На обратном пути Саргон с тысячным отрядом направился к Мусасиру. Текст дает подробное описание трудного пути к Мусасиру, расположенному в лесистых горах; а лесистые горы служили обычно самым тяжелым препятствием, так как в них всегда можно было ждать внезапного вражеского нападения. «С одной только колесницей ног моих и 1000 моих всадников горячих, лучников, людей, вооруженных щитом и копьем, моих яростных воинов, сведущих в сражении, я привел в порядок и затем дорогу на Мусасир, путь трудный, я взял, на Арсиу, гору могучую, склоны которой подобны острию и не имеют подъема, я заставил подняться мои войска. Реку Верхний Заб, которую жители Наири и Килху называют Еламуниа, я перешел между Шейак, Ардикши, Илайау, Аллуриу, горами высокими, гребнями возвышенными, остриями трудных гор, которые исключают всякое описание. Между ними нет пути для продвижения пехоты, внутри их образуются могучие водопады, шум падения которых… гремит, как гром; они покрыты всевозможными деревьями и всеми желаемыми плодовыми деревьями и виноградными лозами, куда никакой царь еще не проходил и властитель, бывший до меня, не видел их пути. Их большие стволы я срубил и затем крупные их острия медными кирками вытесал. Дорогу узкую, проход, тропинку, которую пехотинцы прошли бочком, для прохода моих войск между ними я устроил, колесницу ног моих я положил на затылки людей, а я верхом на лошади стал во главе моего войска».
Относительно местоположения Мусасира, страны и одноименного ей города (по-урартски «город бога Арда»), до сих пор нет единого мнения…
Очень возможно, что Руса, ожидая вторжения Саргона в центральную часть своего государства, перевез царскую казну в страну Мусасир, правитель которой был союзником ванского царя. Может быть, именно это обстоятельство и толкнуло Саргона на чрезвычайно трудный поход через лесистые горы…
Внезапно подступив к Мусасиру, ассирийское войско, «подобно саранче», покрыло всю местность. Правитель Мусасира Урзана бежал в горы, оставив в городе свою жену и детей. При приближении ассирийцев в Мусасире началась паника, и в Луврском тексте подробно описывается смятение, охватившее город.
Жители взывали о помощи к своему богу: «Больших быков, жирных баранов без счета они перед ним приносят в жертву, бога Халди они венчают короной владычества, они дают ему держать скипетр царства Урарту…. Над этим городом клич моего войска я заставил греметь, как гром… Его люди, старики и старухи поднялись на крыши своих домов и горько плачут, ради спасения своих жизней они ползают передо мной на четвереньках. Так как Урзана, царь их, правитель, по слову Ашура не смирился и затем сбросил ярмо моего владычества и пренебрег служением мне, я задумал взять в плен людей этого города; увод бога Халди, опоры Урарту, я повелел. Перед большими его воротами победоносно я посадил его, его (Урзаны) жену, его сыновей, его дочерей, его людей, семя дома отца его я взял в плен. Я присчитал их к 6110 людям, 12 мулам, 380 ослам, 525 быкам, 1235 баранам, и затем ввел их в укрепление моего лагеря. В Мусасир, местопребывание Халди, победоносно я вошел и во дворце, жилище Урзаны, я воссел как властитель».
С кладовых, переполненных нагроможденными в них сокровищами, были сбиты «печати их хранения». Все содержимое стало добычей ассирийского царя. В тексте приводится длинная опись захваченной добычи, причем одного только золота было взято около 1040 кг (34 таланта и 18 мин), а серебра – 5060 кг (167 талантов и полмины). Кроме того, во дворце были взяты чистая медь, свинец, сердолик, лазурит и несметное количество разных драгоценных камней. Далее приводится перечень отдельных, главным образом металлических, вещей, причем в некоторых случаях особо отмечается их урартское производство.
Захватив имущество в кладовых дворца, Саргон направил своих приближенных и начальников отрядов в храм бога Халди, где добыча оказалась еще более значительной. На рельефах Дур-Шаррукина имелось изображение разграбления ассирийцами Мусасирского храма. В центре этой сцены изображен храм, соответствующий описанию ассирийского текста, в левом верхнем углу – ассирийский чиновник, ведущий счет захваченным богатствам. Перед ним стоят два писца, один из которых записывает клинописью на глиняной табличке, а другой – арамейским письмом на папирусе. Рядом находился другой рельеф с изображением взвешивания добычи на весах. Согласно сведениям Луврской таблички в храме было взято, кроме большого количества золота (цифра не сохранилась), около 500 кг серебра и 109 080 кг меди в слитках. В тексте приводится пространное описание отдельных вещей, захваченных в храме.
В храме находились также большие бронзовые статуи урартских царей (Сардури, сына Ишпуини, не известного по урартским источникам, являвшегося, по-видимому, правителем Мусасира, Аргишти и Руса со своим возничим на колеснице) и другие монументальные скульптуры из металла (статуи «великих привратников»), фигуры быка и коровы с теленком.
Описание колоссальной добычи, захваченной в Мусасире, заканчивается словами:
«Имущество дворца Урзаны и храма бога Халди с его несметными богатствами, которые в Мусасире я захватил, я нагрузил во всей их бесчисленности на мое многочисленное войско и в Ассирию заставил я тащить эту добычу. Людей области Мусасира к людям Ассирии я причислил, повинности воинские и строительные я наложил на них, как на ассирийцев».
Разгромом Мусасира Саргон сильно ослабил Урарту, лишив эту страну надежного союзника, защищавшего с юга центральную часть Ванского царства. В летописи Саргона рассказывается, что когда «Руса (Урса), правитель Урарту, услыхал, что Мусасир разрушен, его бог Халди увезен, то собственной рукой, железным кинжалом своего пояса лишил себя жизни», и в заключение говорится: «на Урарту и всю его область нанес я несчастье и заставил людей, живущих там, стонать и плакать».
Так окончился снаряженный в 714 г. поход Саргона против Урарту, хорошо нам известный благодаря разнообразным и подробным источникам.
Мы не знаем потерь ассирийской армии во время этого похода, хотя в Луврском тексте и указывается, что «начальник колесницы, два всадника и три сапера были убиты». Можно думать, что в данном случае упомянуты лишь командиры и не отмечены потери рядовых воинов, но все же кажется более вероятным, что этот перечень убитых является обычной формулой реляции богам, так как дословно то же перечисление убитых имеется и в текстах Асархаддона.
Поход VIII года правления Саргона является характерным образцом грабительских войн того времени. Ассирийская армия, за которой упрочилась слава непобедимой, держала Переднюю Азию в подчинении лишь недолгое время. Народы, захваченные Ассирией, объединялись против своего могучего врага, и в конце царствования Саргона его военная слава стала меркнуть. До сих пор не установлены обстоятельства смерти Саргона; некоторые из источников указывают как будто на то, что он пал на поле битвы, а другие позволяют думать, что он был убит во время дворцового заговора.
Несмотря на исключительный успех похода 714 г., Ассирия все же не смогла сломить окончательно мощь Ванского царства, хотя и нанесла ему жестокое поражение. После этого похода Урарту продолжало еще существовать около 130 лет и даже пережило своего постоянного соперника – Ассирийское государство, которое через 100 лет после похода VIII года правления Саргона пало под ударами союзной армии вавилонян, мидян и скифов.
После смерти Русы урартским царем стал его сын, Аргишти, от времени которого до нас дошли только три клинописных памятника. Сохранившиеся и известные нам документы очень слабо освещают историю Ванского царства этого времени. Хотя в одной из своих надписей Саргон при перечислении завоеванных стран, среди которых упоминается также Урарту, говорит, что он своих «приближенных (sutresi-su) наместниками (saknu-ti) над ними поставил, дань и подать, как на ассирийцев, наложил», все же Урарту после похода VIII года правления Саргона не потеряло своей самостоятельности.
В 713 г. Саргон предпринял поход против Амбариса, правителя стран Табал и Мита, правителя мушков (мосхов), прежних союзников Русы, а в следующем, 712 г., он возводил укрепления на границе урартов и мушков. В ассирийских надписях рассказывается также о расправе в 708 г. (XIV год правления Саргона) с Муталлу, правителем Куммуха, который приносил дары и платил ежегодную дань урартскому царю Аргишти, рассчитывая на его помощь.
И после похода 714 г. Саргон продолжал внимательно следить за событиями в Урарту, о чем свидетельствуют информационные письма Куюнджикского архива. В письме Уппахир-бела ассирийскому царю рассказывается об организации наблюдения в районе города Харда, севернее современного Диярбакыра, и о том, что туда прибыл гонец Аргишти, который передал приказ урартского царя не выполнять его прежнего указания и беречь коней до прибытия второго гонца. Тут же говорится о вооруженном столкновении в связи с противодействием увозу ассирийцами бревен. В другом письме Уппахир-бел сообщает о движении урартского войска к городу Харда.
В последние годы царствования внимание Саргона было отвлечено от севера. Да и после смерти Саргона в Ассирии произошли политические осложнения, возможно, даже попытки государственного переворота, о чем рассказывается в одном из документов Куюнджикского архива. Таким образом, Урартское государство имело возможность оправиться после поражения, нанесенного ассирийцами. Клинописные памятники свидетельствуют нам об интенсивных строительных работах Аргишти, проводившихся в центре государства и, в частности, в тех местах, через которые прошла армия Саргона. Две его стелы, найденные около Арджиша, рассказывают о постройке города, сооружении искусственного озера и о постройке канала.
По-видимому, Аргишти был царем Урарту почти на протяжении всего царствования Синахериба (705-681 гг.). Ассирийские источники этого времени умалчивают о событиях, происходивших в Урарту. Синахериб был занят войнами с Вавилоном, Сирией и Палестиной, а также подготовкой похода в Египет и не вел, во всяком случае открытой, борьбы со своими северными соседями, несмотря на то что граница Урартского государства была в это время сравнительно близко от центра Ассирии. Судя по текстам Синахериба, гора Тас (современный Бавиан), где ассирийский царь устроил свой охотничий парк, находилась «на границе Урарту».
В 681 г. Синахериб был убит во время дворцового заговора, причем после вступления на престол Асархаддона убийцы царя бежали в страну Шуприю. В Библии, сохранившей эти сведения, сообщается, что сыновья Синахериба, убившие отца, бежали в Урарту: «И когда он (Синахериб. – Б. П.) поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую».
Моисей Хоренский в новой «Истории Армении» передал этот же рассказ. Он писал, что Сеннахерим, царь ассирийский, был «умерщвлен своими сыновьями – Адрамелом и Санасаром, которые спаслись бегством к нам».
Санасар, по рассказу Моисея Хоренского, поселился на юго-востоке Армении, на границе с Ассирией. Впоследствии его потомки, «показав на службе верность нашим царям, удостоились получить достоинство бдешха в этих странах. Аграмозан (Адрамел) поселился на юго-востоке той страны, от него произошли роды Арцруни и Гнуни».
Армянский народный эпос также сохранил рассказ об убийстве Синахериба его сыновьями. Но там ассирийский царь выступает в образе багдадского халифа, идолопоклонника, которого убивают его сыновья Санасар и Багдасар.
Имеющиеся в нашем распоряжении источники не дают возможности установить время окончания царствования Аргишти. В текстах Асархаддона (681-668 гг.) мы встречаем также имя нового урартского царя, Русы, сына Аргишти.
Среди оракулов Асархаддона, вопросов к богу Шамашу, сохранился текст, в котором ассирийский царь спрашивал бога о том, осуществятся ли замыслы Русы (Урсы), правителя Урарту, или народов гимирра (киммерийцев). Его беспокоил также вопрос, двинутся ли урарты и киммерийцы походом в страну Шуприа. В другом тексте Асархаддон спрашивал Шамаша о том, удадутся ли планы «воинов гимирра, или воинов индийских, или воинов манейских»7.
Таким образом, мы видим, его тревожили северные соседи – киммерийцы, урарты, мидийцы и манейцы. И не случайно Ашуршалим в письме к Асархаддону говорит об организации наблюдения в странах Урарту, Мана, Мидии и Хубушкии. В том же письме дается также инструкция для приема и допроса перебежчиков из вражеских стран.
Но, по-видимому, ассирийцы не желали вести открытую борьбу со своими северными соседями, и, когда Асархаддон во время похода в страну Шуприа (673—672 гг.) захватил в крепости Уппум скрывавшихся в ней урартских беглецов, он вернул их урартскому царю. Возможно, что и урарты в свою очередь избегали столкновений с Ассирией.
Период правления Русы, сына Аргишти, по дошедшим клинописным источникам, представляется нам периодом интенсивного строительства и укрепления мощи Урарту. Поэтому некоторые историки называют Русу II «реставратором Ванского царства».
Он вел также борьбу на западе за восстановление урартского владычества над выходом к Средиземному морю, и в одной из его надписей в Адильджевазе, на северо-западном побережье Ванского озера, упоминаются пленные, захваченные в странах Мушкини, Хати и Халиту.
Громадное большинство археологического материала, дошедшего до нас, относится к концу Ванского царства, начиная со времени царствования Русы П. При раскопках на Топрах-кале, у Вана, кроме остатков древнего города, обнаружены также развалины храма и дворца. Посвятительная надпись на бронзовом декоративном щите из храма, содержащая имя Русы, сына Аргишти, указывает на то, что Руса III, сын Эримена, не строил храм заново, а только его обновлял.
На Топрах-кале были найдены также таблички из клинописного архива урартской столицы, причем один из документов был датирован так: «[в] год Русы, сына Аргишти, когда Сагаштара, царь Ишкигулу, пошел на страну Мана».
Урартские надписи свидетельствуют о больших строительных работах, проведенных Русой II на севере государства, в частности в Закавказье. Об этом говорится в надписи, открытой в Маку, а также в тексте большой стелы, обнаруженной при раскопках Звартноца, древнего армянского храма VII в. н.э. около Эчмиадзина. Стела эта, высотою в 2,7 м, содержит сорок семь строк клинописного текста, в котором рассказывается о крупных строительных работах, проведенных Русой II. В надписи содержатся сведения о разведении виноградников, плодовых деревьев и о каких-то посевах, об отводе канала от р. Ильдаруни (вероятно, Раздан) и о жертвоприношении животных богам Халди, Тейшебе и Шивини. Кончается надпись обычной формулой проклятия разрушителям памятника.
Город Тейшебаини, цитадель которого находилась на холме, называемом ныне Кармир-блур, был крупнейшим урартским административным центром в Закавказье.
В него стекалась и в нем обрабатывалась богатая дань, собранная в закавказских областях (в цитадели находились закрома для зерна, кладовые для вина, мастерская для изготовления кунжутного масла). В цитадели хранились роскошные бронзовые изделия, выдающиеся памятники урартского искусства, ткани и пряжа, железное и бронзовое оружие и орудия, различные украшения и среди них золотые и бронзовые изделия. Найдены предметы ассирийского, малоазийского и египетского происхождения, обнаружены также и отдельные скифские вещи (удила, бусы, резьба из рога). Последние, по-видимому, указывают на то, что урартские административные центры Закавказья были посредниками при связях скифов с Передней Азией.
Раскопки Кармир-блура показывают, что город Тейшебаини был одним из важных оплотов урартской власти в Закавказье.
Такое укрепление урартов в Закавказье в середине VII в. не было случайным. Можно предположить, что в это время урарты вступили в союз с киммерийцами и скифами, проникшими в Закавказье. Именно это обстоятельство, вероятно, и тревожило Асархаддона, который в своих вопросах к богу Шамашу спрашивал о намерениях Урсы урартского и киммерийцев. Но нам известно, что Руса не вступал в борьбу с Ассирией, и летописи Ашурбанипала рассказывают о прибытии в Ассирию около 654 г. урартского посольства: «В то время урартский царь Руса услышал о могуществе моих богов и страх перед моим величием победил его. Он послал своих князей приветствовать меня в Арбеле».
Урартские послы прибыли в Арбелу сразу же после победы Ашурбанипала над Теумманом эламским и взятия Суз. На рельефах Куюнджикского дворца изображен даже прием урартских послов ассирийским царем. Очень характерно переданы низкорослые фигуры послов, один из которых – молодой, безбородый, а другой – бородатый. На них длинные одежды, украшенные бахромой, поверх которых накинуты плащи, на головах мягкие, вероятно войлочные, шляпы с кистями, ноги обуты в высокие зашнурованные сапоги.
В одном ассирийском тексте, относящемся к этому изображению, говорится: «Урса, царь Урарту, отправил послов вопросить о моем благополучии. Я поставил им в пример Набудамика и Умбадару, послов Элама, принесших письмо с дерзким посланием. Перед ними Манукиахе, помощнику Дунану, и Нинуртаусалл, коменданту его города, я вырвал язык, кожу их содрал».
Сохраняя мир с Ассирией, Руса II все же продолжал военные действия на западе – в восточной части Малой Азии и в северной Сирии. В Мазгерде, на юге Дерсимских гор, т.е. на западной окраине Ванского царства, в урартской крепости сохранилась клинообразная надпись Русы II при входе в обширное помещение, высеченное в скале. В этой надписи, так же как и в надписи из Адильджеваза, рассказывается об урартских военных походах. Тут упоминаются походы против хеттов и мушков. Мазгердская надпись свидетельствует также и о том, что Урарту в это время не потеряло своих западных владений и его западной границей, по-видимому, оставался Евфрат.
Нам неизвестны обстоятельства и время окончания царствования Русы, сына Аргишти, но летописи Ашурбанипала отмечают около 639 г. (после второго аравийского похода) прибытие посольства нового урартского царя, Сардури III: «Сардури, услышав о мощи и подвигах, которые судили мне великие боги, приветствовал мое величество, как сын отца, и соответственно этому писал: привет царю, моему господину. В почтении и смирении тяжелый дар свой он послал мне».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Добавить комментарий