Около села Элар, расположенного вверх по Раздану, примерно в 15 км от Еревана, еще в 1862 г. была открыта клинообразная надпись Аргишти, сына Менуа. Клинопись вырезана на громадном камне неправильной формы, находящемся на краю ущелья, против сел. Элар. Между селением и камнем с надписью находится холм с развалинами древней крепости и обширным поселением вокруг нее. В надписи рассказывается о походе в страну Этиуни и о захвате страны Улуани и страны города Дарани. Вполне вероятно, что древняя крепость у сел. Элар и есть город Дарани, упоминаемый в надписи, тем более что сама крепость по характеру кладки и своему плану очень близка к известным нам урартским и, по-видимому, была сооружена в VIII в. Но она продолжала служить местом поселения и значительно позднее, о чем свидетельствуют результаты раскопок 1926-1927 гг., а также подъемный материал. Раскопки доказали, что и в более древний, доурартский период на месте крепости существовало поселение.

Вторая надпись Аргишти, сына Менуа, была открыта у сел. Ордаклю, у северо-западной оконечности оз. Севан. На берегу озера, по дороге в сел. Севан (б. Еленовку), заметна небольшая гряда скал, на одном из камней которой и вырезана клинообразная надпись. В надписи рассказывается о захвате страны города Киехуни, упоминаемого в летописи Аргишти I, до города Иштикуни.

Неподалеку от клинописи имеются также развалины древней крепости, занимающие обширную площадь. Крепость расположена к юго-западу от селения, у шоссе, ведущего из Ордаклю в Нор-Баязет, и занимает группу невысоких холмов, подступающих к неширокой низменной части берега. Массивные стены шириной до 4 м охватывают как вершины холмов, так и ложбины между ними, образуя целую систему отдельных замкнутых участков. Внешние стены, спускаясь к воде, пересекают побережье — единственный удобный для прохода путь.

Датировка наземных сооружений Ордаклинской крепости до раскопок весьма затруднительна. По всей вероятности, они относятся ко времени позже урартского, но не подлежим сомнению, что на этом месте и в урартский период существовало поселение-крепость. Среди материала, обнаруженного на крепостных холмах, имеются отдельные фрагменты древней керамики начала I тысячелетия. Неподалеку от надписи открыты богатые погребения в курганах, относящиеся к доурартскому времени.

Значение Ордаклинской крепости уже с первого взгляда представляется совершенно ясным: она преграждала с севера доступ к западному севанскому побережью (этим объясняются ее размеры и мощность сооружений).

Вопрос о том, проникал ли Аргишти, сын Менуа, далее в Севанский район, остается открытым, так как на западном и южном берегах озера его надписи отсутствуют, а в Хорхорской летописи не упоминаются страны Севанского района. Другой путь походов, снаряжавшихся в Эребуни, шел к западному склону горы Арагац.

В надписи Аргишти на скале у сел. Гулиджан (северо-западный склон Арагаца) рассказывается о походе в страну Кулиаини и захвате города Дурубани.

Самая северная из урартских надписей, сохранившихся на территории Армянской ССР, находится на левом берегу Ахуряна (Арпачая), у сел. Ганлиджа, и содержит следующий текст: «Величием бога Халди Аргишти говорит: я завоевал страну Эриахи, я завоевал город Ирданиуни до страны Ишкигулу».

Неподалеку от скалы, на которой вырезана надпись находится холм, возвышающийся над ущельем Ахуряна. На нем сохранились остатки построек, по всей вероятности, замка Вахрамашен, принадлежавшего князю Вахраму Пахлавуни (X-XI вв. н. э.). Предположение М. В. Никольского о существовании на этом месте крепости урартского времени, камни которой были использованы для более поздних построек, вполне вероятно.

Вся история составлена по надписям «здесь был Киса и Ося»…

Совершенно иное значение, чем крепость и город Эребуни, имел административно-хозяйственный центр в Закавказье Аргиштихинили, построенный, согласно сведениям летописи Аргишти I, на шесть лет позже Эребуни. Он заменил прежний урартский центр Менуахинили, находившийся к югу от Аракса.

В 1892 г. в сел. Сардарабад (ныне Октемберян) был найден камень из стены постройки со следующей надписью: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, говорит, могущественную крепость … я построил, установил ее имя – Аргиштихинили (с детерминативом собственного имени). Земля была пустынной, ничего там не было построено; я от реки четыре канала отвел, виноградник и сад насадил, совершил дела я там…».

Эта надпись, близкая по тексту к найденной на Арин-берде, полностью соответствует тексту летописи Аргишти I, где говорится о построении Аргиштихинили и канала.

Местоположение этой древней крепости, названной по имени урартского царя Аргиштихинили («постройки Аргишти»?), нам хорошо известно. Она находилась на холме у современного сел. Армавир (б. Курдуклю). Здесь же, по всей вероятности, была и древнейшая столица Армении Армавир, основанная, согласно преданию, приведенному Моисеем Хоренским, Армаисом, внуком Хайка.

Армавир уже давно привлекал к себе внимание историков и археологов. Одним из первых ученых, высказавших такое мнение, был Дюбуа де Монпере, путешествовавший по Армении в 30-х годах XIX в. Это мнение твердо установилось в исторических трудах по Армении. При описании холма Дюбуа де Монпере отмечал, что на его вершине сохранилась древняя стена, а сам город, расположенный на равнине, совершенно разрушен. Последнее он объяснял тем, что постройки в городе были преимущественно глинобитными. Основательному разрушению крепости и города содействовало также расхищение камня местными жителями для строительства. С Армавирского холма брались камни и для постройки турецкой крепости в Сардарабаде.

В 1869 г. в этом районе была найдена первая клинообразная надпись, усилившая интерес к Армавиру. Обследование Армавира было поставлено в план работ Подготовительного комитета V археологического съезда. Раскопки были начаты в мае 1880 г. А. Д. Ерицовым и продолжены осенью того же года А. С. Уваровым. На холме Армавир были заложены три траншеи и в них обнаружены остатки очагов и большое количество обломков керамики. Кроме того, у холма были раскопаны два могильника, давшие разновременные погребения. В северном костяки лежали в направлении с востока на запад; при них были найдены бронзовые кольца и браслеты, а также стеклянные и сердоликовые бусы. Во втором, южном могильнике костяки лежали на правом боку с согнутыми ногами, «при них попадались горшки, обсидиановые ядрища и железные предметы». Могилы были обложены камнями.

А. С. Уваров приводит следующее описание стен, сохранившихся на вершине холма: «Как прямые стены, так и стены башни имеют одну и ту же ширину, аршина в четыре. С внутренней и внешней стороны они облицованы большими квадратными камнями из черносиневатой базальтовой лавы. Камни эти имеют два аршина в толщину, и в боках заметны углубления для прикрепления каких-нибудь металлических скоб. На лицевой поверхности, по краям, проведена правильная полоска, и затем вся средняя часть выступает вперед в виде босажа (bossage). Таким образом, камни, раз сложенные вместе, обрисовывают желобком всю четырехугольную поверхность, отчего босаж резко выделяется… Такая кладка стен, как я покажу далее,— писал А. С. Уваров,— тождественна с другим армянским памятником IV в., а следовательно, эти развалины не древнего Армавира, а какой-то крепости того же IV в. после р. х.» Для подтверждения своей датировки А. С. Уваров сравнивал строительные остатки на Армавирском холме с храмом в Гарни и с примыкающей к нему крепостью.

М. В. Никольский с полным основанием возражал против такой датировки стен Армавирского холма и указывал, что рустовка (bossage) характерна именно для урартских построек, приводя в качестве примера камень из стены с урартской надписью, найденной в районе Армавира.

Нам известно пятнадцать урартских клинообразных надписей, происходящих из окрестностей Армавирского холма, причем самые ранние относятся ко времени правления Аргишти, сына Менуа (вторая четверть VIII в.), а самая поздняя, повествующая о постройке крепости, содержит имя Русы, сына Эримена (начало VI в.). Эти надписи свидетельствуют о больших строительных работах, проведенных урартами в районе своего административного центра в южном Закавказье.

На заботу урартов об ирригационной системе в районе Армавира указывает надпись о постройке канала Аргишти, сыном Менуа. Она находилась у русла древнего канала, отходившего от Аракса, неподалеку от места впадения в него р. Ахурян. По всей вероятности, эти работы проводились с целью расширения ирригационной системы, сооруженной местными жителями еще до прихода урартов.

Из района Армавира известны также две базы от колонн с надписями: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, этот храм построил», которые могут служить доказательством, что в южном Закавказье были храмы, посвященные урартским богам.

На основании большого числа клинописных памятников, отмечающих интенсивную строительную деятельнссть урартов в южном Закавказье, М. В. Никольский считал, что «гю всему вероятию, Армавир имел значение в религиозном отношении еще в дованский период Урарту не меньше, чем город Ван в ванский период. Когда политический центр был перенесен на юг и северные страны, входившие в древнее царство Урарту, настолько отдалились от него, что ванским царям приходилось возвращать их вновь посредством завоевания, культ Армавира был в упадке, храмы пришли в ветхость, жертвы прекратились. Завоевав левый берег Аракса в нынешней Эриванской равнине, Аргишти восстановил прежнее религиозное значение этого места».

Это свое предположение М. В. Никольский подкреплял ошибочным переводом часто встречающейся в урартских надписях фразы: EKALLU badusie sidistubi terubi. Эту фразу, имеющуюся также в армавирских надписях, М. В. Никольский, следуя общепринятому тогда в урартоведении правилу, переводил: «дворец разрушенный я восстановил, обстроил». Такое понимание текста не может теперь считаться правильным, так как прилагательное badusie совсем не означает «разрушенный», а, по-видимому, отмечает качество постройки, например «мощный», «крепкий», имея в своей основе корень bad. Вместе с тем и глагол sidistubi terubi следует переводить не «я восстановил», а «я постройкой закончил», т. е. «я построил». При учете того, что идеограмму «дворец» (ассир. EKALLU) для урартских надписей в некоторых случаях надо переводить «крепость», «замок», вся вышеприведенная фраза получит перевод, совершенно противоположный старому, а именно: «крепость мощную я построил».

Значение Аргиштихинили для истории южного Закавказья второй четверти VIII в. было очень велико, но уже в конце VIII или в начале VII в. он теряет свое прежнее положение, во всяком случае на его территории отсутствуют письменные памятники Русы I и Русы II, проводивших большие строительные работы в Закавказье.

К середине VIII в., как мы видим, области южного Закавказья становятся частью Ванского царства, которое, таким образом, приобрело горные районы, богатые скотом, а также Араратскую долину, одну из лучших земледельческих долин Передней Азии.

Эта территория прочно удерживается урартами, там создается крупнейший административно-хозяйственный центр, где, вероятно, пребывал и урартский наместник.

Основываясь на летописи Аргишти I, Г. А. Меликишвили попытался дать и абсолютную датировку правления этого царя. Он обратил внимание на то, что в царствование Салманасара IV в списках эпонимов походы против Урарту отмечены 781-778, 776 и 774 гг. В летописях Аргишти речь о столкновении идет при описании VI, VII, и IX годов. Если признать 781 год VI годом правления Аргишти, то начало его царствования следует отнести к 786 г., а конец, поскольку Г. А. Меликишвили полагает, что летопись содержала описание двадцати трех лет правления Аргишти, падает на 764 г..

Эти свои выводы, встретившие возражение со стороны И. М. Дьяконова, Г. А. Меликишвили считает условными. И. М. Дьяконов, полагая, что надписи Шамшиилу относятся к 774 г., приходит к старому выводу о вступлении Аргишти на престол в 780 г..

В настоящее время этот вопрос определенно решить невозможно, так как упоминания о взаимных столкновениях ассирийцев и урартов могут быть не отражены в обоих источниках, ибо побежденные часто не вспоминают о своих поражениях; сведения летописей всегда тенденциозны.

Урарту к концу царствования Аргишти, сына Менуа (середина VIII в), находилось в зените своего могущества. Прочно закрепилась власть урартов в Закавказье и в приурмийском районе, успехом завершились походы на запад, в Хеттское государство. Северная Сирия стала зависимой от Урартского государства, которое, таким образом, захватило все основные торговые пути Передней Азии.

Ассирия не могла противодействовать завоеваниям могущественного Ванского царства и начала терять область за областью. Ассирия в первой половине VIII в. (время царствования Ададнирари III, Салманасара IV, Ашурдана III и Ашурнирари IV) находится в состоянии экономического и политического упадка. В результате всего этого главенствующее положение в Передней Азии перешло от Ассирии к Урарту.

В 1916 г. экспедиция Русского археологического общества раскопала на южном склоне Ванской скалы две ниши с площадкой перед ними. В западной нише, верхняя часть которой с клинообразной надписью царя Сардури, высеченной на стене, была известна уже давно, И. А. Орбели обнаружил большую стелу на постаменте с текстом летописи Сардури, сына Аргишти. Слева от этой ниши была открыта вторая ниша, по размеру несколько меньшая, оказавшаяся пустой, но гнездо в полу для закрепления постамента свидетельствовало, что и в ней находилась стела с клинописным текстом.

Судя по расположению ниш, можно предполагать, что начало текста летописи Сардури находилось именно на отсутствующем памятнике.

В церкви Сурб-Погос, в Ване, еще Лэйардом были обнаружены два камня верхней части стелы с клинописным текстом Сардури, сына Аргишти, занимавшим все четыре грани стелы. Вероятно, они и являются верхней частью памятника, некогда стоявшего в восточной нише. В надписи из церкви Сурб-Погос оказался и начальный текст летописи: «Богу Халди, владыке, эту надпись Сардури, сын Аргишти, воздвиг». Далее помещено указание о принесении в жертву овец богу Халди и божеству царя Сардури и обычная формула проклятия тем, кто уничтожит, повредит или же себе припишет надпись.

От описания событий первого года сохранилась только фраза о вступлении на престол: «Сардури, сын Аргишти, говорит: когда бог Халди дал мне царство, я воссел на отцовское царственное место». К первому году царствования Сардури II относится также текст, высеченный на стене западной ниши, позади стелы, общий смысл которого остается еще не понятным. Он начинается с фразы о вступлении Сардури на престол, после чего идет перечисление колесниц, коней, воинов, скота, оружия, зерна, масла, меди и рабов…

На оборотной стороне стелы сохранился сильно разрушенный текст о походе урартов на запад, за Евфрат, в страну Мелиту. В нем рассказывается о тех же событиях, что и в надписи Сардури II на скале у сел. Изоглу, недалеко от сел. Кюмюр-хан. В надписи отмечается победа над Хиларуади, сыном Шаху, царем страны города Мелита (Мелиталхи), с которым воевал и Аргишти I. В надписи говорится о захвате и разгроме нескольких стран и городов и среди них города Сасиниг царского города Хиларуади, и о добыче, состоявшей из 50 боевых колесниц, золота, серебра и скота. Побежденный царь был пощажен при условии выплаты дани. Кроме того, к Урарту были присоединены девять городов частью на левом берегу Евфрата (Тумушки), а частью на правом (Мелуиани).

На боковых гранях обломков стелы из церкви Сурб-Погос сохранились еще два разрозненных текста. Один из них, на левой грани, содержит рассказ о походе против страны Рихима и города Хура. Второй текст вызывает настолько большой интерес, что я привожу его полностью:

«Бог Халди выступил, своим оружием победил он Мурини, царя страны Уеликухи, победил он Циналиби, племени Луеху, царя страны города Тулиху, победил он Ашурнирари, сына Ададнирари, царя Ассирии, победил он страну Арме, победил он страну царского города Нихириани, поверг их перед Сардури, сыном Аргишти. Сардури говорит: выступил я против страны Уеликухи, завоевал я страну полностью, за один день захватил я ее, крепости разрушил, города сжег…»

В этом тексте сведения о победе над Ассирией стоят в одном ряду со сведениями о завоеваниях в странах Закавказья. Ассирия уже не в силах активно бороться против Ванского царства. Ассирийская царская династия постепенно выпускает из рук то, что завоевали Ашурнасирпал II и Салманасар III.

В Хорхорской летописи рассказывается о поражениях, нанесенных урартами ассирийским войскам; из приведенного текста Сардури II мы узнаем о его победе над ассирийским царем Ашурнирари, который назван сыном Ададнирари ( в действительности он был сыном Ашурдана). Ванское царство, одерживая победы над Ассирией, распространило свое господство не только в северной Сирии, но и в районе верхнего течения р. Тигр. К этому району относились страна Арме (Урме) и страна города Нихириа. Вероятно, страна Арме находилась между Арацани и Тигром и граничила со страной города Нихириа, название которого близко к имени древнейшего армянского города Нефер (Непер, Непер-керт), где был построен Тигранакерт. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Н. Адонц, разбирая топонимику этого района, отмечал доармянскую основу термина Нефер.

Привожу изложение событий летописи Сардури II в той последовательности, которая была предложена Г.А. Меликишвили, учитывая, что годы летописи не совпадают с годами правления царя.

В тексте I года летописи рассказывается о походе в страну Кулха, о победе над Хахани, царем страны Хушаалхи, и о походе в закавказскую страну Абилианихи. Из побежденных стран было пригнано много пленных и большое количество крупного и мелкого рогатого скота.

Во II год Сардури снова снарядил походы в страну Эриахи и Абилианихи. «Бог Халди выступил, своим оружием победил он царя страны Эриахи, победил он страну Абилианихи, поверг их перед Сардури, сыном Аргишти». «Сардури говорит: выступил я в страну Эриахи, захватил Эриахи, страну в один день покорил». После разгрома Абилианихи местный правитель сдался на волю урартского царя, о чем летопись говорит следующими словами: «Пришел Мурини Абилианихский, обнял Сардуровы колени…».

В III год был совершен поход на северо-запад от Урарту против Рашуни, царя страны Руишиани, и Диуцини, царя Игании.

В IV году был снаряжен поход в страну Пулуа и в третий раз – в страну Эриахи: «Сардури говорит: в том же году третий раз направился я в страну Эриахи, страну захватил, поселения сжег и разрушил, страну опустошил, мужчин и женщин угнал в Биайну, крепости там построил, страну в мою страну включил. Богу Халду великому Сардури говорит: пленными там сделал я, 6436 мужчин там я взял, 14 443 женщин угнал, всего 21 989 человек, некоторых убил, некоторых живыми увел. 1613 коней, 115 верблюдов, 16 529 голов крупного рогатого скота я угнал, 37 685 овец я угнал».

В V год летописи Сардури был занят войной на западе, против Кушташпи, царя страны Куммух. Поход этот окончился успешно, Сардури удалось склонить Кушташпи на свою сторону и получить от него богатые дары: 40 мин (около 20 кг) золота, 800 мин серебра, ткани и большое количество бронзы (IV, 36—57).

В VI год были совершены походы в страны Мана, на юг от оз. Урмия, и в Эриахи, к северу от горы Арагац. «Сардури говорит: затем направился я в страну Мана, страну захватил, поселения сжег и разрушил, страну опустошил, мужчин и женщин угнал я в Биайну. Город Дарабани, крепость укрепленную их, в битве захватил я, людей (отряд) там оставил я, страну в мою страну включил. В том же году затем направились войска в страну Эриахи, страну они захватили, поселения сожгли и разрушили, страну опустошили, мужчин и женщин в Биайну угнали. Халду великому Сардури говорит: всех (?) людей пленными там я сделал, 3225 мужчин там я взял, 4928 женщин, всего 8153 человека. Некоторых я убил, некоторых живыми увел, 412 коней, 6665 голов крупного рогатого скота, 25 735 овец я захватил».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: