальной историей.

Согласно современным представлениям, инкская империя, как государственное образование, просуществовала не долго – около ста лет. Но за такой короткий промежуток времени инки сумели захватить почти всю прибрежную и горную часть Южной Америки. Их владычество, к моменту появления здесь испанцев, распространилось от Эквадора до центрального Чили. Царская дорога инков, соединявшая город Киту на севере империи и чилийскую крепость на реке Мауле, имела протяженность около 6000 км. На всей территории инки строили свои почтовые станции, крепости и небольшие поселения для переселенцев. Инкская архитектура является одной из самых примечательных черт их культуры.

Считается, что строительный инструментарий инков был чрезвычайно простым. Благодаря археологическим исследованиям, известно, что из измерительных инструментов у инков имелись простейший отвес и уровень, представлявший собой плоскодонный сосуд, заполненный водой. Обработка камня велась либо при помощи каменных зубил, либо с использованием медных и бронзовых инструментов. При этом сохранившиеся в Перу постройки демонстрируют высочайший уровень мастерства в обработке камня.

Одним из самых известных памятников инкского зодчества является комплекс Саксайуаман. Он расположен на высоком холме в двух километрах к северу от столицы инков города Куско. Центральная часть комплекса представляет собой три зигзагообразных стены, расположенных друг над другом и окаймляющих склон холма. Стены сложены из огромных тщательно обработанных гранитных блоков. Вес самого крупного из блоков достигает 350 тонн при высоте 8,5 метров. Блоки нижней стены, общей протяженностью в 350 м, имеют в среднем 2-3 м в высоту и весят десятки тонн каждый. Блоки имеют разную форму, но при этом пригнаны друг к другу с такой точностью, что в стыки не проходит лезвие ножа. Никакой строительный раствор при этом не использовался, но применялась интереснейшая технология, которую сегодня называют “полигональной”. Некоторые углы блоков имеют фигурные вырезы, соответствующие вырезам угла соседнего блока, таким образом достигалось максимальное сцепление между блоками. Но как люди при помощи простейших механизмов умудрялись состыковывать многотонные блоки без каких-либо зазоров между фигурно вырезанными (в граните!) углами? Примечательно также, что блоки выступающих из стены бастионов скруглены. То есть для древних строителей не составляло проблемы стесывать грани трех-четырех метровых монолитов только ради того, чтобы придать им округлую форму. И все эти работы выполнялись при помощи простейших каменных и бронзовых инструментов? Характерно, что ни на одном из блоков невозможно найти следов каких-либо инструментов, все блоки тщательно отполированы. Объем трудозатрат по обработке такого количества гранитных монолитов (а их только в нижней стене насчитывается более 700) трудно себе представить. Две следующих стены Саксайуамана состоят из менее крупных блоков гранита (как правило, высотой в полметра), но они также тщательно обработаны и отполированы и сложены с использованием полигональной техники.

Испанцы, захватившие Куско в ноябре 1533 года, были просто поражены величием построек Саксайуамана. Один из самых известных хронистов того времени Инка Гарсельясо де ла Вега писал, что “эти постройки были возведены не людьми, но демонами”. Не удивительно, что испанцы при виде таких стен, назвали Саксайуаман “крепостью”. Тем более, что в 1536 году состоявшееся здесь кровопролитное сражение, в котором погибло 1500 индейцев решило судьбу инкского восстания и, по сути дела, ознаменовало крушение инкской империи.

Однако, Саксайуаман не являлся крепостью. Прежде всего, главный холм на этом памятнике огорожен циклопическими стенами лишь с одной стороны. Другая стороны холма достаточно отвесна и труднодоступна, а вот его торцы – пологи и не имеют никаких защитных укреплений. На вершине холма в инкское время стояли три башни, главная из которых имела в высоту почти 20 метров. Сегодня археологами раскопан фундамент одной из них. Но эти башни также не являлись оборонительными. Хотя во время битвы за Куско и Саксайуаман в 1536 году именно башни являлись оплотом сопротивления индейцев. Тем не менее, при инках башни служили, прежде всего, хранилищами и жилищами. Не исключено также, что они использовались для астрономических наблюдений.

Для чего же служил этот огромный комплекс, если он не являлся крепостью? Ряд испанских хронистов, даже те, кто в своих книгах называют Саксайуаман “крепостью”, упоминали, что он служил “настоящим Домом Солнца”. И действительно, сегодня уже не вызывает сомнений, что это был крупнейший религиозный центр инкской империи. В настоящее время на территории памятника проходит ежегодное празднование одного из важнейших инкских праздников – Инти Райми – праздника Солнца, отмечаемого в день летнего солнцестояния. До Конкисты Саксайуаман весь был застроен храмами, жилищами жрецов, хранилищами. Испанцы после захвата Куско, разрушили подавляющее большинство построек, использовав камень для строительства своего, уже европеизированного, города. Остались только многотонные монолиты циклопических стен, разобрать или разрушить которые испанцам было не под силу.

В официальной науке еще полвека назад, благодаря стараниям американских ученых, утвердилась точка зрения, что все циклопические постройки были возведены инками. Инкская история утверждает, что Куско был основан первым Инкой Манко Капаком. Но археологические исследования в том же Саксайуамане показали, что памятник был населен задолго до инков. И действительно, инкское государство возникло примерно в 1200 году. Историкам известно всего 13 инкских правителей. А ведь объем строительных работ, приписываемых инкам, как минимум в десять раз превышает аналогичный объем, выполненный древними египтянами за три тысячи лет их истории! Испанские хронисты приписывают строительство Саксайуамана девятому правителю Инке Пачакути, который и считается основоположником инкской империи. Однако разные авторы приводят различные цифры относительно времени строительства комплекса – от пяти до семидесяти лет. Скорее всего, эта информация была также почерпнута хронистами из официальной истории инков, хотя вряд ли вызовет сомнения тот факт, что инки несомненно возводили в Саксайуамане храмы и другие постройки. Вот только все ли здесь было построено именно ими?

Сегодня целый ряд исследователей полагает, что циклопические постройки в Перу были выполнены некоей гораздо более древней “мегалитической цивилизацией”. Инки, пришедшие сюда последними, лишь присвоили себе наследие древних, адаптировав их строительные традиции. И действительно, вряд ли здравомыслящему человеку придет в голову мысль, что кремлевская стена была построена большевиками, только потому, что в ней захоронен прах видных деятелей советского государства.

В начале 2003 года испанский археолог Ансельм Пи Рамба обнаружил подземный тоннель, соединяющий Центр Куско и Саксайуаман. Тоннель проложен на глубине около ста метров под поверхностью и имеет протяженность в 2 километра! Еще Гарсильясо де ла Вега писал о целом подземном городе под Куско, состоявшем из лабиринта галерей, потайных храмов и хранилищ. Неужели это тоже успели построить инки всего за триста лет? Мы только начинаем приближаться к разгадкам тайн древних цивилизаций и большинство открытий еще ждет нас впереди.

В 40 км к северо-западу от Куско находится Ольянтайтамбо – еще один чрезвычайно примечательный памятник индейской архитектуры. “Тамбо” (на языке кечуа – “тампу”) означает “почтовая станция”. Инки, как и любая другая империя древности, наладившая систему дорожных сообщений, имели целую сеть тампу, расположенных на дорогах на расстоянии 12-18 км друг от друга. Тампу были государственными заведениями и важнейшей их функцией была поддержка царских гонцов – часки, которые обеспечивали эффективнейший информационный обмен в империи инков. Тем не менее тампу часто вырастали в крупные поселения и даже города. Таким и был Ольянтайтамбо. Город расположен в верховьях р.Урубамбы на высоте 3500 м над уровнем моря в начале так называемой Священной долины инков, которая вела к Мачу-Пикчу. До настоящего времени памятник сохранился очень хорошо. Современный поселок построен на фундаментах инкских домов и сохранил до-испанскую планировку улиц. Но не это является главной достопримечательностью Ольянтайтамбо. Рядом с поселением на высоком скальном выступе ближайшей горы расположен храмовый комплекс. Его тоже называют крепостью, хотя он таковым не является. Инки вообще не строили укрпленных поселений, т.е. обнесенных оборонительной стеной с башнями или бастионами. Живя в горной стране они использовали труднодоступные холмы, скалы и склоны гор для устройства своих ключевых пунктов.

Ольянтайтамбо расположен как раз на таком скальном мысу, возвышающемся над долиной на высоту около 60 м. На вершину ведет единственная узкая каменная лестница, сбоку от которой раскинулся каскад из 17 земледельческих террас. Испанцы один раз в 1536 году попытались захватить Ольянтайтамбо, но безуспешно. Отряд Эрнандо Писсаро был вынужден в спешке отступить, едва избежав гибели.

На вершине скалы покоятся остатки циклопического сооружения, которое без всяких на то оснований называют Храмом Солнца. Это здание разрушено, хорошо сохранилась только передняя стена, сложенная из шести огромных монолитов из розового порфира. Монолиты имеют высоту до 4 метров. Весь каждого из них достигает 20-25 тонн. Причем эти блоки не просто состыкованы друг с другом, между блоками втиснуты выполненные из того же материала узкие вставки шириной в 25 см. Зачем использовался такой технологический прием? Ведь другие образцы перуанской кладки не имеют аналогичного архитектурного решения, но все равно наглядно демонстрируют высочайшее мастерство древних зодчих. Блоки Ольянтайтамбо тоже пригнаны друг к другу с такой точностью, что между невозможно просунуть не то что лезвие ножа, но даже лист бумаги.

Считается, что храмовый комплекс Ольянтайтамбо инки начали строить перед самым нашествием испанцев, и завоевание помешало закончить строительство. Свидетельство тому – несколько десятков гранитных блоков весом по 10 тонн и более, разбросанных на вершине холма, у его подножия и на дороге, ведущей к каменоломням. Эти монолиты называют “уставшими камнями”. Гранитные каменоломни, где вырубались блоки, расположены на другой стороне долины, на расстоянии в несколько километров, если считать по прямой. Каменоломни лежат на крутом, примерно в 50°, склоне горы на высоте около 900 м над долиной. Возникает закономерный ряд вопросов: как индейцы могли спустить по такому склону многотонные блоки, затем переправить их через бурную горную реку Урубамбу (ширина ее здесь – около 50 м), протащить несколько километров по долине и поднять по такому же крутому склону на высоту в 60 м? Принято считать, что индейцы для подобных работ использовали деревянные катки и канаты. Но здравый смысл заставляет усомниться в возможности проведения подобных работ. В иллюстрированной книге Гуамана Помы приведен рисунок, где индейцы тащат на канатах каменный валун. Правда, никакие катки здесь не изображены и размеры изображенного камня отнюдь не гигантские. Гарсильясо де ла Вега в своей хронике приводит следующий факт: один из правителей инков решил доставить к месту строительства один из “уставших камней”. Для этого он снарядил 20 000 индейцев, которые тащили его на канатах. В одном месте над обрывом камень сорвался и раздавил более трех тысяч человек. Вряд ли стоит обращать особое внимание на цифры, испанские хронисты часто грешили преувеличением, когда речь шла об индейцах. Но данный факт, прежде всего, свидетельствует о том, что инки не были в состоянии не то что построить подобные сооружения, но даже доставить к месту строительства такие блоки.

В Ольянтайтамбо “уставшие камни” лежат не только на дороге, ведущей к каменоломням, но и на территории поселка в прямо противоположном от каменоломен направлении. И это свидетельствует о том, что они не были брошены по пути, а скорее всего, являются результатом разрушения древнего храма. Инки, пришедшие сюда последними, не были в состоянии даже сдвинуть монолиты и поэтому оставили их там, где они и лежали.

Не меньшей загадкой является и “полигональная” техника кладки гигантских блоков. Каким образом укладывались монолиты весом в десятки тонн так, чтобы искусно вырезанные углы и пазы на соседних блоках входили друг в друга как детали детского конструктора? Существует гипотеза, основанная, правда, лишь на индейских легендах, о том, что древние перуанцы умели размягчать гранит при помощи растительных соков до состояния пластилина. Позже поверхность камня застывала и приобретала изначальные свойства.

И еще один любопытный факт. В циклопической кладке перуанских построек встречаются блоки, имеющие один-два трапециевидных выступа. Их функциональное назначение не понятно. Большинство блоков таких выступов не имеет. Такой технологический прием (гранитный блок с выступами) встречается кроме Перу лишь в одном месте планеты. А именно, в облицовке великих пирамид плато Гизы. Как можно объяснить наличие такого специфического архитектурного элемента в двух стол удаленных во времени и пространстве цивилизациях?

(Журнал “Итоги”, N 5, 2005)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Андрей Жуков

Жуков Андрей

Археолог, кандидат исторических наук.

Один из авторов телевизионного проекта «Запретные темы истории». Один из организаторов Клубного Лектория «Истоки Цивилизаций». Научные интересы: вопросы происхождения первых цивилизаций; алгоритмы, закономерности развития и исчезновен... Читать далее

Все работы

1 комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Уставшие камни могли быть не остатками разбитого храма,а строительным материалом.Их просто не успели распилить на блоки меньшего размера.В этих местах планировались к постройке не большие площадки со стенками и нишами.Скорее сего рядом с ними есть выходы родников или не глубокое залегание грунтовых вод.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: